Возвышенное — это эстетическая категория, концентрированно выражающая сущность значительных событий и явлений, вызывающих у человека особое эстетическое чувство, связанное с уважением, восхищением, радостью. Возвышенное отражает внутреннюю значительность, величие предметов и явлений.
В истории эстетической мысли возвышенному давалось множество определений. Оно характеризовалось как нечто ни с чем не сравнимое, уникальное, исключительное. Иногда оно приравнивалось к ужасному, подавляющему волю человека. Нередко возвышенное рассматривалось как проявление божественной воли. Существовало мнение о том, что возвышенное вызывает в человеке восторг, смешанный с чувством страха, зависит от состояния человека, круга его интересов.
Изначально в античности возвышенное рассматривалось только как риторический прием. В I в. греческий ритор Цецилий в трактате «О возвышенном» рассмотрел правила возвышенного стиля, технику ораторской речи и классифицировал стилистические фигуры и тропы.
Псевдо-Лонгин сохранил трактовку возвышенного как стилистического понятия, одновременно расширив его содержание до значения эстетической категории, Все лучшее в литературе он относит к сфере возвышенного. Псевдо-Лонгин отмечает духовные источники возвышенного:
необычайные страсти, красота речи в соединении с великими мыслями.
Эпоха Средневековья связывала возвышенное с Богом.
Художники раннего Ренессанса порою низводили возвышенное до степени обыденного. Высокий Ренессанс превозносит человеческое, раскрывает в человеческом титаническое, божественное, раскрывает возвышенность сущностных сил человека.
Английский теоретик Э. Берн в «Философском исследовании о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» положил начало противопоставлению этих принципиально различных категорий, «несоединимых в одном чувстве». Как утверждает Э. Берк, человеку свойственно испытывать три состояния: безразличия, страдания и наслаждения. Соответственно, «безразличие», «страдание», «наслаждение» — это простые понятия, не поддающиеся дальнейшему определению. Человек может обнаружить каждое из этих состояний без всякой мысли о его отношении к чему-либо. Именно эти простые, изначальные состояния, а также и их комбинации лежат в основе эстетических восприятий человека. Источником возвышенного выступает то, что производит «сильнейшее волнение, которое способна испытывать душа». Чувство возвышенного, с точки зрения Э. Берна, сочетает в себе страдание и наслаждение. Оно возникает от предмета или явления, которое способно вызвать представление о страдании или опасности. При этом возникает и чувство наслаждения от величия этого предмета или явления. Однако чувство страдания превосходит наслаждение по силе воздействия. В сочетании страдания и наслаждения заключается особенность восприятия возвышенного, отличающая его от восприятия прекрасного: в прекрасном есть лишь всепоглощающее чувство наслаждения, к которому не должно примешиваться никакое страдание.
Кант считал, что «возвышенное содержится не в какой-либо вещи в природе, а только в нашей душе...». Возвышенное — гордость человека, возникающая благодаря преодолению страха в процессе веры. Отмеченные Кантом, черты возвышенного объясняются его неосвоенностью, несвободой по отношению к нему человека.
Противопоставлял прекрасное возвышенному и Ф, Шиллер. Он считал, что прекрасное вызывает приятное, а возвышенное — неприятное чувство (так неприятны, величественная гроза и вспышки молний).
В истории эстетической мысли прекрасное и возвышенное не только противопоставлялись, но и сближались. Так, французские эстетики XIX в. (А. Сурио, Н. Жоффруа) полагали, что возвышенное есть высшая степень прекрасного, или же прекрасное «в себе», бесконечная красота, которую нельзя постигнуть.
Гегель считал, что возвышенное — этап движения абсолютного духа, этап мирового исторического процесса, соответствующий романтической стадии развития искусства, когда дух, содержание превалируют над материей, формой.
Чернышевский полагал, что возвышенное гораздо больше, гораздо сильнее других явлений, с которыми оно сравнимо. Возвышен ураганный ветер, который во сто раз сильнее обыкновенного; любовь, которая сильнее мелочных расчетов и побуждений. Возвышенное раскрывается через сравнение с окружающими явлениями. Эти определения носят количественный характер. Хотя, как отмечал сам мыслитель, человек может обладать баснословным аппетитом по сравнению с другими людьми, но такое превосходство отнюдь не характеризует его как возвышенную личность.
И. Гаман трактовал возвышенное не как эстетическую, а как религиозную категорию. Немецкий философ Н. Гартман определял возвышенное как прекрасное, иду-
идее навстречу потребности человека в великом, превосходном. Всякая грандиозная, могущественная сила действует на человека устрашающе, подавляет его. Воспринимая возвышенное, человек преодолевает в себе чувство собственной незначительности.
Краткий обзор истории эстетической мысли выявляет две точки зрения на взаимоотношение прекрасного и возвышенного: 1) возвышенное есть превосходная степень прекрасного, его особый род, отличающийся величиной или мощью; 2) возвышенное противоположно прекрасному, и при его восприятии возникает эстетически негативная реакция.
Если прекрасное — это положительная общечеловеческая ценность явлений, которыми общество уже полно и свободно владеет то возвышенное — эстетическое свойство предметов, имеющих положительное значение для общества и таящих в себе огромные, еще не освоенные потенциальные силы.
Воспринимая возвышенное, мы испытываем восторг, к которому может примешиваться эстетически отрицательная эмоция и даже чувство страха. В зависимости от акцента на тот или иной момент восприятия (восторг — страх) различают две разновидности возвышенного: возвеличивающее мощь человека и подавляющее его. Между этими крайностями — веер оттенков возвышенного.
Возвышенное в природе связано с различными проявлениями величественности ее феноменов. Человек почтительно замирает перед покрытыми снегом горными вершинами, извержениями вулканов, девятым валом. Все это наполняет человека чувством восхищения и величия, вызывает осознание огромных потенциальных, еще не освоенных сил природы.
Воспринимая возвышенное в природе, человек отдает себе отчет в грандиозности природной мощи, которая
способна вырваться из глубин и принести с собой разрушение, боль, смерть. Эта мощь значительно превосходит возможности человека. Созерцание возвышенного в природе может вызывать различные по силе эмоциональные состояния. Действительно, Ниагарский водопад и извержение Везувия способны породить различные эмоции, поскольку обладают разной степенью опасности для наблюдающего их человека. Возвышенное может характеризоваться в большей или меньшей степени как подавляющее или как возвышающее человека.
Возвышенное в обществе — это созданные руками человека гигантские технические сооружения, мощные социальные движения, охватывающие огромные массы людей, грандиозное по результатам творческое созидание. Значение таких явлений со всей полнотой может быть раскрыто лишь в ходе жизнедеятельности ряда поколений. Иными словами, масштабы и мощь этих творений человека таковы, что полное их освоение может быть лишь итогом целого исторического процесса. Наиболее яркая форма проявления возвышенного в общественной жизни — это героическое. Героическое выражается в совершении отдельной личностью, народом, классом, социальной группой выдающихся общественных поступков, отвечающих потребностям исторического развития и требующих напряжения всех нравственных и физических сил, мужества, стойкости, самопожертвования во имя общечеловеческих ценностей.
Итак, возвышенное — объективное эстетическое свойство, присущее предметам и явлениям, которые обладают широкой положительной общественной значимостью, оказывают влияние на жизнь целых народов или всего человечества. Ввиду своей колоссальной мощи и огромного масштаба возвышенные явления не могут быть сразу освоены, поэтому по отношению к ним человек несвободен. Прекрасное — сфера свободы, возвышенное — сфера несвободы человека.
Антипод возвышенного — низменное. «Низменное» — это категория эстетики, которая служит для определения и оценки уродливых явлений действительности, недостойных, порочных действий отдельных людей или социальных групп.
Древние египтяне в гимне богу Атону так описывают низменное: покидая мир, солнце повергает землю во мрак, и ужас смерти охватывает всех.
Аристотель впервые в истории эстетической мысли говорит о низменном как об эстетическом свойстве.
Для Буало низменное — уродливо («Чуждайтесь низкого — - оно всегда уродливо»).
Низменное социальное явление изобразил Верещагин в картине «Апофеоз войны», посвященной всем «великим завоевателям» — бывшим, сущим и будущим: на картине — холм, сложенный из человеческих черепов.
Музыка лишь в XIX — XX вв. овладела способностью непосредственно воссоздавать образ низменного (Седьмая симфония Шостаковича). До этого музыка (Моцарт, Бетховен, Чайковский) передавала этот образ опосредованно, через раскрытие накала борьбы, через показ меры усилий добра в преодолении низменного.
Низменное — крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для человечества; сфера несвободы. Это еще не освоенные явления, не подчиненные людям и представляющие для них грозную опасность. Человечество не владеет собственными общественными отношениями. Это таит в себе источник бедствий и воспринимается как низменное (милитаризм, тоталитаризм, фашизм, атомная война).
К низменному относится все то, что противоречит представлениям о подлинной красоте, возвышенным помыслам и идеалам, героическим поступкам человека. Низменное — это одно из проявлений безобразного. Оно от-
ражает отрицательные темные силы: не подконтрольные разуму животные инстинкты, нравственные пороки, социальное зло, извращение и т.п. Это все то, что несет человеку зло. Как низменное мы сегодня оцениваем такие явления, как садизм, некрофилия, унижающие человеческое достоинство пытки, тирания, предательство.
Низменное, равно как и безобразное, может быть изображено искусством, однако его изображение не должно становиться для истинного художника самоцелью. Основной задачей истинного художника при изображении низменных явлений и, прежде всего, человеческих пороков, должно быть разоблачение низменного.
Вопрос 6