права. Ответственность личности имеет социально-коммуникативную природу и возникает тогда, когда поведение человека получает социальную значимость и регулируется социальными нормами. Исполнение любой социально признанной нормы признается добром, позитивной ценностью, необходимым поведением каждого члена общества как субъекта коммуникаций. Действия, нарушающие социально значимые правила, напротив, расцениваются как недопустимые, как зло, отрицательная ценность, разрывающая социальную коммуникацию.
Социальная ответственность характеризуется внешней негативной реакцией со стороны общества на нормонарушающие действия субъекта, разрывающие социальную коммуникацию, и представляет собой легитимный (оправданный) социальный ответ на недопустимое поведение через реализацию принципа воздаяния. Этим ответом оно подтверждает общественную значимость соблюдения данного правила, демонстрирует нарушителю общественную ценность нарушенной им социальной нормы и тем самым защищает ее. Такой ответ коммуникативно направлен на нарушителя как на лицо, призываемое к ответу. Таким образом, социальная ответственность сама представляет собой вторичную процессуальную коммуникацию, возникающую как реакция на социальные тексты, свидетельствующие о нарушении первичной социальной коммуникации. В этом смысле социальная ответственность выступает необходимым средством восстановления и поддержания первичной социальной коммуникации.
Среди видов социальной ответственности можно выделить неправовую (нравственную, политическую, корпоративную и др.) и правовую ответственность.
Нравственная ответственность наступает при нарушении некоторых внешних (гетерономных) правил: традиций, обыкновений, особенно правил приличия, т. е. того, что называется «нравами». Она может выражаться в общественном негодовании, общественном презрении, социальном отчуждении от деликвента (субъекта, отклоняющегося от нормы поведения). Такова возможная реакция на поведение субъекта, грубо нарушающего принятые в конкретном обществе правила этикета (например, поедающего в ресторане пищу грязными руками вместо того, чтобы воспользоваться столовыми
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
приборами). Коммуникативный ответ на такие нормонарушающие действия будет заключаться в их демонстративном неприятии. Специфика такой ответственности заключается в том, что коммуникативный ответ призван воздействовать на поведение субъекта через его самоопределение, а не через подчинение требованию управомо-ченного субъекта.
Политическая ответственность наступает при нарушении норм, соблюдение которых возлагается обществом на публичного политика. Она выражается в демонстрации недоверия, в непереизбрании политика на новый срок (в случае занятия выборной должности) и т. д.
Корпоративная неправовая ответственность наступает при нарушении корпоративных правил, установленных в какой-либо социальной структуре и не имеющих правового значения. Выражается в порицании, осуждении со стороны членов корпорации, например, за отказ участвовать в традиционных корпоративных застольях.
Все виды неправовой социальной ответственности имеют пассивный характер, поскольку негативная реакция со стороны общества в этих случаях не предполагает принудительного воздействия на нормонарушителя. Пассивность общественной реакции на действия нарушителя неправовых норм обусловлена тем, что неправовые социальные нормы не имеют предоставительно-обязывающего характера, т. е. не предоставляют субъектам права требовать соответствующего поведения. Поэтому негативная реакция общества в случае нарушения норм нравственности, как уже было отмечено, не основана на праве требовать соответствующего поведения, и будет заключаться лишь в стремлении выразить к нему свое отрицательное отношение, отказать нарушителю в общении, демонстративно дис-танцироваться от него. Правовая ответственность, наоборот, имеет активный характер, предполагая активное психическое воздействие на правонарушителя, в том числе и принудительное физическое воздействие.
Виды социальной правовой ответственности соответствуют видам социального права (см. об этом главу IV «Понятие права»). Наиболее общая ее классификация позволяет выделить централизованную и децентрализованную правовую ответственность, а в рамках последней —индивидуально-правовую, семейную и корпоративную.