Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие политической деятельности и ее основные разновидности




Важнейшим фактором политической жизни общества является политическая деятельность отдельных личностей. Она складывается в непрерывную цепь политических действий, как осознанных (в зависимости от поставленных целей), так и непреднамеренных (в отношении их политических результатов).

В политологической мысли сложились две традиции в трактовке проблемы личности.

Первая – придает личности решающее значение в определении направления политического процесса. Роль личности в истории вообще и в политике в особенности обосновывается сторонниками первого подхода личными достоинствами вождей: политическим талантом, способностями, знаниями, навыками, авторитетом. Теории «героев» (рассматривающие отдельную выдающуюся личность как первоисточник права и морали, движущую силу истории и «толпу» как пассивную, неспособную к творчеству, инертную массу) в систематизированном виде появляются в середине XIX в. Их разработка связана с именами М. Штирнера, Т. Карлейля, П. Лаврова, Н. Михайловского.

Главной движущей силой, согласно П. Лаврову, выступают критически мыслящие люди, передовая интеллигенция. Н. Михайловский провозглашает творцом истории личность, поскольку условия и способ жизни народа опустошают его сознание, лишают его воли, превращают народ в непосвященную слепую «толпу». Н. Михайловский сформулировал «закон подражания», который гласил, что «герой» своим примером может поднять и повести народ на подвиг или на злодейство.

В рамках первого направления работают и те исследователи, которые рассматривают не столько достоинства политиков, сколько, напротив, их комплексы в качестве мотива политического участия. Так, например, Дж. Барбер доказывает, что именно комплекс неполноценности, вызванный детскими травмами, пережитыми политиком на ранних стадиях становления его личности, мобилизуют его на достижения, не сравнимые с достижениями его более удачных сверстников.

Второй подход, напротив, принижает роль личности в политике. Так, А. Генкельс считает, что индивидуальные особенности «гасят» друг друга в масштабных политических процессах. И поэтому есть смысл изучать не индивидуальные, а массовые закономерности, например, распределение политических ролей. Личностью же политолог может пренебречь. Ученые – марксисты выделяют экономические факторы, детерминирующие политику. Политологи, стоящие на позициях функционализма, фокусируют исследование на системообразующих составляющих политических партий, организаций, движений.[126]

В современной политологической литературе можно встретить и другие трактовки роли личности в политике[127].

Так патерналистский подход к пониманию роли личности в политической жизни предполагает изначальное неравенство политического значения представителей различных социальных групп и слоев. Все общество представляется в качестве одной большой патриархальной семьи, во главе которой стоит правитель-отец, а остальное общество делится на старших (аристократия) и простой народ. Рядовому члену общества отводится роль исполнителя воли «старших», лишенного самостоятельного выбора своего политического поведения. Индивид выступает в роли пассивного участника политического процесса, который не осознает своего места и значения в политической жизни общества, он не принимает политических решений, вся ответственность возлагается на государя, отца своего народа, покровителя.

К патерналистской трактовке личности в политике близка тоталитарная. Она легитимирует существенное расширение области контакта политики и внутреннего мира человека, так как при этом государство стремится к полному контролю за его поведением и распределению всех его действий согласно с собственными целями.

Либеральная трактовка роли личности в политической жизни общества основана на ценности свободы личности, приоритете прав человека над правами государства, разделении властей, уважении к частной собственности как основе рационализации человеком своих интересов. Роль государства при таком подходе сводится к минимуму и ограничивается самыми необходимыми мерами по подержанию мира, спокойствия и порядка, а также защитой от внешней агрессии.

Конкретное участие личности в политической жизни детерминировано следующими факторами:

· мотивацией, в которой определяющими доминантами являются способности и амбиции (притязания) личности;

· наличием социальных условий, в которых эти способности и амбиции могут реализоваться.

Итак, основное содержание политической жизни составляет политическая деятельность– динамический аспект политики, разнообразные действия, направленные на реализацию политических целей. М. Вебер отмечал, что любой общественный институт перестает существовать в политическом смысле, если исчезает возможность функционирования определенных типов совместных действий людей.

Рассмотрение проблемы политической деятельности может основываться на двух подходах. С точки зрения первого из них, политическая деятельность понимается как саморегуляция политической системы, основными субъектами которой выступают институты самой этой системы – властвующие элиты, политические лидеры, различные группы интересов и т.д. Второй подход рассматривает воздействие на политическую систему неких внешних социальных сил и характерен для марксистской методологии. Учитывая тесную взаимосвязь политической системы общества с другими общественными подсистемами, можно охарактеризовать и специфику политической деятельности.

Политическая деятельность – совокупность организованных действий субъектов как внутри политической системы, так и вне ее, подчиненных реализации общих социально-политических интересов и целей. В сферу политической деятельности включаются отношения различных социальных субъектов с институтами власти, а ее суть заключается в организации управления людьми. М. Вебер отмечал, что главным аспектом политической деятельности является сохранение «существующих интересов господства».[128]

Важнейшей характерной чертой политической деятельности является то, что она ориентирована на коллективных субъектов и подчинена достижению неких общих целей. Ее субъект всегда выступает в качестве организованной общественной силы, высшим проявлением которой является государство. Отдельная личность также может выступать в качестве субъекта политической деятельности, но при условии, что она действует в единстве с группой.

Ориентированность политической деятельности на реализацию групповых интересов предполагает ее рациональный, осознанный характер. В то же время, иррациональный компонент в политической деятельности весьма значителен. Она всегда базируется на определенной идеологии, что неизбежно вытекает из ее ценностной ориентации. Способность идеологии подменять рациональное постижение действительности часто сказывается и на характере политической деятельности. Ее мотивация может быть обусловлена и психоэмоциональными причинами, что особенно проявляется в рамках массовых действий.

Итак, основными источниками мотивации политического действия являются:

· интерес;

· наличие определенной проблемы в жизни политической общности;

· психологический интерес готовности к действию.

Наличие в политической деятельности иррационального аспекта проявляется, в частности, в таких его формах, как политический экстремизм. Политический экстремизм – склонность к использованию крайних, жестких средств политической деятельности; отрицание плюрализма и компромиссов. Его можно разделить на программный – характерный для тоталитарных режимов; ситуационный – возникающий в обстановке войны или борьбы с преступностью и эмоциональный, часто сопровождающий массовые волнения.

В рамках экстремистских форм политической деятельности очень часто используется такое средство, как насилие. Политическое насилие – физическое принуждение, используемое субъектами политики в качестве средства овладения, распределения, использования и защиты власти. Внешняя эффективность данного средства обманчива, а насаждаемые с его помощью ценности плохо укореняются в сознании.

Субъективный характер политической деятельности порождает огромное количество ее вариантов, среди которых можно выделить три разновидности – политическое отчуждение, политическую пассивность и политическую активность субъекта.

Политическое отчуждение (эскапизм) – состояние субъекта, которое характеризуется его индифферентным, безразличным отношением к политике; разграничением личных и общественных интересов. Данная ситуация выгодна, прежде всего, для правящих групп. Государственное управление превращается в обслуживание собственных интересов, что закономерно ведет к усилению бюрократии. В то же время, политическое отчуждение граждан опасно и для власти, так как потеря социальной опоры неизбежно ведет к кризису легитимности.

Политическая пассивность (политический конформизм) – состояние субъекта, при котором он не реализует свои собственные интересы, а находится под влиянием чужого мнения и стереотипов массового поведения. Конформистское сознание характеризуется преобладанием бессознательных мотивов над реальной оценкой происходящего.

Политическая активность – состояние субъекта, которое характеризуется наличием определенной политической позиции и целенаправленным, долговременным действием, направленным на ее реализацию. Данные параметры политической активности обретаются постепенно, иногда не минуя регресса. Очень часто первоначальной стадией активистской политической деятельности является состояние отрицания – позиция субъекта, в рамках которой он отвергает предлагаемые ему политический порядок и систему ценностей, что проявляется в чем-либо политически значимом, например, в абсентизме, участии в акциях протеста и т.д. Политическая активность является оптимальным, но трудно достижимым вариантом политической деятельности, так как позволяет человеку в полной мере реализовать себя в качестве субъекта политики. Вместе с тем, крайнее выражение политической активности может принять формы политического радикализма и экстремизма, что негативно сказывается на состоянии политической системы в целом.

Процесс осознания себя в политическом пространстве, умение ориентироваться в существующей системе ценностей чрезвычайно важны как для самого человека, так и для политической системы в целом. Процесс освоения человеком определенных ценностей, норм и правил поведения обеспечивает его включенность в политическую жизнь и называется политической социализацией. По мнению Г. Алмонда, политическая социализация является одной из важнейших функций политической системы общества, так как обеспечивает исходный материал для ее деятельности – соответствующим образом ориентированного в политическом отношении индивида.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 412 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.