Культура — это среда, в которой мы живем, которая выступает по отношению к человеку, социальной группе и социальному институту как объективный фактор, обусловливающий их поведение. Она организует и регулирует поведение человека, делает его социальным, то есть подчиненным особым социальным нормам.
Люди одной культуры лучше понимают друг друга. Существует такая особенность культуры, как этноцентризм - тенденция судить о других культурах с позиций своей собственной.
Социологический анализ культуры предполагает изучение того, как воздействует культура на деятельность людей, групп, социальных институтов.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что человек погружается в культуру с самого рождения, этот процесс называется социализацией, в ходе его формируется личность человека, складывается его характер, раскрываются способности, приобретаются знания, навыки, умения. Подробнее об этом процессе мы поговорим в следующей главе. Часто случается так, что человек растет в поликультурной среде, где сосуществуют группы с различными этническими, религиозными, профессиональными и другими субкультурами. Процесс усвоения норм и ценностей культуры, отличающейся от той, в которой человек был воспитан, но без отказа от собственной культурной идентичности, называется аккультурацией. Подобные процессы взаимовлияния культур пронизывают нашу жизнь. Язык, кулинарные предпочтения, мода постоянно изменяются под воздействием влияния различных культурных традиций и инноваций.
Однако бывают ситуации, когда личность или группа сталкивается с культурным комплексом или конфигурацией, которая противоречит устоявшимся, традиционным способам поведения. В этом случае возможна ситуация культурного конфликта, то есть враждебность и борьба между группами, придерживающихся различного образа жизни и ценностно-нормативных установок. Примером подобного конфликта может быть конфликт поколений, возникающий в случае относительно быстрых социальных изменений, когда младшее поколение осваивает культурные установки, отличающиеся от взглядов типичных для старшего
поколения. Результатом такого конфликта может быть отпор, неприятие, сопротивление доминирующей культуре со стороны молодежных субкультур, создание на этой основе молодежных контркультур, примером чего является культура хиппи 60-х годов ХХ века. Культурный конфликт может возникать также между этническими, религиозными субкультурами, зачастую провоцируя длительное и тяжелое политическое противостояние.
Возможна ситуация, когда воздействующая культура оказывает столь сильное влияние, что это приводит к изменению культурной идентичности. Например, человек меняет религию, переехав в другую страну, перестает говорить на родном языке, стремится слиться с принимающей этнической группой. В этом случаем можно говорить о процессе культурной ассимиляции.
Важными процессами культуры являются не только процесс, отвечающий за воздействие на человека и группы, но и процессы созидания новых культурных элементов и комплексов. Субъектами творческих процессов могут выступать личность и социальная группа. Творчество личности, художника, ученого, изобретателя, политического реформатора изучается такими дисциплинами, как эвристика, психология творчества. Однако новации может создавать и группа, самый яркий пример - развитие языка, являющееся результатом постоянного общения людей.
Возникнув в рамках одного общества, культурные элементы и конфигурации могут распространяться и в других культурах, такой процесс называется культурной диффузией. Примером может служить распространение персональных компьютеров, изобретенных в США, но применяемых во всем мире. Важным проявлением культурной диффузии в современном мире является процесс вестернизации, усвоения ценностей и норм западноевропейской культуры, народами, которые развивались в рамках других культур. О неоднозначном влиянии европейской культуры с тревогой пишут многие исследователи и в нашей стране.
При усвоении новой культурной конфигурации принимающая культура может делать это неравномерно, в этом случае возникает процесс культурного запаздывания (культурный лаг), понятие которого ввел У.Ф. Огборн. Так, процессы индустриализации, происходящие при переходе от традиционного к современном обществу в развивающихся странах, часто не сопровождаются соответствующими культурными изменениями, медленно решаются вопросы создания систем начального и среднего образования, что препятствует полноценной модернизации общества. Огборн подчеркивал, что изменения в культуре не всегда прямо следуют за экономическими или политическими изменениями, часто такое культурное запаздывание само ведет к серьезным экономическим и политическим проблемам.