Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


I. ћаркс и фальсификаци€ его мыслей




 ќЌ÷≈ѕ÷»я „≈Ћќ¬≈ ј у  . ћј– —ј


I. ћј– — » ‘јЋ№—»‘» ј÷»я ≈√ќ ћџ—Ћ≈…

»рони€ истории состоит в том, что, несмотр€ на доступность источ≠ников, в современном мире нет предела дл€ искажений и неверных толкований различных теорий. —амым €рким примером этого рода €вл€етс€ то, чтосделано в последние дес€тилети€ с учением  . ћаркса. ¬ прессе, литературе и речах политических де€телей посто€нно упомина≠етс€ ћаркс и марксизм, так же как в книгах и стать€х известных философов и социологов. —оздаетс€ впечатление, что ни политики, ни журналисты ни разу не прочли ни единой ћарксовой строчки, а социоло≠ги и обществоведы привыкли довольствоватьс€ минимальными знани≠€ми текстов ћаркса. » при этом они €вно чувствуют себ€ совершенно уверенно, ибо никто из вли€тельных в этой области людей не высказыва≠ет недоумени€ по поводу их сомнительных, невежественных за€влений1.

—амым распространенным заблуждением €вл€етс€ иде€ так называ≠емого Ђматериализма)ї ћаркса, согласно которой ћаркс €кобы считал главным мотивом человеческой де€тельности стремление к материаль≠но!! (финансовой) выгоде, к удобствам, к максимальной прибыли всвоей жизни и жизни своего рода. Ёта иде€ дополн€етс€ утверждением, будто ћаркс не про€вл€л никакого интереса к индивиду и не понимал духо≠вных


потребностей человека: будто его идеалом был сытый и хорошо одетый Ђбездушныйї человек. ќдновременно ћарксова критика религии отождествл€етс€ с отрицанием всех духовных ценностей (ибо духовность понимаетс€ этими интерпретаторами как вера в Ѕога).

»сход€ из вышеприведенных представлений, социалистический рай ћаркса преподноситс€ нам как общество, в котором миллионы людей подчинены всесильной государственной бюрократии; как общество лю≠дей, которые отдали свою свободу в обмен на равенство; это люди, которые удовлетворены в материальном смысле, но утратили свою индивидуальность и превратились в миллионы роботоподобных автома≠тов, управл€емых маленькой, материально более обеспеченной элитой.

—ледует отметить сразу, что это расхожее представление о ћарксовом Ђматериализмеї совершенно ошибочно. ÷ель ћаркса состо€ла в духовной эмансипации человека, в освобождении его от уз экономичес≠кой зависимости, в восстановлении его личной целостности, котора€ должна была помочь ему отыскать пути к единению с природой и другими людьми. ‘илософи€ ћаркса на нерелигиозном €зыке означала новый радикальный шаг вперед по пути пророческого мессиан≠ства, нацеленного на полное осуществление индивидуализма, то есть той цели, которой руководствовалось все западное общественное мышление со времен ¬озрождени€ и –еформации и до середины XIX в.

“акое представление, веро€тно, шокирует многих читателей. Ќо прежде чем перейти к доказательству, € хочу еще раз подчеркнуть, в чем состоит ирони€ истории: она состоит в том, что обычно описание ћарксовых целей и его идей социализма, как две капли воды, совпадает с современным западным капиталистическим обществом: поведение бо≠льшинства людей мотивировано материальной выгодой, комфортом и растущим потреблением. –остпотребностей безграничен, он сдержива≠етс€ лишь чувством безопасности и стремлением избежать риска. Ћюди достигли такой степени конформизма, который в значительной мере нивелирует индивидуальность. ќни превратились, по ћарксовой тер≠минологии, в беспомощный Ђчеловеческий товарї на службе у сильных и самосто€тельных машин. ‘актическа€ картина капитализма середины XX в. совпадает с карикатурой на марксистский социализм, как его рисуют его противники.

≈ще более удивительно, что люди, которые обвин€ют ћаркса в Ђма≠териализмеї, сами критикуют социализм за отрыв от реальности, за то, что он не признает, что единственным стимулом человека к труду €вл€етс€ материальна€ выгода.

япопытаюсь доказать, что така€ интерпретаци€ ћаркса ошибочна: 1) в марксистской теории нет такого положени€, что главным мотивом человеческой де€тельности €вл€етс€ материальна€ выгода; 2) истинна€ цель ћаркса состо€ла в освобождении человека от давлени€ экономичес≠кой нужды, с тем чтобы он мог Ч и это главное Ч развитьс€ как человек (сформировать себ€ как гармоничную личность). “о есть глав≠на€ забота ћаркса Ч освободить человеческую личность, помочь чело≠веку преодолеть утраченную гармонию с природой и другими людьми; 3) философи€ ћаркса Ч это скорее духовный экзистенциализм (на секу≠л€ризованном €зыке), и именно ввиду своей духовной сущности он не совпадает, а противостоит материалистической практике и материали≠стической философии нашего века.

 ак это стало возможно, что философи€ ћаркса оказалась искажена до неузнаваемости, до своей полной противоположности?

ƒл€ этого есть несколько причин. » перва€ из них Ч это чистое невежество. ƒело в том, что материализм не изучаетс€ в университетах, не подвергаетс€ ни анализу, ни критике. ѕоэтому многие, веро€тно, считают, что им предоставлено полное право говорить об этом все, что взбредет на ум без вс€кого знани€ дела.  аждый считает себ€ вправе говорить о ћарксе, не прочт€ ни единой его строчки или хот€ бы того минимума, который необходим, чтобы разобратьс€ в сложной системе его мыслей и идей.  стати, одна из главных работ ћаркса по проблеме отчуждени€ и эмансипации до 1959 г. вообще была неизвестна англо€зычной публике (ЂЁкономическо-фи-лософские рукописи 1844 годаї).

¬тора€ причина состоит в том, что русские коммунисты присвоили себе марксистскую теорию и попытались убедить мир, что они в своей теории и практике €вл€ютс€ последовател€ми ћаркса. » хот€ на деле все обстоит как раз наоборот, «апад согласилс€ с их пропагандистским тезисом о соответствии русской теории и практики иде€м ћаркса. Ќо не только русские коммунисты виноваты в фальсификации ћаркса. ћысль о том, что ћаркс отстаивал идеи экономико-гедонистского материализма, раздел€етс€ многими антикоммунистами и реформ-социалистами. ѕричины этого нетрудно отыскать.

’от€ теори€ ћаркса представл€ет собой критику капитализма, мно≠гие ее сторонники сами были так сильно пропитаны капиталистическим духом, что они наполн€ли логику рассуждений ћаркса экономическими и материалистическими пон€ти€ми, которые распространены в со≠временном капитализме.

Ёто факт, что советские коммунисты и реформ-соцналисты считают≠с€ врагами капитализма, но сами они понимают коммунизм (или социа≠лизм) именно в духе капитализма. ƒл€ них социализм -- это не такое общество, которое коренным образом отличаетс€ от капитализма (с точки зрени€ проблемы человека), а скорее это нека€ форма капитали≠зма, в которой на вершине социальной лестницы оказалс€ рабочий класс; дл€ них социализм -- это, по ироническому выражению Ёнгельса, Ђсовременное общество, но без его недостатковї.

я назвал логические, рациональные причины искажений ћаркса. ќднако существуют еще причины иррационального характера. Ќа про≠т€жении многих лет —оветский —оюз считаетс€ абсолютным ¬оплощени≠ем вс€кого зла, поэтому его идеи нос€т отпечаток дь€вольщины.  ак в 1917 г. слова Ђкайзерї и Ђгунныї стали воплощением всемирного зла (а все немецкое, включа€ музыку ћоцарта, попадало в этот чертов круг), так сегодн€ это место зан€ли русские коммунисты, и поэтому их до≠ктрину никто не способен изучать объективно.

ѕричиной этой ненависти обычно называют террор эпохи сталиниз≠ма. ќднако есть серьезные основани€ дл€ того, чтобы усомнитьс€ в ис≠кренности подобных объ€снений: ведь аналогичные террористические акции и бесчеловечность французов в јлжире, “рухильо в —ан-ƒоминго, ‘ранко в »спании и так далее не вызвали к жизни подобного морально≠го разоружени€. » далее: смена сталинской системы террора хрущевс≠ким реакционно-политическим государством не привлекла к себе до≠статочного внимани€ «апада...

¬се это дает нам основание задуматьс€, а не корен€тс€ ли антирос≠сийские настроени€ в морально-гуманистических чувствах, в том ощуще≠нии, что система, котора€ не знает частной собственности на средства производства, €вл€етс€ бесчеловечной и опасной.

“рудно сказать, какой из вышеназванных факторов несет максималь≠ную ответственность за искажение марксистской философии. Ќаверное, в разное врем€ один -- больше, другой Ч меньше, а может быть, все вместе...






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 536 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

1545 - | 1503 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.