Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—праведливость. “еори€ справедливости –олза




Ќар€ду с добром и долгом универсальным и важнейшим ценностным ориентиром морального сознани€ €вл€етс€ справедливость.

Ќа особую значимость справедливости в жизни человека указывали многие мыслители. ¬ сочинении ѕлатона Ђ√осударствої встречаетс€ мысль о том, что справедливость дороже вс€кого золота. „то несправедливость Ч величайшее зло, которое только может содержать душа, а справедливость Ч величайшее благо. “олько те любезны богам, которым ненавистна несправедливость, писал ƒемокрит.

¬ самом общем плане пон€тие справедливости выражает идею правильного, должного пор€дка вещей в человеческих взаимоотношени€х, который соответствует представлени€м о назначении человека, естественных и неотъемлемых правах и об€занност€х. ¬ наибольшей степени нравственный смысл пон€ти€ справедливости выражен в интерпретации справедливости как правды, справедливости как честности, справедливости как следовани€ природе и исполнению долга.

ќднако сознание справедливости, в отличие от сознани€ добра и долга, более конкретно ув€зано с жизненно важными повседневными интересами людей. ¬ справедливости фиксируетс€ характер отношений других людей к данному человеку, мера распределени€ различных благ. ќбразно говор€, если добро одно дл€ всех, то спра-

ведливость поворачиваетс€ к каждому конкретному человеку по-разному, задевает каждого, вызывает самые различные переживани€: от черной зависти и негодовани€ до самой трепетной благодарности.

ѕоэтому пон€тие справедливости нар€ду с моральным имеет также социальный аспект. „асто говор€т о социальной справедливости, име€ в виду моральную оценку характера общественных отношений. ¬ этом аспекте справедливость содержит в себе требование соответстви€ между де€ни€ми и возда€ни€ми, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Ќесоответствие в этих соотношени€х оцениваетс€ как несправедливость.

»сторически содержание пон€ти€ справедливости мен€лось. ѕервое в истории общественного сознани€ понимание справедливости было св€зано с признанием непререкаемости нравственных норм, в частности, норм первобытного общества. —праведливость в этом контексте Ч это простое следование общеприн€тому пор€дку. ¬ социальной практике такое понимание справедливости имело негативный смысл Ч требование наказани€ за нарушение общей нормы. ќдним из его практических выражений был институт родовой мести.

Ѕолее сложное позитивное понимание справедливости св€зано с идеей равенства. ¬ период родового стро€ справедливость истолковывалась как уравнительное равенство, главным образом как равенство всех людей в пользовании средствами жизни и правами, а также полного соответстви€ де€ни€ и возда€ни€ Ч око за око, зуб за зуб.

— возникновением частной собственности и общественного неравенства справедливость начинают отличать от равенства. —праведливость в новых общественных услови€х начинает раздел€тьс€ на уравнительную и распределительную. Ќовое понимание справедливости впервые было

сформулировано в этике јристотел€. »сходным принципом справедливости дл€ јристотел€ €вл€етс€ принцип равенства. Ќесправедливость же про€вл€етс€ в неравенстве, когда люди надел€ют себ€ больше, чем других различными благами. ќднако, отмечает античный философ, люди сами неодинаковы и действуют в различных услови€х. ѕоэтому чисто формальное исполнение принципа равенства не может быть справедливым. » јристотель вводит дополнительный принцип Ч принцип пропорциональности. Ђ≈сли справедливое Ч это равное, то пропорционально равное также будет справедливымї. ѕропорциональное равенство состоит в том, что имеющий большее имущество делает больший взнос, а имеющий малое Ч малый взнос; много потрудившийс€ получает больше, чем поработавший малої. Ђ¬ целом, Ч заключает јристотель, общественна€ жизнь держитс€ справедливостью, и справедливое Ч то же, что пропорциональноеї.

»нтерпретаци€ јристотел€ справедливости как пропорционального равенства сохран€етс€ в социальной этике в течение многих столетий. „ерез пон€тие пропорциональности јристотель уточнил пон€тие справедливости. “еперь справедливость получила форму выражени€ как правильна€ мера равенства в смысле соответстви€ между правами и об€занност€ми людей, заслугами человека и их признанием, между де€нием и возда€нием за него.

¬ либерально-демократической идеологии социальна€ справедливость осмысливаетс€ как создание дл€ всех членов общества равных возможностей дл€ реализации своих способностей и удовлетворени€ жизненных потребностей, соразмерность вознаграждени€, получаемого людьми, и их различными объединени€ми со стороны общества и его институтов, согласно их делам, поступкам, характеру жизнеде€тельности. –еализаци€ прик-

ципа социальной справедливости в социально-политической сфере предполагает фактическое равноправие (равенство прав и об€занностей) всех граждан независимо от их социальной и национально-расовой принадлежности. Ёто, в свою очередь, предполагает предоставление всем гражданам равных возможностей участвовать в управлении общественной жизнью общества в соответствии со своими интересами, возможность участи€ в прин€тии решений. ¬ сфере культуры принцип справедливости находит свое выражение в создании все более благопри€тных условий дл€ приобщени€ всех членов общества к духовным ценност€м и процессу их создани€.

¬ сфере экономики принцип справедливости означает возможность свободного выбора при равных услови€х и сводитс€ к равенству Ђправил игрыї, возможность участи€ в производственной и коммерческой де€тельности.

–азвернутую концепцию справедливости, базирующуюс€ на идеологии либерализма, сформулировал ƒжон –олз в книге Ђ“еори€ справедливостиї.

ќн выдвигает два главных принципа справедливости. Ђѕервый принцип: каждый должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных оснований свобод, совместимых с подобными схемами свобод дл€ других.

¬торой принцип: социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: а) от них можно было бы разумно ожидать преимущества дл€ всех и б) доступ к положени€м (статусам) и должност€м был бы открытым дл€ всех в услови€х честного равенства возможностейї. “аким образом, ƒ. –олзом предполагаетс€ равенство в отношении основных свобод, определ€ющих исходное положение человека в обществе, задающее условие его де€тельности и неравенство в отношении возможных результатов этой де€тельности.

¬опрос 15

ќсновные пон€ти€ морали: любовь, счастье и смысл жизни

—реди нравственных чувств особое место принадлежит чувству любви. ¬ самом широком смысле этого слова любовь Ч это нравственное чувство, характеризующеес€ высокой степенью эмоционально положительного отношени€, выдел€ющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов. ѕримером таких чувств может быть любовь мужчины к женщине, любовь к матери и т.д.

ќднако немецкий философ Ћюдвиг ‘ейербах справедливо считал, что любовь между мужчиной и женщиной €вл€етс€ исходной дл€ всех других ее видов. ѕоэтому при рассмотрении любви мы будем отталкиватьс€ от этой базовой формы любви. ¬ этом смысле любовь предстает как чувство, обусловленное сексуальной потребностью и характеризующеес€ интенсивностью, напр€женностью, относительной устойчивостью и выражающеес€ в стремлении быть с максимальной полнотой представленными своими многозначными чертами в жизнеде€тельности другого человека таким образом, чтобы побуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напр€женности и устойчивости.

Ћюбовь как нравственное чувство не может быть сведено к биологическому влечению полов, сексуальному чувству. ѕоловой инстинкт Ч это естественный фундамент любви, ее начало. Ќо дл€ того, чтобы это влечение

выросло до насто€щего чувства, необходима цела€ система взаимосв€зей и взаимодействий.

 огда мы кого-то любим, то хотим, чтобы он был, существовал, продолжалс€, никогда не умирал. “.е. любовь к другому человеку Ч это утверждение его быти€. ¬ этом любовь противоположна ненависти, стрем€щейс€ подавить и уничтожить.  роме того, любовь Ч это утверждение другого как уникального, неповторимого, единственного существа. Ћюбовное переживание рождаетс€ спонтанно, оно как бы выбирает за нас с абсолютной точностью. ¬ этом смысле любовь свободна (нельз€ заставить себ€ полюбить кого-то, кто вовсе не нравитс€) и не свободна (нельз€ умственно-волевым усилием заставить себ€ разлюбить, если уж сердце заговорило).

Ћюбовь Ч это прин€тие другого таким, как он есть, переживание его как абсолютной ценности. Ёто значит, что у нас нет потребности поскорее своего любимого переделать, перевоспитать, перекроить по собственным меркам.

¬ идеале переживани€ любви €вл€ютс€ взаимными, любовь тогда полноценна, тогда она имеет адекватный ответ с другой стороны. ¬ этом случае происходит взаимосли€ние душ, их счастливое гармоничное соединение, при этом индивидуальность не раствор€етс€ друг в друге и при этом каждый из люб€щих сохран€ет свою личность, неповторимость. ѕроисходит лишь взаимное обогащение, из которого по€вл€етс€ новое качество Ч качество духовно-чувственных отношений.

Ћюбовь это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословного подчинени€ одного другомуї ¬ любви обе стороны равны, одна не жертвует другой, а каждый, ничего не тер€€, только приобретает.

»стинна€ любовь стремитс€ давать, а не получать. ѕри этом в любви дают другому отнюдь не только ма-

термальные блага, дают свое соучастие, свою жизнь, свою субъективность, и за счет взаимности Ђдавани€ї происходит взаимообогащение. ќтдава€ в любви свою жизненную силу и энергию другому существу, человек делит с ним свою радость, увеличива€ и собственную, расшир€€ свое понимание мира, обогаща€ личный кругозор, свой опыт, знани€ и переживани€, которые вместе составл€ют его духовное богатство.

Ћюбовь предполагает заботу о другом человеке, заинтересованность в улучшении его жизни и развити€. «аботитьс€ Ч значит интересоватьс€ жизнью другого, старатьс€ уберечь его от опасностей и неудобств, это значит трудитьс€ дл€ него.

Ћюбовь как нравственное отношение нар€ду с заботой предполагает и ответственность. ќтветственность непосредственно вытекает из заботы. ќтветственность выражаетс€ в нашей способности чутко и тонко улавливать потребность, интенции и стремлени€, любимого, помогать ему.

Ћюбовь это также активное проникновение в любимого с целью познани€, но без нарушени€ его права иметь тайны и оставатьс€ личностью. Ёто познание путем духовного сближени€, идентификации с любимым человеком, переживание тождества с ним.

—уществует несколько видов любви: братска€, материнска€, эротическа€ любовь, любовь человека к самому себе и любовь к Ѕогу.

Ѕратска€ любовь Ч это любовь между равными, одинаково распростран€ема€ человеком на всех близких ему людей.

ћатеринска€ любовь Ч это любовь сильного к слабому, защищенного к беззащитному, имущего к неимущему. ћатеринска€ любовь наиболее бескорыстна и открыта дл€ всех.

Ёротическа€ любовь Ч это любовь психофизиологического плана к единственному человеку, жаждуща€ полного сли€ни€ с ним и продолжени€ в потомстве. ѕоследний тип любви, в отличие от двух предыдущихї €вл€етс€ исключительным в том смысле, что требует предпочтительности, особого выделени€ любимого существа среди других ему подобных и особенного, исключительного к нему отношени€.

ћнение о том, что любить других добродетельно, а любить самого себ€ грешно, до сих пор довольно широко распространено среди людей.  аждый человек Ч такое же существо, как и окружающие его люди, и если он любит других, то почему же он не должен любить себ€. Ќе может быть двух разных типов любви: к люд€м и к самому себе; любовь как высокое чувство или есть или ее вовсе нет. »звестное библейское выражение Ђ¬озлюби ближнегої как самого себ€ї содержит мысль о пр€мой зависимости между этими двум€ сторонами всеобщей любви Ч к себе и к окружающим люд€м. ќт любви к себе эгоизм отличаетс€ тем, что при нем существует исключительна€ любовь к себе в ущерб такому же отношению к окружающим люд€м. Ёгоистичный в любви человек желает всего того, что он должен отдавать люд€м, только дл€ самого себ€.

Ћюбовь к Ѕогу в самом широком, социально-психологическом смысле слова вбирает в себ€ все виды любви, поскольку Ѕог в душе верующего означает ¬ысшую ƒобродетельї и в меру своих жизненных сил и возможностей он стараетс€ на деле ее реализовать в своем отношении к люд€м и к самому себе. Ѕог выступает как символ и воплощение принципов добра, справедливостиї истины н любви, поэтому пон€тно про€вление у человека аналогичных чувств к нему.

—частье Ч пон€тие морального сознани€, обозначающее такое состо€ние человека, которое соответству-

em наибольшей внутренней удовлетворенности услови€ми своего быти€, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого предназначени€.  ак и мечта, счастье €вл€етс€ чувственно-эмоциональной формой идеала, но в отличие от нее означает не устремлени€ личности, а исполнение этих устремлений.,

—частье заключаетс€ в полноте удовлетворенности жизнью на прот€жении жизненного пути, в единстве разных сторон жизни как образа жизни и в этом смысле: жизни в целом. » это будет качественна€ характеристика жизни.

—частье всегда радостно. –адость и счастье как душевные состо€ни€ психологически очень близки. »ногда говор€т, что радость св€зана с переживанием единичного событи€ благопри€тного самовыражени€ индивида, а счастье Ч длительное переживание радости. ќднако счастье Ч это не просто эмоционально более насыщенна€ и раст€нута€ во времени радость. ¬ радости обнаруживает себ€ ощущение полноты жизни; радость преодолевает себ€ в восторге. ¬ счастье же обнаруживает себ€ сознание достоинства жизни. –адость эмоциональна Ч счастье может быть и сдержанным.

ѕредставлени€ о счастье в различные исторические эпохи, в различных этических системах мен€лось. “ак, в древнегреческой этике сформировалось направление гедонизма, которое в качестве цели человеческой жизни рассматривало достижение счасть€ как переживани€ удовольстви€, наслаждени€.   гедонизму примыкает и другое направление Ч эвдемонизм, который в качестве главной жизненной цели человека провозглашает стремление к счастью. ≈сли гедонизм целью жизни объ€вл€ет достижение удовольствий, то эвдемонизм рассматривает счастье как систему жизни, в которой совокупность удовольствий перевешивает страдани€. »менно в достижении счастливой жизни эвдемонизм видит абсолютное бла-

го, все остальное считает лишь средством дл€ ее достижени€.

Ќар€ду с представлением о счастье как переживании удовольстви€ в античной этике имело широкое распространение понимание счасть€ как везени€, удачи, счастливого стечени€ обсто€тельств, судьбы. ќбладание счастьем св€зывалось с вмешательством в жизнь человека сверхъестественных сил; в древнегреческой мифологии Ч богини судьбы “ите, в древнеримской мифологии Ч богини судьбы ‘ортуны. —трого говор€, древнегреческое слово счастье Ч Ђэвдемони€ї Ч этимологически означает судьбу человека, наход€щегос€ под покровительством богов.

Ќаиболее широкое распространение получило представление о счастье как обладании неким высшим благом или благами. ¬ этике јристотел€ счастье как высшее благо Ч это цель целей, нечто завершенное н самодостаточное, самоценное. Ёто полнота жизни, когда человеку уже ничего не нужно.

¬ христианской этике истинным счастьем считаетс€ быть приобщенным к Ѕогу, соединенность с высшим Ѕожественным началом быти€. Ў ¬ этике эпикуреизма счастье состоит в обладании благом невозмутимости Ч идеального духовного состо€ни€, достигаемого избавлением от страха перед богами, смертью, загробным миром, необъ€снимыми природными €влени€ми и другими тревогами мира. —частлив тот, кого не терзают тревоги мира, кто отстранен, уравновешен н взирает на людскую суету с высоты своей холодной отрешенности.

—частье стоиков Ч это апати€ (бесстрастие), независимость от внешних обсто€тельств, а также аскеза Ч отрешение от внешнего мира.

¬ разных обществах в разные периоды истории на первый план в понимании счасть€ выход€т разные блага.

ќднако они всегда включают моменты здоровь€ и внеш≠ней привлекательности, материальной обеспеченности, социального статуса, €ичных отношений и индивидуаль≠ного развити€. ѕри этом счастье в отличие от простой удовлетворенности предполагает обладание этими блага≠ми как бы выше среднего уровн€ Ч счастье означает пре≠восходную степень. ѕоэтому как о счастливых, или счастливчиках, говор€т о люд€х: здоровых, крепких, кра≠сивых, живущих долгую жизнь; получивших большое бо≠гатство, а с ним и повышенную свободу действий; обла≠дающих достаточно высоким социальным статусом и соответствующим уважением сограждан и сопле≠менников; приобретших исключительно гармоничную лю≠бовь и дружбу; максимально успешно выражающих себ€ в труде и творчестве.

Ќу а если все эти удачные линии жизни сливаютс€ в судьбе одного человека, то о нем можно сказать как об идеально счастливом.

—обственно, осознава€ это или нет, большинство лю≠дей стрем€тс€ к такому идеальному счастью, всегда все п€ть или, ήο крайней мере, четыре из п€ти перечислен≠ных видов благ оказываютс€ представлены полностью. ƒействительно, нельз€ сказать как о счастливом о чело≠веке, который богат и сановит, но всегда хворает и мучитс€ множеством болезней. » вр€д ли речь может идти о счастье, если талантливый творец влачит свои дни в глубокой нищете, да к тому же обделен любовью. ѕрав≠да, можно быть счастливым и без высокого социального положени€ и славы, однако дл€ многих людей именно этот момент находитс€ на первом месте. —частье Ч хоть и очень желанное состо€ние, но до≠статочно редкое. ƒл€ его осуществлени€ необходимо бла≠гопри€тное сочетание объективных и субъективных фак≠торов. Ёти факторы не гарантируют наступлени€ счас≠ть€, но они, по крайней мере, в определенной степени

ему благопри€тствуют. ќбъективные факторы Ч те, ко≠торые в основном не завис€т от сознани€ и вот челове≠ка. —убъективные факторы Ч те, которые в значитель≠ной мере созидаютс€ самим человеком.

  объективным факторам относ€т, прежде всего естественные услови€ (климат, географическое положе≠ние, отсутствие природных катаклизмов и др.), состо€≠ние общества (мир или война, наличие элементарного пор€дка, справедливости и др.). ≈сли в стране произош≠ло стихийное бедствие, опасна€ эпидеми€, гражданска€ война и др., то в подобной ситуации весьма сложно быть счастливым Ч счастливым в полной мере, когда р€дом льетс€ кровь, страдают люди.   объективным обсто€тель≠ствам в определенной степени можно отнести и здоровье человека. ¬озможности достижени€ счасть€ у инвалида резко ограничены.

  субъективным факторам относ€т миросозерцание индивида, его убеждени€, круг интересов и т.д. ћиро≠созерцание св€зано с позитивной или негативной оцен≠кой мира в целом и собственной жизни, в частности. ѕо≠зитивна€, радостна€ оптимистическа€ оценка мироздани€ позвол€ет индивиду чувствовать себ€ бытийно-счастливым и уверенным даже при больших объективных труд≠ност€х. ћинорное, страдательное, пессимистическое от≠ношение к реальности делает человека глубоко несчаст≠ным. „еловек с широким кругом интересов, привнос€щий в свою де€тельность, в свой, труд элементы творчества, имеет больший шанс почувствовать себ€ счастливым, ибо творческий труд способен приносить не только элемен≠тарное удовлетворение, но и ощущение полноты быти€.

ѕодвод€ итог рассмотрению пон€ти€ счасть€, можно сделать вывод, что в самом общем виде пон€тием счас≠ть€ обозначаетс€ наиболее полное воплощение человече≠ского предназначени€ в индивидуальных судьбах. —част≠ливой именуетс€ жизнь, состо€вша€с€ во всей полноте

желаний и возможностей. Ёто удавша€с€ жизнь, гармоничное сочетание всех ее про€влений, включа€ и обладание социально-ценимыми благами, и везение в делах и встречах с людьми.

ѕон€тие счасть€ тесно сопр€жено с пон€тием смысла жизни. —частье возможно только тогда, когда человек чувствует свою жизнь осмысленной. ќбладание смыслом жизни придает человеку уверенность в собственных силах, помогает у€снить значимость его жизни, придать ей €сность и целеустремленность.

ќднако отношени€ счасть€ и смысла жизни не симметричны. ≈сли счастье невозможно без смысла жизни, то смысл вполне может присутствовать в жизни человека, поддержива€ и направл€€ его при самых неблагопри€тных поворотах судьбы. ѕоэтому можно сказать, что смысл жизни в определенном отношении гораздо фундаментальнее счасть€, он существует и без него.

—мысл жизни Ч это генеральна€ лини€ жизни индивида на базе определенных нравственных ценностей. ¬с€кое общество задает своим членам определенную систему высших ценностей, способных придать жизни смысл. Ёто трансцендентные ценности: представлени€ о Ѕоге и богах, об абсолютных принципах, лежащих в основе мира и задающих систему моральных абсолютов. Ёто ценности общества и культуры: политические идеалы, государство, его границы, его истори€, этнонациональные ценности (традици€, €зык, искусство и культура, сохранение самобытности и индивидуального мира народа) и т.д. ÷енности личной жизни, протекающей в мире повседневности: здоровье и долга€ жизнь, мудрое отношение к перипети€м судьбы, определенна€ де€тельность, успех в ней, достижение социального статуса, создание семьи и продолжение рода, добрые отношени€ с окружающим миром и т.д.

Ёти ценности часто играют в жизни человека роль ведущих смыслов. ¬едущие смыслы выступают в качестве единых ценностей и в смысловом отношении объедин€ют людей. ¬ иерархизированных и деспотических обществах ведущие смыслы предписаны и строго заданы, люди усваивают их с детства, переживают как свои, и у них не возникает сомнени€ по поводу того, надо ли жить, трудитьс€ и старатьс€ во им€ √оспода или –одины, нации, семьи, т.е. во им€ того, что и другие считают важным и значимым. ¬ демократическом обществе происходит утрата единых ценностей, и в этом случае на передний план выходит личный выбор.

—ледует отметить, что смыслы, задаваемые обществом через ценности, Ч это еще не вс€ полнота смысла. ƒл€ каждого конкретного индивида эти ценности должны приобрести личностный смысл.  аждый человек интерпретирует общественный смысл, принимает его или не принимает. Ћичностный смысл Ч это результат интериоризации, внутреннего освоени€ ценностей, которые сопровождаетс€ положительным эмоциональным переживанием.

ѕоскольку смысл жизни всегда носит личностный характер, то, может быть, вполне справедливо утверждение: сколько людей, столько и смыслов жизни. ќднако это многообразие может быть сведено к нескольким обобщающим тенденци€м. ¬ыдел€ют эгоистическую и альтруистическую концепции смысла жизни.

Ёгоистическа€ концепци€ смысла жизни эгоцентрична, замкнута на собственном Ђяї. —уществование человеку выбравшего такую направленность, посв€щено исключительно благополучию собственной персоны, личному благососто€нию, личному самоусовершенствованию, личному Ђспасениюї и т.д.

јльтруистическа€ концепци€ смысла жизни сводитс€ к тому, что смысл человеческого существовани€ вы-

121

носитс€ за рамки самого индивида и понимаетс€ как служение Ѕогу, обществу, –одине, великой идее, науке, делу и т.д. —ам индивид рассматриваетс€ при таком подходе лишь как средство достижени€ этой внешней цели.

Ёгоистическа€ и альтруистическа€ позици€ хот€ и встречаютс€ в жизни нередко, но все же представл€ют собой крайности, которых избегает большинство людей. ќно в своей реальной жизни стараютс€ держатьс€ Ђзолотой серединыї, формулиру€ дл€ себ€ смысл жизни с ориентацией на личное благополучие, но это благополучие св€зываетс€ с благополучием других: близких, родных, соотечественников. ¬еро€тно, одна из самых распространенных версий смысла жизни состоит в служении семье. —емь€ рассматриваетс€ как главна€ ценность в жизни: сохранение и укрепление семьи, благополучие семьи, оказание помощи всем членам семьи €вл€етс€ смыслом жизни обыкновенного человека. ¬ кругу семьи индивиду дана возможность обрести признательность, благодарную пам€ть о себе. ќн продолжает жить в пам€ти людей, в своих дет€х, внуках, в более дальних потомках.

Ё—“≈“» ј

¬опрос 1





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1008 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

1307 - | 1258 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.041 с.