Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Этап творческого конструирования




Стадия элементарных построек. Ребенок, совмещая несколько деталей, создает простейшие постройки, сначала мало похожие на ре­альные объекты, но понятные ему, поэтому он включает их в игру.

Артем (11 мес.), поставив кубик на кирпичик, сверху устанавливает ма­шину и звукоподражанием, мимикой, жестами показывает, что у него по­лучился гараж. И хотя взрослым постройка мало чем напоминает гараж, Артем с полной уверенностью утверждает обратное.

Первые конструкции, так же как и первые рисунки, не отличают­ся большим реализмом, но, самое главное, в этот период дети на­чинают вкладывать определенное содержание в то, что они создают. Таким образом, можно говорить о начавшемся преобразовании зри­тельного, познавательного опыта в конструктивные образы.

Роль взрослого в этом процессе значительна. Учитывая, что уро­вень развития конструктивных умений детей невелик, необходимо расширить содержательную и техническую стороны конструкций. Нужно показать малышу, что один и тот же объект можно построить разными способами, используя разнообразные детали и конструк­тивные приемы. Взрослые, вступающие в сотворчество, должны подробно пояснять все свои действия, чтобы малыши могли запом­нить алгоритм постройки того или иного объекта.

Стадия подражания и копирования. Именно на этой стадии у детей очень часто пропадает интерес к конструированию, поскольку они не всегда могут самостоятельно найти адекватные способы соз­дания построек, а взрослые не так часто помогают им. Чтобы акти­визировать детское конструктивное творчество, нужно расширить представления детей о механизмах возведения построек из конструк­торов разных типов (от «Теремка» до «Лего»), тем более что ныне есть возможность выбора в зависимости от предпочтений и потреб­ностей. В этом случае подражание и копирование позволяют более детально опробовать разные конструктивные приемы, чтобы в даль­нейшем быть независимым в плане техники.

На стадии копирования параллельно с соответствующими упраж­нениями целесообразны фрагментарная репродукция, творческие задания с целью ознакомления детей с архитектурными сооруже­ниями, различными по стилю и характеру, а также с предметами дизайна, так как оба вида искусства напрямую связаны с конструк­тивным творчеством.

Когда ребенок понимает суть конструктивных приемов, у него появляется потребность создать свою постройку.

Стадия свободного конструирования. Дети не просто стремят­ся к самостоятельности в возведении конструкций, но и стараются придать своим сооружениям конструктивную образность. Конечно, первоначально дети выполняют постройки с опорой либо на картин­ки, либо на схемы. Иногда в качестве образца выступают фотографии тех или иных объектов. Но чем больше построек дети создают, тем больше новшеств они в них вносят.

Если недостает каких-то деталей для того, чтобы получилось за­думанное сооружение, дети легко находят им замену, используя для этого различные материалы: природные, бросовые, пластические. Все создаваемое детьми в процессе конструирования активно ис­пользуется в игре, дети конструируют в большей степени для игры, которая выступает в качестве стимулирующего фактора.

Как правило, детские конструкции выполняются на основе ком­бинирования отдельных фрагментов: башню я возьму с этой картин­ки, а мост — с другой. Но бывает, что дети, используя базовые фор­мы, придают постройке новый вид.

Стадия конструктивного фантазирования. Дети не только придумывают оригинальные и необычные по форме конструкции, но и нестандартные, новые приемы, способы соединения деталей.

Ваня (6 лет) неожиданно для себя открыл, что мелкие детали на кон­струкции можно закрепить с помощью глины и воска.

Конструктивное творчество не ограничивается работой со строи­тельным материалом. В его состав также входит деятельность с при­родными и бросовыми материалами, бумагой. Однако выделять этапы и стадии конструктивного творчества в процессе работы с этими материалами представляется нецелесообразным, поскольку самостоятельно ребенок не воспринимает обозначенные материалы как средства для создания какой-либо конструкции. Только от педа­гога или взрослого он может узнать об их конструктивных возмож­ностях. Если в работе с конструктором или с красками дети, даже не имеющие изобразительного опыта, с интересом экспериментируют, открывая для себя различные приемы, то действия с каким-либо из указанных материалов приводят, как правило, к довольно ограни­ченным и примитивным результатам.

Работа с бумагой сводится к тому, что ее мнут, на ней рисуют, ее режут ножницами или рвут руками. Других приемов конструирования из бумаги дети самостоятельно найти не могут.

Примерно такая же ситуация с природными и бросовыми мате­риалами. Поделки, которые дети самостоятельно способны создать из них, крайне просты, а иногда шишки, травки, коробочки, пласти­ковые бутылки воспринимаются только с точки зрения их прямого назначения, и не более того. В связи с этим конструктивное творче­ство с использованием природного, бросового материалов и бумаги логичнее рассматривать с точки зрения целенаправленного обучения в разделе, раскрывающем специфику данного вида творчества.

 

Для того чтобы иметь полное представление о том, как проис­ходит творческое развитие ребенка в различных видах деятельности, важно рассмотреть особенности взаимодействия дошкольника с пла­стическими материалами.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1223 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2489 - | 2302 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.