Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 7.  онцепци€ искусства романтизма




ѕричины возникновени€ романтического мироощущени€ в искус≠стве и эстетике. ¬оплощение идеи универсальной личности в ху≠дожественном творчестве и теории искусства. “еори€ иронии ‘. Ўлегел€. ƒостижени€ романтизма в психологическом обога≠щении художественного €зыка. —амоценный статус искусства в эстетике романтиков.

“ермин Ђромантизмї возник гораздо раньше, чем художествен≠ное движение, развернувшеес€ в ≈вропе в конце XVIII Ч начале XIX столети€. ƒо XVIII в. эпитет Ђромантическийї указывал на неко≠торые особенности литературных произведений, написанных на ро≠манских €зыках (т.е. не на €зыках классической древности). Ёто были романсы, а также романы и поэмы о рыцар€х. ¬ конце XVIII в. Ђроман≠тическоеї понимаетс€ гораздо шире: как авантюрное, занимательное, старинное, самобытно-народное, далекое, наивное, фантастическое, ду≠ховно-возвышенное, призрачное, удивительное и даже пугающее. ¬ каче≠стве литературного термина это слово впервые по€вилось у Ќовалиса (1772-1801), а в качестве музыкального Ч у Ёрнеста “еодора јмаде€ √офмана (1776-1822).

–омантизм как течение художественной практики и теории вов≠лек в свою орбиту разные виды искусств и состо€лс€ в разных стра≠нах. ”читыва€ известную Ђтотальностьї романтизма, хот€ хроноло≠гически и не очень длительную, р€д исследователей считают воз≠можным и практикуют написание этого пон€ти€ с заглавной буквы. ¬ √ермании романтизм представл€ют эстетики, писатели, музыкан≠ты, св€занные с иенской школой: ¬ильгельм √енрих ¬акенродер (1773-1798), Ћюдвиг “ик (1773-1853), брать€ јвгуст Ўлегель (1767-1845) и ‘ридрих Ўлегель (1772Ч1829), уже упоминавшиес€ Ќовалис, √офман; во ‘ранции Ч ¬иктор √юго (1802Ч1885), јльфред де ћюссе (1810-1857), ћари-∆озеф Ўенье (1764-1811); в јнглии Ч —эмюэль “эйлор  олридж (1772Ч1834), ”иль€м ¬ордсворт (1770Ч 1850), ƒжордж √ордон Ѕайрон (1788-1824), ѕерси Ѕиш Ўелли (1892-1822); в »талии Ч ƒжакомо Ћеопарди (1798-1837).

¬озникновение романтизма св€зано с разочарованием в иде€х просветительства, возлагавшего надежды на строительство справед≠ливого общества на разумных началах, с реакцией на углубление острых противоречий цивилизации. –омантики резко дистанцировались от современного им экономического и социального пор€дка, счита€ его недостойным человеческой личности. ѕротест вызывали, с одной стороны, способы производства, формировавшие Ђчастично≠гої человека, лишавшие его целостности и универсальности; с другой Ч усредненно-трезвый, бездушный практицизм повседневной жизни, ведущий к искажению природы человека. ¬ творчестве романтиков раз≠ных стран можно обнаружить ставший хрестоматийным конфликт между художником-энтузиастом и бюргером. √лавный враг романтиков Ч Ђфи≠листер в ночном колпакеї, а главна€ опасность, подстерегающа€ ху≠дожника в обществе буржуа Ч это Ђсерый поток буден, лишенный грозного обличи€ и словно бы незаметно унос€щий день за днем чело≠веческие жизни, не дела€ различи€ между художником и обывателемї.* “оржество расчетливой заур€дности противно духу любой художествен≠ной активности, ибо оно хочет принудить и художника носить Ђкоте≠лок приказчика на голове пророкаї.

 

* Ѕатракова —.ѕ. »скусство и утопи€. ћ., 1990. —. 102.

 

√лавный пафос и фундаментальное основание эстетики л худо≠жественной практики романтизма Ч увлеченность идеей защиты уни≠версальности человеческой личности. Ётот тезис Ч один из основных, которыми очень дорожили романтики. ¬озникавшие параллели с универсализмом –енессанса в романтическом движении стушевыва≠лись отсутствием тех примет объективности, которыми было наделе≠но искусство ¬озрождени€.

–омантики настаивают на том, что главный смысл поэзии и ис≠кусства вообще состоит в воспроизведении глубин человеческого духа, сколь высоких, столь и непостижимых. ќбъективна€ действительность сплошь состоит из масок, она обманчива, имеет второй и третий планы и по этой причине не может выступать дл€ искусства пита≠тельной почвой, а, напротив, отрицательно воздействует на художе≠ственное воображение. ќтсюда выгл€дит обоснованным перемеще≠ние акцента на возможности внутренней интроспекции в художествен≠ном творчестве, культивирование сильных переживаний и страстей, которые сами по себе тотальны, захватывают целиком, а значит, воплощают и некий универсальный опыт. Ќеизбежное при такой эс≠тетической программе разрушение прежних устойчивых способов формообразовани€ нередко сопровождалось абсолютизацией субъек≠тивности. јвгуст Ўлегель подтверждает: Ђ–омантическа€ поэзи€ вы≠ражает тайное т€готение к хаосуї.

„ем было вызвано стремление представить художественно неза≠вершенное, аморфное, хаотическое как ценность? ќно отразило ра≠зорванное сознание рефлектирующего человека, пытающегос€ най≠ти смысл, свое место в жизни через проникновение в метафизику бы≠ти€, эзотерику, мистицизм и попытатьс€ тем самым расширить свое сознание. ѕроникновение в то, что лежит за €влением, в невырази≠мые сущности, безусловно, не может быть выражено в какой-то же≠сткой системе, устойчивой художественной форме. ќтсюда Ч достаточно остра€ критика романтиков за анархию формы. ¬ качестве при≠мера можно сослатьс€ на роман ‘ридриха Ўлегел€ ЂЋюциндаї (1799), который ‘. Ўиллер назвал Ђвершиной современной бесформеннос≠ти и извращенностиї. Ёто произведение соедин€ло в себе массу жан≠ров и полностью отвечало одному из лейтмотивов романтической теории искусства (в противовес классицизму) о том, что никакого обособлени€ жанров нет и не должно быть. —овмещение в одном произведении жанров рассказа, письма, сказки, аллегории, лири≠ческой поэзии, рассуждени€ Ч это и был тот Ђкосмос универсаль≠ностиї, который наиболее адекватно, по мысли романтиков, спосо≠бен воплотить полноту жизни.

ќриентаци€ романтиков на такие характеристики художествен≠ного творчества, как открытость, бесконечность, незавершенность, те≠кучесть, в соединении с иде€ми полноты, целостности, всеохватности искусства приводила к новым продуктивным результатам. ≈сли корни стремлени€ к целостности, всеохватности, универсальности можно обнаружить в ¬озрождении, то импульсивность, динамика, хаотичность, культ внутренних переживаний Ч характерные призна≠ки барокко. ѕо-своему подтвержда€ действенность художественно-исторической пам€ти, романтизм интегрировал эти как будто бы противоречивые ориентации.

Ќовые усили€ ознаменовались достижением художественной це≠лостности гораздо более сложного типа, совмещающей множество полюсов, которые прежде не могли бы предстать в единстве. Ќекото≠рые критики романтизма считали, что декларируемый универсализм выступает как дилетантский, поверхностный, пустой. ѕри этом они ссылались на колоссальные планы р€да творцов, которые так и не были реализованы до конца. ƒействительно, порой сами названи€ ра≠бот романтиков-эстетиков говор€т сами за себ€: Ђ‘рагментыї, Ђ ри≠тические фрагментыї, Ђ»деиї и т.д.* ¬ значительной мере Ч это Ђос≠колочныеї высказывани€, часто меткие, глубокие, метафоричные, но не всегда выстраивающиес€ в систему. ќднако именно против системы и восставали романтики, настаива€ на невыразимости глу≠бинных сокровенных истин, побужда€ художника к максимально интенсивной метафоричности €зыка, захватывающей образности.

 

* —м.: Ўлегелъ ‘. Ёстетика. ‘илософи€.  ритика. ћ., 1983. “. 1.

 

ќгромное значение романтики придавали де€тельности субъек≠та: с одной стороны, субъекта творчества, а с другой Ч субъекта воспри€ти€. »х многочисленные трактаты позвол€ют заключить, что романтики старались так или иначе моделировать характер личност≠ного воздействи€ искусства. ћного веков прошло в европейской куль≠туре, пока искусство смогло состо€тьс€ как самоценный и суверен≠ный вид де€тельности, свободный от какой-либо функциональности. » вот в эпоху романтизма, в эпоху триумфа самораскрыти€ воли художника, когда не существует никаких преград дл€ создани€ про≠изведений, имеющих ценность в самих себе, вдруг обнаруживаетс€ желание расширить зону действи€ искусства, направить его потенциал вовне. “ем самым романтизм как бы обозначил пограничный период, когда искусство, с одной стороны, набрало максимальную творчес≠кую высоту как самодостаточна€ творческа€ сфера, а с другой Ч вновь пытаетс€ выйти за пределы себ€, но теперь уже демонстриру€ в своих св€з€х с действительностью отношение не вассала, а сюзерена.

Ёта невиданна€ ранее Ђсамонаде€нностьї искусства, мысл€щего себ€ средоточием важнейших истин и смыслов быти€, обнаружива≠етс€ и в новом взгл€де на художника как исполнител€ столь величе≠ственного замысла. “еперь он уже не мастер создани€ художествен≠ных иллюзий действительного мира, а “ворец, ƒемиург, от которо≠го ожидают много большего.

Ќе раз подчеркиваетс€ романтиками такое качество нового ис≠кусства, как невыразимость. язык романтической мысли Ч особый инструмент, отличающий способы теоретического и художественно≠го высказывани€. √рандиозные цели романтиков художник-демиург осуществл€ет через поэтические философемы, Ђзашифрованныеї иносказани€. ѕри этом в качестве высшей ценности рассматриваетс€ то особое внутреннее состо€ние, которое испытывает человек в мо≠мент художественного переживани€. ¬ этом отношении романтики очень близки ».  анту, неоднократно утверждавшему, что процесс художественного воспри€ти€ представл€ет собой гораздо большую цен≠ность, чем его результат.

–омантики стрем€тс€ уйти от логического рационализма классицистских приемов, неизбежно нав€зывающих подневольность мышле≠ни€, когда накатанные клише автоматически склеиваютс€ в предло≠жени€. ¬ противовес этому они выдвигают прием, называемый потен≠цированием, означающий вы€вление дополнительных возможностей слова, испытание его способности к саморазвитию. ќтсюда Ч культивирование углубленного метафоризма в слове, стремление сделать поэзию мак≠симально философичной, напитатьс€ средневековой эзотерикой, обо≠гатить повествование притчевой символикой, почерпнутой из народ≠ного фольклора. ».’.‘. √ельдерлин, √. фон  лейст,  .¬.‘. «ольгер, ”. Ѕлейк, ƒ. Kumc Ч все эти авторы философичны в силу того, что само слово в их текстах оказываетс€ чрезвычайно многозначным, играет разны≠ми гран€ми смыслов, когда одни переход€т в другие.

ѕоэзи€, отмечает Ќовалис, все врем€ мен€ет Ђточки зрени€ и уровни освещени€ї, все это складываетс€ в нескончаемый процесс игры, который ценитс€ сам по себе как процесс превзойдени€ себ€, самопревышени€. ѕодобное самопревышение не могло быть достиг≠нуто приемами классического искусства, его отличала невыразимость, глубина внутренних переживаний, а это и есть то, что возвышает человека, возвращает ему ощущение полноты переживани€ жизни.

«аметно, что, когда сами романтики стремились описать свои метод, они тщательно избегали определений. —амо их искусство об≠наруживает не предел, а беспредельность. Ќовалис так писал о поэзии: Ђ≈сть особое чувство поэзии, поэтическое настроение в нас. ѕоэзи€ личностна, и поэтому ее нельз€ описать и определить.  то непосред≠ственно не знает и не чувствует, что такое поэзи€, тому никогда не объ€снить это. ѕоэзи€ есть поэзи€ї.

–омантики люб€т пользоватьс€ такими силлогизмами, которые представл€ют ценность сами по себе, в силу своей смысловой плот≠ности и многозначности. —пособность к сильному внутреннему пере≠живанию ценна дл€ романтиков прежде всего тем, что она возвра≠щает человеку ощущение личного достоинства. „еловека может воз≠высить не только художественное, но и религиозное переживание, нравственное воодушевление. ќднако только художественное пере≠живание свободно от заданных рамок, способно сообщить свободу и самоде€тельность импульсам человека. ’удожественно-созидательное отношение к окружающему миру помогает ослабить зависимость от него, превзойти этот мир.

”твержда€ особую ценность внутренней жизни, немецкие роман≠тики обращаютс€ к разработке такого важного дл€ них пон€ти€, как Ђирони€ї. “еори€ иронии развита несколькими авторами, в основном ‘. Ўлегелем в его рецензи€х Ђќ Ћессингеї и Ђќ ћейстереї √ете, в наброске Ђќ непон€тностиї; кроме того, в р€де произведений “ика и «ольгера. ¬се эти работы вы€вл€ют метафизический смысл роман≠тической иронии, играющей незаменимую роль в процессе возвыше≠ни€ человека.

–омантическа€ ирони€ имеет дело с пон€ти€ми безусловного и обусловленного. ѕон€тие безусловного наиболее ценно дл€ романти≠ков, ибо все обусловленное несвободно, в какой бы сфере оно не рас≠полагалось. ‘. Ўлегель пишет, что ирони€ создает настроение, Ђко≠торое с высоты огл€дывает все вещи, бесконечно возвыша€сь надо всем обусловленным, включа€ и собственное свое искусство, и доб≠родетель, и гениальностьї.*

 

* Ћитературна€ теори€ немецкого романтизма. Ћ., 1934. —. 117.

 

ќтсюда культивирование таких приемов, как острота. ќстроту ‘. Ўлегель определ€ет как взрыв св€занного сознани€. —в€занное сознание Ч это рассудочное мышление, окостенелое в неподвиж≠ных, односторонних, непротиворечивых пон€ти€х. ¬ этом смысле иро≠ническое противоположно рассудочному. ќдно-единственное анали≠тическое слово может потушить любой смысл, способно сделать ба≠нальной любую похвалу. Ќо если отношение к тому или иному €вле≠нию ироническое, то это служит возвышению и смысла самого €влени€, и того, кто о нем судит.

»ронический субъект Ч человек, наделенный ироническим мироощушением, оцениваетс€ ‘. Ўлегелем как в высшей степени сво≠бодный, произвольно твор€щий и себ€, и окружающий мир. ќднако где развиваетс€ ирони€, там она рано или поздно трансформируетс€ в самоиронию. Ћюбой иронически мысл€щий человек и художник делает предметом и объектом иронии самого себ€, т.е. противостоит в своем ироническом отношении не только реальному миру, но и самому себе. “акое бесконечное возделывание иронии ведет к болез≠ненному развитию рефлексии Ч как бы сам собой снимаетс€ вопрос об общезначимом идеале и начинает возобладать принцип относи≠тельности всего существующего. ”никальный потенциал иронии зак≠лючаетс€ в том, что благодар€ ей человек приобретает бесконечные силы как самосозидани€, так и самоотрицани€. »роническое мироо≠щущение, стараетс€ убедить ‘. Ўлегель, способно спасти человека перед лицом крайних противоречий, которые несет мир. ¬месте с тем бесконечно развиваема€ рефлекси€, сомнение во всем, ирони≠ческое подозрение не только окружающего мира, но и собственных внутренних порывов позвол€ют оценить крайнюю иронию как путь, ведущий к сумасшествию. „еловек способен легко утратить меру иро≠нического отношени€ и запутатьс€ во всей этой сложности.

“отальна€ ирони€ как способ мышлени€ и образ жизни быстро порождает отча€ние, в таком состо€нии человек отказываетс€ от поиска прочной основы мира, всюду обнаруживает лишь шаткость быти€, приходит к глубокой внутренней неудовлетворенности. “а≠ким образом, ирони€ как особый способ обыгрывани€ мира, даю≠щий ощущение свободы, рождающий иллюзию независимости субъекта от жизни, полна противоречивых последствий.

ѕоиски романтиками новых путей в эстетической теории и худо≠жественном творчестве не нашли широкого понимани€ у современ≠ников. ѕозиции романтизма были ориентированы на искушенную интеллектуальную публику, составл€вшую небольшой слой. —уще≠ственное значение имело и то, что элитарные аристократические круги, как и значительна€ часть образованной публики, т€готели к художественной практике, основанной на принципах классицизма. Ђ лассическое Ч здоровое, романтическое Ч больноеї, Ч эта мысль ».¬. √ете раздел€лась многими его современниками.

¬ итоге романтики имели крайне незначительную аудиторию (ин≠терес ко многим из них начинает расти после их смерти). ¬озникает противоречие между первоначальными посылками (возвратить че≠ловеку утраченную целостность через приобщение к универсализму художественного мира) и отсутствием читателей, которые раздел€≠ли бы это желание. Ѕолезненно пережива€ такую ситуацию, роман≠тики начинают утверждать, что художник может творить и дл€ само≠го себ€ либо еще дл€ одного-двух человек, которые его понимают. ѕостепенно перестал издаватьс€ журнал Ђјтенейї как не собирав≠ший читательской аудитории. ƒуховна€ элитарность романтиков, как и рафинированность художественного письма, постепенно привела их к крайней изол€ции.

 ритики творчества романтиков приписывали последнему и та≠кую Ђзаслугуї, как распространение принципов декаданса, понима≠емого как эстетизаци€ процесса уничтожени€ жизни. –омантики дей≠ствительно оказались сильны не столько позитивной программой, сколько разработкой приемов отстранени€ от жизни, ее духовно-художественным преодолением, в том числе и средствами иро≠нического отношени€. ќднако ирони€ (даже превраща€сь в само≠иронию) выступает, конечно, в качестве не столько эстетизации процесса уничтожени€ жизни, сколько созерцательного, чисто художественного отношени€ к серьезным и большим социокультурным проблемам. «десь €вл€ет себ€ подчеркнута€ относительность существующего, пессимистический взгл€д на возможность претво≠рени€ идеала.

Ќар€ду с острыми противоречи€ми романтизм имел и неоспо≠римые заслуги. “ак, несомненно вли€ние романтиков на обогащение лексических средств в поэзии, музыке, живописи. —клонность романтиз≠ма противосто€ть жанровому делению искусств, утверждать формы художественного синтеза была чрезвычайно прогрессивной дл€ этого времени. –азвенчива€ классицистскую теорию высоких и низких жан≠ров, романтическое творчество шло на смелые эксперименты и на деле доказало продуктивность художественного взаимодействи€. ќб≠менные процессы между разными видами искусств всегда способ≠ствовали обогащению €зыка друг друга. ѕриверженность романтиков идее органической целостности художественного переживани€, воссоз≠дающего все богатство жизненного опыта в его неразложимости, по≠служила выработке тонких средств воплощени€ разнообразных психо≠логических состо€ний. –азрабатыва€ новые приемы недосказанности и невыразимости, романтизм во многом возделал почву дл€ симво≠лизма Ч художественного течени€, развернувшегос€ в конце XIX в.

«авершающие стадии романтического творчества не имеют еди≠ной хронологии и в разных странах различны. Ќаиболее продуктив≠ной почва романтического искусства оказалась дл€ музыки, интен≠сивно продолжавшей развиватьс€ в этом лоне в то врем€, когда ро≠мантическа€ литература и живопись уже нисход€т. ‘ормирование музыкальных выразительных средств романтизма можно обнаружить еще в конце XVIII в. в творчестве Ћ. ван Ѕетховена. ѕерва€ половина XIX столети€ ознаменована де€тельностью музыкантов-романтиков ‘. Ўуберта, –. Ўумана,  .ћ. ¬ебера, ‘. ћендельсона. ¬ 50-х годах XIX в. главой веймарской школы, вокруг которой сгруппировались композиторы, был ‘. Ћист. ¬ это же врем€ активно творили √. Ѕерли≠оз, ». Ѕрамс, –. ¬агнер.

“аким образом, творчество музыкантов-романтиков охватывает все XIX столетие; специалисты говор€т даже о романтизме начала

XX в., име€ в виду позднее творчество –ихарда Ўтрауса. —ловом, эстетические принципы романтизма способствовали широкому обо≠гащению музыкально-выразительных средств: были введены новые аллитерации и диссонансы, обогащена динамическа€ сторона гар≠монии, изобретены неустойчивые аккорды, усиливавшие состо€ние напр€жени€, требовавшего разрешени€. √рандиозную революцию в сфере оперного искусства осуществил –. ¬агнер. ƒаже неискушен≠ный в музыке человек почувствует, что оперы этого композитора не похожи на оперы его предшественников. ќсновное новаторство –. ¬агнера состо€ло в том, что он добивалс€ размывани€ архитектони≠ки отдельных музыкальных номеров (арии, дуэта, ансамбл€), вовле≠ка€ их в сквозное музыкально-драматическое действо.  омпозитору удалось по-своему воплотить принцип Ђтотальности романтического переживани€ї в художественном моделировании дл€щегос€, неослаб≠ного напр€жени€ на прот€жении всего акта. Ђ¬агнер мучает по це≠лым актам, не дава€ ни одной каденцииї, Ч отмечал позже –имс≠кий- орсаков.

«аверша€ обсуждение этой темы, можно заключить, что эстети≠ка романтизма есть прежде всего эстетика человеческой свободы. ѕодлинно значительное и человеческое, по мысли романтиков, свер≠шаетс€ не вне, а внутри самой личности. Ќе следует преувеличивать роль объективного мира: законы веро€тности, любили повтор€ть романтики, существуют дл€ людей, лишенных воображени€. ƒосто≠инство человека состоит в возможности свободного осуществлени€ себ€, чему как нельз€ более содействует сфера искусства.

Ќаходитьс€ под властью искусства Ч значит освободитьс€ от вла≠сти действительности, именно в таком состо€нии и можно принад≠лежать самому себе. ќтпущенное на волю воображение позвол€ет стро≠ить себ€, расшир€ть и превышать себ€. ¬ возможности жить полно≠ценной и многообразной внутренней жизнью романтики видели ус≠ловие возвращени€ человеку ощущени€ подлинности его быти€, воз≠вышение его достоинства.

¬ творчестве романтиков, пройд€ сквозь сложные историко-культурные лабиринты, восторжествовала иде€ самоценности искусства. ѕри этом оказалось, что, только обрет€ цель в самом себе, искусст≠во смогло вз€ть на себ€ важную культуросозидательную роль воспол≠нени€ ущербности человеческого быти€. “аким образом, можно за≠фиксировать определенный парадокс: искусство становитс€ по-на≠сто€щему незаменимым, когда, казалось бы, максимально сосредо≠точиваетс€ на самом себе; другими словами, только через воплощение принципов самодостаточности художественного творчества искусст≠во смогло реализовать себ€ как уникальна€ де€тельность, значима€ и за своими пределами. Ѕлизкое понимание природы и возможностей ис≠кусства в значительной мере перешло и в немецкую классическую эс≠тетику.

1.  акие черты художественной теории и практики романтизма свидетельствуют об интеграции опыта –енессанса и барокко?

2. ѕо мнению романтиков, процесс художественного переживани€ способен возвращать целостность человеческой личности. Ќа чем основана эта трактовка?

Ћ»“≈–ј“”–ј

Ѕайрон ƒж. √. ƒневники. ѕисьма. ћ., 1963.

¬агнер –. »збранные работы. ћ., 1978.

¬акенродер ¬.√. ‘антазии об искусстве. ћ., 1977.

√офман Ё.“.ј. ѕисьма, высказывани€, документы. ћ., 1987.

√офман Ё.“.ј. »збранные произведени€: ¬ 3 т. ћ., 1962.

∆ан-ѕоль. ѕриготовительна€ школа эстетики. ћ., 1981.

Ћеопарди ƒж. Ётика и эстетика. ћ., 1978.

Ћитературна€ теори€ немецкого романтизма. ƒокументы. Ћ., 1934.

Ћитературные манифесты западноевропейских романтиков. ћ., 1980.

Ќемецка€ романтическа€ повесть. ћ.ЧЋ., 1935. “. 1-2.

Ќовалис. ‘рагменты. ’арьков, 1914.

Ўелли ѕ.Ѕ. ѕисьма. —татьи. ‘рагменты. ћ., 1972.

Ўлегель ‘. Ёстетика. ‘илософи€.  ритика. ћ., 1983. “. 1-2.

Ўуман –. »збранные статьи о музыке. ћ., 1956.

Ёстетика американского романтизма. ћ., 1977.

Ёстетика раннего французского романтизма. ћ., 1982.

* * *

Ѕерковский Ќ.я. –омантизм в √ермании. Ћ., 1974.

¬айнштейн ќ. Ѕ. язык романтической мысли. ћ., 1994.

¬анслов ¬.¬. Ёстетика романтизма. ћ., 1966.

√абитова P.M. ‘илософи€ немецкого романтизма. ћ., 1978.

√айм –. –омантическа€ школа. ћ., 1891.

√ейне √. –омантическа€ школа//—обр. соч.: ¬ 10 т. ћ., 1958. “. 6.

√олосовкер я.3. ѕоэтика и эстетика √ельдерлина//¬естник истории ми≠ровой культуры. 1961. є 6.

ƒмитриев ј. —. ѕроблемы иенского романтизма. ћ., 1975.

ƒь€конова Ќ.я. Ћондонские романтики и проблемы английского роман≠тизма. Ћ., 1970.

»гнатов —.—. Ё.“.ј. √офман. Ћичность и творчество. ћ., 1914.

 арлейль “. Ќовалис. ћ., 1901.

–еизов Ѕ. √. “ворчество ¬альтера —котта. ћ.ЧЋ., 1965.

–омантизм: вопросы эстетики и художественной практики. “верь, 1992.

—мирнов ј.ј. »спанский романтизм//»стори€ западной литературы (1800-1910). ћ., 1914. “. 3.

‘едоров ‘. Ёстетические взгл€ды Ё.“.ј. √офмана. –ига, 1972.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 579 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

1315 - | 1085 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.052 с.