Военный прокурор 316 военной прокуратуры гарнизона подал иск в интересах войсковой части 16544 о взыскании с военнослужащего Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-майора К. 191 100 руб. в счет возмещения материального ущерба.
Московский гарнизонный военный суд отказал в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, приказом командира войсковой части 16544 от 30 декабря 2011 г. Кат. была уволена с военной службы, что подтверждается выпиской из приказа. Из выписки также следует, что этот приказ подписан врио командира войсковой части 16544 полковником П.
Из копии решения Нальчикского гарнизонного военного суда от 2 апреля 2012 г. усматривается, что действия командира войсковой части 16544, связанные с изданием приказа об увольнении Кат. с военной службы и ее исключением из списков личного состава, признаны незаконными, на командира части была возложена обязанность по отмене приказа и восстановлению Кат. на военной службе.
На основании пункта 4 статьи 4 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего с военной службы, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.
По смыслу приведенной нормы, к материальной ответственности привлекается лицо, издавшее незаконный приказ об увольнении военнослужащего с военной службы. Поскольку в судебном заседании установлено, что приказ об увольнении Кат. с военной службы К. не издавал, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения его к материальной ответственности.
Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника)
В Майкопский гарнизонный военный суд в интересах Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю обратился военный прокурор Армавирского гарнизона, который в исковом заявлении указал, что с 25 сентября 2012 г. командир войсковой части 1481 своим приказом исключил военнослужащего Б. из списков личного состава воинской части, а данный приказ решением Пятигорского гарнизонного военного суда от 14 февраля 2013 г. был признан незаконным.
Приказом командира войсковой части 1481 от 18 июня 2013 г. в части, касающейся исключения Б. из списков личного состава воинской части, указанный приказ отменен, вследствие чего Б. за период с 26 сентября 2012 г. по 17 июня 2013 г. выплачено денежное довольствие в размере 450 965 руб. 80 коп.
Майкопский гарнизонный военный суд отказал в удовлетворении данного требования по следующим основаниям.
В решении суда указано, что изданный командиром войсковой части 1481 приказ об исключении Б. из списков личного состава части является незаконным только потому, что он был издан во исполнение незаконного приказа вышестоящего должностного лица об увольнении Б. с военной службы.
Согласно пункту 24 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно – не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положением.
При таких обстоятельствах суд обоснованно руководствовался положениями пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», согласно которым не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника).