Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јнтична€ этика: этические учени€ софистов и —ократаї ѕлатона, эпикурейцев и стоиков




—тановление и развитие нравственно-этических учений в ƒревней √реции знаменует качественно новый этап в развитии этики. √лавным отличием от цивилизаций ƒревнего ¬остока, определившим новый тип развити€ античной √реции, стало значительно более интенсивное и динамичное разложение родового общества, становление классового общества, по€вление частной собственности, государственной власти, формирование политических, демократических по своей сути институтов управлени€. Ќовые формы общественной жизни вытесн€ли родоплеменные отношени€, старые обычаи и традиции. ¬озникла потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулировани€ отношений между людьми.

ѕредпосылки античной этики создавались на прот€жении многих столетий в устном народном творчестве, в пословицах и поговорках, мифах и сказках. ћоральное учение формировалось как житейска€ мудрость, требовавша€ определенной гармонии, пор€дка, меры.

“.Ќ.  узьменко выдел€ет следующие характерные черты античного мировоззрени€: 1. ѕреобладание эвдемонистических мотивов в нравственных искани€х античных мыслителей (по их мнению, добродетельный человек должен быть счастлив).

2. »де€ гармонии, частным случаем которой €вл€етс€ гармони€ духовного и телесного. јскетизм и монашество не относ€тс€ к отличительным чертам классической античности, хот€ они eft и известны. ќна не стремитс€, как это было прин€то в ƒревней »ндии, радикальным путем избавитьс€ от иллюзорной материальной оболочки дл€ сли€ни€ с јбсолютом. Ќаоборот, античность демонстрирует малознакомый другим культурам асексуальный культ тела.

3. —оциальна€ ориентированность этического мышлени€, взаимосв€зь этики и политики. √ражданские добродетели высоко цен€тс€ как в ƒревней √реции, так и в ƒревнем –име. ¬ажную роль играют демократические ценности. ќднако государство дл€ античности, в отличие от ƒревнего  ита€, не самоцель. Ёто подтверждает и определенна€ эволюци€ социально-этических идей. ¬ ранней античности распространено представление о единстве индивида и государства, в поздней возникает противопоставление внутреннего мира человека и его социального быти€.

4. √лавной характеристикой античного этического мировоззрени€ €вл€етс€ его рациональность. ƒл€ соединени€ с высшим Ѕлагом, с трансцендентным, потусторонним миром античному человеку не надо было преодолевать материю или создавать совершенное общество: он осуществл€л это при помощи разума. “рансцендентный мир дл€ античности умопостигаем, носит название Ђумногої места. „еловек в состо€нии достигнуть этого места самосто€тельно, что утверждает ценность человека как такового в античной этике, его нравственную самодостаточность и автономность. ќтсюда представление о добродетельном человеке, как человеке знающем, а о нравственном поведении Ч как поведении разумном. —уществует оп-

41

ределенна€ —в€зь между самопознанием и самосовершенствованием, счастьем и интеллектуальным удовольствием. 5. јнтичность подарила мировой культуре такую форму общественного знани€, как наука. Ёмпирические знани€ о природе, обществе и человеке существовали и в странах ƒревнего ¬остока: ≈гипте, »ндии,  итае и т.д. ќднако только в ƒревней √реции благодар€ общей рационалистической установке эти знани€ были отделены от мифологии, систематизированы, обобщены в форме теории. “еоретическое обоснование получила и нравственность, именно в √реции возникает наука о морали Ч этика.

ѕервые попытки философского обобщени€ моральных процессов мы находим в ранних литературных пам€тниках европейской культуры Ч поэмах √омера, √есиода, изречени€х —еми мудрецов.

√есиод €вл€етс€ первым моралистом в истории европейской культуры. ¬ своей назидательной поэме Ђ“руды и дниї он дает обсто€тельную эмоциональную характеристику добродетелей (бережливость, трудолюбие, пунктуальность) и пороков. ¬ его творчестве есть аналог Ђзолотого правила нравственностиї: Ђзло на себ€ замышл€ет, кто зло на другого замыслилї.

‘ормирование нравственных норм получает дальнейшее развитие в изречени€х так называемых семи мудрецов (‘алеса, —олона, ѕериандра,  леобула, ’илона, Ѕианта, ѕиттака). ћудрецы имеют дело уже не с реальными людьми и их отношени€ми, но с нравственными нормами, существующими как бы сами по себе. ѕредписани€ мудрецов требуют от человека самоограничени€ (Ђничего слишкомї, Ђмера Ч лучше всегої и т.п.), служени€ интересам государства (Ђгосударству советы давай наилучшиеї и т.п.), уважени€ к авторитетам и обыча€м (Ђбогам Ч почет, родител€м Ч честьї, Ђстарость чтиї, Ђо

богах говори, что они естьї и т.п.). ќтметим, что на этом этапе нравственные размышлени€ еще лишены философского обосновани€, они €вл€ютс€ обобщением нормативных поисков обыденного сознани€.

—ледующий этап развити€ нравственной рефлексии св€зан с первыми греческими философами Ч јнаксимандром, √ераклитом, ѕифагором, Ёмпедоклом, ѕарменидом и др. (VII Ч V вв. до н.э.). Ёти мыслители в своих учени€х подн€лись на новый уровень этической абстракции. ќни обосновывают первичность, в том числе и нравственную, некой единой первоосновы, противопоставл€€ ей многообразие мира. ћыслители-натурфилософы говор€т о нравственности как о космическом начале, регулирующем человеческое поведение.

Ќовый этап в развитии нравственного сознани€ ƒревней √реции представлен де€тельностью учителей мудрости Ч софистов (V в. до н.э.).

”чение софистов отражает их сомнени€ в самом предмете этики Ч нравственности, поскольку они на основе богатого эмпирического материала отметили существенное различие законов, обычаев и нравов как в самой √реции, так и в других странах. ¬озникла проблема морального критери€. “радиционные нравственные нормы станов€тс€ объектом критики.

„тобы объ€снить разнообразие и изменчивость обычаев, один из первых (старших) софистов, ѕротагор, утверждает: Ђ„еловек есть мера всех вещейї. „еловек не просто реализует какие-то незыблемые нравственные законы, а сам их создает. “аким образом, софист обосновывает право человека смотреть на окружающий мир сквозь призму своих Ч человеческих Ч целей и интересов. ѕросветительска€ де€тельность софистов, направленна€ против морального догматизма, имела €рко выраженный гуманистический смысл: в центре их внимани€ все-

гда человек (как самодостаточна€ ценность), имеющий право на нравственное творчество.

—офисты положили начало этике как философской дисциплине, указали на общественный, человеческий характер морали и в самом общем виде обозначили предмет этики, задали научно плодотворное и социально прогрессивное направление зарождающейс€ этике Ч ориентировали ее на критическое отношение к прин€тым в обществе моральным образцам поведени€, на изучение моральных ценностей в их соотнесенности с конкретными историческими услови€ми и интересами индивидов.

—ократ (469 Ч 399 гг. до н.э.) стремилс€ найти надежную основу дл€ нравственности, обосновать ее объективные, общезначимые характеристики. ќн справедливо полагал, что без единой системы нравственных ценностей, имеющих дл€ людей одинаково положенное содержание, нос€щее устойчивый и общеоб€зательный характер, общество окажетс€ в опасности.

ѕервым несомненным положением этики —ократа €вл€етс€ признание традиционной дл€ античного общественного сознани€ св€зи пон€тий блага и добродетели с пон€ти€ми пользы и счасть€. —ократ в споре с ѕротагором говорит, что благо Ч не что иное, как удовольствие, и зло Ч не что иное, как страдание. ¬се люди, говорит —ократ, стрем€тс€ к удовольстви€м и избегают страданий, но что конкретно дл€ них €вл€етс€ удовольствием и страданием Ч это довольно сложный вопрос. «ачастую бывает, что человек стремитс€ к удовольствию, а приходит к страданию. ѕоэтому, считает —ократ, прежде чем желать получить удовольствие, надо быть уверенным, что это будет именно удовольствие. ј дл€ такой уверенности необходимо знание, и оно достижимо.

¬торое положение этики —ократа: знание, добро и счастье тождественны.

ѕо мнению —ократа, человек делает зло только по неведению. ѕо своей же воле человек не совершает неблаговидных поступков. “ого, кто познал, что есть добро, а что есть зло, никто не заставит творить зло. ѕо —ократу, добродетель мужества Ч это понимание того, что страшно и что не страшно, умеренность Ч есть знание о том, как обуздывать страсти. ћудрость есть знание о том, как следовать законам. “аким образом, все добродетели у —ократа пронизаны разумностью. ≈сли этой разумности недостаточно, то речь не может идти о добродетели. —ократ считал, что поскольку добродетели основаны на знании, то им можно научитьс€. ¬месте с тем под знанием добродетели —ократ понимал не обычное профессиональное знание, которое передаетс€ посредством простого научени€, а определенное состо€ние сознани€, представл€ющее собой единство знани€ и личностного отношени€ к нему, то, что сейчас называетс€ убеждением. “акое знание, по мнению —ократа, изначально заложено в душе человека, и задача учител€ заключаетс€ в том, чтобы вывести это знание из глубины души на поверхность, дать возможность осознать это человеку. I  роме того, —ократ известен тем, что определ€ет нравственные характеристики человека Ч мужество, справедливость и т.д. «наменитые сократовские диалоги с собеседниками по сути свод€тс€ к раскрытию содержани€ этих пон€тий.

Ётический рационализм —ократа получил свое развитие в этическом идеализме его ученика ѕлатона (421 Ч 347 гг. до н.э.). „тобы придать нравственности объективный, общезначимый характер, ѕлатон помещает нравственные ценности - благо, добро, справедливость, честность, добродетель Ч в мир идей, правильно утвержда€ их идеальный характер. ќднако ѕлатой гипертрофировал идеальную природу нравственных ценностей, придав им статус самосто€тельного, высшего по отношению к

реальным €влени€м действительности, быти€. ћир идей у ѕлатона обладает истинным бытием, а земной материальный мир представл€ет собой его несовершенное подобие, копию высшего мира. ѕоэтому обретение нравственных ценностей, добродетели, по ѕлатону, возможно только по мере отрешени€ души человека от всего земногої чувственно-телесного, несовершенного и неподлинного, устремлени€ в мир сверхчувственных, умопостигаемых идей.

—редоточием нравственных идей, по ѕлатону, €вл€етс€ человеческа€ душа как частица мировой души. „еловеческа€ душа до своего вселени€ в данное тело (Ђтемницу душиї) обитала в прекрасном мире идей и созерцала идеи блага, справедливости, благоразуми€, благородства и т.д. ¬ земной же жизни душа способна вспомнить то, что она созерцала, обрести об этом знание.

ƒуша человека состоит из трех частей Ч разумной, волевой и чувствующей, и способность человека к нравственно совершенной жизни, по ѕлатону, т. е. степень его добродетельности, зависит от достоинства души, от того, кака€ часть €вл€етс€ преобладающей. „увства и желани€ отвлекают душу от созерцани€ идеального мира и приобщени€ к нему, и только разумность, способность к умозрению открывает человеку путь в мир идей. I ѕри этом каждой части души соответствует определенна€ степень ее совершенства, достижение которого также определ€ющим образом вли€ет на степень добродетели человека. –азумности соответствует мудрость, волевой части души Ч мужество, а чувствующа€ часть души должна ориентироватьс€ на умеренность.

“аким образом, добродетель человека зависит от того, кака€ способность, часть его души €вл€етс€ преобладающей, и от степени совершенства этой способности. ѕервое от человека не зависит, так как преобладающа€ способность души €вл€етс€ врожденной и обус-

ловлена прежней жизнью души в мире истинносушного быти€. ¬торое же €вл€етс€ результатом воспитани€ и земного образа жизни человека.

 аждый человек должен вести такой образ жизни и заниматьс€ такой де€тельностью, котора€ соответствует природе его души. »менно тогда земна€ жизнь людей в обществе будет приближатьс€ к пор€дку, отражающему мир идей, идеальному миру.

“аким образом, развива€ идеи —ократа, что человек должен руководствоватьс€ убеждени€ми, ѕлатон добавл€ет, что эти убеждени€ должны соответствовать единому идеальному божественному миропор€дку. ќн доказывает, что человек становитс€ нравственным существом, лишь наполн€€ свою индивидуальную жизнеде€тельность общественно значимым содержанием, преодолева€ границы частного быти€ и наход€ свое место в целостном общественном бытии.

—истематизировал все предшествующие разработки в сфере нравственно-этической мысли ученик ѕлатона јристотель (384 Ч 322 гг. до н.э.). јристотель превратил этику в самосто€тельную философскую дисциплину, дал название этой дисциплине. ≈му принадлежит первый посв€щенный ей труд ЂЌикомахова этикаї (ставший каноном этического образовани€ вплоть до XVIII в. н.э.).

јристотель рассматривал этику как практическую философию. ќн считал, что познавательные задачи в ней (что такое добродетель?) подчинены практическим цел€м: обоснованию того, как стать добродетельным.

Ётика јристотел€ состоит из трех частей: учение о высшем благе, учение о природе добродетели, учение о конкретных добродетел€х.

— точки зрени€ јристотел€, благо Ч это то, к чему стрем€тс€ люди, объект их стремлений, цель, ради которой предпринимаетс€ та или ина€ де€тельность. ¬ соответствии с установкой, что цели человеческой де€тельно-

ста взаимосв€заны и иерархически организованы, јристотель выстраивает иерархическую лестницу благ. ѕри этом низшие блага €вл€ютс€ средством дл€ достижени€ высших. ѕоследн€€ же цель должна быть желанна ради нее самой и никогда не может быть низведена до уровн€ средства по отношению к какой-либо цели. ќна будет благом в собственном смысле этого слова, или высшим благом. ¬ысшее благо есть цель целей, и обладание ими €вл€етс€ блаженством, счастьем. Ѕлаженство, или счастье, выступает как нечто завершенное и самодостаточное, к чему люди стрем€тс€ не ради чего-то другого, а ради него самого. Ёто ценность, котора€ придает смысл всем остальным ценност€м и видам де€тельности, и поэтому ее достижение может рассматриватьс€ как осуществление человеком своего назначени€.

Ѕлаженство, счастье предполагают наличие внешних благ, благосклонность судьбы, но решающим образом зависит от совершенной де€тельности души или, что одно и то же, от де€тельности души, сообразной с добродетелью.

—в€зав таким образом благо и счастье человека с добродетелью, јристотель приступает к рассмотрению ее природы. ƒобродетель, по јристотелю, есть не что иное, как про€вление разумной де€тельностностной природы человека. „еловек есть разумное существо, мера совершенства его де€тельности зависит от меры его разумности. „еловеческа€ же душа не тождественна разуму, она имеет еще и неразумную часть.

јристотель делит добродетели на два вида: диано-этические и этические.

ƒианоэтические добродетели Ч это добродетели разума в собственном смысле слова как высшего, сознательного, повелевающего начала.

Ётические добродетели Ч это добродетели характера, образующиес€ как результат взаимодействи€ ра-

зумной и неразумной части души. –азум занимает здесь ведущее положение. Ётические добродетели обозначают такое соотношение разума и чувств, стремлений и желаний человека, когда последние подчин€ютс€ первому подобно тому, как ребенок следует указани€м отца. Ётические добродетели, таким образом, соедин€ют в себе природное начало, но опосредованы сознательными цел€ми человека, т.е. разумом. ќтсюда следует, что природные про€влени€ человека Ч его эмоции, желани€, страсти Ч сами по себе не €вл€ютс€ ни добродетел€ми, ни пороками. ќни нейтральны в нравственном отношении, ценностную определенность они получают, будучи опосредованными сознательным отношением к ним человека, выразившимс€ в его поступках.

Ётические добродетели имеют добровольно-намеренный характер. ќни формируютс€ в опыте собственной жизни и относ€тс€ к приобретенным свойствам: навыкам, привычкам, устойчивому складу души Ч характеру.

Ётические добродетели у јристотел€ соотнесены с оцениваемыми формами, прин€тыми образцами полисной жизни. ќн выдел€ет дес€ть этических добродетелей: мужество, благоразумие, щедрость, великолепие, величавость, честолюбие, ровность, дружелюбие, правдивость, любезность. ѕри характеристике каждой добродетели, јристотель придерживаетс€ принципа Ђзолотой серединыї. ƒобродетель у него Ч Ђзолота€ серединаї между избытком или недостатком какого-либо качества. ћужество Ч - это середина между трусостью и отвагой, умеренность Ч между бесстрастием и невоздержанностью, щедрость Ч умение выдержать середину между мелочной скупостью и безудержным расточительством.

Ётические добродетели ведут к счастью и €вл€ютс€ его важнейшей составл€ющей.

Ётика, считает јристотель, Ч это особа€, практическа€ наука о нравственности (добродетели), цель которой научить человека, как стать счастливым. ќчевидно, мыслитель остаетс€ последователем античного эвдемонизма, хот€ его представление о счастье своеобразно. »стинное блаженство, как считает јристотель, дает созерцательна€ (теоретическа€) де€тельность. Ќо такое состо€ние, при котором познание и де€тельность совпадают, характерно дл€ богов, а не дл€ человека. „еловек же, облада€ определенным потенциалом, тем не менее существо несовершенное, телесное. ≈го удел Ч стремление к истинному счастью. Ќаправл€€, этика должна помочь ему реализовать себ€. Ќравственна€ реализаци€ человека возможна главным образом через общественную де€тельность, так как государство €вл€етс€ более высокой инстанцией по сравнению с отдельным человеком. ѕоэтому јристотель считал этику частью политики. ¬ыдел€€ этический аспект проблемы взаимоотношении личности и общества, јристотель стремилс€ найти пути их гармонического взаимодействи€ в ориентации человека на общественное благо Ч с одной стороны, и в содействии государства процветанию своих граждан Ч с другой. —оциальна€ гармони€ не должна подавл€ть личных интересов, потому что истинное благо и дл€ личности, и дл€ государства Ч одно и то же. Ќравственность приводит личные цели, желани€, потребности человека в соответствие с интересами государства. –ассматрива€ данную проблему, јристотель высказал важную мысль о том, что источник нравственности нужно искать в политических отношени€х.

Ёпоха эллинизма дала миру два наиболее развитых этических учени€: эпикуреизм и стоицизм.

—оздателем эпикурейской этики €вл€етс€ древнегреческий философ Ёпикур (371 Ч 270 гг. до н.э.). ќн определ€ет счастье как отсутствие телесных страданий и ду-

шев€ых тревог. —оответственно основна€ цель этики - помочь человеку избавитьс€ от страданий или хот€ бы облегчить их. ќн отмечает, например, что счастью тождественно не просто удовольствие, а удовольствие благоразумное. ќн рекомендует не предаватьс€ любым удовольстви€м без разбора, а предпочитать духовные, соблюдать меру, иначе страданий не миновать.

ƒобродетель Ч средство, необходимое дл€ достижени€ счасть€. √лавна€ добродетель Ч мудрость Ч Х предполагает зан€ти€ философией. Ѕлагодар€ философии человек освобождаетс€ от негативных ощущений (страхов), наиболее сильными из которых €вл€ютс€ следующие: страх перед судьбой (необходимостью), страх перед богами, страх перед смертью.

ƒостижение наслаждени€, по Ёпикуру, и есть счастье. ƒобродетель нужна не сама по себе, а только потому, что она способствует достижению наслаждени€. Ёпикур подчеркивает решающую роль в достижении блаженства знани€, мудрости. ћудрость человека состоит в способности управл€ть своими ощущени€ми. ¬ св€зи с этим Ёпикур раздел€ет желани€ человека на три группы: естественные и необходимые, естественные, но не необходимые, и неестественные и не необходимые. »менно удовлетворение первых €вл€етс€ необходимым услови€м счасть€, не требу€ от человека чрезмерных усилий и душевного напр€жени€. Ёто простейшие желани€: €е голодать, не жаждать, не мерзнуть, иметь крышу над головой и не лишатьс€ этого в будущем. ¬торую и третью группы образуют такие желани€, удовлетворение которых не €вл€етс€ об€зательным, и отказ от них не св€зан с непреодолимыми страдани€ми. ¬торую группу образуют излишества, третью Ч пороки.

Ёпикур учит разумному подходу к наслаждени€м, ибо многие из них, в конечном счете, могут привести к стра-

дани€м.  ритерием выбора и предпочтени€ должны быть разум и польза человека, показывающие, что человек не должен идти против природы, а должен ей повиноватьс€ Ч Ђнеобходимые желани€ исполн€ть, à вредные подавл€тьї.

Ѕлагоразумие и мудрость Ч таковы основные добродетели в этике Ёпикура. »менно мудрость учит необходимости разумного ограничени€ своих желаний. Ќе следует желать слишком многого или невозможного: дл€ счасть€ достаточно совсем немногого Ч удовлетворени€ насущных потребностей. ћудрость и благоразумие указывают человеку пути и способы обретени€ счасть€, услови€ добродетельной жизни, раскрывают смысл жизни. I ¬ысша€ форма блаженства, по Ёпикуру, это состо€ние полного душевного поко€, невозмутимости, отрешенности от всех проблем мира Ч атаракси€. “аким образом, идеал мудреца в эпикурействе родственен буддийскому идеалу.

—тоицизм также подчеркивал практическую, нравственную направленность философии, призванную, по их мнению, научить человека жить Ђсообразно природеї.

ћир, согласно стоикам, представл€ет собой определенный божественный пор€док. —обыти€, происход€щие по необходимости, €вл€ютс€ одновременно и осуществлением высшей разумной цели. „еловек должен развить свой разум до состо€ни€ сходства с мировым разумом, что позвол€ет ему увидеть в кажущемс€ хаосе €влений высший и благой замысел. ѕон€в этот замысел, человек должен беспрекословно, жертвенно следовать ему.

ѕо мнению стоиков, истинна€ этика Ч это этика долга. “радиционное представление античности о счастье, трансформируетс€ в подчинение нравственному требованию. Ќаиболее €вно така€ тенденци€ выражаетс€ в идее самоценности добродетели Ч добродетель и есть истинное счастье. Ќаградой за нравственное поведение €вл€-

ютс€ не материальные блага, удовольстви€, почести или власть, но самоуважение и самодостаточность.

— точки зрени€ стоиков, человек находитс€ в зависимости не только от внешнего хода событий, на него оказывают свое негативное воздействие психологические переживани€ Ч страсти, страх, печаль, вожделени€ как т€га к удовольстви€м и т.д. –ади полной свободы человек должен искоренить в себе страсти. ќсновна€ цель жизни мудреца Ч выработать абсолютную невозмутимость духа. “аким образом, в центре этического учени€ сто€л мудрец, способный жить сообразно с природой, свободный от аффектов, хладнокровно и стойко встречающий свою судьбу.

Ётические идеи стоицизма оказали большое вли€ние на последующее развитие этической мысли. —тоический идеал мудреца как духовно свободного человека, безропотно снос€щего удары судьбы, сдерживающего свои страсти и привыкшего к страдани€м, был полностью восприн€т христианством.

јнтичной философией были поставлены важнейшие теоретические проблемы нравственности, намечены различные варианты их решени€, очерчены главные традиции будущих интерпретаций этических вопросов. “ипичным дл€ античности следует признать следующий идеал; разумна€, счастлива€, гармонично развита€ и социально значима€ личность.

¬опрос 7





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2617 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потер€ть берег из виду. © ’ристофор  олумб
==> читать все изречени€...

1321 - | 1245 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.028 с.