При завершении апостольской эры, служение пастора-учителя поднимается на более высокий уровень руководства в поместной церкви. Это положение несло с собой огромную ответственность. Пресвитеры или старейшины, отвечали за заботу и питание всей церкви, равным образом и за духовное руководство. Они были наивысшим органом, где проводился разбор всех церковных дел и осуществлялось их разрешение па основании Божьего Слова и согласно Божьей воле.
Первое Тимофею 3:1 гласит "Верно слово: если кто епископства (episcopos) желает, доброго дела желает". В стихе 5 Павел говорит, что труд episcopos состоит в том, чтобы "пещись о Церкви Божией". Из этого следует ясный вывод, что главная обязанность епископа состоит в заботе и попечении о церкви.
Но эта обязанность включает в себя целый ряд более специфических дел и самым очевидным из них является забота о всех внутренних вопросах поместной церкви. Первое Тимофею 5:17 говорит: "Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь". Греческое слово, переведенное как "начальствующим" - prostemi употребляется четыре раза в 1 Тимофею (3:4, 5, 12; 5:17), один раз оно переводится как "предстоятелей" и один раз в Римлянам 12:8, где причисляется к разряду духовных даров. Prostemi буквально означает "стоять первым, предстоять" и говорит о долге общего попечения и заботы, что типично в деле служения каждого пресвитера.
Осуществляя руководство в церкви, пресвитеры не подвластны ни какому высшему земному авторитету и власти, помимо поместного собрания верующих. Но они управляли церковью не принуждением или путем диктаторской власти, но путем наставления и личного примера (см. Евр. 13:7).
Пресвитеры не должны действовать по принципу единогласия, путем голосования. Если все пресвитеры находятся под водительством того же Духа и все имеют разум Христа, то в их решениях должно отмечаться единодушие и единство (см. 1 Кор. 1:10; ср. Еф. 4:3; Фил. 1:27; 2:2). Если в чем-то имеется разногласие, то они должны изучать Слово, молиться и искать Божью волю совместно, пока не будет достигнуто единогласия. С того принципа начинается единство и гармония в церкви.
На пресвитерах лежит обязанность по проповеди и наставлению Словом всей церкви (1 Тим. 5:17). Они должны принимать решение относительно доктринальных вопросов для церкви и отвечать за провозглашение истины всей общине. Перечисляя духовные качества епископа, Павел в 1 Тимофею 3:2-7 приводит только одну черту, относящуюся к специфической функции: он должен быть "учителей". Все остальные качества касаются особенностей личного характера.
В Титу 1:7-9 он также подчеркивает значение ответственности пресвитера, как учителя: "Ибо епископ должен... быть силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать". В те времена настолько возросла реальная угроза церкви со стороны лжеучителей в ее рядах, что ключевой чертой и качеством для руководства, явилась способность понимать здравое учение и преподавать его другим. "Наставлять" в этом стихе переведено с греческого parakaleo, что буквально значит "призывать ближе". Из Новозаветнего употребления этого термина мы подмечаем, что наставление состоит из нескольких элементов. Оно включает в себя убеждение (Деян. 2:14; 14:22; Титу 1:9), настоятельную просьбу (2 Кор. 8:1.7), утешение (1 Фес. 2:11), призыв (I Фес. 4:1) и терпеливое повторение важного учения (2 Тим 4:2).
Пресвитера должны всегда с готовностью откликаться на нужды, принимая участие в молитве. Иаков писал: "Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне" (Иаков 5:14).
Из Деяния 20:28 мы узнаем, что пасторское служение является еще одной функцией пресвитера: "Итак внимайте себе и, всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога". Концепция пасторского служения предполагает двойную ответственность: по питанию паствы и ее охране. Стихи 29:30 вновь подчеркивают тот факт, что служение епископа по охране •церкви, играет существенно важную роль в том, чтобы противостоять угрозе со стороны лжеучителей.
Пресвитер ведет себя по отношению к пастве как заботливый и любящий пастырь, но в Писании нигде не сказано, что община является "его стадом". Верующие принадлежат к "Божьему стаду" (1 Пет. 5:2), а пресвитер является просто домоправителем, заботящимся о драгоценном Божьем наследии.
Как духовные попечители церкви, учительные пастыри должны определять систему устройства церкви (Деян. 15:22); надзирать над ней (Деян. 20:28); рукополагать на служение (1 Тим. 4:14); управлять, учить и обличать (Титу 1:9) и вести себя как пастыри, подавая всем пример (1 Пет. 5:1-3). Все эти обязанности делают пресвитеров ядром Новозаветней церкви и ее труда (для дальнейшего рассмотрения вопроса о пресвитерах, обратитесь к книге автора "Ответы на ключевые вопросы о пресвитерах" (Панорама сити, Калифорния: Ворд оф Прэйс Комьюникейшен, 1984).
Каждый верующий в наши дни прямо или косвенно обязан этим одаренным мужам, которых Бог особо предназначил на служение в Своей церкви. Своею проповедью, наставлением, посредством письменных трудов, обличения и других служений, они приводят грешников ко Христу, обогащают наши познания о Боге и о Его Слове и вдохновляют нас "поступать достойно звания, в которое вы призваны" (Еф, 4:1). Они достойны сугубой чести "особенно те, которые трудятся в Слове и учении" (1 Тим. 5:17). "Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны,- повелевает нам составляющий Послание к Евреям,- ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно" (Евр. 13:17).
Христос Сам совершенно явил на личном примере те дары, которые Он дает отдельным верующим и всей церкви. Он был проповедником истины, учителем; управителем, который вел дела своих учеников; слугой, помощником, даятелем всех благ. Он является совершенным примером и иллюстрацией каждого дара, потому что Его дары, предназначенные нам, являются Его благодатной отдачей Самого Себя.