Философия Аристотеля построена на критике идеалистической теории Платона. Аристотель дает метафизике следующие определения: исследование причин, первых, или высших начал; познание "бытия, поскольку оно бытие"; знание о субстанции; знание о Боге и субстанции сверхчувственной.
Метафизика служит определению оснований бытия как бытия. Аристотель реформирует онтологию элеатов, рассматривавших бытие как единое. Для Аристотеля бытие имеет много смыслов. Аристотель вводит чувственное в сферу бытия, равно как и умопостигаемое. По мысли Аристотеля различные смыслы бытия являются выражениями того или иного качествования бытия как субстанции. Аристотель группирует смыслы бытия по четырем позициям:
· бытие как категория (бытие в себе) - содержит десять высших значений ("родов бытия"): субстанция (сущность), качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, иметь, покоиться;
· бытие как акт и потенция;
· бытие как акциденция - этот тип бытия является таковым не всегда, но иногда и по случаю, это бытие случайное и непредвиденное;
· бытие как истина (небытие как ложь) - это тип бытия, который принадлежит человеческому интеллекту.
Первые два типа бытия являются предметом метафизики, образуя проблему субстанции. До Аристотеля, платоники полагали, что субстанция осуществлена в форме как таковой, еще ранее философы-натуралисты считали, что субстанция состоит из материальных элементов. Очевидной представляется т.з., которая видит субстанцию как нечто отдельное, в чем воплощено начало и формы и материи. Аристотель как бы соединяет все предшествующие т.з. в едином синтезе, определяя чувственно воспринимаемую субстанцию как взаимод-ие следующих начал: материя -есть начало, образующее чувственно воспринимаемую реальность, и в этом смысле материя есть основание, носитель формы и в то же время - это недетерминированная потенциальность;. Субстанцией яв-ся именно начало формы, которое Аристотель называл "сутью бытия всякой вещи".
Бытие в точном значении есть субстанция. Субстанция, в свою очередь, есть единство трех смыслов: это материя, затем нечто отдельное и, наконец, это форма по преимуществу; причем в восходящем порядке.
39.Специфика средневековой философии. Споры реалистов и номиналистов об уневерсалиях.
Средневековая христианская философия сложилась в особых социально-исторических и культурных условиях. Это была эпоха после крушения Античного мира и культуры, которая сопровождалась упадком экономической жизни и разложением нравственно-этических устоев.
Возникновение новой философии связано также с утверждением новой христианской религии в основе которой лежат несколько принципов:
1)в основе бытия единый Бог, универсальный по своей сути, который создал все из себя. 2)Христос – сын божий, пришел в этот мир для спасения людей.3) Христос доносит до нас послание божье.
Но новая религия для утверждения нуждалась в философском осмыслении и теоретическом обосновании новой религиозной идеологии. Философия использовалась как способ рационального объяснения мистической сущности Бога, но у философии есть свой предмет познания, который не полностью совпадает с предметом философии. Поэтому средневековая философия носит противоречивый характер. Патристика- период становления ранней фф. (2-7 вв н.э.) она в основном представлена сочинениями «отцов»-писатели и мыслители, заложившие основу христ фф. Фф раннего христ-ва—апологетика. (сочинения носили хар-р апеологии—защита ч-л. Сочинения первых мыслителей были направлены на оправдание христ вероучения. (Августин Блаженный)
3 периода в средневек.фф.1.ранняя схоластика(5-12вв). 2.период зрелости(13 в) 3.период упадка(14-15вв).
Церковь влияла на все стороны общества. Церковь стала тормозом для науки. Наука Зап Европы значительно уступала Арабской. Влияние на искусство и нравственность. Требование—аскетизм, суть в том, что тело челане д.б.знать никаких радостей. Осн-ой добродетели—Пат, возрождение, милостыня. Влияние на фф. Оно было таким, что фф могла сущ-ть только в религиозной оболочке. Фф стала служанкой богословия. Ффы не искали истину, а искали способы обоснования догматов веры. Вера ставилась выше знаний, религия—выше науки. Схоластическая философия с помощью разума пыталась доказать незыблемость догматов веры и теологии. Но столкнувшись с вопросом «Каким образом Бог-универсум проявляет себя в реальности?», схоластическая философия раскололась на два течения: реализм и номинализм.
Реализм (радикальный) исходит из идеи, что общие понятия (универсалии) существуют непосредственным образом в действительности, до вещей. В этом реализм близок Платоновской теории о вечных идеях, предшествующих материальному, чувственному миру. Согласно срв. реалистам, универсалии сущ-ют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познать сущность вещей, т.к. эта сущность и есть всеобщее понятие.
Номинализм признавало приоритет воли над разумом. Согласно номиналистам, общие понятия только имена, они не обладают никаким самостоятельным существованием вне вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для ряда вещей и явлений. Согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты доказывают, что общие понятия не существуют даже в человеческом уме.