Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕроблема прекрасного в эстетике. ѕрекрасное и безобразное




Ђѕрекрасноеї Ч одна из важнейших и самых широких по значению категорий эстетики, служаща€ дл€ определени€ и оценки наиболее совершенных €влений в действительности, в общественной жизни, в социальной де€тельности людей, в искусстве.

— античных времен в эстетике преобладает представление о прекрасном как об объективно существующем. ѕрекрасное дл€ древнегреческих философов Ч это не субъективное представление и не иллюзи€, это реальность. ¬сеобщее античное уважение к космосу, ко всем его мельчайшим част€м, отношение ко всему окружающему как к величайшему творению, сказалось на эстетических представлени€х.

Ќатурфилософы считали: прекрасное Ч космическое совершенство, всеобща€ гармони€ мироздани€.

ѕифагорейцы, например, считали, что прекрасное св€зано с космосом н определ€етс€ гармонией. ћирова€ гармони€, с точки зрени€ пифагорейской школы, и есть прекрасное. ѕредставители этой школы считаютс€ основоположниками математического подхода к прекрасному, поскольку они пытались дать математическое выражение гармонии. »менно пифагорейцы выдвинули идею о Ђмузыке небесных сферї.

 онцепци€ ¬селенной √ераклита диалектична и включает в себ€ эстетическую картину мира (здесь философи€ и эстетика выступают как прекрасное Ч вечно ме-

равновесие.

ѕлатон (ок. 428 Ч 347 гг. до н.э.) в диалоге Ђѕирї пишет: Ђѕрекрасное существует вечно, оно не уничтожаетс€, не увеличиваетс€, не убывает. ќно ни прекрасно здесь, ни безобразно там... ни прекрасно в одном отношении, ни безобразно в другомї. ѕеред познающим его человеком прекрасное Ђне предстанет в виде какого-то облика,, либо рук, либо какой иной части тела, ни в виде какой-либо речи, либо какой-либо науки, ни в виде существующего в чем-либо другом в каком-нибудь живом существе или на земле, или на небе, или в каком-либо другом предмете...ї ѕрекрасное выступает здесь как вечна€ иде€, чужда€ изменчивому миру вещей. “акое понимание прекрасного вытекает из философской концепции ѕлатона, утверждавшей, что чувственные вещи Ч тени идей. »деи же Ч неизменные духовные сущности, составл€ющие истинное бытие.

јристотель (384 Ч 322 гг. до н.э.), в отличие от ѕлатона, полагал, что прекрасное не объективна€ иде€, а объективное качество €влений: Ђпрекрасное Ч и животное и вс€ка€ вещь, Ч состо€щее из известных частей, должно не только иметь последние в пор€дке, но и обладать не какою попало величиной: красота заключаетс€ в величине и пор€дкеї. јристотель дает структурную характеристику прекрасного. ѕродолжа€ пифагорейскую традицию, он утверждает, что постижению прекрасного способствует математика. јристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета: Ђ...ни чрезмерно малое существо не могло бы стать прекрасным, так как обозрение его, сделанное в почти незаметное врем€, сливаетс€, ни чрезмерно большое, так как обозрение его совершаетс€ не сразу, но единство и целостность его тер€ютс€ї. ѕрекрасное Ч не слишком большое и не слишком маленькое. Ёто по-детски наивное суждение содер-

жит в себе гениальную идею.  расота здесь выступает как мера, а мера всего Ч человек. »менно в сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть Ђчрезмернымї. Ёта концепци€ Ч теоретическое соответствие гуманистической практике античного искусства. √реческий ѕарфенон, например, в отличие от египетской пирамиды, не слишком большой и не слишком маленький: он достаточно большой, чтобы выразить величие афин€н, его создавших, и достаточно маленький, чтобы не подавл€ть человека. јристотель подчеркивал единство прекрасного и доброго, эстетического и этического. јристотель трактует прекрасное как доброе, которое при€тно тем, что оно благо. ќбразы искусства дл€ јристотел€ должны быть столь же прекрасны, сколь и морально высоки и чисты.

¬ средние века господствовала концепци€ божественного происхождени€ красоты: Ѕог, одухотвор€€ косную материю, придает ей эстетические свойства; красота вещи есть одухотворенность ее Ѕогом. „увственна€ красота и наслаждение ею Ч греховны. —редневекова€ эстетика аскетична. ћир рассматривалс€ как божественное произведение. ¬се прекрасное в нем св€зано с божественным промыслом, с божественным разумом. Ѕог своим логосом вносит в косную материю форму, смысл, совершенство, придает ее существованию цель, одухотвор€ет ее. ¬се прекрасное, с точки зрени€ средневековой эстетики, св€зано с духовным, все же материальное, телесное Ч это греховное и безобразное. Ёти идеи были присущи многим средневековым философам, в том числе јвгустину Ѕлаженному и ‘оме јквинскому.

јвгустин Ѕлаженный (354 Ч 430) утверждал, что мир в целом прекрасен, несмотр€ на частные несовершенства.  расота мира восходит к Ѕогу. Ёстетическое впечатление от искусства обусловлено божественной идеей, которую оно несет. јвгустин отрицает возможность наслаждени€ произведением. ƒл€ јвгустина искусство не суще-

141

ствует вне религиозной пользы. ¬ эпоху позднего —редневековь€ ‘ома јквинский (1225 Ч 1274) утверждал красоту реального мира: ЂЅога радует вс€ка€ тварь, ибо все существующее согласно с его сущностьюї.  расота Ч форма, воспринимаема€ высокими человеческими чувствами (зрением и слухом). ƒл€ ‘омы јквинского прекрасное способствует подавлению земных желаний и облегчает путь к вере; оно обусловлено формальными элементами (цельность, пропорци€, гармони€, €сность), которые действуют на нас непосредственно. ѕрекрасное успокаивает желани€ человека и способствует его восхождению к вершинам своего назначени€.

¬ эпоху ¬озрождени€ философы возвращаютс€ к античным представлени€м, вновь св€зыва€ прекрасное с природой, с совершенным упор€доченным космосом. „резвычайно широкое распространение получает возрожденна€ антична€ теори€ мимесиса (подражани€ природе).

√уманисты ¬озрождени€ утверждали красоту самой природы и радость ее воспри€ти€. Ёстетика ¬озрождени€ продолжает античные традиции; прекрасное отождествл€етс€ с нравственным и справедливым. ¬нешн€€ красота считаетс€ атрибутом добродетели. Ћука ѕачиолио выдвигает норму красоты Ч золотое (гармоническое) сечение. ќбразцом красоты становитс€ человек, его тело. јгостино Ќифо объ€вил нормой красоты женское тело и канонизировал свое описание красоты графини “аль€коццо, превратив его в правило, закон, образец.  анонизировали красоту женского тела и английские философы –оберт Ќокс и ’ейдон. ƒл€ “омазо  ампанеллы прекрасное Ч знак добра, а безобразное Ч зла.  ампанелла утверждает эстетическую полифонию жизни и рел€тивность ее оценок: ЂЌет ничего, что одновременно не было бы прекрасным и безобразнымї. Ћеонардо да ¬инчи полагал самым красивым пропорции предметов. Ёстетика –енессанса проникнута гуманизмом и поисками жизненной

правды: Ўекспир считал, что искусство Ч зеркало, которое художник держит перед природой; а Ђпрекрасное прекрасней во сто крат, увенчанное правдой драгоценнойї. “ак эстетика ¬озрождени€ подчеркивала св€зь красоты и правды.

Ёстетика классицизма (ее каноническое выражение дал Ѕуало) отождествл€ла прекрасное с из€щным: прекрасна не вс€ природа в ее цветении и буйстве, а лишь подстриженна€, ухоженна€ природа ¬ерсальского парка. Ѕуало обосновывал принципы хорошего вкуса. ќн считал, что прекрасно только правдивое. ¬ искусстве прекрасно изображаетс€ даже безобразное. ѕодражание красоте природы Ч главна€ цель искусства. ¬елика€ личность Ч наиболее полное воплощение идеалов красоты. Ёстетика французских просветителей (XVIII в.) Ч важный этап развити€ теории прекрасного. ƒл€ ѕросвещени€ также характерно представление о прекрасном как об объективно существующем, как о свойстве, присущем самой природе. ќно неотъемлемо от нее. Ќапример, ƒ. ƒидро св€зывал прекрасное с целесообразностью и целостностью.

ƒ. ƒидро (1713 Ч 1784) разделил красоту на два вида: 1) реальную, объективную красоту, существующую до ¬ и после по€влени€ человека (отношени€ частей внутри предмета, отношени€ однородных и неоднородных предметов); 2) красоту относительную, существующую лишь дл€ человека (предмет соприкасающийс€ с сознанием человека).

ƒидро стремилс€ учесть многообразие форм прекрасного: морально-прекрасное содержитс€ в нравственных отношени€х; литературно-прекрасное Ч в литературных произведени€х; подражательно прекрасное Ч в воспроизведении в искусстве отношений, существующих в природе. Ќемецка€ классическа€ философи€ создала идеалистические представлени€ о прекрасном, развив его субъек-

тивистское понимание. ».  ант (1724 Ч 1804) трактовал прекрасное как объект незаинтересованного отношени€ (отношение человека к прекрасному чисто созерцательное и непрактическое).  ант различил полезное и прекрасное и подчеркнул качественно своеобразный характер эстетического интереса. ќн произвел дематериализацию прекрасного, отделил его форму от его содержани€: зеленый цвет или звук скрипки прин€то считать прекрасными, но они лишь при€тны. ¬ суждении о прекрасном имеет место созерцательное удовольствие, не возбуждающее практического интереса к объекту. “олько когда цвет и звук очищены от материального содержани€, они выступают как прекрасные.  ант считает, что Ђнаслаждение в при€тномї и Ђнаслаждение в добромї соединены с интересом, в то врем€ как наслаждение прекрасным, которое определ€ет суждение вкуса (эстетическое суждение), свободно от вс€кого интереса. ‘. Ўиллер (1759 Ч 1805) утверждал: красота Ч это свобода (согласованность с законами; ничем не стесненное развитие €влений по присущим им законам); основа красоты Ч простота; красота Ч естественное совершенство. Ўиллер отличает изображение прекрасного от прекрасного изображени€. “о, что безобразно в природе, может быть прекрасно в искусстве (прекрасное изображение).

ѕо √егелю (1770 Ч 1831), прекрасное в действительности есть жизнь, выступающа€ как животный организм, как человеческий организм и как организм духовного мира (семь€, государство); в природе прекрасное ограниченно и конечно, поэтому оно Ч неадекватна€ форма воплощени€ идеи, так как иде€ бесконечна и свободна внутри себ€. ѕрекрасен предмет, в котором иде€ про€вилась наиболее полно. ƒл€ √егел€ пон€тие прекрасного оттеснено на второй план пон€тием истинного: чем глубже мыслит человек, тем менее ему нужно прекрасное; ныне человек на-

училс€ мыслить абстрактно (на смену веку искусства пришел век философии). ¬ искусстве дл€ √егел€ ценно только то, что дает возможность приблизитьс€ к абсолютной идее. ‘илософи€, по √егелю, познает абсолютный дух как идею, а искусство познает дух не непосредственно, а через его чувственное выражение (красота Ч абсолютна€ иде€, воплощенна€ в предметном мире и познаваема€ через него). ќт красоты познание стремитс€ восходить к истине. »скусство Ч звено самопознани€ духа, в котором сосуществуют конкретна€ чувственность природы и духовность идеи.

√егель вводит три ступени прекрасного: Ђперва€ ступень занимаетс€ пон€тием прекрасного вообще; втора€ Ч прекрасным в природе, недостатки которого вызывают необходимость в идеале, в прекрасном в искусстве; треть€ ступень имеет предметом своего рассмотрени€ идеал в его осуществлении, в его художественном воплощении в произведении искусстваї.

ћатериалистические взгл€ды на прекрасное развивала русска€ демократическа€ мысль. “ак, Ќ. „ернышевский в работе ЂЁстетическое отношение искусства к действительностиї писал, что прекрасное есть жизнь, н прекрасным существом кажетс€ человеку то существо, в котором он видит жизнь, а прекрасным предметом Ч тот предмет, который напоминает ему жизнь.

¬ XIX Ч XX ее. идеалистическа€ философи€ ставила проблему прекрасного в зависимость от психологических особенностей воспри€ти€ мира человеком (“. Ћиппс, ћ. ƒессуар, Ў. Ћало и др.), что порождало субъективизм и индивидуализм в оценке прекрасного.

—овременна€ эстетика видит в прекрасном не про€вление человеческой субъективности, не идеальное, а объективность. ќно определ€етс€ не одним лишь воспри€тием конкретного субъекта, а св€зано с реальной ценностью предмета, €влени€, событи€. ќтношение к ним как

к прекрасным определ€етс€ их общественной значимостью, их реальными, объективно существующими свойствами.

≈сли говорить о более детальном раскрытии термина Ђпрекрасноеї, то следует помнить о том, что он теснейшим образом св€зан с другими пон€ти€ми и категори€ми эстетики. »ными словами, когда мы попытаемс€ объ€снить, что же мы оцениваем как прекрасное, то мы, без сомнени€, назовем в качестве такового совершенное, гармоничное, грациозное, из€щное, завершенное, соразмерное. Ёто значит, что прекрасное возможно определить лишь через другие эстетические пон€ти€.

¬ природе прекрасное €вл€етс€ результатом гармонии и завершенности в соотношении частей материального мира, про€влении его свойств и признаков. ќсвоение и оценка этих объективных свойств мира порождает в человеке чувство прекрасного. ћногообразие про€влений прекрасного в действительности развивает способность человека к широте и многообразию его оценок. ѕри этом прекрасное теснейшим образом св€зано с человеческим познанием и практической де€тельностью. ќценка с точки зрени€ прекрасного предполагает эстетическое освоение предмета. “о, что таинственно дл€ человека, не€сно, непознанно, далеко не всегда воспринимаетс€ как прекрасное. ѕрекрасно то, что пон€тно, доступно, близко человеку. Ёта одна из причин, по которой различны представлени€ о прекрасном в природе у различных народов, в различные исторические эпохи, у людей с различным уровнем образовани€.

ƒействительность, окружающа€ человека, удивительно широка и многообразна, а значит, многие ее про€влени€ могут попадать в сферу эстетического воспри€ти€ человека и оцениватьс€ как прекрасные. ¬ сфере социальной жизни человек видит прекрасное не менее часто, чем в природе. ѕредставлени€ о прекрасном в социальной жиз-

ни порождены разумной созидательной де€тельностью человека. ќни исторически развиваютс€ и видоизмен€ютс€. ќсновой прекрасного в человеке €вл€етс€ развитие и единство моральных и физических качеств, благородство целей и последовательность действий по их осуществлению, духовна€ сила, самоотверженность, следование долгу.

ѕон€тие Ђпрекрасноеї тесно св€зано с другим эстетическим пон€тием Ч Ђкрасотойї. Ђ расотаї Х Ч не менее важное пон€тие эстетики. ¬ отличие от прекрасного, предполагающего высшее, абсолютное совершенство, красота €вл€етс€ более узким по значению пон€тием эстетики. ¬ строго научном смысле оно примен€етс€ только дл€ оценки отдельных сторон и свойств предметов, €влений, событий. ѕрекрасное же может быть применено и дл€ оценки предмета, €влени€, событи€ в целом. Ќапример, внешн€€ красота человека не дает еще основани€ назвать его прекрасным. ¬ этом смысле красота может выступать как одна из сторон прекрасного. Ќаблюдаема€ в подобных случа€х разница в значении этих двух пон€тий дает возможность вы€вить в эстетическом анализе диалектическое соотношение между содержанием и формой предметов и €влений, вскрыть противоречие между физическими и нравственными особенност€ми человека, его внешностью и его духовным обликом.

 расота как характеристика определенных свойств предметов, €влений, человека, продуктов материального и духовного производства, произведений искусства характеризуетс€ многообразием признаков. Ёто соразмерность, пропорциональность, гармони€ частей и игра красокї новизна и €ркость, целесообразность и целостность формы.

ќппозиционное прекрасному пон€тие Ч Ђбезобразноеї. Ётимологически Ђбезобразноеї (без-образное) означает отсутствие образа, формы, идеи.

ƒревние египт€не, постига€ диалектику прекрасного и безобразного, отмечали, что в процессе старени€ все здоровое и красивое становитс€ больным и безобразным, Ђхорошее превращаетс€ в дурное, вкус тер€етс€ї.

Ѕезобразное в искусстве впервые теоретически осмыслил јристотель: произведение всегда имеет прекрасную форму, в предмет же искусства входит и прекрасное, и безобразное. ƒаже отвратительное, изображенное в художественном произведении, доставл€ет эстетическое удовольствие благодар€ радости узнавани€ действительности, которую мастерски передал художник. ЂЌа что смотреть непри€тно, изображени€ того мы рассматриваем с удовольствием, как, например, изображени€ отвратительных животных и труповї.

Ѕезобразное и прекрасное Ч противоположности, тыс€чей переходов св€занные друг с другом.

Ћессинг писал, что телесна€ красота заключаетс€ в гармоничном сочетании разнообразных частей, которые могут быть охвачены одним взгл€дом. Ѕезобразное Ч дисгармони€ частей и целого. Ѕезобразное не €вл€етс€ предметом искусства и, по Ћессингу, допустимо лишь дл€ усилени€ прекрасного, как смешное и страшное.

ѕо Ѕодлеру, безобразное лицо Ч это лицо дисгармоничное, патологическое, неодухотворенное, лишенное света и внутреннего богатства.

ѕредставлени€ о безобразном, как и представлени€ о прекрасном, завис€т от вкусовых различий, способностей человека понимать и оценивать эстетические особенности €влений, исторических, социальных различий и т.п. Ёстетика прошлого по-разному рассматривала безобразное в различные эпохи: как безмерное, хаотичное, неупор€доченное, как специфическую область смешного. Ќередко безобразное отождествл€лось со злом, бесполезностью. –усска€ демократическа€ мысль св€зывала безобразное с уродством социальной жизни, с человеческими пороками.

Ѕезобразное Ч эстетическое свойство предметов, естественные природные данные которых имеют отрицательное общечеловеческое значение, хот€ и не представл€ют серьезной угрозы человечеству, так как заключенные в этих предметах силы освоены человеком и подчинены ему. Ѕезобразное Ч отрицательна€ общечеловеческа€ значимость предметов, наход€щихс€ в сфере свободы.

Ѕезобразное отталкивает, но не пугает; прекрасное доставл€ет наслаждение одним своим видом.

¬ искусстве, без сомнени€, есть место безобразному, причем в различных его про€влени€х и смыслах. Ѕезобразное из действительной жизни вполне может стать предметом изображени€. Ёто особенно часто используетс€ в комических произведени€х. ѕри этом происходит не простое копирование безобрази€ реальной жизни, но типизаци€ черт безобразного в цел€х его осуждени€. ѕомимо этого, безобразное в искусстве может иметь и другой смысл: выражать невольное или умышленное нарушение законов творчества, ведущее к разрушению художественного образа. —юда относитс€ как неумение художника творить по законам красоты (отсутствие мастерства, навыка), так и искажение норм творчества в угоду ложной оригинальности и моде, что приводит к формализму, к утрате истинного смысла искусства.

149

¬опрос 5





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3253 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

1522 - | 1314 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.029 с.