Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—воеобразие эстетической культуры и ее ценностей




–ассужда€ о культуре применительно к сфере эстетических и художественных €влений, прежде всего надо про€снить смысл прилагательных Ђэстетическоеї и Ђхудожественноеї в их отношении к культуре.

„то именно означает эстетическа€ обработка, эстетическое оформление, одухотворение, облагораживание людьми окружающей среды и самих себ€?

—мысл пон€ти€ Ђэстетическоеї трактуетс€ теоретиками поЦразному. Ќе будем вдаватьс€ в тонкости их споров. Ќо при всех исследовательских разногласи€х очевидно, что сфера эстетических €влений Ц это прежде всего сфера красоты и искусства в той мере, в которой оно св€зано с красотой. ѕоле Ђэстетическогої в жизни Ц это область таких взаимодействий человека с миром, при которых возникает или создаетс€ своеобразное чувственное переживание красоты или безобрази€ тех или иных €влений действительности.

¬ природе подобных чувственных переживаний нет. ќни возникают именно в ходе развити€ культуры. ƒл€ того чтобы они по€вились, чувства людей должны были Ђобработатьс€ї, преобразоватьс€, чтобы, по выражению  . ћаркса, стать чувствами Ц Ђтеоретикамиї. “о есть чтобы они, не тер€€ своей физиологической и психологической основы, смогли выйти в область духа и при этом остатьс€ чувствами. ѕостепенно человек стал способен испытывать чувственное наслаждение от того, что называетс€ красотой, а также отвращение к безобразию и уродству.

Ёто может быть простое удовольствие, например, от вида и запаха цветка или отвращение, вызванное кучей гр€зи. Ёто может быть сложное чувственное переживание трагедии в жизни или искусстве, трагедии как Ђгибнущего прекрасногої. Ёто может быть эмоциональное непри€тие безобразного, про€вл€ющего свою нелепость в комичности ситуации, если уродство относительно безопасно. ¬ этом случае безобразное вызывает смех, а если оно несет в себе угрозу, то насмешка может стать злой (сатирой).

“аким образом, эстетическое взаимодействие человека с миром Ц это исходно ценностное взаимодействие. », как дл€ сферы нравственности основной ценностью €вл€етс€ добро (в его противопоставленности злу), так и дл€ сферы Ђэстетическогої Ц красота, или Ђпрекрасноеї. ”родливость, безобразие не ценности, ибо ценность содержит в себе лишь положительную значимость. Ќо именно в отношении к безобразному (к разным его модификаци€м) обнаруживает себ€ противоположное ему про€вление прекрасного. Ќапример, грациозность Ц грань красоты, а неуклюжесть Ц уродства. “о же самое Ц с из€ществом и грубостью. ј если, к примеру, неуклюжесть мила, то она становитс€ специфической гранью красоты как ценности.

 ультура в сфере эстетических €влений базируетс€ на возможности по€влени€ у человека особых чувственных переживаний: наслаждени€ красотой и отвращени€ к безобразию. ¬ общем,

► эстетическа€ культура Ц это обработка, оформление, облагораживание, одухотворение человеком среды и самого себ€, направленные в сторону чувственного утверждени€ красоты и отрицани€ (непри€ти€) уродства.

Ёстетически культурный человек настроен и способен чувственно воспринимать, переживать и создавать красоту в созерцании, действи€х, отношени€х, в частности, в художественном творчестве. √лавное условие наличи€ и реализации эстетической культуры Ц так называемый эстетический вкус, т. е. способность человека к различению прекрасного и безобразного, красоты и уродства. »меетс€ в виду именно чувственное различение того и другого, которое может быть как грубым, так и тонким (утонченный вкус). Ёстетический вкус Ц не просто показатель и критерий эстетической культуры. ќн способствует ориентации человека в царстве эстетических ценностей, центральна€ из которых Ц красота.

ќднако о том, что такое красота, или Ђпрекрасноеї, мыслители спор€т до сих пор. ѕричем, с одной стороны, они посто€нно подчеркивают неоспоримую существенность красоты как одной из высших, абсолютных ценностей жизни и культуры. ј с другой Ц столь же посто€нно тверд€т о ее относительности, изменчивости ее критериев и субъективности оценок.  ак говоритс€ в одной пословице, Ђдл€ одних красота Ц в волосах, дл€ других Ц в лысинеї. »втожеврем€ за красоту умирают и убивают, к ней стрем€тс€, надеютс€, что именно она поможет спасти мир.

¬сем вроде бы известно, что такое красота, но пока никому не удаетс€ удачно ее определить, вы€вить основани€, объ€снить, почему то или иное €вление красиво, а другое Ц нет. Ќекоторые эстетики пытались обнаружить основани€ дл€ объ€снени€ красоты в природе, вз€той безотносительно к человеку. ќни доказывали, что объективно Ц сами по себе Ц красивы кристаллы, кораллы, бабочки, леса и озера.  расивы же они €кобы потому, что в них €влена особа€ природна€ гармони€, выраженна€ в упор€доченности составных частей, симметричности, пропорциональности и т. д. ќднако никака€ объективна€ упор€доченность (симметри€, пропорциональность, соразмерность и т. д.), никакие объективные цветовые или звуковые соотношени€ сами по себе не выступают в качестве красоты, поскольку, воЦпервых, симметричное, пропорциональное, соразмерное не об€зательно красиво; воЦвторых, о красоте вообще не может быть и речи, если нет того, кто способен ее восприн€ть и оценить. “о есть природа без человека не знает ни прекрасного, ни безобразного.

Ќо красота Ц это не только субъективна€ оценка и внутреннее чувственное переживание, ведь воспринимаетс€ и переживаетс€ нечто, а не ничто. “о, что мы называем красотой, порождаетс€ и по€вл€етс€ только во взаимодействии человека с миром, его €влени€ми, ставшими носител€ми эстетической ценности.  расота Ц это не только оценка, это именно ценность, т. е. ценностное отношение, особое эстетическое.  ак люба€ духовна€ ценность, красота порождаетс€ в обществе, это ценность культуры. » как люба€ духовна€ ценность, реализуетс€ она в жизни конкретных людей, в конкретных ситуаци€х.

 расота, рассматриваема€ в этом плане, в сущности, есть отношение между человеком и какимЦлибо конкретным €влением. »менно между, ибо субъективное Ђотношение кї (т. е. отношение человека к €влению, его эмоциональноЦчувственна€ оценка) входит в целостное ценностное отношение, в то, что называетс€ Ђкрасота как ценностьї.  ак и люба€ друга€ ценность, красота может воплощатьс€ поЦразному, и носители красоты могут быть разными. Ёто может быть и математическа€ формула, и храм, и кристалл, и коралл, и цветок, и лицо или тело человека. Ќо красота не принадлежит носител€м, хот€ и опредмечиваетс€ в них. „тобы красота реализовывалась, Ђпро€виласьї как ценность, в каждом случае кроме ее носител€ необходим и человек, способный Ђраспредметитьї, чувственно Ђпрочестьї, пережить ее. Ќоситель Ц это всегда только вещественный знак того, что может выступать как красота, если есть тот, дл€ кого этот знак своеобразно значим, у кого при взаимодействии с носителем может возникнуть чувственное переживание красоты (или как вторичное хот€ бы осознание ее присутстви€). ѕереживает красоту, наслаждаетс€ ею человек, но переживание и наслаждение возникают лишь во взаимодействии с носителем, значимым дл€ него.

√оворить о красоте математической формулы совершенно бессмысленно, если нет людей, знающих математику и способных испытать чувственное наслаждение от того, что в данном случае выступает как красота. Ќо, с другой стороны, красота формулы есть только тогда, когда существует сама формула (и ведь не люба€ красива!). » человеческое лицо, которое воспринимаетс€ как красивое (этим человеком, этой эпохой, этой культурой, в этом слое общества), обладает какимиЦто особенност€ми, а не просто правильностью черт. Ќо что же это за особенности? „то такое красота?

 расота Ц едва ли не сама€ трудноопределима€ ценность.

¬ общем, красоту можно представить как отношение человека и мира (какогоЦто €влени€), выражающее момент предельной очеловеченности, одухотворенности конкретной чувственности человека.

“акое отношение возникает тогда, когда €вление в высшей степени значимо, но не утилитарно. ¬ таком случае говор€т о Ђзаинтересованной незаинтересованностиї (».  ант), о бескорыстности чувств. явление оказываетс€ духовноЦзначимым и в то же врем€ чувственноЦпривлекательным.

≈сли мы, например, любуемс€ фруктами в саду или натюрмортом, на котором они изображены, то удовольствие от вида фруктов может быть совсем не св€зано с их вкусом или желанием их съесть (получив утилитарное наслаждение). » тем не менее мы стремимс€ (не все и не всегда) получать наслаждение от созерцани€ красивых €влений, нас вроде бы волнует лишь их духовноЦзначима€ форма, которую мы чувственно оцениваем. Ќо это не совсем так.

ƒело в том, что в данном случае переживаетс€ не собственно форма, а органичность воплощени€ в этой чувственной форме содержательной духовности самого человека, его Ђчувственной человечностиї. Ќемецкий философ √егель считал, что, например, дл€ искусства Ђчувственна€ внешность в прекрасном, форма непосредственности как таковой есть в то же врем€ определенность содержани€Еї.[142] ¬ыража€сь его €зыком, можно сказать о форме, применительно к красоте, что это форма природы, представл€юща€ собой дух, характерна€ и полна€ смысла.[143] ¬идимо, само наслаждение, переживание красоты как ценности возникает тогда (и потому), когда человек ощущает себ€ целостным, способным возвысить свои чувства до предельной духовной высоты. ¬ эстетическом отношении особа€ значимость формы (о которой пишут многие исследователи) как раз и состоит в том, что она становитс€ конкретноЦчувственным выражением духовной ценности €влени€, ставшего носителем красоты (как отношени€ между ним и человеком, эмоционально оценивающим его). ¬ этом плане очеловечивание мира есть его оформление. » дл€ художника, и дл€ того, кто наслаждаетс€ искусством, красотой, форма Ђбесконечно дорога потому, что она Ц носительница души, котора€ тебе одному откроетс€ и расскажет тебе твоюї.[144] ¬озможность возникновени€ именно такого отношени€ определ€етс€ особенност€ми и человека, и €влени€, с которым он взаимодействует. Ёто €вление должно иметь (или обретать) какиеЦто особые свойства, качества, чтобы стать предметом эстетического отношени€, т. е. носителем красоты. ¬ разные эпохи, в разных сообществах это были разные свойства. „еловек, взаимодействующий с этим €влением, должен быть эстетически развит, чтобы иметь возможность чувственно оценить эти свойства, пережить их как красоту и испытать наслаждение от нее.

¬едь не только свежа€ роза может порождать чувственное выражение одухотворенности человека Ц эстетическое отношение и наслаждение красотой. Ќапример, из€щество движений змеи может вызвать то же самое, хот€ в других случа€х она выгл€дит гадкой и вызывает только отвращение.

Ќо вот куча (pardon!) дерьма не вызывает эстетического наслаждени€ ни у кого. ¬прочем, и сама€ чудесна€ роза вызовет эстетический восторг только в том случае, если человек не Ђслепї (физически или духовно) и настроен на чувственное взаимодействие с цветком.

’от€ вр€д ли такое Ђобъ€снениеї красоты как ценности €вл€етс€ исчерпывающим и вр€д ли вообще возможно исчерпывающе объ€снить и тем более определить красоту, ибо в ней всегда был, есть и будет момент тайны, чтоЦто необъ€снимое, противоречащее обычной логике пон€тий. „тоЦто, что требует не столько рационального понимани€, сколько чувствовани€, чтоЦто, что лучше выразимо посредством €зыков искусств, а не науки.

Ёстетический вкус человека в известной мере может быть специально развит, воспитан, обогащен. Ќо всеЦтаки в его основании остаетс€ нечто иррациональное, как и вообще в культуре, нечто данное, как говоритс€, Ђот Ѕогаї. Ёто, правда, не означает, что о красоте, вкусе и других эстетических ценност€х нельз€ размышл€ть, хот€ все рассуждени€ об этом далеко не бесспорны.

 расота всеЦтаки может быть восприн€та, пережита и пон€та прежде всего как полезность, разумность и целесообразность. ¬о вс€ком случае попытки пон€ть красоту именно так, т. е. не как целостную ценность, а в первую очередь через ее значимость, очень характерны. ќни выражают утилитарноЦразумное отношение к эстетическим ценност€м вообще и к прекрасному в частности. √. √оббс Ц английский философ Ќового времени Ц считал, что красота Ц это совокупность свойств какогоЦнибудь предмета, которые дают нам основание ожидать от него блага. ƒругие исследователи неоднократно отмечали, что в самых разных обществах эстетически значимым оказываетс€ то, что когдаЦто было полезно (хот€ это и не всегда так). ¬ообще, красивым в таком случае считаетс€ то, что полезно, целесообразно, функционально и удобно. ѕонимание красоты в качестве целесообразности часто свойственно конструкторам, архитекторам, дизайнерам. Ќапример, некоторые конструкторы высказывали убеждение в том, что красивый самолет Ц это тот самолет, который хорошо летает. ¬озможно, это и так дл€ самолетостроени€ или промышленного дизайна. —овпадение эстетической ценности и функциональности здесь существенно. Ќо в целом красота несводима к целесообразности, хот€ соразмерность, симметричность, пропорциональность и т. д. имеют отношение к переживанию красоты в определенные исторические периоды, когда особенно ценимы (и на чувственном уровне) именно упор€доченность, гармоничность быти€ и его фрагментов.

ќднако в самых разных культурах существуют представлени€ о красоте, не укладывающиес€ в понимание ее как полезности и целесообразности. Ёти представлени€ обычно выражаютс€ в неких нормах, канонах, сложившихс€ стил€х, устойчивых групповых вкусах. Ќапример, в одном из африканских племен дл€ людей считалось очень красивым иметь редкие передние зубы. ¬ другом племени девушкам удал€ли два передних зуба, потому что только без них девушки могли считатьс€ красивыми. ј в третьем (ћозамбике) вождь, лишившийс€ переднего зуба, считалс€ таким безобразным, что больше не мог быть вождем. ≈сли во всем этом и была хоть кака€Цто целесообразность, то неизвестно, кака€. ƒа и сейчас мы считаем красивым вовсе не то, что целесообразно, разумно и полезно, а чаще всего то, что стало привычным в св€зи с жизнью в определенной среде. Ќа уровне нормы красиво прежде всего то, что считаетс€ таковым в обществе в соответствии с господствующими вкусами, канонами и общественными идеалами.

¬ своей самоценности и самосто€тельности красота про€вл€етс€ только в качестве индивидуализированного идеала. ѕри этом прекрасно то, что представлено как красота в индивидуальном переживании, независимо от полезности €влени€, норм и канонов. ƒругое дело, что существующа€ норма, стиль могут быть внутренне прин€ты и не противоречить индивидуальному вкусу.

 расота как реализуемый идеал Ц самоценна, и стремление к ней чувственно, личностно. Ќо личностное, индивидуальное не означает того, что подобного ни у кого нет. Ћичностное переживание красоты €вл€етс€ особым выражением ее общезначимости, ее человеческой ценности. «начимость в этом смысле Ђне просто полезностьї, норма и идеал Ц все вместе оказываетс€ составл€ющими красоты как высшей ценности. Ёто возможно лишь в том случае, если норма оказываетс€ индивидуализованной и внутренне прин€той, а значимость ощущаетс€ как общечеловеческа€, действительно высша€ целесообразность, а не рассудочна€ разумность, не примитивна€ полезность.

“аким образом, красота как ценность культуры €вл€етс€ отношением, в котором чувственно выражена человечность (одухотворенность, гуманистичность) человека в его взаимодействии с миром. ‘. Ўиллер считал, что Ђкрасоту нужно пон€ть как необходимое условие существа человечестваї.[145]

¬ поле эстетической культуры красота Ц это чувственно выраженное и восприн€тое совершенство конкретного объекта, доставл€ющее человеку удовольствие или наслаждение от его созерцани€ (в широком смысле видени€, слышани€). —овершенство порождаетс€ в духовном взаимодействии человека и объекта как носител€ свойств, выступающих в данной культуре знаками совершенства.

Ќекоторые эстетики предпочитают говорить не о красоте, а о прекрасном, но прекрасное и есть красота, только в превосходной степени.

Ёстетическа€ культура, воЦпервых, заключаетс€ в способности различать красоту и безобразие (эстетический вкус), а также переживать красоту как ценность. » это свидетельствует об обработанности, оформленности, облагороженности и одухотворенности чувственной природы человека.

¬оЦвторых, эстетическа€ культура предполагает способность человека преобразовывать мир, обрабатыва€, оформл€€, облагоражива€ и одухотвор€€ его через создание в нем красоты и преодоление безобрази€. —пособность эта бывает сконцентрирована и развернута в художественном освоении человеком мира, художественной де€тельности и искусстве.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 434 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1835 - | 1485 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.