Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 оран и его прин€тие в »сламе




 

”чениећагомета заключаетс€ в изложенных в  оране правилах и собственных его изречени€х (хадисах).  оран, по преданию арабских писателей, был передан ћагомету откровени€ми, ниспосланными от Ѕога (вахи илаги) через ангела √авриила, передававшего изустно стихи  орана отрывками, а не писанными листами, сошедшими будто бы с неба, как ошибочно говор€т некоторые европейские летописцы.

ћагомет, поуча€ в  оране о бытии и существовании —ущего ≈диного Ѕога и подкрепл€€ свое учение доступ≠ными человеческому разуму разъ€снени€ми и доказатель≠ствами, скоро приобрел известность в јравии. “ак как ћагомет желал, чтобы учение сохранилось и укорени≠лось в пам€ти людей и вместе с тем распространи≠лась, изустна€ передача между его последовател€ми, откровени€ его записаны не были. ÷ель эта вполне была достигнута, благодар€ замечательной пам€ти аравет€н, так что в более или менее короткий промежуток времени число выучивших эти откровени€ наизусть прин€ло колоссальные размеры. — другой стороны, ћагомет желал сохранить божественные откровени€ навсегда, и вот по его приказанию откровени€ эти стали записыватьс€ его секретар€ми 1), которым он сам иногда указывал, какие изречени€ и как должны быть размещены. ќткровени€ эти были записаны на кусках кожи, пальмовых досках и верблюжьих лопатках.

¬ 10 год ’иджры, 63лет от роду и на 23 году своего призвани€ ћагомет скончалс€. ѕо совету ќмара, Ѕенуль-’атабуа јба-Ѕакр поручил «айд-бену-—абету собрать все уцелевшие откровени€ в одно целое, что он и сделал. —обранные материалы хранились сначала у, а после его смерти поручены были дочери пророка ’афсе. √лавна€ цель собрани€ этого была сохранить в полности откровени€ ћагомета. Ќо с целью приохотить верующих к более прилежному изучению этих откровений, сборник этот не был распростран€ем в народе; каждый из верующих изучал столько, сколько было необходимо при обр€дах, или сколько он в силах был запомнить.

ќднако, вследствие устного изучени€ јль- орана, в чтени€х и произношени€х слов стали замечатьс€ различи€, что давало иногда повод к прени€м о превосходстве того или другого чтени€. ∆ела€ положить конец этому, калиф ќсман поручил «айд-бену-—абету, јбдулла Ц бену «убайру,

-----------------------

1) ѕо преданию мусульманских писателей у ћагомета было 23 человека секретарей, но более посто€нными считаютс€ два: «айд-бену- —абет и ћуави€.

 

—аид-бену-аль-јсу и јбдаррахман-бену-’арису изготовить копию с оригинала, хран€щегос€ у ’афси. »ми написаны были 4 экземпл€ра, которые и разосланы были в главнейшие горда »слама и в 645 году этот  оран был прин€т в »слам и введен в мечет€х.

” арабских писателей период до ћагомета называетс€ временем невежества (джахили€т), так как, по словам их, древние арабы не обладали никакими познани€ми, кроме народной поэзии.  ак политическа€, так и религиозна€ их жизнь не отличалась спокойствием; у них были непрерывные религиозные распри и усобицы. — по€влением же ћагомета все переменилось: затишье сменилось кипучею де€тельностью, и пустыни јравии мало-помалому очистились от кумирен и идолослужени€. ќдним словом, наступила нова€ эра дл€ аравит€н. —воим учением ћагомет слил воедино своих соотечественников и вывел их на поприще исторической де€тельности. ќн облагородил их религиозные и нравственные пон€ти€, дал толчок научной де€тельности, сделавшей аравит€н преемниками греко-римской культуры. ѕравда, в первое столети€ по смерти ћагомета разные военные событи€ задержали внутреннее развитие, как научных работ, так и других мирных трудов, но, усмирив своих внешних врагов, аравит€не дружно и энергично вз€лись за умственную работу. ќсобенно научна€ де€тельность усилилась со вступлением јбасидов, стремившихс€ познакомить аравит€н с науками других народов. “ак, уже калиф ћансур(754г.) поручил перевести некоторые сочинени€ греков и индийцев по философии, медицине и математике с сирийского и персидского €зыков на арабский.  алиф ’арун(786-809г.) собрал множество греческих рукописей, которые поместил в Ѕагдаде в библиотеке, названной домом мудрости (Ѕайтул-хикмат), и назначил несколько переводчиков дл€ перевода их на арабский €зык.

—ын его, ћаамун (813 г.), собрал вокруг себ€ ученых греков, халдеев, коптов, индейцев и щедро наградил их труд.  роме этого он учредил целый корпус переводчиков, на содержащие которых расходовал несколько сот тыс€ч дирх€мов (драхм) ежегодно, основал множество училищ в городах халифата и снабдил их богатыми доходами. ¬ его халифате были пере≠ведены на арабский €зык сочинени€ по географии, астрономии (ѕтолемей), математике (≈вклид, јрхимед), ме≠дицине (ƒиоскарид, √иппократ, √ален) и философии (јристотель, “еофраст).

ќсобенным уважением и почетом пользовалс€ јри≠стотель, которого аравит€не называют Ёль-ћуаллимулъ-ЁввалъЧпервый наставник. —очинени€ его были много раз переведены и комментированы арабскими учеными.

јбассидские калифы ревностно вз€лись за дело народного образовани€; они основали в главных городах халифата: ƒамаске, Ѕагдаде, Ѕассоре,  уфе и др. высшие учебные заведени€ дл€ образовани€ юношества.

–аспадение јравийского халифата на многие мелкие го≠сударства только содействовало распространению образо≠ванности и число центров умственного развити€ умножи≠лось. ¬ јлеппоЧ’амданисты, в ≈гиптеЧ‘атимиды, в »спании - ќмей€ды соперничали с багдадскими ка≠лифами в покровительстве ученым, которых они ста≠рались привлечь к своим дворам. »спанский калиф ’аким II, замечательный своею начитанностью, собрал, по уверению арабских писателей, библиотеку, заключаю≠щую в себе до 600,000 томов. Ётот калиф имел во всех главных городах ¬остока агентов, которые должны были доставл€ть ему за какую бы то ни было цену, все новые и древние сочинени€. “ак, например, он послал јбдуль-‘ираджу 1,000 динаров за первый экземпл€р книги  итабуль-јгани. √овор€т, будто бы он прочел все книги своей библиотеки, один каталог которой состо€л из 44 томов, и оставил на каждой из книг свои заметки. ¬  ордове и других городах он основал академии, профессоры которых преподавали по всем отрасл€м науки тогдашнего времени. ƒвор калифа был средоточием ученых мужей всех стран без различи€ вероисповеданий. ќн принимал также участие в ученых и поэтических сост€зани€х и щедро награждал отличившихс€. —лава учености испанских аравит€н рас≠пространилась на «ападе, так что многие из образованных мужей ≈вропы отправл€лись к ним изучать философские, математические и медицинские науки.

’амданитские и бувейские кн€зь€ в X веке не менее других распростран€ли и поощр€ли просвещение в ћесопотамии, —ирии, ‘арсе и »раке, а в XI веке султан ћелик-шах был самым ревностным распространителем просвещени€; он основал, подобно другим, в разных городах училища (низаме в Ѕагдаде в 1067 г.), мечети, обсерватории и госпитали.

‘атимидские халифы держались той же системы, и пошли теми же пут€ми прогресса. “ак, халиф ’аким-бин-»мран основал в  аире в 1005 году академию, под названием дом мудрости (дарл-’икм€т), в которой ученые, получавшие содержание от государства, пре≠подавали различные науки. ѕри этой академии находилась обширна€ библиотека, которою мог пользоватьс€ вс€кий; сам халиф часто присутствовал на происходивших в ней ученых диспутах.

јюбетские султаны в XII веке не менее их заботи≠лись о просвещении; так, султан Ќуреддин основал училища в Ѕагдаде, в јлеппе и др. городах, а султан —алахуддин учредил госпиталь в  аире, обсерваторию в ƒамаске и множество других полезных заведений.

»з вышеизложенного можно составить себе вполне €сное пон€тие о научной де€тельности аравит€н.  ак видно, арабские халифы, кн€зь€ и султаны все без исключени€ в течение более дес€ти веков ревностно заботились о распространение просвещени€ в своих владени€х.

Ќо исторические судьбы народов неисповедимы. „то случалось с другими культурными народами, то же случилось и с аравит€нами. Ќастало врем€ ослаблени€ арабского владычества, а вместе с ним и упадка научной де€тельности аравит€н.

¬ период по€влени€  орана и во все врем€ его учени€ в школах не было замечено ослабл€ющего его вли€ни€ на умственное развитие, напротив, в самый разгар его учени€ прогресс шел с ним рука об руку. Ќо надо заметить, что упадок научной де€тельности аравит€н началс€ под вли€нием иноземного нашестви€. “ак, по завоевании Ѕагдада монголами в 1258 году, —ирии, ≈гипта турками в XVЧXVI веках наступила дл€ јравии эпоха упадка научно-литературной де€тельности.

≈сли проследить развитие арабской литературы и про≠свещени€ в течение более дес€ти веков, то мы должны признать за аравит€нами великую заслугу по отношении к человечеству. јрабы, выведенные ћагометом на арену политической, религиозной и умственной де€тельности, со≠брали драгоценный материал по различным вопросам науки и создали обширную арабскую литературу почти по всем отрасл€м. ќсобенно выдавались сочинени€ араб≠ских философов и врачей, например: »бн-–ушда (јверроэса) и »бн-—ина (јвиценны) јррази (–азеса) Ёль-Ѕоттани. —очинени€ эти в мусульманских школах пользо≠вались особенным уважением и, переведенные много≠кратно на латинский €зык, также долгое врем€ господство≠вали в школах «ападной ≈вропы. “аким образом, аввероизм сделалс€ одним из элементов развити€ философского мышлени€ на «ападе, и только благодар€ научно-литературным трудам аравит€н сохранились древне-восточные науки, и перешли в ≈вропу.

»з всего вышеизложенного €вствует, что в течение 7 Ч 8 веков, в царствование славных и достойных арабских халифов,  оран во всех их владени€х ни мало не тормозил общественного образовани€.

—верх того, если уже допускать, что фанатизм присущ »сламу, то он более всего обнаружилс€ бы, без сомнени€, при первом же своем по€влении, под оба€нием изустных проповедей самого ћагомета и его собеседников (асхабовЧчленов его кружка). ѕо здравому смыслу тормоз€щих характер »слама обнаружилс€ бы в первые века возникновени€ религии, а не теперь.

»з вышеприведенных данных истории цивилизации аравит€н и преданий, как самого  орана, так и про≠рока и арабских ученых, а равно из арабской литера≠туры, €сно видно, что учение »слама не только не преп€тствует цивилизации и умственному развитию, но напротив, поощр€ет к наукам и познани€м.

—опоставл€€ параллель с другими религи€ми, мы видим, что »слам, спуст€ 2 века после своего возрождени€, ревностно беретс€ за греческие науки.

ƒл€ полноты нашего обозрени€ арабского образовани€ и умственного развити€ приведем в кратком изложении отзыв известного французского писател€ Ћебона, кото≠рый, излага€ историю арабской цивилизации, не только пользовалс€ обширными печатными материалами, но и предпринимал целый р€д путешествий по описанным им странам.

Ђјрабска€ цивилизаци€ начинаетс€ с ћагомета. Ѕлаго≠дар€ ему, арабы станов€тс€ нацией, которую его преем≠ники и ученики ведут к длинному р€ду завоеваний. ¬ течение нескольких лет они покор€ют —ирию, ћесопотамию, ≈гипет и ниспровергают ѕерсидское царство —асанидов. „ерез сто лет после смерти пророка, исламизм держит в своих руках јфрику до океана, »спанию и √аллию до —евенн, Ћевант и среднюю јзию до »нда. Ќаступают междоусобные войны, разрушающие единство мусульманского мира, но кажда€ его часть сохран€ет живучесть и становитс€ обширною империей. ” халифов багдадских мы видим благоустроенное прави≠тельство, правильную администрацию, бюджет в 200 миллионов франков; они предпринимают обширные сооружени€, ослепл€ют ¬осток блеском своего двора и принимают на аудиенции многочисленные посольства, как азиатских, так и европейских правительств.

Ќа другой оконечности мусульманского Mиpa халифы кордовские царствуют над разбогатевшею и плодоносною »спанией, котора€ без труда доставл€ет им 300 миллионов франков дохода; управл€ема€ ими страна счи≠таетс€ первою в ≈вропе по своему земледельческому процветанию, по своей промышленной де€тельности, равна, как и по блест€щему состо€ние наук и искусств. ¬ јфрике центр могущества и цивилизации неоднократно перемещалс€, но между всеми ее городами нова€ столица возрожденного ≈гипта,  аир, занимала первое место и соперничала с Ѕагдадом и  ордовой.

¬се мусульманские государства управл€лись почти одинаковыми законами; от одного до другого конца известного в то врем€ мира аравит€не исповедывали одну и ту же веру, говорили одним и тем же €зыком; поэтому, сношени€ между ними представл€ли значительные удоб≠ства и аравит€не сделались путешественниками, море≠плавател€ми, купцами, географами. «а дес€ть столетий до Ћивингстона и —тэнли их караваны спокойно проникали в глубину јфрики; в 1154 г. Ёдриси нанес на свои карты озера ¬ерхнего Ќила; до открытий  олумба и ¬аско-де-√ама они были единственными посредниками между ≈вропой и крайним ¬остоком; главный путь междуна≠родной торговли шел через Cирию и ≈гипет. Ѕлагодар€ своим странствовани€м, они имели случай познако≠митьс€ с различными народами и цивилизаци€миЧрим≠ской, византийской, персидской и индийской.

Hecторианские монахи, философы и риторы јлександрии и јеин были первыми учител€ми аравит€н. ѕосв€щен≠ные ими в тайны эллинизма, аравит€не перевели или приказали перевести на свой €зык древних греческих авторов. Ѕыло врем€, когда многие из аравит€н могли читать греческих писателей в оригинале. Ћюбовь к учению одинаково преобладала во всех странах мусульманского миpa; не было города, который не имел бы своих школ; в столицах и главных центрах были учреждены университеты, снабженные всеми необходи≠мыми научными пособи€ми: библиотеками, обсерватори€ми, лаборатори€ми. ¬ одной »спании существовало семьдес€т публичных библиотек. Ѕиблиотека калифа  ордовы ’акема II, заключала в себе 600,000 томов.

јрабска€ поэзи€ существовала уже до ћагомета;  оран был первою книгою, написанною в прозе. –оманы, повести, сказки занимали привилегированное место в арабской литературе. Ќо у аравит€н были также серьезные историки и глубокие мыслители; »бн-’алдун, живший в XIV-м веке и написавший всеобщую историю, по обширности своих познаний и по глубине своих взгл€дов может быть сравнен с ћонтескье.

јрабы застали науки в том виде, в каком они были оставлены последними греческими учител€ми александрийской школы. »звестны громадные успехи, дости≠гнутые ими в математике и астрономии. ќни были осно≠вател€ми химии, котора€ заимствовала от них даже свое им€. ¬ медицине они примен€ют уже современные ме≠тоды, изучают болезни в клиниках, изобретают фармацию и создают рациональную терапию, основанную на началах гигиены, физиологии и патологии. »х знамени≠тые врачи, –азес Ѕагдадский и јвиценна, учение которого в течение шести веков считалось в европейских университетах последним словом науки, €вл€ютс€ остроумными наблюдател€ми, искусными практиками и глубокими теоретиками. јравит€не заимствуют у китайцев изобретени€, остававшиес€ до того времени бесплодными или неизвестными дл€ остального миpa, совершенствуют и распростран€ют их повсюду.  итайцы умели выделывать порох, но употребл€ли только на фейервер≠ки, аравит€не же стали делать огнестрельное оружие.

¬ 1205 году эмир якубъ осаждал, при помощи пушек, город ћехедию в јфрике - в 1342 году јльджезирас, на которого напал один испанский властитель, защищаетс€, посыла€ в непри€тел€ Ђгромы, железные шары величиною с большое €блоко, которые падали так далеко от города, что перелетали через р€ды непри€тел€ї.  итайцы делали шелковую бумагу, но в то врем€ ни в ≈вропе, ни в «ападной јзии не было шелка; ара≠вит€не первые стали приготовл€ть бумагу из хлопка и тр€пок. —амые древние манускрипты из хлопчатой бу≠маги Ц арабские.  итайцы первые изобрели компас, но аравит€не первые применили его к мореплаванию; у них была в употреблении и астрол€би€.

ѕредписание  орана, воспрещающее изображать человеческую фигуру, не всегда соблюдалось; тем не менее, аравит€не не оставили ничего замечательного по части живописи и скульптуры. Ќо сохранившиес€ после них архитектурные пам€тники свидетельствуют об их артистическом гении. ¬ этом отношении, как и в других, они были сначала подражател€ми и пытались копировать виденные ими образцы, главным образом у византийцев. Ќо вскоре они сумели создать совершенно ориги≠нальный и независимый архитектурный стиль. —мотр€ по средствам занимаемой ими страны, они возвод€т здани€ из кирпича, глины, камн€ и мрамора, но из какого бы материала они ни были построены, везде встречаютс€ одинаковые тщательность в отделке и законченность выполнени€. —амые легкие их сооружени€, несмотр€ на свою ви≠димую воздушность, существовали нетронутыми в тече≠ние веков.

¬ истории арабской архитектуры можно отличить несколько €сно очерченных эпох. ќт арабского стил€, предшествовавшего ћагомету, сохранилось лишь не≠сколько развалин.   византийско-арабскому стилю от≠нос€тс€ пам€тники, сооруженные от 1-го года ’иджры (622 г. по –. X.) до X столети€: мечеть ќмара в »epycaлиме, больша€ мечеть в ƒамаске, больша€ мечеть в  ор≠дове. ¬ X веке устанавливаетс€ чистый арабский стиль, прекращающейс€ с наступлением италь€нской эпохи возрождени€; его художественными произведени€ми были укра≠шены преимущественно ≈гипет и »спани€. ¬ ≈гипте находитс€ мечеть  алауна, напоминающа€ собою париж≠скую ЂSainte Chapelleї, мечеть  аитбе€, с удлиненным куполом, вс€ покрыта€ арабесками, громадна€ мечеть ’ассана, столь же обширна€, как готические соборы, глав≠ный минарет которой возвышаетс€ над землею на 86 метров (он вдвое выше ¬андомской колонны). ¬ »спании наход€тс€: грациозна€ башн€ √иральды, древний минарет исчезнувшей мечети, —евильский јльказар, с его великолепными потолками, покрытыми скульптурою, живописью и позолотою, и наконец господствующа€ над √ренадою јльгамбра, Ђ расный дворецї, который столько раз описывалс€ и которого красота посто€нно остаетс€ выше описаний. ’арактер этой архитектуры выражаетс€ отвращением к геометрической правильности, к пр€мым лини€м, к резким углам, к гладким поверхност€м. ¬идно, что ее создали люди, обладавшие могучим воображением, соединенным с тонким чувством из€≠щества и грацииї.

__________________

 

 

√Ћј¬ј II.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 424 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1510 - | 1182 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.021 с.