По мере приближения гоминид к человеку разумному биологическая эволюция замедлялась и возрастала роль социальных факторов. Это положение ярко иллюстрируется фактами из истории гоминид, которая длилась около 20 млн. лет. Вначале темпы биологической эволюции были очень велики. На конечных стадиях это выразилось в необычайной эволюции мозга. 5 млн. лет тому назад объем мозга австралопитеков был равен 500 см3. У человека прямостоящего – Homo erectus – этот объем был уже равен 1250 см3. При появлении прямых предков современного человека, 100-200 тыс. лет тому назад этот объем составил 1500 см3. 30-40 тыс. лет тому назад появился современный человек – Homo sapiens, который вышел из-под власти биологических направлений эволюции, а его прогресс стал определяться социальными причинами. Биологическая эволюция человека как вида резко затормозилась. В этих условиях приостановились процессы биологической эволюции и мозга. Такое положение создалось после длительной биосоциальной эволюции мозга. Социальная надбиологическая сфера человека оказалась способной без генетической эволюции обеспечить реакцией человека на всевозможные изменения в среде. Это было связано с появлением такой формы мышления, которая оказалась способной адекватно отражать объективные законы природы. В этот момент социальное полностью вытеснило биологическое среди факторов эволюции мозга, что ярко проявляется при индивидуальном развитии современного человека в постнатальный период. Речь у ребенка не появляется, если он не слышит слов от окружающих его людей. Биологический тип современного человека обладает огромным генетическим потенциалом и биологически способен существовать неограниченно долгое время. С биологической точки зрения такая «неизменность» не представляется удивительной. Для видовых категорий – это лишь момент относительного покоя. Клетка с ее инвариантной системой структур, вещества и информацией существует более 3 млрд. лет. Отдельные виды существуют, не изменяясь, сотни миллионов лет. Это касается, например, лингулы, которая не изменилась в течение последних 450 млн. лет, устрицы – 150 млн. лет и других. Диалектика в этом случае такова, что инвариантность таких видов обеспечивается стабилизирующей формой отбора. Что касается наступившей фазы инвариантности вида человека, то, напротив, она обеспечивается тем, что отбор в условиях развитого общественного движения материи потерял видообразующее значение.
Процесс развития осуществляется как совершенствование человека – биологического существа.
В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности. Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала. Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.