Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тауекель-хан. Поиски путей сближения с Россией




После смерти Хакк-Назара ханом казахов стал Шигай (1580-1582), потомок хана Джанибека. Он со своими сыновьями также оказал поддержку узбекскому хану в борьбе с Баба-султаном, в частности участвовал в знаменитом походе Абдаллаха 1582 г. через Туркестан, где последний осаждал крепости Сайрам, Сауран, Туркестан. На обратном пути Баба-султан был убит казахским султаном Таваккулом (Тауекелем), сыном Шигая. Сырдарьинские города сдались Абдаллах-хану, где он поставил своих наместников. Казахским же правителям в награду за помощь достались пожалования не здесь, а в Средней Азии. Нужны были другие пути для закрепления в регионе сырдарьинских городов, а значит, усиления ханства.

В 1586 г. Тауекель захватил ряд городов в Туркестане, пытался взять Ташкент. В период с 1586 до 1594 г. ему пришлось утверждать свое право на ханствование в длительной борьбе с другими казахскими султанами, сыновьями Хакк-Назара. Наладив отношения с Москвой, в которых он видел возможность военного союза для борьбы с узбекским ханом, Тауекель-хан в 1598 г. предпринял новый поход в Среднюю Азию, в одном из сражений разбил войско Абдаллаха, вернулся в Туркестан. В этом же году, используя мирную обстановку на северо-западных границах своего государства и междоусобицу Шайбанидов в Средней Азии, замену этой династии новой династией Аштарханидов, он успешно завершает длительную борьбу за сырдарьинские города. Предприняв новый поход в Среднюю Азию, Тауекель-хан занял города Ахси, Андижан, Ташкент, но в одной из битв был тяжело ранен и умер в том же году в Ташкенте. По договору нового казахского хана Есима (1598-1628), сына Шигай-хана, с представителем Аштарханидов в состав Казахского ханства вошли Туркестан с его городами, а также Ташкент с вилайетом, и на некоторое время Фергана. Но на Ташкент распространялся суверенитет Аштарханидов (упоминание имени хана этой династии в хутбе и на монетах, чеканенных в Ташкенте, отправка ему части собранных в вилайете налогов и др.). Казахские правители нарушали эти условия договора, что вызвало длительную борьбу в начале XVII в. между казахскими и узбекскими ханами.

Так окончилась длительная борьба казахских ханов за оседло-земледельческие районы Южного Казахстана, города на Средней Сырдарье. С этого времени в состав казахского государства окончательно вошел этот регион и на двести лет Ташкент.

 

 

32. Укрепление верховной власти при Тауке-хане. «Жеты-Жаргы».

В 80-хг.XVII походы джунг.хунтайши возобн.Они стрем.завл.вост.Каз-ом и торг.город на Сыр-е, а также терр.по кот.прох.важн.карав.пути. Хунтайши Галдан соверш.неск.набег.на Юж.Каз-н, в резул.кот.был разруш.г.Сайрам. Его преемник продолж.захв.войны. Хан Тауке (1680-1715) в 1710 г.в р-не Каракумов собрал представ.всех каз. жузов, чтобы обсуд.как лучше организ.сопр. Было созд.войско, кот.сумело отбросить джунгар на восток. Тауке пыт-ся укр.свою власть с помощью представ.степной аристок.-биев.он превр.деят-ть бийских советов в важн.орган.Чтобы внутренне укр. ханство были приняты законополож. «Жеты жаргы» В «ЖЖ» были закр.осн. принципы и нормы права средневек.каз.общ-ва. Обычное право было кодифицировано, дополнено законополож.предшеств.Тауке, ханов Касыма и Есима.Сог-но «ЖЖ» верх. власть в гос-ве сосредоточ.в руках хана, Управ. осущ. посредством сул-ов и родопл-ых старшин, через народ.собр.- курултаи, где присутств. должны были иметь при себе оружие. Угол.-правов.нормы предусм.преступл.: убийство, увечье, изнасилование, побои и т.д.Наказ.предусм.кровную месть: кровь за кровь, увечье за увечье.Устанавл.откуп от наказ.- кун.Смерт.казнь прим.в форме повешения и побивания камнями.Размер куна зависел от соц.полож.преступ.и потерп.Прим.и др.наказ.: конфис. имущ,изгнание,предание публ.позору.Был принцип коллективной ответственности, то есть наряду с лич.ответ-тью, ее нес не только персонально виновный, но и его родств-и.В обл. семейно-брачных отнош.было право родителей на жизнь детей.Уст-сь наслед-ое право.На суде для обвин.без очев.улик треб-сь от 2 до7 свид-ей, в случае их отсут.треб-сь присяга. Суд-ая и адм-ая власть не были отделены друг от друга.«ЖЖ» действ.в пределах всего Каз-на.Каз.общество сост.из двух осн.соц.групп,различ.не столько по экон-им,сколько по полит-им и правовым признакам.Это ак суйек - белая кость, к ней относ.только чингисиды-потомки Чингис-хана и ходжи - потомки сподвижников пророка Мухамеда.Ост-ые группы относ.к кара суйек - черной кости.Чингисиды могли претенд.на хан.престол в любом гос-ве, где собл.традиции монгольской империи.Упр-ие каз.обществом осущ.ханом через сул-ов и правителей родов,кот-е «собир.осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах нар-ых»,как гласил один из пунктов «ЖЖ».На вершине соц.иерархии нах-ся хан.Сог-но обычаю преимущ.право на хан.престол имел старший в династийном роде.При возвед.на ханство собл.древний обряд вознесения на войлоке.Провозглаш.ханом сажали на белый войлок и трижды поднимали его за концы.Обряд сопровожд.пиршеством. Хан вып.след.ф-ции:он распоряж.всеми землями, всей тер-ей хан-ва;был верх-ым главноком., объявлял войну и закл.мир,опр-л внешнепол-ий курс,был гл.действ.лицом в дипл-их отнош.;хан вып.ф-ции верховного законодателя и судьи.В XVII и перв.пол.XVIII вв.местами пребыв.каз.ханов стали Ташкент и Туркестан.Нецарств.чинг-ды-сул-ны надел-сь улусом и были его полновл-ми прав-ми Сул-ны не несли никаких повинностей, кроме воен.Они осв-сь от телесного наказ.и не подлежали суду биев.Судить их мог только старший сул-н или хан.В сост.чер.кости особ.правами облад.бии – предвод.родов и племен. Их вл-ие опр-сь многочисл.,силой, древностью происх.возглавл.ими родов.В подвл.родах биям принадл.суд-ая,адм-ая и воен.власть.В каз.общ-ве сущ-ло деление по имущ.сост., были баи - богатые и кедей - бедные.В каз.общ-ве важное место заним.мусул-ое дух-во. Юрид.лицом, обладающим лич.и имущ-ыми правами был лично своб.кочевник. Защита свободы лич-ти и его прав обесп-сь искл-но солидарностью членов рода» гос-ый аппарат таких ф-ций не выполнял. Таким образом лич-ть имела смысл только как часть рода. Простолюдины сост.нижнюю ступень общ-ой лестницы. Самой бесправной соц.группой Каз.общества были рабы (кул) Осн.ист-ами рабства были плен, работорговля, долговая несост-ть.Раб прирав-ся к вещи, скоту и нах-ся в полной власти хозяина,к-ый распоряж.его жизнью и нес ответ-ть за его преступ.В каз.ханстве имело место зем-ое пожалование, к-ое приобр.наслед-ое право - сойургал.Скотоводы платили налог - зякет, делали подношения мясом - согум, сыбага. Земледельцы платили бадж, харадж, Простые люди привлек.к общ-ым работам – мардикар.Мусульманское духовенство владело вакфными землями.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 708 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2457 - | 2338 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.