Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Натюрморт в искусстве Фландрии и Голландии




Натюрморты во фламандской живописи XVII века.

Экспозиция знакомит зрителя с различными жанрами фламандской живописи XVII века. Важное самостоятельное значение в искусстве Фландрии этого времени приобрел натюрморт. Существовали различные его виды. Даниель Сегерс (1590 - 1661) писал главным образом цветочные натюрморты. Воспроизводя цветы очень тщательно и умело, Сегерс подчинял композицию декоративной задаче. Пестрые гирлянды цветов он располагал в виде картуша, обычно окружавшего изображения каменных рельефов или маленьких картин. В “Натюрморте” из нашего собрания в центре помещена фигура мадонны с младенцем, исполненная другим живописцем. Крупнейшими мастерами фламандского натюрморта были Франс Снейдерс (1579 - 1657) и Ян Фейт (1611 - 1661). В зале выставлены три превосходные работы Снейдерса - “Рыбная лавка”, “Мясная лавка” и “Натюрморт с лебедем”. Мир природы, приносящей свои дары человеку, - ведущая тема его композиций. В так называемых “Лавках” Снейдерс ограничивает себя тематическим подбором предметов, но при этом он стремится показать как бы все, что этому миру принадлежит. Так, в “Рыбной лавке”, кажется, собраны рыбы всех рек и морей, всех возможных форм и окрасок. Для художника в природе нет ничего уродливого. В “Мясной лавке” ободранные головы быков, разрубленные туши баранов, куски мяса, языки, внутренности переданы с такой живописной силой, с таким ощущением их декоративных качеств, как бы нивелирующих, заглушающих откровенный “физиологический” натурализм изображения, что зритель не улавливает в них ничего отталкивающего. В прекрасном “Натюрморте с лебедем” Снейдерс демонстрирует ошеломляющую щедрость, разнообразие даров земли. Он пишет натуру с каким-то чувственным восторгом перед богатством ее красок, форм, фактур. Шелковисто-мягкое жемчужное оперение лебедя, короткая жесткая шерсть лани, могучий кабан с разинутой пастью, мертвые птички с пестрыми перьями, переливающимися радужными красками, роскошные южные фрукты, едва умещающиеся в корзине, огромный красный омар на расписном блюде, влажно блестящие устрицы - все, что художник изображает, как бы наделено высшим совершенством. В натюрмортах Снейдерса нет ощущения “мертвой природы”, и характерно, что в них естественно смотрятся фигуры людей и животных. Его композиции - это подлинный апофеоз плодородной стихии природы, исполненный почти языческой мощи. В натюрмортах Снейдерса, обычно имеющих очень внушительные размеры, предметы занимают все живописное пространство. Они связаны друг с другом динамическим ритмом, а также цветом, придающим композиции декоративное единство. Написанные цельными, насыщенными, яркими красками, эти натюрморты являются великолепными декоративными произведениями (во Фландрии они украшали залы дворцов и замков) и монументальными композициями, родственными по своему размаху и празднично-приподнятому звучанию живописи Рубенса. Натюрморты Яна Фейта, более камерные по своему настроению, покоряют тонкой красотой живописи. В собрании музея есть его великолепное полотно “Битая дичь”. Как и Снейдерс, он превосходно знает, остро чувствует своеобразие каждой формы. Однако в предметах, которые Фейт изображает, в их форме, поверхности, цвете - шкурках зайцев, лани, перьях цапли и птиц - его привлекают не столько их самоценная декоративная выразительность, сколько особенность и красота самого “материала”. Сопоставляя разнородную фактуру этих предметов и их окраску, художник добивается изысканного декоративного эффекта, но в нем нет блеска и пафоса - он звучит у Фейта как бы под сурдинку, в поэтическом ключе. Все элементы натюрморта живописец объединяет в тесную компактную группу и подчиняет единому колористическому замыслу. Картина строится на сдержанных коричневых и желтоватых оттенках, гармонично согласованных друг с другом. Переходы света и тени моделируют формы и создают иллюзию воздушного пространства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1981 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2212 - | 2047 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.006 с.