Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—в€зь эстетики с искусствознанием




»скусствознание:

Х Ћитературно-художественна€ критика (ƒ.ƒидро)

Х ¬сеобща€ »стори€ искусства (».». ¬инкельман "»стори€ искусства древности")

Х “еории отдельных видов искусства (музыка, архитектура и т.д.)

Х ќбща€ теори€ искусства (философи€ искусства)

–азделение этих слоев произошло в 18 веке.

ѕервый критик Ц ƒени ƒидро 18 век

—алоны-выставки в лувре. ƒидро начал издавать рукописные журналы с критикой этих картин, выставл€вшихс€ в салонах.

»оган ¬инкерман Ц основоположник всеобщей истории искусства. Ќаписал книгу Ђ»стори€ искусства древностиї.

"Ёстетика подобна пол€рной звезде по отношению к отдельным разр€дам искусствознани€" (Ѕаумгартен):

1. Ёстетика "сверху" (философска€) Ѕаумгартнер

2. Ёстетика "снизу" (наблюдение отдельных фактов)

 

ѕретензии к эстетикам: скучно пишут, абстрактно, эстетики могут идеологические постулаты отстаивать, слишком обобщенно (не о конкретном художнике, а о прекрасном вообще)

Ёстетика св€зана с философией, а это значит, что через эстетику в искусство может проникать идеалоги€.

»скуствоведы занимаютс€ сухой конкретикой, а эстеты в частности и философы в общем занимаютс€ больше абстракционизмом.

 

Ёстетики: Ћосев (филолог), Ѕахтин (литературовед-упадок искуссттва св€зан с тем, что литературоведы не изучают эстетику), ¬ыготский (психолог, "ѕсихологи€ искусства"), јверинцев (культуролог, литературовед).

ѕренебрежение культуроведов эстетикой не характерно дл€ крупных представителей

Ёстетика тесно св€зана также и с психологией, с философией культуры, с этикой.

 онкретна€ взаимосв€зь эстетики и искусства нагл€дно про€вл€етс€ в художественной критике. Ёстетика €вл€етс€ теоретической опорой критики; помогает ей верно понимать проблематику творчества и выдвигать аспекты, согласующиес€ со смыслом искусства дл€ человека и общества. Ќа основе своих выводов и принципов, на основе установленных закономерностей эстетика дает критике возможность создавать критерии оценки, оценивать творчество с точки зрени€ актуальных требований, св€занных с развитием общественных и ценностных аспектов.

Ѕилет 4. ”чение ѕлатона о прекрасном

1 ”чение ѕлатона о прекрасном

2 ѕлатон о своеобразии искусства и его образа в обществе

3 ѕлатоновские принципы о воспитании

ѕлатон:

-90е 4 века Ц ранний период

-80е Ц переходные года

-70-60 4 века Ц зрелые года

-50е 4 века Ц поздние года

1 и 2 периоды Ц сократические.

 

"√иппий Ѕольший": что такое прекрасное? ¬стречает —ократ √иппи€ (софист) и спрашивает, как тот живет. √иппий:учу молодежь прекрасному. —ократ: объ€сни, что такое прекрасное. 5 различных вариантов, что такое прекрасное.

ѕостановка вопроса об общем понимании прекрасного. ѕрекрасна€ девушка, животное, лира, горшок.  ритико-аналитическое рассмотрение:

Х красивый предмет становитс€ тогда, когда он сделан из драгоценного материала, но половник из дерева будет прекраснее.

Х ѕрекрасное как подход€щее: одежда, украшени€; кажимость прекрасного - человек без украшений уже не будет прекрасным.

Х ѕрекрасное как пригодное (функциональное, целесообразное): пригодно может быть и дл€ плохих целей - нельз€назвать прекрасным. —корее, полезное. ћедна€ статуэтка чтобы колоть орехи.

Х ѕрекрасное как чувственно-при€тное: кроме зрени€ и слуха есть другие органы чувств; прекрасное дл€ слуха и прекрасное дл€ зрени€ -необъединимы в одну категорию.

»сточник прекрасного не в самих чувственных вещах, а за ними.

 

- вещи изменчивы, пон€ти€ - вечны

- пон€ти€ однозначны

- вещи многообразны

- пон€ти€ существуют объективно

 

Х ¬ прекрасных предметах есть мера, ритм, гармони€ - ѕлатон отвлекает эти свойства и придает им самосто€тельное существование - это идеи. ≈сли вещи причастны этим иде€м, то они прекрасны. »де€ прекрасного само по себе.

Х  ажда€ чувственна€ вещь имеет соответствующее ей пон€тие. ѕон€ти€ могут быть менее и более общими. —ама€ обща€ и высша€ иде€ Ѕлага, далее справедливость / добро, далее прекрасное (как проекци€ блага). —убъективное переживание блага не €вл€етс€ критерием общего блага.

Х ѕрекрасное - та объективна€ мера, котора€ заложена самим благом. Ёта мера доступна созерцанию.

Х Ѕлаго это то, что вносит упор€доченность в окружающий мир. “о, что вне мира, но создет мир.

Ѕлаго<->справедливость<->прекрасное

Ѕлаго в отличии от справедливости доступно созерцанию.

Ћестница красоты:

4.  расота чувственных вещей.

3.  расота геометрических фигур.

2.  расота умственных, интеллектуальных заг€тий.

1. »зучение пон€тие самой красоты.

 

ѕлатон - отец идеи символизма, тк идеальное по ѕлатону не полностью воплощаетс€ в чувственные вещи, есть некий зазор. ѕлатон удел€л внимание и воздействию красоты на объекты.

 

"‘едон", "ѕир", "‘едр" написаны в форме легенд, сказаний, период зрелого творчества ѕлатона.

"ѕир": воздействие красоты на человека. Ќесколько собеседников, пир по поводу победы на состезании трагических поэтов.  то-то выдвигает идею, что не нужно пить, тк недавно пили и не отошли еще, а лучше поговорить о Ёроте-боге любви. » каждый возносит хвалебные речи Ёроту. ¬ыступает и —ократ.

1. —в€зал идею красоты с эросом- любовью и с творением чего-то нового. ¬се новое творитс€ из любви, а в основе любви лежит стремление к прекрасному Ц сердце эроса.

2. ќбласть красоты двойственна. —уществует красота телесна€ и духовна€. —уществует две јфродиты(”рани€-небесна€ и ѕандемос Ц общенародна€) и два Ёрота. Ёрот как бы не бог, среднее между богами и людьми - гений; потому что он противоречив, был зачат на пиру в честь јфродиты.

3. ≈сть два типа людей: обладающие красотой и стрем€щиес€ обладать ею.

4. ќтношение к красоте: созерцательное и де€тельное.

5. „еловек смертен, а через созидание бессмертных творений он приближаетс€ к божественному.

6. —тремление к красоте, к любви и созиданию нового - общее у всех людей.

7. ƒобро и красота могут и противосто€ть друг другу.

¬ывод: очень светлое, радостное переживание красоты

—праведливость и красота могут протеворечить друг другу.

 

ѕлатон о своеобразии искусства и его роли в обществе.

 

"»он": »он - это рапсод (историческое лицо, исполнение эпических поэм играло роль уроков истории, этики и многого другого, очень ценилась професси€ рапсода). —ократ встречает »она: что должен знать и уметь художник? »он: € творю и мне, и люд€м при€тно. —ократ: хорошо, что ты не можешь объ€снить, ты истинный художник; потому что творишь не разумом.

Х “ворчество €вл€етс€ безотчетным, творит его муза: пока муза в человеке - он творит. »бо известны случаи, когда человек создал всего одно прекрасное произведение и больше ничего (муза вселилась и улетела).

 

"‘едр": художественное творчество это неистовство (дол€ безуми€):

1. ѕрорицательское неистовство. (ќт јпполона)

2. –елигиозное неистовство (от празднеств ƒиониса). —атиры, менады (влюбленные до иступлени€ в ƒиониса).

3. Ќеистовство от муз.

4. Ћюбовное неистовство.

"ѕоэт это существо легкое, крылатое и св€щенное. » особенность поэтического безуми€ - поэт высказывает в нем те мысли, которые в здравом уме не выскажет."

"“ворени€ здравомысл€щих затм€тс€ творени€ми неистовых".

 

ѕлатон рассматривает творчество как иррациональный процесс. Ќќ

 

*≈сли бы »он наде€лс€ только на приход музы, он бы просто сидел и ждал. ќднако он посто€нно трудитс€.

*¬се художники имеют в уме идею красоты, а это умозрительный процесс.

*ќраторское искусство - можно ли ему научить так, чтобы человек произносил речь везде. Ќет. ёридические, политические и др ситуации предполагают знани€ соответствующей области.

 

ќтношение ѕлатона к искусству дво€ко: существует мир вещей и мир идей. ѕосредник между двум€ мирами - человеческа€ душа. »скусство есть то, которое ориентируетс€ на мир идей - положительный. ќриентир на чувственные вещи - ценит не высоко. ѕлатон - резкий критик подражательного искусства.

ћимесис - отражение, отображение, воспроизведение, имитаци€. ѕодражательное искусство - невысокое, меметическое. јргументы:

1. “о, что создает художник-подражатель, находитс€ на третьем месте от быти€. Ѕог - идею кровати,ремесленник - конкретную кровать, художник - срисовпл копию кровати.

2. —оздание не вещи, а ее видимости, кажимости.

3. “акой художник может не знать сути вещи, а лишь ее внешний облик.

4. ћеметическое творчество не создает нового. (јктерское перевоплощение аномально).

5. ѕодражательное искусство может принести моральный вред, ибо во всем есть как хорошее, так и плохое.

6. «натоками и ценител€ми искусства могут быть избранные, а не все.

“.о. ћимесис как подражание иде€м - положителен, вещам - отрицательно.

 

ѕлатон стремитс€ к стабильности. ѕлатоновские принципы воспитани€ средствами искусства.

 

"√осударство":

1. ‘илософы (правители).

2. ¬оины (стражи).

3. –емесленники и земледельцы.

 

¬оспитание воинов: гимнастическое и духовное; духовное при помощи мусических искусств (вли€ющих на духовное состо€ние): поэзи€, музыка, танец. ÷ель воспитани€ - облагораживание молодых людей двух типов: женственных/робких и буйных;задача искусств - уравн€ть их. —вободу искусства обществу давать нельз€, нужно чтобы правители управл€ли и искусством.  ритерий - образ нравственного человека. ≈сли эстетические и нравственные оценки придут в противоречие, то приоритет за нравственным. Ётическое начало приоритетно.

 

 

Ќельз€ оценивать философские идеи вне принципа историзма (у ѕлатон попытка продлить жизнь полиса). ќн не только создал утопию, но и стремилс€ ее реализовать. ѕрехал на —ицилию в —иракузы к ƒионисию с предложением руководить по его иде€м. ≈го продали в рабство, но ученики выкупили.—нова поехал к ƒионисию младшему, но и эта попытка плохо закончилась.

Ћосев" ѕлатоновский идеализм "

Ётику ставит выше эстетики.

¬ "јпологии —ократа":

—ократ стремилс€ жить согласно собственным убеждени€м. ”чил бесплатно. јдресовал свои поучени€ всем, а не отдельным люд€м. Ѕыл готов помен€тьс€ рол€ми со своими учениками.

 

Ѕилет 5. јристотель(384-322 до н э)

1. ѕричинность, целесообразность и совершенство как объективные основы прекрасного по јристотелю.

2. “еори€ искусства јристотел€. ƒополнение к учению о прекрасном.

3. јристотель о принципах художественного воспитани€.

 

¬ыступил критиком учени€ об иде€х.

1 у ѕлатона оказались разорванными идеи и чувственные вещи

ѕример: иде€ девушки не присутствовала в самой девушке.

—ократ - порожден не из идеи

”чение о 4 видах причин:

- материальна€

- формальна€

-движуща€

- целева€

чтобы вещь могла существовать, все 4 причины должны существовать

телеологи€ Ц учение о цел€х

—ледстви€:

- реабилитаци€ познани€ зачем изучать чувственные вещи,(емли можно их припомнить

-онтологи€ јристотел€ носит де€тельный, действенный характер

„то-то существует, если оно действует, функционирует.

ќдин из первых поставил вопрос об объективных оценках прекрасного,основа прекрасного: целесообразное совершенство-если в каждую вещь заложена цель и она может полностью удовлетворить эту цель, она совершенна

 ажда€ вещь может достигнуть его, если ничто не помешает.

ѕризнаки прекрасных предметов:

1 упор€доченность

2 величина, соразмерна€ субъективному воспри€тию

3 целостность, единство

 

≈сли польза просчитываетс€, то красота прекрасна сама по себе.

¬ добре больше про€влено де€тельное начало, чем в красоте.

ƒобро не объект созерцани€, а качество де€ни€.

≈динение добра и красоты Ц калогогати€-прекраснодоброе.

 

“еори€ искусства.

–абота " ќ поэтическом искусстве"

—талкиваютс€ 2 принципа в поэтике:

- реабилитировал познание чувственных вещей, когда есть подражание, есть и сходство

- де€тельность

- причинна€ св€зь событий

- соответствие жизненной необходимости или веро€тности

- психологическа€ убедительность

 

—в€зь событий должна подчин€тьс€ необходимости или веро€тности.

ѕоэзи€ философичнее истории. ѕоэзи€ изображает то, что могло бы случитьс€.

ѕоэзи€ обобщает и показывает наиболее веро€тное и становитс€ выше истории.

 ритерий правдоподобности Ц художественный детерменизм.

¬иды, роды искусства подчин€ютс€ принципу действительности. —пособы подражани€ могут быть разными. “рагеди€ подражает лучшим люд€м, драма- обычным, комеди€- худшим.

“анец подражает посредством ритма, музыка посредством гармонии.

„ерты трагедии:

- подражани€ важному и законченному

- подражание, производимое речью

- подражание, производимое действием

- каждый жанр вызывает специфическое удовольствие, трагеди€ направлена на очищение посредством страдани€ и страха- катарсис.

“рагеди€ состоит из 6 частей:

- фабула(этим греческа€ трагеди€ отличаетс€ от поздней трагедии)

- характер

- мысли

- речь

- сценическое оформление

- музыкальное оформление

 

¬опрос о катарсисе.

ƒиалектическое строение трагедии, разрешении противоречий происходит на эмоциональном уровне.

¬тора€ причина- проблема смыслового богатства.

 

 

 ритика:

ќнтологизм (нет художника как творца)

∆есткий нормативизм

ѕодчинение художественных творений принципам веро€тности

∆есткое единство

Ёстетика јристотел€ в сравнении с эстетикой ѕлатона см€гчена.

’орошие произведени€ создает художник одержимый или одаренный

јристотель терпим Ц его главный принцип Ц изображение событий согласно необходимости.

÷елезообразное совершенство Ц основа красоты по јристотелю

¬ воспитании должно быть прекрасное, а не дико- животное; присутствует диалектика Ц учение о противоречи€х.

–азличаютс€ и типы людей: свободные люди, ремесленники и др.

Ќеобходимо искать золотую середину в обучении музыки.

ћузыка полифункциональна: чувственные ощущени€ и нравственное совершенствование, заполнение досуга.

ћелодии: практические (что- то вроде маршей), этические, энтузиастические(привод€т к музыкальному катарсису), в€лые ритмы.

 

—овершенство Ц то, вне чего не отброшено, что подобает данному предмету; качественный уровень, кот нельз€ превзойти; когда придмет пришел к хорошему, совершенному концу.

 

јристотель создал учение об ”ме, которое есть первое в античности учение о самодовлеющей эстетической ценности. ”м Ч нематериален и очень далек от материальных воздействий на материю. “ем не менее, он выступает в качестве перводвигател€, оформител€ всего существующего, всей действительности. ” него даже сво€ собственна€, а именно умопостигаема€ матери€. ќн Ч иде€ всех идей, и он осмысл€ет собою решительно вс€кую реальность. ”м Ч это вполне самодовлеюща€ ценность, котора€ дл€ своего обосновани€ совершенно не нуждаетс€ ни в каких других ценност€х. Ќо зато он сам €вл€етс€ принципом ценности дл€ всего существующего, и все существующее прекрасно только благодар€ своему приобщению к этому ”му.

 

Ѕилет 6  ант. (1724-1804)

" кенигсбергский мыслитель"

1 философские предпосылки эстетки  анта

2 аналитика прекрасного и аналитика возвышенного по  анту

3 кантовское учение о специфике искусства

ƒокритический период. —начала сто€л на философии просвещени€, небольша€ работа " Ќаблюдение над чувствами прекрасного и возвышенного ". „итать интересно, но большой глубины нет. –ечь идет о том, что чувство прекрасного чаще вызываетс€ в женской половине человечества, а чувство возвышенного больше развито у мужчин. ” разных народов развито по Ц разному: немцам присущи оба чувства, слав€н-ни одно.

 ритический период. 3 работы, начинающихс€ со слова " критика". ѕерешел с позиции догматизма к критицизму. " ём пробудил мен€ от догматического ста€". Ђя произвел с философией нечто такое, что  оперник произвел с астрономиейї

- критика чувственного воспри€тие (Ќужно учитывать, что все не так, как кажетс€)

- учитывание роди субъекта (нужно учитывать не только объект, но и судьект)

—воеобразие философии  анта выражаютс€ в 3 терминах:

ѕон€ти€:

- априоризм

јприори- до опыта, апостериори- после опыта.

ѕознание определ€етс€ не объектом, а субъективными человеческими способност€ми. Ќаша восприимчивость настроена на упор€доченность.

- агностицизм

учение о полной или частичной непознаваемости €влений

 

         
–азум ÷ель —вобода ѕрактический разум /этика ћир " вещей в себе " (непознаваем)
„увственное воспр.+ рассудок ѕричина ƒетерминизм “еори€ познани€ ћир €влений

 

- антиномизм Ц (анти-не; номос-закон) противоположные суждени€ равнодоказываемые.

" ¬ мире есть свобода "

 ант €вл€етс€ крупным диалектиком.

≈сть эстетические и естественно- научные суждени€. Ќо эти пон€ти€ порой смешиваютс€.

Ёта роза прекрасна. Ц пример эстетического суждени€

ћедь - металл.

ѕринципы эстетических суждений: -4 момента вкуса эстетического сужени€:

-,принцип незаинтересованности

- суждение о красоте предполагает большую убежденность в этом у субъекта

- всеобщность на субьективном основании-прекрасное нравитс€ всем, но без последующего познани€

- вы€снение св€зи между красотой и целесообразностью - целесообразность не может быть основой красоты

3 вида целесообразности:

¬нутренн€€ целесообразность(совершенство), внешн€€ целесообразность, моральна€ целесообразность(человек соответствует своему внутреннему предназначению)

ќснову прекрасного составл€ет целесообразность без цели. ”словна€, формальна€ целесообразность

 расота Ц форма целесообразности предмета

ѕрекрасное познаетс€ как предмет необходимого удовольстви€

 

Ёто свободна€ красота.( цветы, оперение птиц, орнаменты на обо€х) - ничего познавать не надо, просто радует глаз

ќбусловленна€ красота Ц присвободной красоте нужно учитывать и целесообразность.

кант анализирует суждение о возвышенном,оно носит незаинтересованный характер. «вездное небо над головой и нравственный закон во мне.

ѕринцип всеобщности на субъективном основании

»сточник возвышенного в человеке. ¬ человеке есть чувственные влечени€ и есть духовные

¬озвышенные-нравственные поступки Ц поступки с преодолением духовного над чувственными влечени€ми

¬озвышенное Ц предмет необходимого удовольстви€

¬ —лучае возвышенного будет больше споров

ƒл€ оценки нужен духовный компонент, а он не у всех развит

ƒ¬ј ¬»ƒј ¬ќ«¬џЎ≈ЌЌќ√ќ:

1 математические (предметы неохватные(небо))

2 динамические (предметы, угрожающие нам (гроза))

ѕо  анту возвышенное носит гуманистический характер

јнтиноми€ Ц по поводу одного объекта существуют 2 противоположных суждени€

јнтиноми€ вкуса:

1 о вкусах не спор€т

2 на вкус и цвет

“езис-суждение вкуса основываетс€ на пон€ти€х Ц полимизировать можно

јнтитезис Ц суждение не основываетс€ на пон€ти€х

—интез Ц оба тезиса праведливы, просто у этих тезисов разные пон€ти€:

-вещь в себе

-основываетс€ не на обычных пон€ти€х -> диспутировать нельз€, спорить можно.

 

»скусство

»з€щное искусство Ц искусство гени€

ѕрежде всего интересует субъект - гений.

—пособности:

¬оображение

–ассудок

–азум

–ассудок+ воображение= вкус к прекрасному

¬оображение: продуктивное и репродуктивное

¬оображение + –азум(способность создавать »деи) = ƒух

”  анта нет пон€ти€ художественного образа.

√ений Ц прирожденные задатки души, через кот природа дает задатки правил.

Ёстетическа€ иде€ Ц то представление воображени€, кот заставл€ет много думать, но ни в каком пон€тии это не выразитс€ и ни в каком €зыке не скажетс€.

Ёстетичека€ иде€ = худ образ.

5 особенностей гени€:

- оригинальность

- образцовость

- безотчетность

- законодатель в практике искусства

-синтез свободы

- природа и искусство €вл€ютс€ мерилом друг дл€ друга

‘ункции… искусства:

- гармонизирует природное и социальное начала в человеке

- развитие общительности(коммуникативна€)

- воспитание чувственной культуры (нравственное и художественное воспри€тие действует в одном направлении, но их нельз€ отождествл€ть; красота окультуривает чувственность, но не гарантирует высокой нравственности)

 расота Ц символ нравственности

 лассификаци€ видов искусств:

ќснова - принцип речевого общени€ людей(слово, жест, тон)

1 словесные (поэзи€, красноречие)

2 изобразительные (живопись пластика)

-архитектура

-живопись

3 искусство из€щной игры ощущений (музыка)

ƒелит искусства на свободные(поэзи€) и прикладные (ораторскиое искусство)

¬ыше ценит свободные.

-ќтдельные виды искусств обладают достоинствами и недостатками.

Ќедостатки музыки: мимолетность, невежливость.

- на первом месте - словесные, на 2 - изобразительные, на 3- музыка.

¬ живописи главное средство - рисунок.

ѕо силе воздействи€:1-словесные, 2- музыка, 3 - изобразительные

ƒл€ романтиков главное Ц музыка.

«аключение:

”  анта свободна€ красота, а не материальна€.

ћного смежных €влений: наука, религи€, нравственность.

»скусство - это искусство. ” него есть сво€ специфика.

 ант не был хорошим знатоком искусство, но очень тонко прочувствовал его особенности интуитивно.

Ќеклассическа€ эстетика - антикантовска€.  ант выразил классический этап в развитии эстетики.

 

 

Ѕилет 7.√егель(1770-1831)

1 ”чение √егел€ о прекрасном

2 √егель об исторических формах художественно- прекрасного и дальнейших судьбах прекрасного.

3 »скусство как освоение трагического

4 Ёстетическое наследие √егел€ и современность

 

ѕрекрасное - это чувственное воплощение идеи. »де€ в образе.

√егель обьективный идеалист. ¬ основе всего - нека€ »де€.

»де€, оформленна€ соразмерно своему идеалу,

ќсобенность эстетики Ц философи€ искусства

¬ основе всего- пон€тие(идеальное начало), которое €вл€етс€ творческим.  опи€- это деградации идеи(кровать- копи€ кровати). ≈сли пон€тие не породило чувственного образа, то оно так и останетс€ пон€тием. ј если да - то воплотитс€ как идеал(= прекрасное)

ѕрекрасное(идеал) иде€ оформленна€ соразмерно своему пон€тию.

¬езде, где есть живое и везде, где есть индивидуальность Ц места, где есть несовершенна€ красота.

ѕрекрасное в природе тоже существует, но оно несовершенно.

 

1 пон€тие прекрасного- это теори€ художественно прекрасного

2 антинормативнось, т к прекрасное- это нечто одухотворенное. ¬ этой категории пон€ти€ типа симметричности не уместы

3 в отличие от  анта, пон€тие прекрасного содержательно и включает познавательный момент, момент истины. " »деал" -прекрасное(от идеи к индивидуальному материальному воплощение. »стина и красота неразделимы.

4 красота св€зана со свободой

 

»сторические формы развити€ прекрасного:

1 —имволическа€ форма искусства (»скусство ƒревнего ¬остока- неадекватно идее искусства, незрелость, несовершенство, предполагает некоторое угадывание;художники не могут создавать совершенные произведени€ искусства, т к сама иде€ искусства не созрела)

2  лассическа€ форма искусства (искусство √реции и –има, искусство как таковое- цветущее и созревшее) ѕрекрасна€ свободна€ индивидуальность.

√егель считает, что вселенной движут субстанциональные силы. ќбъективный пафос- обща€ иде€ становитс€ личной страстью. ƒоминирующий вид искусства- скульптура.

ѕричины разложени€:

- социальна€ (положение полиса достаточно шатко)

- культурна€(образы становились антропоморфическими, конкретизированными; по€вление сатирического отношени€ к искусству)

 

3 –омантическа€ (послеантична€, христианска€ эпоха; духовное содержание конкретизировано и детализировано, ему тесно в индивидуальных воплощени€ми, преобладание духовного над чувственным- живопись, музыка, поэзи€;

тенденции:религиозные сюжеты и рыцарство; расширение области изображаемых предметов; художник не об€зан проникатьс€, может оставатьс€ в стороне) –омантическое искусство Ц преобладание духовного над чувственным. ”ход во внутренние чувства человека.

–елигиозные сюжеты.

–ыцарство: честь, любовь, верность.

–омантическое искусство расшир€ет область доступных сюжетов.

 ажда€ историческа€ форма приходит к разложению.

ѕриходи к распаду, когда формы искусства чрезмерно обособл€ютс€

 

ѕричины разложени€:

- по€вление иронии; субьективное возвышение над предметом;

кризисы искусства св€заны со сменой состо€ни€ мира

√егель выдел€ет поэтическое (век героев) и прозаическое (буржуазный век)

–аз уходит свобода, значит уходит почва дл€ искусства

ѕроисходит возрастание рационального подхода к искусству->причина кризиса.

¬ рамкахромантического искусства √егель выдел€ет свободное

- приходит к распаду, когда формы искусства чрезмерно обособл€ютс€

историей движут субстанциальные силы, √ерои имеют личную прив€занность, личные страсти, объективный пафос Ц есть личные страсти, но и взаимопомощь.

.

- по€вление сатиры

 ажда€ историческа€ форма приходит к разложению.

ѕриходи к распаду, когда формы искусства чрезмерно обособл€ютс€

”ход во внутренние чувства человека.

–елигиозные сюжеты.

–ыцарство: честь, любовь, верность.

–омантическое искусство расшир€ет область доступных сюжетов.

–оман Ц эпос буржуазного искусства

Ѕлагодар€ эстетике √егел€, иде€ рассматривани€ искусства в контексте его развити€ окончательно утвердилась.

Ќе надо пытатьс€ возродить то, что ушло.

ƒаже цветущие эпохи €вл€ютс€ исторически преход€щими.

ѕрогноз на будущее: искусство относитс€ к трем формам абсолютного духа (искусства, религи€, философи€) и находитс€ на нижней ступени, т к св€зано со способностью созерцать; религи€- представление; философи€- пон€тие (это чиста€ мысль, высша€ форма абсолютного духа) ƒолжен произойти переход от искусства к религии, от религии к философии, т е искусство и религи€ отойдут на периферию.

" ќбщее состо€ние мира ", " коллизии " - нарушение равновеси€. ќбоснование искусства как раскрыти€ противоречий.

“рагеди€- не результат случайных столкновений. ќна имеет глубокие исторические корни. ¬озникают субстанциональные идеи, которые требуют реализации. » они прирастают к разным душам. ќбе стороны одинаково правы. (судьба —ократа: прав и —ократ и те, кто его осудил)

 

√егель абсолютизировал цельность.

- устойчивость мира

- учитывание своих возможностей ор

 

—вобода- это познанна€ необходимость.

 

Ѕилет 8.—ерен  ьергегор(1813-1855)

1. ѕредварительные размышлени€ о  ьергекоре

2.  ритика эстетизма. ќ принципах единства эстетического и этического начала.

3. ƒемоническое в человеке как негативное про€вление его свободы.

4.  ьеркегоровское преодоление этического начала религиозным. ѕаратрагическа€

Ќе был чистым эстетиком. ќчень многогранна€ фигура. ѕосле смерти √егел€ в 1831 его слава продолжала расти, в 1843 по€вилс€ никому неизвестный мыслитель, датчанин, который выступил критиком √егел€. ≈го труд назвалс€ " или- или". —лушал Ўеллингера.

 ритиковал диалектику. √егелевска€ диалектика пон€тийна€, но задача философии ориентироватьс€ не на пон€ти€, а на личность.

√егелевска€ философи€ воплощает олимпийское спокойствие и оптимизм и покоитс€ на объективной необходимости.  ьергегор ориентируетс€ на отрицательные черты человеческой природы(напр. страх)

ѕротиворечи€ по  . »меют тенденцию к усилению, а не уменьшению как у √егел€.

ќбосновал иррациональную диалектику.

 ритиковал систематический стиль философствовани€. √оворит " € вообще не философ, скорее психолог, наблюдатель за человеческими поступкам, € не буду создавать системы" Ё кзистенциализм. ≈го назвали христианским экзистенциалистом. ≈го идеи развивал Ѕерд€ев и Ўестов. «атем —артр, амю, ’айдеггер, ясперс. Ёта философи€ ближе к читателю.

ћатериалы дл€ размышлений:Ѕибли€, мысленные эксперименты, классическа€ литература. Ќеважно откуда, главное этот материал должен быть близок каждому читателю.

Ќе высказывают свою точку зрени€ однозначно.

Ќововведени€ в понимании религии:

- то, что мы знаем на земле, не то же, что и на небе

- вера не что- то оптимистичное; к религиозной вере обращаютс€ когда все потер€но.

- алогичность веры

 

Ёто у людей есть невозможное, дл€ Ѕога не возможного нет.Ѕогу все подвластно. ƒраматизм религиозной веры.

 

Ёстетическое начало без этического может принести только вред.

Ёстетическое начало- все то, что проистекает в человеке из его чувственной склонности. ќно даетс€ от Ѕога и природы.

Ётическое начало- это то, что человек сам их себ€ делает.

„ередой свободных выборов человек формирует сам себ€.

Ёстетический человек идет за своими желани€ми.

ќсобенно радикально он пересматривает этическое начало. Ћичность €вл€етс€ абсолютом, имеющим свою цель и задачу в самом себе.

 

ƒиалектические моменты:

Ћюбовь к Ѕогу- одна сторона медали, сознание своей вины- друга€.

ƒуховые взлеты любого человека предвар€ют отча€ние.

«ло не только извне, оно внутри самого человека.

 

—лабое место в том, что нет объективных критериев

 

2 типа эстетики:

1 тип Ќейрона: следование чувственным потребност€м, наслаждени€м; итог - отча€ние

2 …оханес: рафинированный, утонченный; стремление влюбить в себ€ и отказатьс€; более одухотворенный, но односторонний и отрицательный

меланхоли€ Ц отча€ние из-за погони за удовлетворением собственных потребностей (утрата смысла жизни); болезнь духа и изоечиваетс€ усили€ми духа.

—начала Ётика, потом Ёстетика

”трата смысла жизни, феномен отча€ни€. »скание внешних причин:

1  расота- то, что созерцает с точки зрени€ эстетики

красота Ц внутр. —одержание с точки зрени€ этики

2 “алант-дар природы, неча€нна€ удача

талант Ц нравственное пон€тие, и вырастает он из призвани€-склонности к чему-то.

ѕризвание реализуетс€ в труде, в браке и в дружбе.

3 героизм - »стинно необыкновенным €вл€етс€ истинно обыкновенный человек

ѕроблему выбора он понимает формализованно: лучше, когда человек ничего не выбирает. ¬ыбор должен быть содержательным, а не наобум.

ѕроблема демонического. ƒемоническое: деление в христианстве на тело, душу и дух. ƒемоническое может развитьс€ из телесного(болезни), из душевного (предпочтение страдать, а не радоватьс€), из духа (личность может восстать против высших духовных ценностей, богоборчество)

—войства демонического начала:

-человек, зна€, где добро и зло, выбирает зло. «ло ему привычнее.

- зло может быть замурованно в душе, но переодически выплескиватьс€

- парадоксальность (тиран хочет иметь друга, но и не может этого вынести в силу убежденности в своей уникальности)

 

ѕобочное про€вление демонического: из-за христианских отречений по€вилась потребность к удовольствию как к запретному - эротизм(в музыке - ћоцарт)

ƒемонизм базируетс€ не только на биологическом начале, но и на дешувном и духовном, поэтому с прогрессом человечества прогрессирует и демонизм

ƒемоническое - реальный факт в жизни человека. «ародыши есть в каждом человеке. Ќадо с этими началами боротьс€ как будто ты борешьс€ за самого себ€.

 

“рагическое- мысл€ трагического геро€, часто воспринимают его как этическую единицу.

ѕаратрагическое Ц высша€ степень трагичесности

¬ысшее начало Ц религиозное. “акие трагедии освоены человечеством, но есть другие - более личностные (јвраам, девушка —арра и чудовище) вывод: единичное выще всеобщего.

ƒревн€€ трагеди€ отличаетс€ большой ролью рока, объективных факторов, поэтому вс€ вина не могла быть переложена на кого- то конкретно. ∆алее возрастает роль субьективного(сам виноват) - этизаци€ трагического. “рагическое все чаще замен€етс€ комическим в новое врем€

 

-  . проделал огромную работу по обогащению и расширению предмета искусства

- тезис- нельз€ считать, что трагическое можно измер€ть этическим

 

 

Ѕилет 9.¬ладимир —оловьев(1853-1900)

1 эстетика природы

2 философи€ искусства ¬. —

3 проблема трагического в истолковании ¬.—; его отношение к иде€м Ќицше

—оздал философию всеединства. ѕоследователи: “рубецкие, Ѕулгаков, Ёрн.

»де€ всеединства, всеедина€ иде€, иде€ достойного быти€.

Ѕог решил преодолеть тот разлад, который существует в нынешнем состо€нии действительности. Ёто состо€ние антиидеально. —квозь это хаотическое состо€ние пробиваетс€ Ѕожий замысел всеединства - это полна€ свобода составных частей в совершЄнном единстве целого. ѕоложительное единство - отсутствие насили€, кажда€ вещь займет ровно столько места, сколько ей нужно и не больше.

»де€ троичности Ѕожества:

1. Ѕог- отец, первосущность (бог замыслил мир)

2. Ћогос- божественное слово(существуют идеи, пон€ти€, но нет вещей)

3. —офи€, премудрость (воплощение идей, доступных дл€ воспри€ти€)

 

∆елаем всеединства: добро

ћыслим -------//-----: истина

—озерцаем ------//----: красота

—уществует единство добра, истины и красоты. «а этим стоит обща€ иде€ всеединства. ћы желаем всеединство- добро мы мыслим всеединство- истина, мы созерцаем всеединство- красота.

 

 расота в природе.

≈сли бы Ѕог создал красоту сам, то все вещи были бы красивыми, но он вкладывает в вещи движущие силы, которые ведут к всеединству. Ѕог дает только направление к движению. ћир сейчас находитс€ в антиединстве, но «ерна всеединства уже складываютс€ (закон ¬семирного т€готени€, единство питани€ и размножени€) Ёволюционна€ лестница понимаетс€ религиозным замыслом Ѕога.

- объективность красоты (красота может быть и в животном мире)

- бескорыстное переживание красоты

 расота в природы это чувственное воплощение одной абсолютно объективной всеединой идеи.  расота Ц преображение материи через воплощение в ей сверхматериального начала, реализуетс€ по ступенькам. Ёта ступень должна быть чувственно воплощена, выражена.

“рудности теории красоты

- существует эстетическа€ лестница и эволюционна€ лестница - пересекаютс€ ли они? —оловьев останавливаетс€ на том, что параллелизма нет, (алмаз и червь)

 расота - это преображение материи через преображение в ней сверхматериального начала. ќдухотворение материи происходит не без борьбы (уголь и алмаз) в процессе сопротивлени€ материального возможны степени красивого.

Ќо:

- в животном существе нет ничего кроме идеи жизни(только желание есть)

- регресс (дика€ и домашн€€ свинь€)

 

 расота - духовна€ телесность.

—рывы неодухотворенной материи случаютс€ чаще в человеческом мире.

≈сли животное творит зло, оно может быть прекрасным.

≈сли человек творит зло-оно безобразное.

 

‘илософи€ искусства. –еальное и идеальное. –еальное нас окружает, идеальное- это будущее к которому нас ведет Ѕог. ≈сли мы показываем предметы в сфере идеального- это прекрасно.

—пособы:

1. ”силение данной красоты (рафаэль: ћадонна)

2. ќт противного(изображение безобразного так, чтобы пон€ть прекрасное)

3. ћузыка и лирика в читом виде

“рагическое, комическое, эпос и т д ќсновываетс€ на синтезе идеального и реального.

—оловьев против искусства ради искусства - более высоким €вл€етс€ реалистическое искусство. ќднако в реализме мало идеального начала. —тать€ " первый шаг к положительной эстетике " (обраща€сь к „ернышевскому)

 

»деал- это синтетическое пон€тие.

"“ри речи в пам€ть ƒостоевского". —читает ƒостоевского праобразом искусства будующего. Ќынешнее состо€ние искусства считает кризисным, так как раньше оно ориентировалось на религиозное сознание. ј сейчас оно позиционирует себ€ как самоценность - причина упадка. —овременники ƒостоевского - √ончаров, “олстой - однако ƒостоевский в большей степени впитал в себ€ нравственный, христианский идеал. »деал - это как проектор, освещающий путь; будут и тени, и светлые п€тна. ѕо ƒостоевскому правильный вопрос не Ђчто делать?ї, а Ђкто делает?ї.

ѕреимущества христианского идеала:

1.„еловек может пасть очень низко, но восстать из этого провала пока€вшись.

2.÷ель христианина - братство всех людей.

3.ѕуть ненасили€, путь свободного присоединени€ человека к богочеловечеству.

ѕрогл€дывает также социалистический идеал(идеал муравейника), который предполагает насилие, передача несовершенства во внешний мир.

»деал христианства Ц идеал максималистский (по  рутоусу)

¬.—. стремитс€ разрешить проблемы несовершенными методами среди несовершенных людей

‘ункции искусства:

1 »скусство соедин€ют природу и божественный мир, сущее и должное, духовное и материальное. 2 ќдухотвор€ет материальное

÷ель - осуществление абсолютной красоты, создание единого вселенского духовного организма.

»скусство ограничено в своих возможност€х одухотворени€. ќно служа духовному просветлению должно войти в союз с церковью.

»де€ единени€ трех ветвей православи€: католицизма, протестантизма и православи€

ѕринцип теургии- творчество человека совместно с Ѕогом.

Ќаследует афоризм ƒостоевского "  расота спасет мир" в духовном смысле.-красота как одухотворенна€ матери€

 

ќчень русский философ.  атолики и иудаисты оппоненты православных людей. –аз Ѕог допустил такое положение дел, значит, оно оправдано. –усские люди должны делать первые шаги на встречу, пыта€сь достигнуть паритета.

 

ѕроблема трагического отношени€ —оловьева к иде€м Ќицше.

‘едотов написал, что —оловьев не предвидел трагедии. √лавный труд —оловьева " ќправдание добра"

ƒве эпохи трагедии:

-€зыческа€ трагеди€

-христианска€ трагеди€

¬иды трагедии:

-трагеди€ общей необходимости(материнской и отцовское право)

-трагеди€ индивидуального характера (" √амлет" Ўекспира)

- и общественна€, и лична€ одновременно (судьба —ократа, судьба самого ѕлатона)

»стоки трагедии " јнтигоны —офокла", √егел считал, что в трагедии правы обе стороны. —оловьев считал, что Ќравственные принципы должны быть выше государственных.

»сточник трагедии - свободна€ вол€ самого человека.

„еловек может превратить эту свободу в произвол, между добром и злом выб/рать второе.¬ статье " Ћермонтов" —оловьев говорит, что в –оссии есть ницшеанец за 30 лет до Ќицше.

–елигиозный фундаментализм. ≈сть одно верное учение- христианство один тип личности - религиозный христианин. —разитьс€ на равных с философией Ќицше он не мог. «аслугой —оловьева €вл€етс€, что он прин€л Ќицше как достойного противника.

 

 

Ѕилет 10.

ѕостмодернизм Ц это слом 5ти вековых устоев. — 15-19 в проект модерн. ѕересмотр всех устоев, на кот базировались искусства. Ќовые эстетические теории, принципиально отличающиес€ от старых. универсальный и радикальный социокультурный скептицизм нашего времени, переход€щий в своеобразную утопическую культурную установку.

ѕо€вление поп-арта Ц €рка€ харка постмодернизма.

20в- катастрофический век: войны, террор и революции.

Ћюди хотели найти наилучшую модель и установку дл€ общества и следовать ею. »менно это и есть причина всех войн.

20в-эпоха разума.

ѕостмодернизм позиционирует себ€ как антипросвещение. –азум порождает единые проекты. Ёклектика как соединение несоединимого-cмесь и многообразие стилей. ’аос. ќтрицание вс€кого единства.

ѕротив философского учени€ диалектики.ѕротиворечи€ не улавливают тонких различий.  ритика бинарного отношени€ центр/перифери€: центр ничем не лучше периферии, перифери€ даже интересней. ќтказ от центризма. ќтказ от шкалы. ѕостмодернизм переключает все на маргинальные €влени€. Ќет ни истинного, ни ложного Ц все находитс€ в конвенции.

ѕринцип игры, пародировани€ Ц все факты и концепции нужно принимать как данное, все относительно. Ќе нужно прикипать душой, а нужно относитьс€ с иронией.

∆-‘ Ћиотар "ѕостмодернистское состо€ние", "ќтвет на вопрос что такое постмодерн"

ƒерида, ƒелез, ƒре€р, Ѕарт, ‘уко и др.

Ѕычков, ћаньковска€, ћигунов, ѕигулевский

ќчень заумно, сложно пишут, у каждого свой лексикон.

+≈сли постмодернизм это скептицизм, то скептицизм - всегда противо€дие догматизму - антидогматизм.

+ ритика западного капитализма. Ѕезумие Ц социальное пон€тие. Ѕезумцы Ц те, кто не вписываютс€ в общество

+—имул€тор Ц знаки-пустышки

+ѕрославление западной культуры Ц апологетика

 

- ѕостмодернистка€ аппологетика-современна€. ѕостмодернисты противоречат сами себе.

- ¬ культуре они смотр€т линейно, если новое родилось, то старое нужно отбросить

- ѕостмодернизм как обща€ иде€ утопичен. Ќельз€ найти общества в кот не было бы единства.

- —тарые ценности отжили, а новые еще не родились, и мы живем в промежутке, в ценностном хаосе. Ќельз€ говорить, что люди живут без ценностей.

 

ѕостмодернистска€ паралигма обладает как достоинствами, так и недостатками.

 

ѕроблема постмодернизма как целостного феномена современного искусства была поставлена на повестку дн€ уже в 80-х годах западными теоретиками, пытавшимис€ объединить в единое целое разрозненные €влени€ культуры последних дес€тилетий. „тобы объединить многочисленные "постмодернизмы"в одно большое течение, нужно было найти единую методологическую основу и единообразные средства анализа.

ѕроблема постмодернизма поставила перед исследовател€ми целый р€д вопросов, и самый главный из них Ч а существует ли сам феномен постмодернизма? Ќе очередна€ ли это фикци€, результат искусственного теоретического построени€, бытующего скорее в воображении некоторых теоретиков искусства, нежели в реальности современного художественного процесса? “есно св€зан с ним и другой вопрос, возникающий тут же, как только на первый даетс€ положительный ответ: а чем, собственно постмодернизм отличаетс€ от модернизма, которому он об€зан помимо всего и своим названием? ¬ каком смысле он действительно "пост"Ч в чисто временном или еще и в качественном отношении? ¬се эти вопросы и составл€ют суть тех дискуссий, которые весьма активно ведутс€ в насто€щее врем€ как сторонниками, так и противниками постмодернизма.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1201 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1400 - | 1413 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.271 с.