Первая характерная черта невозрожденных людей состоит в том, что они живут (по суетности ума своего). Важный факт представляет то, что в нашем разуме, уме находятся центры, осуществляющие контроль над нашим образом жизни и всеми его аспектами. Павел продолжает говорить о понимании и невежестве (ст. 18), познании и научении (ст. 20-21), об уме и истине (ст. 23-24) - обо всем, что связано с интеллектом. В-виду того, что неверующие и христиане мыслят по-разному, их поведение также отличается друг от друга; они и ведут себя по-разному. Неверующий не может правильно и разумно рассуждать обо всех вопросах духовного и морального порядка. В этих сферах его мыслительный процесс страдает извращенностью и неадекватностью (ср. Рим. 1:28;8:7; 1 Кор. 2:14; Кол. 2:18; Титу 1:15).
В своем двухтомнике "Личность преступника" Сэмьюел Йохельсон и Стэнтон Сеймнау утверждают, что поведение преступника обусловлено его извращенным мышлением. Целых три раздела (стр. 251-457) посвящены вопросу "Мыслительных погрешностей в разуме преступника". Рассматривая мыслительный процесс преступников, не пытаясь вдаваться в исследование их чувств, прошедшей жизни и воспитания, эти исследователи в данных разделах делятся своими заключениями. "Весьма знаменательно, - пишут они, - что на преступника часто оказывает такое же сильное влияние проводимая им жизнь и занятие в период нахождения на свободе; как и само преступление. Мыслительный стереотип преступника проявляется во всем, и он не ограничен только преступлением". Это - описание извращенного, низкого и безнравственного разума. "Социологические объяснения являются весьма несостоятельными, - заявляют авторы. - Мысль о том, что человек становится преступником под влиянием разлагающей его окружающей среды, оказалась на деле весьма слабым аргументом, не объясняющим сути этого явления. Мы обратили внимание на то, что преступники являются выходцами из различных семей, как из неблагополучных, так и из обеспеченных. И не окружающая среда толкает человека на путь преступления, но целая серия выборов, которые он начинает делать в очень раннем возрасте". Исследователи также добавляют, что разум преступника в конечном итоге "примет решение, что в жизни человека нет никаких ценностей". "Его мышление отличается отсутствием всякой логики и здравого смысла", - заключают они.
В связи с тем, что греховность человека проистекает по причине отсутствия нравственности в разуме, преобразование должно начинаться именно с разума (ст. 23). Христианство нужно познать разумом, прежде чем применить его в жизни, на личном опыте. Только разумом мы обращаемся к Евангелию и, благодаря мыслительному процессу, охватываем верою исторические факты и духовные истины Евангелия, принимая верою Христа, как Господа и Спасителя. Поэтому первый шаг к покаянию состоит в перемене своего образа мышления в отношении себя, своего духовного состояния и Бога.
Греки уделяли большое внимание разуму, понимая его важность. Они были горды своей великой литературой, искусством, философией, политикой и наукой. Их познания отличались таким высоким уровнем, что римские завоеватели и другие народы высоко ценили рабов-греков, поставляя их учителями для своих детей и управителями своих имений и домов. Греки считали, что можно разрешить разумом почта любую проблему.
Однако Павел говорит, что в духовном отношении все помыслы разума отличаются суетностью и бесполезностью. Mataiotes суетность имеет отношение к помыслам или усилиям, которые не увенчиваются желаемым успехом, никогда не достигая цели. Поэтому, этот термин употребляется в значении синонима слова пустота, потому что все, связанное с ним, не приводит ни к чему, то есть оканчивается пустотой. Духовное мышление и основанный на нем образ жизни язычников - иных народов - в данном случае представляя всех нечестивых грешников, отличаются совершенной пустотой, бессмысленностью и суетностью. Жизнь неверующего человека, как в мышлении, так и во всех ее проявлениях вращается вокруг мелочных и пустых занятий, лишенных истинного смысла. Им движут эгоистические устремления; и он поглощен страстью к приобретению ценностей временного порядка. Он ищет удовлетворения в том, что в самой своей основе представляет химеру, обман, приводящий к разочарованности.
Невозрожденная душа планирует и разрешает все на основании собственного мышления. Такой человек становится авторитетом для самого себя, увлекаясь ходом своего мышления, которое заводит его в пустоту, бесцельность и бессмысленность - в эгоистический вакуум, которым характеризуется наш век (ср. Пс. 94:8-11; Деян. 14:15; Рим. 1:21-22).
Испытав в своей жизни наивысшие мирские наслаждения, достигнув вершины земного величия, самый мудрый, богатый и знаменитый человек периода древнего мира пришел к заключению, что земная жизнь не что иное, как "суета и томление духа!" (Еккл. 2:26; ср. 1:2; 14; 2:11 и т. д.). Однако, тысячелетие за тысячелетием люди стремятся к достижению тех же самых суетных целей и теми же суетными методами.