Религия - это мироощущение и мировоззрение и соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, это чувство зависимости по отношению к нему, которое дает надежду и опору в жизни.
Религиозное сознание - отражение действительности в фантастических образах.
Основными чертами религиозного сознания являются чувственная наглядность, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, эмоциональная насыщенность.
Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и оно подчинено конкретным общественно-историческим условиям. Религия является отражением (хотя и фантастически) окружающей действительности, поэтому она развивается и изменяется одновременно с изменением самой жизни.
Религиозное сознание формировалось как сознание о справедливой жизни. И религиозные проблемы очень тесно переплетались с нравственными проблемами. Нет ни одного народа, который не знал бы религию, и, значит, появление и развитие религиозного сознания, независимо от конкретного смыслового содержания, связано с духовными потребностями человека.
Как форма общественного сознания религиозное сознание находится во взаимодействии с другими его формам, и прежде всего такими, как нравственное сознание, эстетическое, правовое и др. Религиозное сознание специфично. Ему присуще прежде всего вера, эмоциональность, символичность, чувственная наглядность, соединение реального содержания с иллюзиями, диалогичность (диалог с Богом), знание религиозной лексики, воображение, фантазия. Религиозное сознание основано на вере.
Вера — это особое психическое состояние, которое возникает в условиях дефицита точной информации и способствует эффективной деятельности индивида. Она не нуждается в подтверждении истинности религии со стороны разума или чувств. В структуре религиозного сознания важнейшим компонентом являются религиозные чувства. Религиозные чувства - это прежде всего эмоциональное отношение верующих к признаваемому объекту(Богу), ко всему, что связано с ним: местам, действиям, связям, друг к другу, и к миру в целом. Религиозное сознание существует и функционирует в связи с религиозной лексикой, с языковым выражением, благодаря которому выражается религиозный смысл. Именно благодаря языку это сознание становится общественным, практическим и действительным.
В религиозном сознании можно выделить два уровня: обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание представляет собой совокупность образов, представлений, стереотипов, установок, иллюзий, настроений и чувств, привычек и традиций, которые являются отражением условий жизни людей в обычной обстановке.
На концептуальном уровне религиозное сознание выступает как специально разрабатываемая, систематизированная совокупность понятий, идей, принципов, концепций. Она включает в себя учение о Боге, мире и человеке, интерпретацию основных сфер общественной жизни в соответствии с принципами религиозного мировоззрения, религиозную философию.
15. Философия о познаваемости мира. Критика агностицизма.
Познаваем ли окр. Нас мир? Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, так считали последователи материализма и идеализма, но м\д ними есть принципиальная разница. Эти 2 направления фф по разному понимают вопрос, что яв-ся источником знаний. С т.з. матер единственным источником наших знаний яв-ся окр.нас мир. Иделисты считают, что источником наш знаний яв-ся комплекс наших ощущений. По их мнению в конечном счете ист наш знаний яв-ся абсолютная идея.
Фф направление, сомневающ.в познаваемости мира наз.Скептицизм.
1) мир постоянно развивается, поэтому человек не в состоянии адекватно отражать ммир.
2) О любом предмете мы оч часто имеем противоположное высказывание, отсюда проблема:кто прав?
Античные скептики считали, что знание не есть отражение действительности, знание есть продукт самороизвольной д-ти мозга.
Крайний скептицизм как философская концепции смыкается с агностицизмом. Им. Кант ввел 2 понятия:
«вещь в себе»(все то, что существует независимо от человека) «вещт для нас» (познанная вещь в себе)
Кант пишет, но вещь в себе не может стать вещью для нас. Вещи в себе не познаваемы. Познавая вещи мы познаем их не такими какие они есть, а такими какими они нам кажутся. Он утверждал, что человеку доступно познание только явления, а не сущности вещей.
Между тем, явление и сущность взаимосвязаны и познавая явление мы познаем сущность.
Кант писал: «если мы знаем вещь, если мы знаем его сво-во, мы можем считать его познанным. Критику Гегелем Канта высоко оценили марксисты, они считали ее правильной, но не достаточно точной. С их т.з. единственным опровержением агностицизма яв-ся ПРАКТИКА. Энгельс: «если человек в ходе практики воздйствуя на вещи добивается своей цели, то эти вещи можно считать познанными.
16. Практика =чувчтвенно-материальная деят-ть чел., направленная на преобразование действ-ти, как природной, так и соц. Впервые роль практики в познании обосновали Маркс и Энгельс. Они ввели практику в саму основу теории поз. До них сущ-л (в 17-18 в.) созерцательный материализм. Суть его в том, что простого созерцания достаточно для познания предметов окр. мира, но так ли это? Не изменив вещь, ставшую предметом познания, о ней нечего сказать. Основ.ф-ии практики в познании: 1) практика есть основа познания. Но основой познания явл-ся не столько личная, сколько обществен. практика. Гегель сказал: Глазами индивидуума глядит все чел-во. 2) практика есть движущая сила познания. Энгельс писал: Если у об-вапояв-сяпрактич. или технич. потребность, то эта потребность развивает науку быстрее, чем десяток университетов. 3) практика есть цель познания 4) практика есть критерий истины.
17. Философское учение об истине. Соотношение абсолютной и относительной истины и ее конкретность. Истина= правильное адекватное отражение действ-ти в сознании чел.= мысль, кот.соответствует действ-ти. Поэтому истина противоположна лжи и заблуждению. Ложь= мысль, кот.преднамеренно искажает действ-ть. Заблуждение= искажение дей-ти, но не преднамеренное. Предметы не явл-ся ни истинными ни ложными. Истинными мб т. наши мысли о предметах. С 1 т. з. истина субъективна, т.к.: 1)как мысль она без чел. или вне чел. не сущ. 2) истина зависит от устройства наших органов чувств 3) истина зав-ит от того предварит.ур-ня знаний, кот. располагае люб. познающий субъект. С др. т. з. Со стороны содержания истины истина объективна. Содержание истины от чел. не зависит. Объектив. истина= истина, содержание кот. не зависит от ни от чел., ни от чел-ва, а опр-ся самими предметами внеш. мира. Понятия абс. и относ.истин свидетельствуют о раз. соответствии наших знаний дей-ти.Абсол. истина= такая объектив.истина, кот. полно или точно отражает действ-ть. Относ.истина= такая объектив. истина, кот. приблизительно верно отражает дей-ть. =знание, кот. нуждается в дальнейшем уточнении. Истина 1, но она имеет 3 грани. Истина конкретна. Конкретность истины означает, что знание истинное в 1-х условиях, месте и времени может и не быть истинным в др. месте и времени.
18) Диалектика процесса познания. Чувственное и логическое познание. Диалектика= учение о связях и развитии. Познание=слож. многосторон. процесс, состоящий из ряда взаимосвяз. этапов. Диалектика процесса познания проявляется в переходе от чувств.поз-я к логическому познанию. Чувственное и логич. познания – 2 основ.этапа познания, кот. взаимосвязаны. У взрос.чел. они неотрывны др. от др. Чувствен. познание= 1-ый этап процесса познания, т.к. оно генетически по происхождению предшествует логич. познанию. Это видно на примере становления и развития ребенка. Чув. поз-е и его формы: Органы чувств= своеобраз. ворота, ч/з кот.внеш. мир проникает в сознание чел. 1) ощущение= отражение отдельных св-в предметов и знание об этих св-ах. 2) восприятие= отражение предметов в целом. И ощ-е и вос-е возможны т. при воздействии предметов на органы чувств. 3) Преставление= воспроизведение образов предметов в памяти на основе комплекса ощущений. Данные, полученные на основе чув. поз-я, нуждаются в анализе, обобщении, в ходе этого происходит скачок к логич. поз-ю, т.е. переход од знания явления к знанию сущности. Логич. познание= высший этап в развитии познания. Формы лог.поз-я: 1) понятие= форма мысли, кот. отражает наиб. общие и существ. признаки предметов мысли. Каж. понятие имеет содержание= (сов-ть признаком, характерных для классов предметов, отражаемого понятия) и объем= (сов-ть предметов, отражаемых в данном понятии). 2)суждение=форма мысли, кот.что-л. утверждает или отр-ет о предметах и их св-ах. Суждение ложно, если оно соот-етдей-ти. 3) Умозакл-е= форма мысли, посредством кот.из ранее получ-ых знаний выводятся нов. знания.3 вида умозакл-я:1) индуктивное= на основе сходства делается вывод о пренадлежности этого св-ва к всему классу предметов. 2) дедуктивное= от знания обо всех предметах дан. класса выводят знания о конкрет. предметах дан. класса 3) умозакл-е по аналогии= на основании сходства 2-х предметов делается вывод о пренадл-ти 1-ому из них такого св-ва, кот.у предмета еще не обнаружено.
19. ГЕНЕЗИС НАУКИ – дискуссионная проблема в истории науки, связ. с выявлением истор. условий формирования науки, в решении которойсложилось 2 противоп. подхода (экстернализм и интернализм) и 4 версий её возникновения. С точки зрения эстернализма появление науки обусловлено полностью внеш. для неё обстоятельствами: соц., эк. и др.), поэтому основная задача изучения науки сводится к реконструкции соц. условий научно-познавательной деят-ти на опр. этапах её развития. Интернализм основным фактором развития науки рассматривает способы решения научных проблем (парадигмы), методологические программы, соотношения традиций и новаций, т.е. факторы, связ. с внутр. природой науч. знания, поэтому основной задачей изучения науки является описание познавательных процессов.
К основным версиям происхождения науки относят. 1) Начало науки, связанное с цивилизацией Древнего Египта (IV тыс. до н.э.), когда ограниченная группа людей (посвящённые), располагала глубокими знаниями в области математики, медицины, географии, астрономии, химии и др., считая их тайными и магическими, оказав сильное влияние на развитие чел. знаний. 2) Наука возникла в античной Греции в VI в. до н.э. где первые философы были одновременно и учёными, их основной интерес был связан с рациональным объяснением устройства мироздания, большое внимание уделяется системе доказательств, что позволило перейти к рациональному мышлению, как началу научного познания. 3)Наука возникла в позднем средневековье (в культуре Западной Европы в XII-XIV вв.) и была связана с деятельностью английского епископа Роберта Гроссетеста и английского монаха Роджера Бэкона, которые утверждали необходимость опытного познания природы и перехода к индукции как метода познания. 4) Рождение науки в современном смысле слова датируется Новым временем (XVI-XVII вв.) и связано с именами Коперника (коперниковский переворот), Галилея и Ньютона, создавших научную картину мира, основанную на законах классической механики.
6 основных закономерностей развития науки 1) Обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики. 2) Относительная самостоятельность развития науки. 3) Преемственность в развитии научных теорий, идей и понятий, методов и средств научного познания. 4) Чередование в развитии науки периодов относительно спокойного (эволюционного) развития и бурной (революционной) ломки теоретических основ науки, системы ее понятий и представлений.Эволюционное развитие науки – процесс постепенного накопления новых фактов, экспериментальных данных в рамках существующих теоретических воззрений, в связи с чем идет расширение, уточнение и доработка уже принятых ранее теорий, понятий, принципов. 5) Взаимодействие и взаимосвязанность всех отраслей науки, в результате чего предмет одной отрасли науки может и должен исследоваться приемами и методами другой науки. 6) Свобода критики.
20. Эмпирический и теоретический уровни научного познания и их взаимосвязь. Эмпирический — это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). На этом уровне знание фиксирует качества и свойства изучаемого предмета, доступного чувственному созерцанию.живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Теоретический уровень знания опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям путем обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций “высшего порядка” — таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др. При всем своем различии эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п.
21. Методы эмперического познания. Наблюдение =первичный и элементарный познавательный процесс на эмпирич. ур-не науч. поз-я. Наблюдение не просто фиксирует факты, а сознательно ищет их, руководствуясь прежним опытом, опр-ой идеей или гипотезой. Набл-е бывает: 1) прямое, осуществляемое путем непосредственного восприятия объектов 2) косвенное, осущ-ое при помощи технических средств, приборов и инструментов. Измерение = особый вид наблюдения. Науч. измерение осущ-ся при наличии эталона (образца), ед-цы измерения и измерит.прибора. Измерение= операция, в результате кот.мы узнаем, во сколько раз измеряемая величина больше или меньше др. величины, принятой за образец. Поэтому измерение дает инфо. о количествен.отношениях. Эксперимент = научно поставленный опыт. Достоинством и особенностью эксперимента явл-ся актив.вмешательство исследователя в сам процесс, возможность влияния на его ход. Эксперимент не искл-ет наблюдения; без набл-я он вообще невозможен. Эксперимент= критерий истинности теорий и гипотез. Описание = фиксация средствами естественного и искусств.языка знания об объектах, данных в наблюдении. С пом. описания чувствен.инфо. переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков, цифр, принимая форму, удобную для дальнейшей обработки.
22. Методы теоретического познания. Абстрагирование = отвлечение; =это мысленное выделение: 1) к-л предмета и отвлечение от связей с др. предметами 2) к-л св-ва и связи и одновременно отвлечение от др. св-в и связей. Результатом абстрагирования явл-ся все житейские и науч. понятия(н-р, животное, растение, цвет и др) и категорий (н-р, материя, соз-е, время и др). Образование понятий и категорий означает дв-е мысли в глубь предмета, выделение его существенных моментов. На процесс абстрагирования опираются все познават. приемы и методы (моделир-е, обобщение, классиф-я и др). Идеализация =специфич. вид абстрагирования; = мысленное конструирование идеальных объектов, в кот-х то или иное св-во, состояние представлено в предельном виде. Примеры идеальных объектов: точка, линия, абсолютно тв. тело, идеальный газ, идеальный преподаватель и др). Моделирование. Сущность модел-ия как метода познания закл-ся в замещении объекта исследования моделью и переносе полученных в ходе изучения знаний на оригинал, на познаваемый объект. По характеру моделей выделяют: 1) предметное мод-е =мод-е, в ходе кот.исследование ведется на модели, воспроизводящей опр. геометрич., физ., функциональные харак-ки оригинала. 2)знаковое мод-е = мод-е, при кот. моделями служат схемы, чертежи, формулы. Формализация =метод изучения объектов ч/з их форму. =применение в науч. познании искусств. или формализованных языков (позволяет четко и кратко выразить мысль).Процесс достижения глубокого и всестороннего знания, дв-е от менее содержательного к б. сод-ому знанию в фил-ии наз-ся восхождением от абстрактного к конкретному (описан впервые Гегелем), что явл-ся таким методом научного исследования, кот. позволяет теоретической мысли переходить от абстрактного (неполного) знания к все более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета. Этот метод сос-ит из 2-х этапов: 1)восхождение от чувственно-конкретного (целого) к абстрактному и 2) вос-е от аб-ого к конкретному в мышлении. Чув.-конкретное= исходное в познании; конкретное или воспроизведенное в мышлении= результат познания; отдельные абстракции= ср-во для достижения этого результата.
23. Формы научного познания
формы познания = способ сущ-я уже добытого, готового знания, это то, как выражается научное знание. Проблема = «?» или целостный комплекс «?»-ов, возникший в ходе познания. Проблема= знание о незнании; осознание расхождения м/у фактом и теорией. Сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем решить ее. 2 фактора влияния на способ постановки проблемы: 1) общий характер мышления той эпохи, в которую формируется и формулируется проблемы 2) имеющийся уровень знаний о тех объектах, которых касается возникшая проблемы.Науч. проблема= зародыш гипотезы, поэтому выдвижение проблемы= условие формирования как гипотезы, так и теории. Науч. факт = зарегистрирован.событие, осмысленный фрагмент действительности. Факт= всегда эмпирическое высказывание о фрагменте действ-ти или о св-ах этого фрагмента. Факты составляют основу науч. познания. Факт мб зафиксирован в виде схем, графиков, символов, карт. Факт явл-сяединичным,т.к. отражает отдельно взятый конкрет. предмет, его св-а. Факт всегда отражает явление. Факты= основа люб.теории, т.е. теории строятся на основе обобщения и объяснения фактов. «Чистого» факта нет. Гипотеза = предположение о возможной причине наблюдаемого явления, возможном закономерном порядке явлений природы и об-ва, форма вероятностного знания.=форма развития науч. знания. Условия самостоятельности гипотезы:1) эмпирическая обоснованность= соответствованиефактич. материалу, наблюдениям, эксперимента, фактам. 2)теоретич. обоснование 3) принципиальная проверяемость4)приложимость к достаточно широкому кругу явлений.= науч. гипотезы 1-оц группы явлений объясняют и ряд смежных 5) логическая простота 6) внутренняя непротиворечивость 7) пути логического док-ва гипотез. Теория= истинное знание, существующее в форме системы логически взаимосвязанных предложений, отражающих существенные, закономерные, общие и необходимые внутренние связи той или иной предметной области. Требования к теории: 1) полнота 2) новизна 3)доказуемость 4) внутр. непротиворечивость 5) эффективность/ информативность 6) надежность 7)логическая простота 8) красота/ изящность/ легкость. Все 8 пунктов должны соблюдаться или это будет не теория. Структура теории: 1)эмпирич. факты и обобщения 2) исходный принцип 3) методологические принципы 4) законы 5) основ.понятия и суждения Ф-ии теории: 1)описательная 2)систематизированная (объединение знаний) 3) объяснительная 4) предсказательная
24. Общелогические методы познания.
Сравнение= такой логический прием, посредством которого устанавливается сходство или различие предметов объективного мира. Анализ = мысленное разложение предмета на составляющие его элементы и св-ва и познание их в отдельности. Синтез = метод исследования, состоящий в мысленном объединении знаний об отдельных частях или св-вах предметов и постижении целого в его единстве. Н-р, диагноз врача на основе анализов пациента. Индукция= метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего, к эмпирическому обобщению. Дедукция = метод перехода от общих суждений к частным и единичным. Аналогия= метод, кот.позволяет делать вывод о принадлежности единичному предмету опр. признака на основе сходства этого предмета в существенных признаках с др. единичным предметом. Классификация= система расположения предметов по классам на основании сходства этих предметов внутри класса и их отличия от предметов других классов.
25. Диалектика= учение о всеобщих связях и общих законах развития природы, об-ва и мышления.Гераклит: «все течет, все меняется».Метафизика - такой взгляд на мир, согласно которому предметы и явления не развиваются. С современной т.з.метафизика не выдерживает никакой критики, тем не менее, как писал Энгельс, метафизика имела великое историческое оправдание, ибо «прежде чем выявить связи м\д предметом и их развитием надо было изучить каждый предмет по отдельности. Развитие и всеобщ.связь в природе и об-ве от нас не зависят, они объективны; а всеобщ. связь и развитие мышления от нас зависят, они субъективны, поэтому выделяют объект. с суб. диалектику. Объектив. диалектика = диалектика самой действ-ти,те связи и то развитие, кот имеет место в природе и обществе. Суб. диалектика = диалектика мышления, те связи и то развитие, кот присуще чел познанию. Суб.д-ка вторична по отношению к объек. д-ки и явл-ся ее отражением в мыслящем мозгу.
26. Закон= существенная и необходимая, общая и повторяющаяся связь м/у явлениями, вызывающая строго опр. течение событий. Важ. особенностью явл-ся их объективность, т.е. чел. Не может создавать законы, они сущ.независимо от него. Чел может познавать законы и исп-ть их в своей деят-ти. Но есть юрид. законы, они принимаются органами гос власти, поэтомц всегда субъективны. Юр.законы представл собой единство суб. и объект. 3 группы з-ов по объему: 1) всеобщие (универсальные) =з-ны, кот. действуют всегда и везде (н-р, з-н диалектики, з-н единства и борьбы противоположностей, з-н отр-я отр-ий) 2) общие= з-ны, кот. действуют или во всех явлениях природы или общества, или мышления. (н-р, з-н всемир. тяготения) 3) частные= действуют в более узких областях, в рамках той или иной формы дв-я материи.
ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ: 1) з-н перехода колич. изменений в качественные и обратно= выражает взаимосвязи м/у качеством и количеством в ходе развития. Взаимосвязь качества и кол-ва в фи-ии выражается понятием мера= рамки, границы, в пределах кот.предмет кол-но изменяясь, не меняет своего качества. (копейка руб. бережет). 2) з-н единства и противоположностей= з-н, кот. выявляет источники развития. Метафизич. и диалектич. подходы к пониманию сточника развития. С т.з. 1-ого источник= внеш. силы (приводит к идеи религии), с т.з. 2-ого= раздвоение единого на противоположности и борьба этих противоположностей. Противоположности= такие стороны или св-ва предметов, кот.взаимно отрицают др. др. и одновременно предполагают др. др. 3) з-н отрицания отр-ий= з-н, согласно кот. развитие представляет собой цепь следующих др. за др. отрицаний. Преодоление новым старого в ходе развития есть отрицание. Но новое заменяется новейшим. Значит развитие= отрицание отрицаний.
27. Категория = предельно широкое понятие, отражающее наиболее общие св-ва явлений природы, об-ва и мышления. 1 из особенностей фил.категорий явл-ся их парность, что явл-ся отражением того, что все предметы окр. мира представляют собой единство противоположностей. Парными категориями в фил-ииявл-ся единичное и общее, причина и следствие, сущность и явление, содержание и форма. КАТЕГОРИИ ДИАЛ-КИ. 1) Единичное= категория, кот.отражает отдельный предмет, явление, факт. Единичными явл-ся понятия, объем кот.состоит т. из 1 объекта. Общее= то, что свойственно многим единичным предметам, целому классу явлений; это понятие, в объем кот.входит большое число объектов. Особенное= связующее звено м/у кат-ями единичного и общего. «Цветок (особ) роза (единичное) есть растение (общее)». 2) содержание= (сов-ть всех эл-ов объекта, его св-в, внутр. процессов, связей, противоречий) и форма= (способ выражения содержания) (н-р, сод-е общест. пр-ва= его производит.силы, а форма= производ. отн-ия)3) Сущность= главная, внутр., относительно устойчивая сторона предметов, скрытая от непосредственного наблюдения. И явление= внеш. сторона предметов, доступная непосредственному восприятию. С. и Я. м/у собой тесно взаимосвяз. 4) Причина= явление, кот.предшествует другому и вызывает его. И следствие= то, что возникает в результате действия причины. Причина всегда предшествует следствию. 5) Возможность= потенциальное событие, то, что еще не сущ-ет, но может появиться. И действительность =актуальное бытие, то, что возникло в рез-те предшествующего развития. 6) необходимость= связь м/уявлениями, кот носит существенный и обязательный характер. И случайность= явление, кот.могло появиться, но могло и не появиться.
28. Принцип= люб.основание, из кот. исходят и кот-ым руководствуются в познавательной и практической деят-ти. Таким основанием всегда явл-ся ранее получ. знание. Чел. изучая ч-л, получает опр. знания и эти знания стан-ся принципом (куй железо пока горячо). Иногда в качестве принципа могут выступать заблуждения.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ: 1.пр-п всеобщей связи ---в мире все взаимосвязано. ТРЕБОВАНИЯ: 1) если в мире все взаимосвязано, то мы не можем познать ни 1 предмет, не выявив все связи этого предмета. Все связи познать невозможно 2) абстрактной истины нет, истина всегда конкретна 3)требования выбора главного звена в цепи историч. событий 2. пр-п развития- согласно принципу в мире все развивается и если так, то методологическое требование- мы не можем познать ни 1 предмет, не выявив всех этапов его становления и развития. Настоящее= ключ к познанию прошлого.
29. О́бщество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связ. ч. материального мира, включ. в себя способы взаимод-я и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда.