Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


VII. Судьба Марксовых идей




Если бы были правы те, кто утверждает, что идеи «молодого Маркса», содержащиеся о «Экономическо – философских рукописях 18 44 года», зрелый Маркс отбросил как остатки идеализма, которо­му он был обязан гегелевской" школе, то наше изложение марксистских понятий природы человека, отчуждения, деятельности и так далее было бы односторонним и во многом ошибочным. Если бы они были правы, то можно было бы сказать: мы предпочитаем молодого Маркса старому и хотим строить социализм по молодому Марксу. К счастью, нет нужды делить Маркса на две части. Ибо на самом деле идеи Маркса о человеке от «Экономическо - философских рукописей» и до «Капитала» не претерпели серьезных изменений.

Сначала посмотрим, кто же усматривает наличие неразрешимых противоречий между взглядами «молодого» и «старого» Маркса. Этот взгляд принадлежит в основном русским коммунистам, и они не могут мыслить иначе, ибо их мышление, их политическая и социальная система во всех отношениях чужды духу Марксова гуманизма. В их системе человек — слуга государства и производства, а не высшая цель всей общественной деятельности.

Цель Маркса - развитие индивидуальной человеческой личности в советской системе социализма отрицается еще больше, чем в современ­ном капитализме. Материализм коммунистов гораздо ближе стоит к ме­ханическому материализму буржуазной эпохи XIX в. (против которой выступал Маркс), чем к «историческому материализму» Маркса.

Компартия СССР высказала свое мнение по этому поводу, когда Дьердь Лукач (который первым оживил гуманизм Маркса) в 1924 г. бежал в Россию от нацистов и там его принудили «признать» свои ошибки. Эрнст Блох, написавший блестящую книгу «Принцип надежды» (1959), в которой он также делал акцент на Марксовом гуманизме, был подвергнут серьезным нападкам со стороны Компартии СССР, несмот­ря на многие похвалы в адрес КПСС, содержащиеся в его книге.

Кроме коммунистов такую же мысль высказал недавно и Даниэл Белл, заявивший, что в «Экономическо-философских рукописях» изложе­ны взгляды лишь раннего Маркса. По его мнению, хотя это кажется и очень привлекательным, но утверждать, чти гуманистические идеи составляют сердцевину Марксова мировоззрения, - это означает продо­лжать мифологизацию его творчества.

Нельзя не согласиться с тем, что классические интерпретаторы Мар­кса (будь то реформисты типа Бернштейна или ортодоксы типа Каутс­кого, Плеханова, Ленина, Бухарина) не только никогда не считали гуманистическую проблематику в наследии Маркса центральной, они вообще не придавали ей существенно) о значения. Это явление можно объяснить двумя обстоятельствами.

Первое состоит в том что «Экономическо-философские рукописи» были опубликованы впервые лишь в 1932 г., а до этого были неизвестны даже врукописи. Второе заключается в том, что «Немецкая идеология» в полном объеме (без сокращений) увидела свет также лишь в 1932 г., да и первый сокращенный вариант был опубликован только в 1926 г. (под ред. Д. Рязанова -- в1928 г.).

Эти два факта вызвали целую массу искажений и односторонних интерпретаций Марксова наследия. Но и это обстоятельство (незнание до 20—30-х годов XX в. работ Маркса) отнюдь не достаточное объяснение того, что Марксов гуманизм был предан забвению классическими интерпретаторами. Ведь «Капитал», «Критика гегелевс­кой философии права» (1844) и многие другие работы Маркса дают достаточно оснований для обнаружения его гуманистических идей. Более убедительным является объяснение такого забвения тем, что в философском мышлении очень долго (еще со времен жизни самого Маркса и до 20-х годов XX в.) господствовали идеи позитивизма и механицизма, которые оказали влияние на таких мыслителей, как Ленин и Бухарин.

Кроме того, не следует забывать, что сам Маркс, как и все классические марксисты, органически не переносил таких понятий, которые имели хоть малейший привкус идеализма и религии, ибо они были совершенно уверены, что эти понятия долгие годы исполь­зовались для вуалирования основных фактов экономической и социаль­ной реальности.

Марксова нетерпимость к идеалистической терминологии ста­новится еще более понятной, если вспомнить, что его корни восходят к глубоко спиритуалистской традиции (хоть и в ее атеистическом вари­анте), которая простирается не только до трудов Спинозы, Гете и Геге­ля, но еще глубже — вплоть до мессианских пророков. Такие же идеи были ясно выражены у Сен-Симона и Мозеса Гесса; они, безусловно, составляли весомую долю среди философских идей социалистов XIX в. и даже в философском мышлении XX в. вплоть до первой мировой войны (например, Жан Жорес).

Гуманистическая традиция, в которой жил еще Маркс и которая была почти полностью задушена духом механистического материализма в период расцвета индустриализма, ожила вновь (хоть в несколько ограниченном виде) у отдельных мыслителей в конце первой мировой войны и с новой силой во время и после второй мировой войны. Дегуманизация человека, связанная с ужасами сталинизма и гитлеризма, жестокие слепые убийства в период войны и плюс к тому все воз­растающее обесчеловечение, вызванное к жизни бюрократизацией жизни и отчуждением труда в организованном обществе потребления, — все это вело к новой акцентировке гуманистических идей.

Другими словами: выраженный Марксом, Кьеркегором и Ницше протест против отчуждения, который перед лицом успехов индустри­ализма звучал несколько приглушенно, приобрел небывалую мощь и привел к новой оценке Маркса в тот момент, когда господствующая система обанкротилась. Эта новая опенка была сделана с учетом Маркса в целом, то есть на основе его гуманистической философии. Здесь надо добавить еще имена югославских коммунистов, которые первыми заяви­ли о своем интересе к личности (в противовес русским коммунистам, у которых на первом месте всегда была государственная машина цент­рализма и бюрократизации) и развернули систему децентрализации и индивидуальной инициативы.

В Польше, ГДР и Венгрии политические выступления против русских также были тесно связаны с идеями гуманистического социализма. Во Франции. Западной Германии и отчасти в Англии идет сейчас оживлен­ная и грамотная дискуссия о Марксе. Из немецких авторов я назову лишь протестантских теологов (Фетчер), а французская литература еще обширнее и принадлежит перу как католиков (Ж. Ж. Кальвез), так и марксистов и немарксистов (Л. Лефевр, Навиль. Л. Гольдман. А. Койре, Ж-П. Сартр. М. Мерло-Понти) 12.

Новая полна марксистского гуманизма вспыхнула в англоязычных странах в связи с публикацией английского перевода «Экономическо-философских рукописей». В США самые крупные работы с анализом понятия Марксова гуманизма принадлежат Герберту Маркузе («Reason and Revolution») и Рае Дунаевской («Марксизм и свобода»).

Указание на вышеприведенные факты (например, на то, что русские коммунисты были вынуждены проводить грань между молодым и ста­
рым Марксом) и перечисление имен серьезных авторов, выступивших против пой позиции русских, еще не является доказательством того, что
русские (и Д. Белл) не правы. Попробую кратко показать, в чем ошибочность этой позиции.

Имеются некоторые факты, которые при поверхностном анализе вроде бы подтверждают взгляд коммунистов. Так, в «Немецкой иде­ологии» Маркс и Энгельс уже не пользовались понятиями «род» и «человеческое существо», которые были использованы в «Экономическо-философских рукописях». Кроме того, позднее, в Предисловии «К критике политической экономик», Маркс писал, что они с Энгельсом решили вместе разработать свои взгляды в противовес идеологии немецкой философии и тем самым «свести счеты с нашей прежней философской совестью».

Некоторые считают, что это «сведение счетов с прежней философс­кой совестью» означает, что Маркс и Энгельс отказались от основных идей, высказанных в «Экономическо-философских рукописях». Но даже беглое чтение «Немецкой идеологии» показывает, что это мнение ошибочно. Хотя здесь и не используются некоторые понятия, типа «человеческое существо», но важнейшие идеи «Экономическо-фи­лософских рукописей» находят здесь свое продолжение, и пре­жде всего -- концепция отчуждения.

В «Немецкой идеологии» отчуждение объясняется как резуль­тат разделения труда, которое ведет к противоречию между интересом отдельного индивида или отдельной семьи и общим интересом всех индивидов, общающихся друг с другом [1, 33]. Нетрудно доказать, что поня­тие «отчуждение» определяется теми же словами, что и в «Экономиче­ско-философских рукописях»:

«Если он <рабочий> относится к своей собственной деятельности как к деятельности подневольной, то он относится к ней как к деятельности, находящейся на службе другому человеку, ему подвластной, подчинен­ной его принуждению и игу... Подобно тому как он свою собственную производственную деятельность превращает в свое выключение из дей­ствительности, в кару для себя, а его собственный продукт им утрачива­ется, становится продуктом, ему не принадлежащим, точно так же он порождает власть тою, кто не производит, над производством и над продуктом»[2, 96].

Здесь мы также видим, что определение отчуждения замыкается на
вышеизложенные обстоятельства: «Происходит перевертыш, превраще­ние социальной деятельности в монстра: это утрата пашей способности
контроля над продуктами нашей собственной деятельности, вещи становятся над нами, уничтожают все паши расчеты и ожидания

 

1 С грустью приходится констатировать факт, что это незнание и искажение Маркса в США встречается гораздо чаше, чем в какой-либо европейской стране. Следует отметить, что за последние 15 лег в Германии и Франции снова проходят весьма широкие дискуссии о Марксе, и особенно но поводу публикуемых здесь впервые «Экономическо-философских рукописей 1844 года». В Германии актив-нос участие r тгой дискуссии принимают протестантские теологи. Особо хочется отметить блистательную серию Иринга Фстчера («Marxismusstudicn») и велико­лепное Предисловие Ландгуга к изданию Крёнсра (1971), затем— работы Лукача, Блоха. Попита. В США в последнее время также наблюдается посте­пенное пробуждение интереса к Марксу. К несчастью, этот интерес нашел выра­жение в целой серии книг, искажающих марксизм. Примером тому являются •работы Л. Шварцшнльда «The Red Pression» (1948); Г. А. Оверсгрита «What we must know About Communism» (1958). Зато прекрасное изложение марксизма дает нам И. Шумпетер в работе «Capitalism, Socialism and Democraty» (1962). Проблемы исторического натурализма обсуждаются у И. Кеннета («Christianity and Communism Today», I960), а также в прекрасной антологии Л. Фойсра, Т. Б. Ьоттомора и М. Рабела (1957, 1967). В спят с Марксомым понятием «чеювечгской природы» я бы хотел упомянуть работу В. Нснабля '(Human Nature: The Marxian View» (1945), которая, iiptuvw, страдает тем, что автор'«не мог познакомиться с юксга.ми «Экономичоско-фитоеофских рукописен IS44 го­да». По поводу философских основ учения Маркса рекомендую блистательные книги Герберта Маркузе «Reason and Revolution» (I'Mi) и «Soviet Marxism» (I95X), Я же oim libicKasai свои идеи по тюм) поводу ««The:;.тт> Society» и и журнальных статьях. Во Оранцми застуживаю! внимания книга Дж. Каль-!<■";;]!'L,i pense Кат" M;irx>- (1950). а также работы Л. Кожева. Ж, П. Сартра и особенно А. Лсфопра.


 

 

2 «В то время как классический капиталист клеймит индивидуальное потребле­ние как грех против своей функции и как «воздержание» от накопления, модер­низированный капиталист уже в состоянии рассматривать накопление как «отрече­ние» от потребления» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 607).

3 См. исследование Леонарда Кригера * (1920), который пишет, что для Маркса подлинной субстанцией истории является человеческая деятельность на всех уровнях: в способе производства, "в общественных о~ ношениях и прочих сферах бытия.

Хотя Маркс видит многообразие и сложность исторического процесса, он с поразительной тонкостью улавливает главную этическую и рациональную линию развития и прослеживает ее сквозь века.

 


4 См. также мою работу «Zsen-Buddismus and Psychoanalysis» (I960), а также рассуждение Маркса о роли языка: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми. Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует для меня; животное не «относится» ни к чему и вообще не «относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение. Сознание, следовательно, с самого начала есть общественный продукт и остается им. пока вообще существуют люди. Сознание, конечно, есть вначале осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание органической связи с другими ли­цами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно — осознание природы, которая первоначально протиноетоит людям как совершенно чуждая, всемогущая и неприступная сила, к которой люди относятся совершенно по-животному и власти которой они подчиняются, как скот; следовате­льно, это — чисто животное осознание природы (обожествление природы)» (Маркс К., Энгельс Ф, Соч. Т. 3. С. 29).

 

5 Уместно вспомнить также высказывание Энгельса в письме к Мерингу (14 июля 1893 г.), где он констатирует, что они с Марксом акцентировали формальные аспекты отношений между социально-экономической структурой и соответствующи­ми идеологиями, отмечая при этом, что они сделали ударение на содержательной стороне в ущерб формальной: то есть упустили из виду, каким образом, как возникают те или иные представления.

 

6 Я могу на практике относиться к веши по-человечески только тепла, когда
пещь по-человечески относится к человеку.

 

7 На связь отчуждения с поклонением кумирам указывал Пауль Тиллих
в работе «Человек в христианстве и в марксизме» (Дюссельдорф. 1953. С. 14). где он
подчеркивал, что смысл понятия «отчуждение» встречается еще у Августина.
К. Левит в работе «От Гегеля до Ницше» (Франкфурт. 1969) аргументированно
доказал, что Маркс выступает не против богов, а против идолов (кумиром).

8 Это похоже на психологию фанатика. Он сам пуст и подавлен, но, чюпы
преодолеть состояние депрессии, выбирает себе кумира, будь то i осударспю, парт им,
идея, boi или церковь. Он абсолютизирует1 лого идола и абсолюпю ему подчиняет­
ся. В этом фанатик находит смысл жизни и душевный подъем, причем не творческий,
а холодный, рассудочный.

11 Tillich I'. Protestanlische Vision. Stuttgart, 1952. S. 6.

 





 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 370 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2310 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.