В основе формационного подхода находится понятие “общественно-экономическая формация”, в связи с чем этот подход и назван “формационным”.
Общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень поступательного развития человечества.
Каждому типу общества соответствует определенный тип производственных отношений (базис). Развитие производственных сил и производственных отношений порождает смену экономического базиса общества и, соответственно, меняется общественно-экономическая формация.
Экономическому базису соответствует определенная совокупность политических, правовых, культурных и прочих отношений, которые в своей совокупности составляют надстройку. Государство и право являются центральными и важнейшими элементами надстройки. Таким образом, изменения в государстве и праве всегда есть следствие изменений в характере общественных отношений.
. Соответственно утверждается, что история общества представляет собой процесс развития сменяющих друг друга таких формаций, как первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая (коммунистическая) формации. Классовым формациям соответствовал свой исторический тип государства и права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. При этом тип государства связывается с принадлежностью государственной власти определенному классу, которая в большинстве случаев производна от формы собственности.
Тип государства – это совокупность черт, свойств, признаков, характеризующих государство на определенном этапе исторического развития.
Или: исторический тип государства – это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации.
Достоинства:
1) очевидное достижение в том, что установлена зависимость типа государства, классовой принадлежности власти от экономики, способа производства, от характера общественно-экономической формации;
2) существенно и то, что были объединены в одни классификационные группы государства, имеющие единый (по отражению классовых интересов) характер власти (государства рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические);
3) значимо и выявление закономерностей смены одного типа государства другим соответственно сменам общественно-экономических формаций: вслед за рабовладельческим приходит феодальное государство, его сменяет буржуазное. Это является реальностью. Следовательно, формационная типология позволяет видеть динамику исторического развития государства и права
Недостаток формационного подхода проявляется и в том, что он не отводит место азиатскому способу производства, для которого характерны:
а) общественная собственность на землю и коллективный труд;
б) государственная собственность на средства производства;
в) господствующий класс в лице чиновничества.
Наиболее существенным недостатком формационного подхода следует считать недооценку значения культурных, идеологических, этнических и иных особенностей общества и их влияния на развитие государства.
В рамках цивилизационного подхода критерием типологии признается принадлежность того или иного государства к определенной цивилизации. В науке нет единого подхода к данному понятию. Сам феномен цивилизации трактуется правоведами неоднозначно, что является слабой стороной цивилизационной типологии.
В обобщенном плане можно сказать, что цивилизация – это социокультурная общность, формируемая на основе определенных ценностей, отличающаяся особыми общими чертами в социально-политической организации, экономике, культуре.
Как видно, цивилизационная типология в отличие от формационной представлена разными вариантами. Одним из первых выдвинул идею локальных цивилизаций русский историк Н.Я. Данилевский В сочинении “Россия и Европа” автор выдвинул теорию обособленности “культурно-исторических типов” и, выделил 11 цивилизаций, развивающихся подобно биологическим организмам. Немецкий философ, историк О. Шпенглер в книге “Закат Европы”используя аналогичный подход, выделил 8 цивилизаций.
В настоящее время для обоснования цивилизационного подхода используется учение о цивилизациях английского историка Арнольда Тойнби его двенадцатитомный труд “Постижение истории”
А. Тойнби под цивилизацией понимал “относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культуры, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов”. Тойнби считал, что развитие цивилизации возможно только при наличии в обществе творческого меньшинства, способного отвечать на «вызовы истории». Цивилизация, утратившая подобный слой людей обречена на деградацию и гибель.
По Тойнби, весь исторический процесс предстает перед нами рядом сменяющих друг друга или параллельно движущихся цивилизаций (шумерская, египетская, китайская, индусская, западная и т.д.). Таким образом, автор провел своеобразную типологию общества
Цивилизационный подход к типологии государства на данный момент находится на стадии становления.
Достоинства данной типологии:
– выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;
– обращено внимание на то, что на тип государства оказывают влияние система национальных, природно-климатических, культурных и других условий;
– отмечена значимость человека, личности, его ценностных ориентаций, целей в развитии общества, государственности.
Слабые стороны:
– недооцениваются социально-экономические факторы;
– большое количество идеально-духовных факторов, выделенных в качестве признаков цивилизаций, по сути дела используются в целях типологии общества, а не государства.
19.Функции государства: понятие, классификация
. функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Иными словами, функции – это то, чем занимается государство.
В функциях конкретизируются сущность государства, его социальное назначение, т.е. отчетливо видно, в каких направлениях государство осуществляет управление обществом.
Задачи -те проблемы, которые решает государство на том или ином этапе своего развития. Функции государства – это направления, пути решения этих проблем. Задачи государства меняются. Соответственно, претерпевают изменение и функции государства
Особенности функций государства также проявляются в том, что они:
- выражают и предметно конкретизируют социальную и политико-правовую сущность государства;
- отличаются объективным и систематическим характером, отражающим особенности исторического развития общества;
- предопределяются целями и задачами, стоящими перед государством;
- раскрывают особенности разносторонней активной практической государственной деятельности внутри страны и на международной арене;
- отличаются определенным содержанием, предопределяемым направлением государственного воздействия на определенные сферы общественных отношений (экономическую и др.);
- осуществляются в определенных формах (правовых и др.) и посредством определенных методов.
Критерии классификации функций государства:
- по содержанию государственной деятельности - экономическая, социальная, культурная, политическая и т.п.;
- в соответствии с преобладающей направленностью государственной деятельности - общесоциальные и классовые;
- в зависимости от сферы государственной деятельности – внутренние и внешние.
К тому же, государство осуществляет функции постоянные и временные. Постоянные функции те, которые осуществляются государством на всех этапах развития общества и государства. К их числу относятся экономическая, социальная, политическая и др.
Временные функции – это направления деятельности, обусловленные особыми преходящими обстоятельствами (война, стихийные бедствия и т.д.).
Основные и неосновные функции обособляются по значимости для общественной жизни и масштабу осуществления (например, основная функция - поддержание обороноспособности страны, неосновная - создание условий для развития профессионального спорта).