Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Художественный образ как интегральная структура искусства




Художественный образэто специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника.

Художественный образ рождается в воображении художника и воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жесто-мимической, словесной) и воссоздается воображением воспринимающего искусство зрителя, читателя, слушателя. В отличие от других типов образов (например: фотодокументального или абстрактно-геометрического) художественны ù образ, отражая те или иные явления действительности, одновременно несет в себе целостно-духовное содержание, в котором органически слито эмоциональное и интеллектуальное отношение художника к миру. Это дает основание ученым говорить об образном языке искусства, необходимом ему для того, чтобы воплощать и передавать людям определенные ценностно-познавательные представления, эстетические идеи и идеалы.

Е.Г. Яковлев отмечает, что особенностью художественного образа является то, что в нем не просто конструируются иллюзорные модели жизни (например, религиозно понятые в каноне), а воссоздается полнота этой жизни, преобразованная творчеством художника. Его своеобразие и отличие от всех иных форм отражения дей-

ствительности заключается в том, что в художественном образе действительность предстает перед нами как целостный, чувственно богатый мир. Это происходит оттого, что для подлинного художника важна не только сущность отображаемого объекта, но и его неповторимое, конкретное бытие, его реальное существование. Именно этим обусловлено то целостное, гармоническое воздействие художественного произведения на человека, которое, свойственно искусству.

В каждом виде искусства художественный образ имеет особую структуру; обусловленную, с одной стороны, особенностями выражаемого в нем духовного содержания, а с другой — характером материала, в котором содержание это воплощается. Так, художественный образ в архитектуре статичен, а в литературе динамичен, в живописи изобразителен, а в музыке — интонационен; в одних жанрах художественный образ предстает в образе человека, в других — выступает как образ природы, в третьих — вещи, в четвертых — соединяет представление человеческого действия и среды, в которой оно развертывается. Но во всех случаях способом восприятия художественного образа является не одно только созерцание, а и переживание. Последнее как раз и свидетельствует, что воспринимаемое зрителем, читателем, слушателем произведение имеет отношение к искусству, является художественным произведением.

Художественный образ имеет разные масштабы. Самый малый его масштаб называется «микрообраз»,что мельчайшая единица художественной, ткани произведения искусства (например: в поэзии — метафоры, метонимии, сравнения и т. п.; мелодические полевки в музыке). Более крупный масштаб художественного образа называется «макрообраз»это персонале в романе, пьесе, кинокартине» музыкальная тема в симфонии иди образ действиясюжетный ход, композиционно-ритмическая

структура произведения. Еще более крупный масштаб представляет собой образ произведения искусства в целом — описываемого события в повести, в фильме, в театральном спектакле, образ природы в пейзажной картине. Наконец, иногда все творчество художника можно рассматривать как единый «мегаобраз» мира и человека в мире. Таковы, например, целостный образ творчества Достоевского, отличающийся от образа мира в произведениях А.П. Чехова и т.д.

Ю.Б. Борев выделяет следующие особенности художественного образа:

1) Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность. Художественный образ — это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое. Особенно наглядно метафорическая природа художественного мышления предстает в древнейших произведениях.

2) Самодвижение. Художественный образ обладает своей логикой, он развивается по своим внутренним законам, обладая самодвижением.

3) Многозначность и недосказанность. Образная мысль многозначна. Она также богата и глубока по своему значению и смыслу, как сама жизнь. Недосказанность образа стимулирует мысль воспринимающего.

4) Индивидуализированное обобщение. Художественный образ — обобщение, раскрывающее в конкретно-чувственной форме существенное для ряда явлений. Диалектика всеобщего (типического) и единичного (индивидуального) в мышлении соответствует их диалектическому взаимопроникновению в действительности. В искусстве это единство выражено не в своей всеобщности, а в своей единичности: общее проявляется в индивидуальном и через индивидуальное.

5) Единство мысли и чувства. Художественный образ — единство рационального и эмоционального.

6) Строительный материал образареалии мира и личность художника. Художественный образ — это единство объективного и субъективного. В образ входит материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображенному, а также все богатство личности творца.

7) Оригинальность. Образ неповторим, принципиально оригинален. Даже осваивая один и тот же жизненный материал, раскрывая одну и ту же тему на основе общих идей, разные творцы создают разные произведения. На них накладывает свой отпечаток творческая индивидуальность художника.

Вопрос 17





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1915 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2285 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.