Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 24. јктуальный вид искусства в истории культуры




ћеханизмы Ђпередислокацииї видов искусств в зеркале культуро≠логии искусства. ¬заимодействие рационального и нерациональ≠ного в культуре как фактор миграции видов искусств. ѕричины возвышени€ изобразительной и неизобразительной групп искусств в относительно устойчивую и переходную культурную эпоху.

¬ каждую историческую эпоху среди многообрази€ художествен≠ных практик можно обнаружить актуальный вид искусства, способный с наибольшей полнотой выражать существо культурного самосозна≠ни€ и психологии своего времени. ѕри этом оказываетс€, что способы художественного высказывани€ и лексика других видов искусства, как правило, т€готеют к специфическим выразительным приемам акту≠ального вида. ƒанные факты став€т перед нами вопрос о той роли, которую играл актуальный вид искусства не только в рамках семьи искусств, но и в контексте культуры в целом. ¬ы€вление общекуль≠турной роли актуального вида искусства может про€снить картину закономерностей исторической динамики видов искусств.

¬ 20-х и 30-х годах в отечественной эстетике подобную задачу ставил перед собой ».». »оффе в работах Ђ ультура и стильї (Ћ., 1927) и Ђ—интетическа€ истори€ искусствї (Ћ., 1933). »сследователь исходил из того, что Ђнепереводимость €зыка одного искусства на €зык другого есть доказательство не автономной специфики, а орга≠нической целостности художественной культурыї.* »оффе пыталс€ вывести динамику видов искусств из особенностей общего познава≠тельного процесса, хот€ в духе своего времени абсолютизировал дан≠ный фактор художественного развити€, ограничива€сь им.

 

* »оффе ».». —интетическа€ истори€ искусств: ¬ведение в историю художе≠ственного мышлени€. Ћ., 1933. —. XVI.

 

јналогичные цели воодушевл€ли и другого отечественного ис≠следовател€ Ч ѕ.Ќ. —акулина, известного такими фундаментальны≠ми трудами, как Ђ—интетическое построение теории литературыї (1925), Ђ–усска€ литература. —оциолого-синтетический обзор литературных стилейї (1928). ”ченый сосредоточил свои усили€ на разра≠ботке теоретической модели движени€ литературного процесса, эво≠люции его литературных жанров. ћетодологические принципы, на которых, по мнению ѕ.Ќ. —акулина, можно было бы построить всю историю русской литературы, базировались на понимании им типологии общеисторического процесса как результата подвижной иерар≠хии ведущих форм духовного творчества.

 ультурологические подходы к изучению искусства, использо≠вавшиес€ ».». »оффе, ѕ.Ќ. —акулиным, “. ћанро, ј. ’аузером, по≠лучили развитие в современной эстетике. Ќаиболее плодотворными были усили€, св€занные с обоснованием необходимости типологи≠ческого изучени€ культур. ¬ы€вл€€ определенную культурную общ≠ность, специалисты обосновывали ее органическое единство, определ€ли Ђцентрирующие идеиї этой общности как внутренние прин≠ципы данного типа культуры. ћысль о неповторимом характере каж≠дого типа культуры как целостного единства разрабатывалась Ћ.ћ. Ѕаткиным, по справедливому мнению которого Ђпон€тие Ђсти≠л€ї или Ђтипаї культуры пос€гает на целостно-человеческое духов≠ное содержаниеї. Ѕлизкой позиции придерживалс€ ё.ћ. Ћотман, рас≠сматривавший каждый культурный тип не в качестве этапа на пути к последующему, а как уникальное образование со своими внутрен≠ними имманентными правилами. ¬ р€де работ ƒ.—. Ћихачева, ј.‘. Ћосева, —.—. јверинцева анализируетс€, как общие характерис≠тики культуры преломл€ютс€ в жизни искусства, вывод€ на пере≠дний план либо какой-то вид искусства, либо его жанр.

≈сли задатьс€ вопросом о субстанциальном €дре искусства, сохра≠н€ющем свою природу на прот€жении всех исторических трансфор≠маций художественного творчества, можно прийти к выводу, что оно состоит в переплавленности рационального и нерационального, по≠звол€ющей искусству выражать не только сознание, но и подсозна≠ние культуры, подтверждающей его репутацию как всеохватной или культурно-типичной де€тельности.

 ак отмечалось, возникновение переходных эпох стимулируетс€ кризисом прежней картины мира, усилением Ђрационалистического недовери€ к рационализмуї. ’удожественное творчество преодоле≠вает переломные эпохи специфическими средствами: гибко пере≠группировывает свои силы, откликаетс€ определенным актуальным видом искусства. ¬ периоды кризиса культуры можно говорить о несо≠ответствии средств и целей художественного творчества: в это врем€ стремление к осуществлению адаптивной функции способствует уси≠лению внимани€ к области нерационального, культивированию сме≠лого эксперимента, парадокса, обогащению €зыковой интеграции разных видов искусств. ¬месте с тем, в отличие от других форм ду≠ховной культуры, задача искусства не сводитс€ к изживанию сферы нерационального. Ќевербализуемый фермент не €вл€етс€ сторонним, служебным дл€ искусства, а, напротив, внутренне присущ художе≠ственному творчеству. ќн служит выражением его самобытности и эвристической силы. ¬ этом Ч залог посто€нного восхождени€ ис≠кусства к освоению всей полноты духовного самочувстви€ человека. »зучение процесса взаимодействи€ рационального и нерационального в культуре дает возможность проследить причины возвышени€ и нисхождени€ отдельных видов искусств, оценить этот механизм как фактор миграционных процессов в семье искусств. ѕериоды ломки и пересмотра в культуре бытующих форм характеризуютс€ процессами интенсивнейших поисков и брожени€. ќт относительной устойчивости все формы духовной жизни переход€т в экстатическое состо€ние. ¬ активное осоз≠нание ситуации включаетс€ и искусство, мобилизу€ свои возможнос≠ти генерировани€ новых смыслов, извлека€ из сферы еще неосвоен≠ного новые образы, воплощающие €вные и не€вные стороны быти€. ¬се виды искусства существуют в одном социально-психологическом климате. ¬опрос же состоит в том, почему дл€ некоторых видов худо≠жественного творчества экстатическое состо€ние общественной пси≠хологии становитс€ более благопри€тным, а дл€ других Ч менее.

–ождение новых художественных символов, вмещающих невыра≠зимое новое содержание, невозможно на предвычисленной, логичес≠кой основе. ¬ этом заключаетс€ причина того, что искусство вовсе не заинтересовано лишь в Ђизживанииї нерационального, перевод€ его в разр€д рационального; напротив, оно посто€нно стремитс€ изыскивать и сохран€ть эту сферу, иметь в своем составе не до конца про€сненное, невербализованное как среду, питающую эмоционально-импульсив≠ную, интуитивную сторону духовной жизни человека.

ƒл€ про€снени€ обозначенных теоретических положений обратимс€ к конкретной художественно-морфологической картине, складывав≠шейс€ в ≈вропе в XIX в. Ќесмотр€ на то что этапы развити€ европей≠ской культуры в государствах этого региона несинхронны, тем не ме≠нее даже на таком сравнительно небольшом историческом участке обнаруживаютс€ достаточно €вные закономерности художественного творчества. ѕрошедшее столетие вместило в себ€ такие разнородные направлени€, как романтизм, критический реализм, натурализм, им≠прессионизм, символизм и некоторые другие. ќно продемонстрирова≠ло то дес€тилети€ми длившиес€ периоды относительной стабильности художественного развити€, то резкие вспышки и повороты.

ѕроследим иерархию искусств в романтизме. Ўироко известна т€га романтиков к мифологии, религии, средневековью. Ѕегство их в дале≠кие исторические эпохи было не чем иным, как потребностью расши≠рить горизонты художественной рефлексии, направить свой взор на предмет, содержание которого несет в себе недосказанность, неверба-лизуемость смыслов, в котором нет отчетливой границы между вы≠мыслом и реальностью. ќбразный строй художников-романтиков Ч “ика, Ќовалиса, √офмана, ћюссе, ∆ерико, Ўопена, ƒелакруа и других Ч отмечен динамической напр€женностью, психологической задушевностью, изощренной фантазией, смелыми экспериментами в области формы. Ёмоционально-м€тежные порывы романтиков могли быть наиболее полно воплощены в непластических искусствах. ќтсюда лидирующее положение в динамике видов искусств музыки и поэзии. јктуальность этих искусств дл€ романтической эпохи отмечена как ее собственными теоретиками, так и последующими исследовател€ми.

ѕоиски идеального духовного содержани€, по отношению к ко≠торому весь изобразительный план выступает в качестве подчинен≠ного, повлек за собой лиризацию способов художественного выраже≠ни€ буквально во всех видах искусства. Ќе случайно поэтому именно музыка с ее эмоциональностью, неизобразительной природой, глу≠боко личностным воздействием занимает в этот культурный период ведущее положение, она мыслитс€ как чистое выражение духовного начала, составл€ющего сущность искусства.

¬ повествовательно-изобразительных формах драматического спек≠такл€, картины, романа, скульптуры романтизм чувствовал себ€ скованным, заземленным. Ќевыразимость и безотчетность музыкаль≠ных страстей романтики стремились культивировать и в других видах искусств: вли€ние музыки про€вилось в ослаблении сюжетного на≠чала в литературе (Ќовалис, —енанкур), в насыщении поэзии музы≠кальностью ритмов и интонаций (Ђомузыкаленное слової), в при≠емах Ђлиризации драматургииї ¬. √юго, Ђготизацииї архитектуры, котора€ в силу своей пластической определенности ставилась ро≠мантиками на низшую ступень иерархии искусств.

ѕодобное экстатическое, поисковое состо€ние культуры вскоре смен€ет друга€ лини€. Ѕыстрый прогресс естественных наук в буржуаз≠ном обществе, распространение философии позитивизма, усиление индивидуалистических начал вносили существенную перестройку и в самосознание духовной культуры, обращали ее взор к реальной прак≠тике общественных отношений. ƒух предприимчивости, инициативы, активных действий вызывал потребность всесторонне прозондировать реальные возможности личности, ее роль в системе многообразных общественных св€зей, кажущуюс€ беспредельность потенций. ¬р€д ли поэтому можно признать случайным тот факт, что в период зрелого буржуазного общества в разных странах ≈вропы складываетс€ ина€, чем в романтизме, иерархи€ искусств. Ђѕередислокаци€ї видовых и жанровых форм на этом этапе происходит в пользу литературы, а именно ее прозаических форм Ч романа и повести. –аньше или позже, но в каждой европейской стране можно выделить период так называемой Ђписательской эпохиї Ч господства критического реализма. ¬ отличие от Ђбури и натискаї романтизма Ђписательска€ эпохаї была нацелена на трезвый и пристальный анализ разнообразных прозаических колли≠зий, Ђтыс€чи сложных причинї, формирующих поведение человека.

ЂЋитературоцентристска€ї ориентаци€ видов искусств того вре≠мени как нельз€ более соответствовала духу культуры, погруженной в анализ человеческого поведени€, конкретных обсто€тельств. ¬ ро≠мане отдельный человек больше уже не есть только представитель определенной группы, он обретает свою собственную судьбу и ин≠дивидуальное сознание. »зображение человека в романе через сложные формы жизненного процесса, полифонизм, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы р€да действующих лиц, оказались наиболее подход€щими дл€ раскрыти€ и воплощени€ в его образах нового типа мироощущени€. Ќаследу€ реалистические традиции XVII и XVIII вв., роман, безусловно, впитал в себ€ динамизм и богатство психологических оттенков, присущих романтическому искусству.

¬ли€ние литературы как актуального вида искусства второй чет≠верти XIX в. про€вилось и в попытке других искусств усилить в себе сюжетное, повествовательное начало. ќбращает на себ€ внимание уси≠лившеес€ в тот период единение музыки и поэзии, широкое сочи≠нительство программной музыки (Ё. √риг, ‘. Ћист, √. Ѕерлиоз, ћ.ѕ. ћусоргский, ѕ.». „айковский).

ћожно отметить и типологическую общность в этот период в способах выражени€ литературы и живописи. Ќайденные литерату≠рой приемы были подхвачены и развиты в жанре бытовой картины, портрета с их вниманием к отдельной детали на фоне обили€ персо≠нажей (к примеру, живопись передвижников), с воспроизведением действи€, движени€, развити€. Ђѕеретеканиеї приемов композиции, сюжетного развити€ живописных и литературных произведений было отмечено и в художественной культуре јнглии. “ак, сопоставление про≠изведений ’огарта и романов ‘илдинга позвол€ет сделать вывод о том, что Ђв общем контексте литературного процесса творчество ’о≠гарта воспринимаетс€ как один из истоков английского реалистичес≠кого романаї.* ѕодобные суждени€ были характерны и дл€ самих анг≠лийских теоретиков; так, „. Ћэм, оценива€ творчество ’огарта, заме≠тил: ЂЌа все другие картины мы смотрим, его гравюры Ч читаемї.

 

* ћихальска€ Ќ.ѕ. ¬заимодействие литературы и живописи в истории культу≠ры јнглии//“радици€ в истории культуры. ћ., 1978. —. 183.

 

—видетельства, проливающие свет на Ђписательскую эпохуї с ее €сной рационализированной творческой программой, позвол€ют увидеть в ней отражение относительно устойчивого умонастроени€, установки на испытание человеком своих практических сил, увлече≠ни€ научно-техническим прогрессом. ¬ каждый подобный период ис≠тории на авансцену выход€т пластические искусства с их ориентацией на изобразительность, на анализ всех аспектов реального мира.

¬ зависимости от особенностей эпохи, характера преемственности и культурных традиций в качестве актуального вида искусства в период пре≠валировани€ рациональных начал в культуре могут выступать либо ли≠тература, либо живопись, либо скульптура (ср. с относительно ста≠бильными периодами общественно-культурной ситуации ¬озрожде≠ни€ и античности). √осподствующа€ тенденци€ в это врем€ в искусстве Ч осознать эпоху в образах самой эпохи. ¬оспроизводство устойчивой нормативности общественного сознани€ и психологии, как правило, способствует и некоторой нормативности художественного творчества.

Ќельз€ не обратить внимание и на такую закономерность: пери≠оды кризисов, господства нерациональных начал в культуре вызыва≠ют к жизни усиление экспериментально-поисковых сторон творчества, выдвига€ в качестве актуального вида неизобразительные искусстваЧ музыку, лирическую поэзию либо архитектуру.

 ак мы уже убедились, в Ђчистомї виде ни один из этих этапов в истории не про€вл€етс€.  роме того, в периоды низвержени€ тради≠ций, как и относительно устойчивого их воспроизведени€, никогда не копируютс€ предшествующие аналоги. ¬ истории художественно≠го освоени€ мира действует принцип социальной пам€ти, который про€вл€етс€ в том, что ни один вид искусства на прот€жении своей исторической жизни не €вл€етс€ тождественным самому себе. ¬о≠зобновл€€ в истории свою роль актуального вида искусства, и музы≠ка, и литература, и живопись, и сценическа€ драма вс€кий раз ока≠зываютс€ в качественно новых отношени€х и неповторимой системе взаимосв€зей как внутри семьи искусств, так и в общем социокультурном контексте. ѕод вли€нием этих св€зей происход€т процессы обогащени€ и шлифовки выразительных приемов каждого вида ис≠кусства, Ђперерастаниеї ими собственных границ.

1. ¬ силу каких причин взаимодействие рационального и нерацио≠нального в культуре выступает фактором миграции видов искусств?

2. ѕриведите примеры, когда один вид искусства вт€гивает в орбиту своих специфических художественных приемов другие виды искусств.

Ћ»“≈–ј“”–ј

јвтономова Ќ.—. –ассудок. –азум. –ациональность. ћ., 1988.

Ѕатракова —.ѕ. ’удожник переходной эпохи//ќбраз человека и инди≠видуальность художника в западном искусстве XX века. ћ., 1984.

»оффе ».». —интетическа€ истори€ искусств. ¬ведение в историю худо≠жественного мышлени€. Ћ., 1933.

 аган ћ.—. ’удожественна€ культура XIX века: ћорфологический аспект//’удожественна€ культура в капиталистическом обществе. Ћ., 1986.

 ривцун ќ.ј. јктуальный вид искусства в истории культуры//ѕроблемы методологии современного искусствознани€. ћ., 1989.

 изима ¬.¬.  ультурно-исторический процесс и проблема рационально≠сти. ћ., 1985.

ћалахов ¬.ј. »скусство и человеческое мироотношение.  иев, 1988.

ћамардашвили ћ. .  лассический и неклассический идеалы рациональ≠ности. “билиси,1984.

ћудрагей Ќ. –ациональное и иррациональное. »сторико-теоретический очерк. ћ.,1986.

–азум и культура. ћ., 1983.

—арабь€нов ƒ. –усское и советское искусство. 1900-1930//ѕарижЧћоск≠ва, 1900-1930. ћ., 1981.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 700 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1642 - | 1310 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.