Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Этапы развития детского изобразительного творчества в рисовании




Психологи и педагоги выделяют два этапа в детском раз­витии: доизобразительный и изобразительный. В каждом из них изобразительная деятельность проходит ряд стадий. Зна­ние особенностей каждой из них поможет правильно оце­нить детский рисунок.

Доизобразительный этап начинается на втором году жиз­ни ребенка и заканчивается к 3 годам или несколько позже. Общим для него является то, что рисунки детей не передают ничего конкретного, их трудно соотнести с реальностью.

Первая стадия - стадия экспери­ментирования средствами изодеятельности ( до 1,5 лет) – манипулятивная и предметно-орудийная деятельность (стучит, мнет, жует, разбирает, мажет, рвет, грызет, заворачивает карандаш в бумагу, накрывает бумагой голову).

Вторая стадия доизобразительного этапа — эксперимен­тирование со штрихом и пятном (ее называют также ста­дией лишенных смысла штрихов или стадией марания). Основана на подражании действиям взрослых. Малыш неожиданно замечает след на бумаге. Он радуется и стремится повторить действия. Вначале ребенок наносит на бумагу (предпочтение отдается книгам, журна­лам, газетам) или другую плоскость (обои, стол, пол) точки, штрихи, линии случайной формы, лишенные всякого смысла, никак не связанные между собой и не организованные на листе. У ребенка появляется представление о свойстве мате­риала и цели действия с ним — стремление получить след.

Третья стадия доизобразительного этапа — стадия каракуль. Начиная с хаотично расположенных на бумаге линий, штрихов и точек, отражающих только двига­тельную активность и подражание действиям взрослых, ре­бенок, благодаря «открытию» следа как результата своих дей­ствий, старается изображать «пучки» бесформенных линий.

В завершение Доизобразительной стадии должна появиться способность за­мыкать округлую или угловатую линию саму на себя, в результате чего на бумаге могут получиться формы, приблизи­тельно похожие на окружность, овал или угловато-округ­ленную фигуру, которая локализует на листе некоторое осо­бое пространство, обозначающее что-то такое, что ребенок может назвать домом, садом, солнышком.., т.е. чем-то реаль­ным.

Изобразительный этап начинается со стадии бесформен­ных изображений или стадии ассоциативных каракуль (от 2,5 до 4 лет). На рисунках те же каракули, среди которых с трудом обнаруживаются попытки нарисовать что-то реаль­ное. Раздельно нарисованные короткими прямыми или ок­руглыми штрихами, совершенно самостоятельными, не при­мыкающими друг к другу и не связанными в единое целое части чего-либо (человека, животного, машины и т.д.), они не столько изображают, сколько что-то обозначают.

Вторая стадия — стадия схем (от 3 до 6 лет, частично продолжаясь до 7—8 лет (па­раллельно с последующими стадиями)).

Внутри этой стадии развитие навыков рисования детей проходит ряд ступеней: от очень упрощенных схем, где изображаются лишь некото­рые части объектов, неопределенные по форме, до постепен­ного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями. У детей появляется способность дори­совывать штрихи до образа. Особый интерес на этой стадии развития вызывают у ребенка различные техники. Дети как бы снова возвраща­ются к стадии экспериментирования.

Первым узнаваемым изображением на рисунках детей в этой стадии чаще всего оказывается человек. Сначала он со­стоит из двух частей: головы (точнее, лица) с глазами-точка­ми и ртом-черточкой, внизу опирающейся на кривые линии-подпорки, обозначающие ноги. Это — «головоног» или «человечек-огуречик». В нижней части «огуречка», в жи­вотике, иногда можно увидеть «рыбку» или «яблоко» или что-то другое, что съел этот человечек.

На следующей ступени стадии схем изображение человека дополняется некоторыми другими частями тела. Голова и ту­ловище рисуются раздельно, но соединяются не шеей, а стано­вятся друг на друга или к голове присоединяются линии (палки), обозначающие руки или кружки-ладошки. Линейно нарисованный (кроме головы) «человечек-скелетик» обычно не имеет одежды.

Самый характерный признак стадии схем — раздельное рисование каждой части любого объекта, не только человека, но и животного, птицы, строения, машины и т.п.

Третья стадия правдоподобных изображений у большинства детей начинается с 5—6 лет и продолжается до 13—14лет.

Она характеризуется последовательным отказом от схем, обознача­ющих объекты окружающего мира, и переходом к собственно изображениям — попыткам передать наблюдения и впечатле­ния в образах, где зрительный фактор преобладает над сенсор­ным.

Изображения людей становятся более пропорциональными, как правило, за счет изменения размера головы, которая раньше изображалась чрезмерно большой..Появляется округлость плеч и других частей тела. Черты лица, изображаемого и в фас, и в профиль, рисуются тщательнее, выглядят разнообразнее и чаще передают характерные особенности конкретного человека или типичный образ литературного персонажа. Волосы на голове у людей все чаще выглядят по-разному, а у персонажей жен­ского пола появляются прически. При изображении рук и ног чаще показаны локтевые и коленные сгибы. Чаще чело­век изображается в движении (бежит, прыгает, падает, что-то держит или бросает).

К 4—5 годам выделяются два типа рисовальщиков: предпочитающие рисовать отдельные предметы (у них преимущественно развивается способность изображения) и склонные к развертыванию сюжета, пове­ствования (у них изображение дополняется речью и носит игровой характер).

Четвертая стадия изобразительного этапа — стадия пра­вильных (реалистических) изображений. Точность изображения соответствует графической грамоте. Этим критериям отвечают рисунки не­большой части детей и подростков, обучающихся в специ­альных художественных школах (в 10—11 лет или 13—14 лет).

Дети в стадии правильных изображений спо­собны тщательно вырисовывать детали, делать наброски изоб­ражаемого объекта.

Рисунки детей стадии обобщенного рисунка теряют свою привлекательность. Они как будто бы снова становятся не­умелыми каракулями детей первой стадии.

Вывод: Едва ли можно соотнести каждую из стадий, о которых шла речь, со строго определенным возрастом ребенка. Игра­ют роль и обучение и способности. Следует заметить, что дети, не прошедшие полнос­тью все стадии развития детского рисунка в дошкольном возрасте, испытывают значительные затруднения при обуче­нии письму.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3255 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2348 - | 2305 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.