Помимо лишения родительских прав семейное законодательство предусматривает также возможность ограничения родителей в родительских правах. Ограничение родительских прав представляет собой отобрание ребенка у родителей без лишения последних родительских прав. Ограничение родительских прав в зависимости от обстоятельств может быть как мерой защиты интересов детей, так и мерой ответственности.
В соответствии с п. 2 ст. 73 СК дети могут быть отобраны у родителей, если оставление ребенка с ними опасно для ребенка по обстоятельствам, не зависящим от родителей. В частности, такая ситуация может возникнуть, если один из родителей страдает психическим расстройством, иным хроническими заболеванием или не может заботиться о ребенке в результате стечения тяжелых обстоятельств. В этих случаях родители не виновны в сложившемся положении, поэтому к ним не могут быть применены меры ответственности.
224 Раздел VI Правоотношения родителей и детей
Однако интересы детей требуют защиты, которая не может быть осуществлена без ограничения прав родителей. Основанием для ограничения родительских прав служит объективно противоправное поведение родителей. Обычно речь идет о совершении родителями действий, которые являются основаниями для лишения родительских прав:
родители не осуществляют родительские обязанности; злоупотребляют своими правами, жестоко обращаются с детьми, но состава семейного правонарушения в данном случае нет, поскольку отсутствует второй необходимый компонент — вина.
Другим основанием для ограничения родительских прав служит виновное поведение родителей в отношении своих детей, которое в принципе может послужить основанием для лишения родительских прав, но пока не является достаточным.
Лишение родительских прав — крайняя мера, которая применяется только в случае, если не осталось никакой надежды защитить интересы детей иным путем. Если оставление ребенка у родителей опасно, но есть основания полагать, что родители изменят свое поведение (например, невыполнение родительских обязанностей связано с кризисом в отношениях между супругами), лишение их родительских прав преждевременно. В других ситуациях правонарушения, совершаемые родителями в отношении детей, не являются достаточно тяжкими для лишения их родительских прав.
Однако невозможно оставить ребенка у родителей, которые о нем не заботятся, и ждать, пока они изменят свое поведение или появятся достаточные основания для лишения родительских прав. В этих случаях ребенок отбирается у родителей и передается на воспитание опекуну или в детские учреждения^ Родители предупреждаются о том, что, если они не изменят свое поведение, через шесть месяцев к ним будет предъявлен иск о лишении родительских прав. У родителей остается шанс изменить свой образ жизни и отношение к ребенку. Если этого не происходит, по истечении шести месяцев органы опеки и попечительства обязаны предъявить иск о лишении родительских прав.
Если поведение родителей по-прежнему таково, что никаких надежд на его изменение не остается, органы опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родительских прав до истечения шестимесячного срока. В этих случаях ограничение родительских прав
1 См п 12-13 постановления №10 Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г <0 применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»
Глава 22 Права и обязанности родителей 225
оказывается как бы предварительной стадией, предшествующей процедуре лишения родительских прав.
Сочетание этих двух мер подобным образом представляется весьма удачным. С одной стороны, лишение родительских прав не производится немедленно, родители имеют возможность осознать все последствия своего поведения и получают дополнительную возможность изменить его. В этот же период собираются и проверяются сведения о поведении родителей, необходимые для лишения родительских прав. В то же время отобрание ребенка без лишения родительских прав позволяет оградить его от опасности, которой он подвергался, оставаясь с родителями. В результате и интересы родителей, и интересы детей получают должную защиту.
В случае когда ограничение родительских прав применяется в отношении родителей, действовавших виновно, оно является мерой ответственности. Основанием для его применения служит тот же состав семейного правонарушения, что и для лишения родительских прав. При этом ограничение родительских прав может быть как временной санкцией, предшествующей лишению родительских прав, так и самостоятельной мерой.
Если родители не изменили своего поведения через шесть месяцев, к ним предъявляется иск о лишении родительских прав, но это не означает, что он будет удовлетворен. Суд может посчитать, что для этого нет достаточных причин, однако и возвращение детей родителям не отвечает их интересам. В этом случае ограничение родительских прав останется в силе. Если родители изменили свое поведение и органы опеки и попечительства решили не предъявлять иск о лишении их родительских прав, это также не всегда означает, что их поведение изменилось настолько, что дети должны быть им возвращены. Ограничение родительских прав может действовать до того момента, когда не останется сомнений в том, что возвращение детей родителям целесообразно.
Ограничение родительских прав осуществляется только в судебном порядке. Процедура ограничения сопровождается такими же процессуальными гарантиями, что и процесс лишения родительских прав. В соответствии с п. 4 ст. 73 СК, независимо от того, кем предъявлен иск, в деле обязательно участвуют органы опеки и попечительства и прокурор. Орган опеки и попечительства представляет акт обследования условий жизни ребенка и свое заключение относительно решения дела по существу.
Круг лиц, управомоченных предъявить иск об отобрании ребенка без лишения родительских прав, шире, чем перечень лиц, которые
15-1148
226 Раздел VI. Правоотношения родителей и детей
вправе требовать лишения родительских прав. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен одним из родителей ребенка, другими близкими родственниками, органами и учреждениями, на которые возложены обязанности по защите прав несовершеннолетних детей (органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних, учреждениями социальной защиты населения), а также дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными и другими подобными учреждениями и прокурором.
Правовые последствия отобрания детей без лишения родительских прав существенно отличаются от последствий лишения родительских прав. Главное отличие заключается в том, что в данном случае права и обязанности не прекращают существования, а только ограничиваются. Кроме того, ограничение родительских прав — как правило, временная мера, тогда как лишение родительских прав бессрочно. Осуществление части родительских прав приостанавливается на период, пока действует ограничение. Приостанавливается право родителей на воспитание детей, родители теряют право на льготы и государственные пособия для граждан, имеющих детей. Они перестают получать алименты на ребенка, который отобран у них по решению суда. Некоторые родительские права существуют в ограниченном Объеме, например право родителей на общение с ребенком..
Статья 75 СК предусматривает, что родителям могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. 3(десь следует различать ситуации, когда родители действовали виновно и когда в их действиях не было вины. Приоритетное внимание в первом случае уделяется интересам детей: если встречи с родителями оказываются для них вредными, они должны быть запрещены.
Гораздо более сложная ситуация возникает, когда речь идет о контактах с родителями, не виновными в невыполнении родительских обязанностей. Так, если вредное влияние на ребенка от свиданий с ними проявляется в том, что ребенок сильнее страдает из-за разлуки с больным родителем, вряд ли это может быть основанием для полного разлучения ребенка и родителя. Право решать вопрос о том, следует ли допускать контакты родителя, у которого были отобраны дети, и ребенка принадлежит органам опеки и попечительства, опекуну ребенка, приемным родителям ребенка или администрации учреждения, в котором находится ребенок.
Право обжалования в судебном порядке отказа таких органов и лиц в предоставлении свиданий с ребенком семейным законодательством не предусмотрено. Однако если отказ исходит от органа опеки и попе-
Глава 22. Права и обязанности родителей 227
чительства или администрации детского учреждения, такое обжалование возможно на основании общего правила о возможности обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц и государственных органов.
Большинство имущественных прав родителей и детей не претерпевает никаких ограничений. Родители по-прежнему обязаны предоставлять своим детям содержание (п. 2 ст. 74 СК). Родители не утрачивают права на получение в будущем алиментов от своих детей. Родители и дети наследуют друг после друга при наследовании по закону. Ребенок сохраняет право собственности или право пользования жилым помещением, которое он занимал вместе с родителем.
Отмена ограничения родительских прав -в соответствии со ст. 76 СК также производится в судебном порядке. Иск об отмене ограничения предъявляется родителем, чьи права были ограничены. Суд выносит решение о возвращении ребенка родителю, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для ограничения родительских прав, отпали. Например, в связи с выздоровлением душевнобольного родителя.
При рассмотрении дела о возвращении ребенка родителям суд также основывается на заключении органов опеки и попечительства, предварительно исследовавших образ жизни родителей.
Отмена ограничений родительских прав является правом, а не обязанностью суда. Даже если обстоятельства, в связи с которыми ребенок был отобран, прекратили существование, суд может отказать в удовлетворении иска. Такое решение может быть принято, если возвращение ребенка родителям противоречит его интересам, и сам ребенок возражает против этого, например потому, что по-прежнему не может преодолеть страха перед родителем, жестоко обращавшимся с ним; или потому, что предпочитает остаться в семье опекуна.
При отмене ограничения родительских прав все права автоматически восстанавливаются.
В некоторых 'случаях возникают ситуации, когда применение таких мер, как лишение или ограничение родительских прав, не позволяет защитить интересы ребенка с достаточной быстротой. И та и другая мера применяется в судебном порядке и поэтому требует довольно значительного времени. Если же жизни или здоровью ребенка угрожает непосредственная опасность, необходимо действовать немедленно. С этой целью в Семейный кодекс включена ст. 77, позволяющая осуществить незамедлительное отобрание ребенка у родителей или иных лиц, на попечении которых он находится, при наличии угрозы для жизни или здоровья ребенка. Такое отобрание производится
15*
228 РазделУ! Правоотношения родителей и детей
органами опеки и попечительства на основании административного акта органа местного самоуправления. При наличии необходимости органы опеки и попечительства могут прибегнуть к помощи органов внутренних дел.
После отобрания ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить об этом прокурора. Ребенок передается родственникам или временно помещается в детское учреждение. В течение семи дней после вынесения акта об отобрании ребенка орган' опеки и попечительства в зависимости от обстоятельств обязан предъявить иск в суд об ограничении или лишении родительских прав родителей ребенка. Уведомление прокурора и предъявление иска в столь короткие сроки предусмотрены потому, что в данной ситуации возможна реальная угроза нарушения одного из основных прав граждан.
Административное вмешательство в семейную жизнь, да еще в такой крайней форме, как принудительное отобрание ребенка, без прокурорского и судебного контроля может представлять серьезную опасность. С Другой стороны, такая мера необходима для тех случаев, когда необходимо немедленное вызволение детей из угрожающей ситуации.
Наличие такого значительного количества различных по правовой природе санкций указывает на сочетание частных и публично-правовых элементов в институте родительских прав и обязанностей. Защита интересов несовершеннолетнего ребенка является одновременно защитой публичного интереса, поскольку общество заинтересовано в том, чтобы права детей не нарушались.
То, что дети в большинстве случаев неспособны сами защитить, а часто и осознать свои интересы, порождает дополнительные сложности. Личный характер взаимоотношений между родителями и детьми также делает применение принудительных мер весьма ограниченным. Даже при принятии судом решений о применении к родителям тех или иных санкций их принудительное осуществление по этим причинам может оказаться весьма трудным.
Из-за этого, например, в ст. 79 СК оказалось необходимым предусмотреть специальные правила относительно принудительного исполнения решений, касающихся несовершеннолетних детей. Исполнение решения суда против воли ребенка само по себе может причинить ему серьезную травму. Поэтому отобрание ребенка и передача его другому лицу производятся с обязательным участием органа опеки и попечительства и лица, которому передается ребенок. Иногда, если лица, у которых отбирается ребенок, оказывают сопротивление, возникает необходимость прибегнуть к помощи органов внутренних дел. Если исполнение решения суда о передаче ребенка определен-
Глава 22 Права и обязанности родителей 229
ному лицу невозможно, потому что ребенок сопротивляется такой передаче, к нему не может быть применено насилие. В этом случае ребенок временно помещается в детское учреждение. Если он по прошествии некоторого времени по-прежнему активно не желает проживать с лицом, которому он должен быть передан в силу судебного решения, передача ребенка помимо его воли производиться не должна. По нашему мнению, в этом случае вопрос об устройстве ребенка должен быть решен судом заново.