Социальная роль – ожидаемое обществом поведение человека, обусловленное его статусом. Понятие социальной роли было введено в социологию Р. Линтоном в 1936 г. в книге «Изучение человека» и с тех пор используется в различных социологических направлениях, позволяя рассматривать важные аспекты поведения человека и влияния общества на человека.
Социальная роль определяется статусом человека. Скажем, статус врача определяет содержание и характер поведения человека, имеющего этот статус. Человек выполняет множество ролей, что обусловлено многомерностью статуса. Более того, одна статусная
позиция может реализоваться через множество ролей. Так, статус врача предполагает, что человек следует определенным правилам при общении с пациентом, другие ожидания определяют его поведение относительно коллег по работе, третья группа ожиданий может характеризовать его поведение относительно администрации клиники, где он работает. Совокупность всех ролей человека называется ролевым набором. Ролевой набор обуславливается социальной структурой общества, общественным разделением труда, типом семьи преобладающей в обществе, характером властных отношений. На него оказывают влияние биологические особенности человека, особенности его биографии, особенности характера и темперамента.
Социальные роли имеют объективное измерение, поскольку выступают как независящие от индивида комплексы предписаний поведения, содержание которых определяется обществом. Следовательно, в основе социальной роли лежит принуждение общества. Связано это с тем, что общество может применять санкции, поощряющие или наказывающие за исполнение ролей.
Большинство ролей содержат такие элементы как обязательные ожидания, от исполнения которых мы не можем уклониться из-за возможного судебного преследования. Эти ожидания явно формулируются и с ними связаны в основном негативные санкции. Кроме этого значительная часть социальных ролей определяются институциональными нормами, это заданные ожидания. Скажем, церковь может предать анафеме своего члена, какое-либо учреждение может наложить взыскание за нарушение правил внутреннего распорядка. О человеке, который соблюдает заданные ожидания, говорят «он образцово себя ведет». Нарушение этого вида ожиданий предполагает в основном негативные санкции. На позитивные санкции может рассчитывать тот, кто следует возможным ожиданиям. В этом случае человек делает больше, чем ожидают от него. Скажем, не только добросовестно трудится, но и задерживается на работе, занимается дома рационализаторской деятельностью и т.п.
Социальные роли имеют и субъективное измерение. Они должны быть поняты и приняты личностью. Понимание социальной роли может быть результатом специального обучения, скажем, профессии. Однако значительную часть социальных ролей человек узнает из повседневно опыта, наблюдая за окружающими людьми, например, это относится к семейным ролям.
Различают следующие степени принятия человеком его роли:
формальное принятие; ритуальное исполнение роли без внутренней заинтересованности; углубленное исполнение роли. Кроме того, возможны такие крайние формы принятия роли, как исполнение роли под гипнозом, невротическое погружение в роль. В ходе принятия роли человек может идентифицировать себя с ролью, в этом случае данная роль будет оказывать существенное влияние на другие роли. Скажем, если женщина идентифицирует себя с ролью домохозяйки, то это будет влиять на ее профессиональные роли. В то же время, размышляя о своем поведении, человек может дистанцироваться от своих ролей, воспринимая их как нечто внешнее, навязанное.
Социальные роли характеризуют процесс социального взаимодействия, поскольку люди в процессе общения ожидают и получают ответные действия на свои поступки. Исполнение ролей придает человеку уверенность и устойчивость. Он может определить, что общество ждет от него и сам в свою очередь ожидает определенного поведения от других людей.
Ролевое поведение может быть охарактеризовано с точки зрения своего характера. Оно может осуществляться личностно, то есть люди реагируют на других как на уникальных, неповторимых личностей, тогда и их действие во многом будет носить неповторимый, эмоционально насыщенный характер. Однако часто люди относятся друг к другу функционально, их интересует не личность другого, а насколько он выполняет свои функции, обязанности. Для описания различия в характере социального взаимодействия Т. Парсонс предлагает рассматривать его, исходя из следующих противоположных понятий (оппозиций), характеризующих выполнение человеком данной социальной роли.
Выполнение социальных ролей предполагает либо универсализм, либо партикуляризм в отношении партнера, то есть, относимся ли мы к другому как к представителю какой-либо социальной категории, группы, или как к уникальной, частной личности. Действительно, приходя в магазин, мы вряд ли задумываемся о личности продавца, мы относимся к нему как представителю определенной профессии. Общаясь с человеком, мы оцениваем либо его поступки, либо личные качества, реализуя такую оппозицию как поступки и качество. Например, общаясь со своим близким родственником, мы исходим из оценки его личности, которая нам симпатична и потому склонны не замечать некоторых его поступков, которые могут носить неблаговидный характер. Выполняя социальные роли человек, может относиться к ним эмоционально или нейтрально. Т. Парсонс называет это оппозицией аффективности и аффективной нейтральности. Есть взаимодействия, наполненные эмоциями, сочувствием, симпатией, любовью, а есть другие — эмоционально холодные, нейтральные, отстраненные. Вспомните, например, как вы путешествуете в городском транспорте, выполняя роль пассажира, если мы будем к ней относиться эмоционально, боюсь, окружающие не поймут нас, и мы подвергнемся групповому давлению. Наконец, выполнение социальной роли может быть специфическим или диффузным. Вступая в общение с другими людьми, человек склонен ограничивать сферу своего общения какой-либо специальной задачей. Например, при обращении за помощью к врачу, нас интересует вполне конкретные действия и советы, которые мы вправе от него ожидать. Вряд ли мы будем обсуждать с ним свои профессиональные или личные дела, то есть наше взаимодействие будет специфическим. Однако бывают ситуации, когда взаимодействие предполагает совместное участие во множестве дел и ролей. Скажем, наши близкие и друзья заинтересованы в нас как в личностях, они принимают участие во многих событиях нашей жизни, их роли по отношению к нам размыты, диффузны.
Таким образом, в жизни человека присутствуют как личностные, так и безличностные виды социальных взаимодействий и социальных ролей. Преобладание в современном обществе последнего вида рождает ощущение равнодушия, холодности окружающих. Однако, попытка построить свое отношение к миру исключительно на личностной, эмоциональной основе часто приводит к стрессам, эмоциональной усталости и отчуждению личности. Возможно, каждый человек должен для себя определить меру соотношения этих видов взаимодействий.
Итак, личность выполняет множество социальных ролей. Но существует ли нечто, что объединяет их, делает моими, а меня не просто совокупностью ролей, но целостной, свободной и ответственной личностью? Ответ который дает социология связан с понятием самоидентичности. Ни одна из ролей не исчерпывает собой личности, даже их совокупность не сделает этого. Наша истинная личность, как мы ощущаем, находится вне той ситуации, в которой происходит взаимодействие. Она проявляется в нашем самосознании, то есть способности взглянуть на себя со стороны, соотнести наше поведение с теми оценками, которые ему дают другие и я сам. А так же в нашей воле, которая делает возможным выбор из социальных альтернатив, который соответствуют нашим представлениям о должном поведении. Разумный, сознательный выбор является, в свою очередь, основанием социальной ответственности, то есть готовности принять последствия наших поступков.