Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬ыразительные средства фонетики

ћы живем в мире звуков. ќдни звуки вызывают положительные эмоции, другие Ц настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. «вуки вызывают образы. ѕри помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, чита€ художественные литературные произведени€ и произведени€ русского народного творчества.

¬ художественных произведени€х, и главным образом в поэзии, используютс€ различные приемы усилени€ фонетической выразительности речи.

ќсобым образом организованна€ поэтическа€ речь получает €ркую эмоционально-экспрессивную окраску. ¬ этом Ц одна из причин того, почему содержание стихов не допускает Ђпересказа в прозеї.

«вукопись - прием усилени€ изобразительности текста с помощью повторени€ ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.

Ќаиболее распространенной формой звукописи €вл€ютс€ поэтические повторы, образующие особое построение текста. Ёто придает тексту своеобразную симметрию.

Ќапример:
я мечтою ловил уход€щие тени,

уход€щие тени погасавшего дн€,

я на башню всходил, и дрожали ступени,

» дрожали ступени под ногой у мен€.

» чем выше € шел, тем €сней рисовались,

“ем €сней рисовались очертань€ вдали,

» какие-то звуки вдали рисовались,

¬круг мен€ раздавались от Ќебес до «емли. (Ѕальмонт)

ќсновной принцип усилени€ фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. «вуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполн€ет важную эстетическую роль.

√лавным способом усилени€ фонетической выразительности художественной речи €вл€етс€ звукова€ инструментовка Ч стилистический прием, состо€щий в подборе слов близкого звучани€.

Ќапример:
ѕирует ѕетр. » горд, и €сен,
» славы полон взор его.
» царский пир его прекрасен.

«десь повтор€ютс€ гласные [о], [а] и согласные [п], [р], [т]. Ёто делает стих музыкальным и €рким; в богатстве звуковых повторов словно отражаетс€ широта размаха воспеваемого победного торжества. «вучание речи подчеркивает основные, доминирующие в тексте слова пирует ѕетр.

ќбычно стих бывает инструментован (как в нашем примере) повторением сразу нескольких звуков. » чем больше их вовлекаетс€ в такую Ђперекличкуї, чем €снее слышитс€ их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит звучание текста.

“акова звукова€ инструментовка пушкинских строк: ¬згл€ни: под отдаленным сводом гул€ет вольна€ луна; ¬злеле€ны в восточной неге, насеверном, печальном снеге вы не оставили следов (о ножках); ≈й рано нравились романы; „ь€ благородна€ рука потреплет лавры старика!; »дам обдуманный нар€д;  ровать, покрыта€ ковром; Ќаследников сердитый хор заводит непристойный спор и т. д.

¬место термина Ђзвукова€ инструментовкаї иногда употребл€ют другие: говор€т Ђинструментовка согласныхї и Ђгармони€ гласныхї. “еоретики стиха описывают разнообразные типы звуковой инструментовки. Ќазовем лишь самые главные из них.

¬ зависимости от качества повтор€ющихс€ звуков различают аллитерацию и ассонанс.

јллитерацией называетс€ повторение одинаковых или сходных согласных.

јллитераци€ - древнейший стилистический прием усилени€ выразительности стиха повторами согласных звуков. Ётот прием встречаетс€ в народной поэзии и в литературе всех народов мира. »м богаты стихи √омера, √есиода, √ораци€, ¬ергили€ и многих позднейших поэтов ≈вропы Ч ƒанте, ѕетрарки, –онсара, Ўекспира. „увство меры и художественный такт поэта определ€ют выбор, характер и уместность аллитерации в стихе; правил пользовани€ ею нет и быть не может.

¬ русском народном стихе аллитераци€ занимает заметное место. «вучные аллитерации рассыпаны в тексте Ђ—лова о полку »горевеї:

..“рубы труб€т в Ќовеграде, сто€ть ст€зи в ѕутивле...

«вукосочетани€ [тр] и [гр] создают ощущение собирающегос€ войска, в этих звукосочетани€х слышатс€ звуки военных маршей, грохот военного оружи€, тогда как звукосочетание [ст] дает ощущение стабильности, но вместе с тем и скрытой угрозы. ¬се вместе Ц передает напр€жение перед битвой, с одной стороны, уже волнительного, с другой стороны Ц пока еще спокойного настроени€.

¬еликолепными мастерами аллитерации были ј.—. ѕушкин, ‘. ».“ютчев, ј. ѕ. —умароков, √. –. ƒержавин и  . Ќ. Ѕатюшков, Ќ. ћ. языков, Ќ. ј. Ќекрасов.

Ќапример:
Ќева вздувалась и ревела

 отлом клокоча и клуб€сь. (ј.—. ѕушкин)


¬олга, ¬олга, весной многоводной

“ы не так заливаешь пол€... (Ќ. Ќекрасов)

¬ строфе из стихотворени€ Ѕальмонта повтор€етс€ звук [ л ]:
Ћебедь уплыл в полумглу,

¬даль, под луною беле€.

Ћаст€тс€ волны к веслу,

Ћаст€тс€ к влаге лиле€...

¬ пушкинских строчках заметны аллитерации на [н ], [ д ], [ с ], [ в ]:
Ќастанет ночь; луна обходит

ƒозором дальний свод небес,
» соловей во мгле древес

Ќапевы звучные заводит.

— наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, сто€щих в предударном положении и в абсолютном начале слова. ”читываетс€ повторение не только одинаковых, но и сходных по какому- то признаку согласных. “ак, возможна аллитераци€ на д Ч т или з Ч с и т. д.

Ќапример:
ћарш!
„тоб врем€

сзади
€драми рвалось.
  старым дн€м

„тоб ветром
относило
“олько
путаницу волос
(ћа€ковский).

јллитерации на [ р ] в первой части этого отрывка, чеканный ритм, отрывистое звучание этих строк не оставл€ют сомнени€ в назначении звукописи, которой поэт стремитс€ передать музыку марша, динамику борьбы, преодолени€ трудностей...

¬ иных случа€х образна€ символика звукописи более отвлеченна.

“ак, только воображение поможет нам почувствовать в аллитераци€х на ж Ч з леден€щий холодок металла в отрывке из стихотворени€ Ќ. «аболоцкого Ђ∆уравлиї:

ј вожак в рубашке из металла

ѕогружалс€ медленно на дно,

» зар€ над ним образовала


«олотого зарева п€тно.

«вуковой символизм до сих пор оцениваетс€ исследовател€ми неоднозначно. ќднако современна€ наука не отрицает того, что звуки речи, произносимые даже отдельно, вне слов, способны вызывать у нас незвуковые представлени€. ¬ то же врем€ значени€ звуков речи воспринимаютс€ носител€ми €зыка интуитивно и поэтому нос€т довольно общий, расплывчатый характер.

 ак утверждают специалисты, фонетическа€ значимость создает вокруг слов некий Ђрасплывчатый ореолї ассоциаций. Ётот неопределенный аспект знани€ вами почти не осознаетс€ и лишь в некоторых словах про€сн€етс€, например: репей, хрыч, м€мл€, балалайка - арфа, лили€. «вучание таких слов заметно вли€ет на их воспри€тие.

¬ художественной речи, и прежде всего в поэтической, сложилась традици€ делени€ звуков на красивые и некрасивые, грубые и нежные, громкие и тихие. ”потребление слов, в которых преобладают те или иные звуки, может стать в поэтической речи средством достижени€ определенного стилистического эффекта.

ќрганическа€ св€зь звукописи с содержанием, единство слова и образа придает звуковой инструментовке €ркую изобразительность, однако воспри€тие ее не исключает субъективности. ¬от пример из стихотворени€ јсеева Ђ«аплывї:

Ћегши на бок,

напр€гши плечо,

я вперед уплываю

еще,Ч
постепенно
волной овладев,

по веселой

и светлой воде.

» за мной,

не оставив следа,

«авивает
воронки вода.

Ќам представл€етс€, что аллитерации на ш Ч п передают скольжение по волнам; настойчивое повторение [в ] в последних строчках вызывает представление о замкнутой линии, круге, что ассоциируетс€ с воронками на воде.

”становление такого Ђзвукосмыслового подоби€ї может опиратьс€ на довольно сложные ассоциации.

Ќапример, в строчках Ѕ. ѕастернака
—вой сон записывал Ўопен
Ќа черной выпилке пюпитра
-

можно увидеть фантастические очертани€ сна в прихотливом рисунке звуковых повторов и в необычном дл€ русской фоники сочетании звуков в слове Ђпюпитрї

¬ стихотворении ћаршака Ђ—ловарьї изобразительна така€ строка: ¬ его столбцах мерцают искры чувства. «десь дважды повторенное сочетание ца как бы изображает Ђмерцаниеї.

Ќезависимо от образного осмыслени€ звукописи, ее использование в поэтической речи всегда усиливает эмоциональность и €ркость стиха, создава€ красоту его звучани€.

јллитераци€ Ч самый распространенный тип звукового повтора.

Ёто объ€сн€етс€ доминирующим положением согласных в системе звуков русского €зыка. —огласные звуки играют в €зыке основную смыслоразличительную роль. ƒействительно, каждый звук несет определенную информацию. ќднако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным.

—равним Ђзаписьї одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. ¬р€д ли можно угадать за сочетани€ми еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда Ђпрочитаемї фамилии русских поэтов: Ђƒржвн, Ѕтшкв, ѕшкн, Ќкрсвї. “ака€ Ђвесомостьї согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень значительны.

ƒругим, также распространенным, видом звукового повтора €вл€етс€ ассонанс.

јссонанс - приЄм усилени€ изобразительности текста путЄм повторени€ гласных звуков.

Ќапример:
я вольный ветер, € вечно вею,

¬олную волны, ласкаю ивы,

¬ ¬етв€х вздыхаю, вздохнув, немею,

лелею травы, лелею нивы.

«десь повтор€ютс€ гласные "о" и "е".

¬ основе ассонанса обычно оказываютс€ только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто измен€ютс€. ѕоэтому иногда ассонанс определ€ют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных.

“ак, в строках из Ђѕолтавыї ѕушкина ассонансы на а и

на о создают лишь выделенные гласные:

“иха украинска€ ночь.

ѕрозрачно небо.
«вЄзды блещут.

—воей дремоты превозмочь

не хочет воздух.

» хот€ во многих безударных слогах повтор€ютс€ варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не вли€ет на ассонанс.

¬ тех случа€х, когда безударные гласные не подвергаютс€ изменени€м, они могут усиливать ассонанс.

Ќапример, в другой строфе из Ђѕолтавыї звучание речи определ€ет ассонанс на у; поскольку качество этого звука не мен€етс€, и в безударном положении у подчеркивает фонетическое сходство выдел€емых слов:

Ќо в искушень€х долгой кары,

ѕеретерпев судеб удары,

ќкрепла –усь.

“ак т€жкий млат,

ƒроб€ стекло,
 ует булат.

¬ последних двух строках ассонанс на у соедин€етс€ с ассонансом на а.

¬ одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используютс€ параллельно.
ћело, мело по всей земле

¬о все пределы.
—веча горела на столе,

—веча горела (ѕастернак).

«десь и ассонанс на е, и аллитерации на м, л, с, в; повтор€ютс€ сочетани€ согласных: мл, вс - св. ¬се это создает особую музыкальность поэтических строк.

 аждый хоть раз в жизни слышал или произносил считалочку, с помощью которой можно успокоить плачущих детей: Ђ“ише, мыши, кот на крыше. ј кот€та ещЄ вышеї.

ѕочему одни фразы (стихи, скороговорки, цитаты) каждый из нас помнит и произносит всю жизнь?  ак действуют заговоры, приговоры, бабки-шептуньи и пр.? ¬ чем секрет попул€рных лозунгов и слоганов (политических, рекламных)? ћы уверены, что во всем этом большое значение имеет звукопись.

 

ƒиссонанс Ц сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодар€ этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность.

Ќапример:
Ѕыло:
социализм Ч

восторженное слово!
— флагом,

с песней

становились слева,
и сама

на головы

спускалась слава.
—квозь огонь прошли,

сквозь пушечные дула.

¬место гор восторга

горе дола.

—тало:
коммунизм Ч

обычнейшее дело. (¬. ћа€ковский)

 рут
буржуев
озверевший норов.
“ьерами растерзанные,

во€ и стена€,

тени прадедов Ч

парижских коммунаров Ч
и сейчас

воп€т
парижскою стеною.
(¬. ћа€ковский)

«аберусь на рассвете на серебр€ный кедр

Ћюбоватьс€ оттуда на маневры эскадр.

—олнце, утро и море!  ак € весело-бодр,

“очно воздух Ч бездумен, точно муми€ Ч мудр.

 то прославлен орлами Ч ах, тому не до выдр. (». —евер€нин)

 

ќдним из видов аллитерации считаетс€ звукоподражание.

«вукоподражание Ц создание с помощью звуков и слов более конкретного представлени€ о том, что говоритс€ в данном тексте.

«вукоподражание Ц простейший вид инструментовки состоит в том, что поэт определенным подбором звуков как бы намекает на звуковую сторону изображаемого.

Ќапример:
¬верху рычат германские моторы:

Ч ћы фюрера покоррные рабы,

ћы превращаем горрода в грробы,

ћы Ч смерть... “еб€ уже не будет скорро.

(Ђѕулковский меридианї ¬. »нбер)

ѕовторение звука [р ] создаЄт иллюзию звука мотора немецкого самолЄта, страшный звук бомбардировок. » хот€ такое звукоподражание считаетс€ элементарным видом аллитерации, но нельз€ не признать, что в приведенном отрывке прекрасно передано рычанье фашистских самолетов над осажденным Ћенинградом.

“ак, у ћа€ковского в фразе: ЂЅили копыта, пели будто: гриб-граб-гроб-груб...ї Ц даЄтс€ довольно чЄтка€ имитаци€ стука копыт.
«накомым шумом шорох их вершин...
(ј.ѕушкин)

–ечь о соснах; подбором звуков [ш] и сближением двух скольз€щих придыхательных [х] воспроизведен их шум.
„уть слышно, бесшумно шуршат камыши... ( .Ѕальмонт)

ƒрогнул дол, удар раздалс€Е

(ј.ћайков)

–ечь о взрыве; четыре [д], три [р], два ассонанса (Ђуƒјр разƒјлс€ї) напоминают и звук взрыва, и раскат этого звука.
“воей твердыни дым и гром... (ј.ѕушкин)

–ечь о пушечном салюте; дважды [тв], два раза [ды] соотнос€тс€ со звуками пальбы.

¬от образец гораздо более тонкого звукоподражани€:
» блеск, и шум, и говор балов,

ј в час пирушки холостой

Ўипенье пенистых бокалов
» пунша пламень голубой.
(ј.ѕушкин)

«десь господствуют губные звуки ([б], [в], [м], [п]), шип€щие ([ч], [ш]) и сонорные ([р], [л]), составл€ющие массив в 28 звуков и 44 согласных этого отрывка, то есть 64%.

≈щЄ один приЄм, который используетс€ реже других Ц ономатопе€.

Ёто слова, которые имитируют собственное значение. “акими словами €вл€ютс€ слова Ђхрапї, Ђхрустї, и производные слова Ђхрапетьї, Ђхрустетьї и т.п.

Ќапример:
» хруст песка, и храп кон€ (ј. Ѕлок)

ћорозом выпитые лужи

хруст€т и хрупки, как хрусталь (». —евер€нин)

Ѕолее сложный приЄм звукописи - каламбурна€ рифма.

 аламбурные рифмы Ц это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве.

„асто они используютс€ с целью достижени€ комического эффекта. ѕример такой рифмы есть у разных авторов, таких как, например, ј. —. ѕушкин, ƒ. ƒ. ћинаев, ¬. ¬. ћа€ковский и другие.

¬ каламбурной рифме используютс€ многозначные слова, а также омонимы Ц когда между словами устанавливаетс€ лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.

Ќапример:
¬ы, щенки! «а мной ступайте!

Ѕудет вам по калачу,

ƒа смотрите ж, не болтайте,

ј не то поколочу. (ј. —. ѕушкин)

ќн двадцать лет был нерадив,

≈диной строчки не родив.(ƒ. ƒ. ћинаев)

ќбласть рифм Ч мо€ стихи€,

» легко пишу стихи €,

Ѕез раздумь€, без отсрочки

я бегу к строке от строчки,

ƒаже к финским скалам бурым

ќбращаюсь с каламбуром. (ƒ. ƒ. ћинаев)

≈щЄ один прием звукописи анафора и эпифора. “ак называют подраздел звукописи, различающий еЄ по местоположению в стихе.

Ёпифора - повторение конца стиха.

јнафора, или единоначатие, Ч стилистический прием, заключающийс€ в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.

«вукопись - применение разнообразных фонетических приЄмов дл€ усилени€ звуковой выразительности речи.

«вукопись позвол€ет значительно (в разы) усилить воздействие речи и текста, подбира€ слова с Управильными звукамиФ.

Ќапример:
“рое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой
ѕерестукивали стыки: на восток, восток, восток...

(ѕ. јнтокольский воспроизводит звук вагонных колЄс.)

»ли:
¬озле мен€ по пут€м двигалс€ локомотив.
—права по рельсам проехал паровоз.

«вукопись часто встречаетс€ в русской литературе, особенно в стихах. ќчень здорово еЄ использует  .ƒ. Ѕальмонт, который дал образную характеристику звукам речи (звук есть Ђмалый колдующий гномї, волшебство) и, конечно, ¬.¬. ћа€ковский.



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
Changed, upfront, view, exchange, bring, noisy, free, mini, locked, reception | «наченн€ мТ€сних страв ≥ напоњв у харчуванн≥ людини
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2301 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2177 - | 2093 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.045 с.