Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Принцип добросовестного выполнения принятых на себя обязательств




 

Цивилизованный нормативный порядок в обще­стве устанавливается не в результате насилия, но переговоров и со­глашений. Это положение начинает считаться в Новое время безус­ловным, выражающим естественный порядок вещей. Поэтому со­вершенно не случайно, что этика прав человека считает одним из основополагающих принцип добросовестного выполнения челове­ком принятых на себя обязательств. Реализация данного принципа в практике межличностных отношений является, по мнению этиче­ской доктрины Нового времени, пожалуй, самым веским доказательством нравственной суверенности человека, его доброй воли и спра­ведливости.

Как известно, принцип добросовестного выполнения при­нятых на себя обязательств возник в форме определенного социального института, обычая pacta sunt servanda (соглашения надо выполнять) в глубокой древности. Однако только в Новое вре­мя этот принцип признается объективной основой нравственности и в качестве общепризнанной нормы поведения людей закрепляет­ся в гражданском и конституционном законодательстве. Так, напри­мер, в Конституции Франции 1791 г. прямо подчеркивается решимость государства создать условия, при которых могут со­блюдаться справедливость и уважение к обязательствам, выте­кающим из договоров между людьми1. А в Декларациях прав и свобод человека XVIII столетия прямо провозглашается, что члены общества должны добросовестно выполнять принятые на себя обязательства, чтобы обеспечить себе и своим детям все преимуще­ства, вытекающие из принадлежности к цивилизованному челове­ческому сообществу.

Принцип добросовестного выполнения обязательств, вы­текающих из соглашений между людьми, распространяется этикой прав человека только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип должен применяться только к соглашениям и договорам, заключенным людьми добровольно и на основе равноправия, с учетом их жизненных интересов и нрав­ственного суверенитета. Любой неравноправный договор пре­жде всего нарушает суверенитет человека и как таковой нарушает основополагающие принципы этики прав человека, и потому должен считаться и аморальным, и антиправовым.

Как отмечалось в самом начале, принципы этики прав челове­ка, или нравственные принципы концепции прав человека, возникли и сформировались не сразу. Только в Новое время они находят свою адекватную форму выражения и обоснования. Именно в этот период они составляют целостно-единую систему норм, прежде осознавав­шихся порознь (фрагментарно) либо в качестве подчиненных аспек­тов иных нормативных образований, начинают разворачиваться со­циально-философской мыслью в конкретные программы политиче­ского, экономического, социального и собственно нравственного об­новления общества, определяют перспективы этого обновления.

Сама этика прав и свобод человека в лице своих наиболее видных представителей – Гроция, Гоббса, Локка, Канта, Руссо и др., конечно же, была склонна преувеличивать свою роль в нравственном обновлении людей и общества. Она верила в нравственно очищаю­щую силу разума, образования. Многие философы наивно считали, будто люди потому живут плохо, что не знают истинных основопо­лагающих принципов общежития: уважения свободы других, соблю­дения договоров, ненасилия и т.п. Этическое просвещение, развен­чание моральных предрассудков с позиции этики прав человека считались ключом к возрождению и преобразованию общества. По­этому просветительская составляющая этики прав человека неодно­кратно подвергалась критике с позиции социально-сущего, с точки зрения реально практиковавшихся в обществе нравов. Примеров этому можно назвать множество. Несовпадение принципов этики прав человека и социальной реальности можно было обнаружить и в сфере экономики – эксплуатация и отчуждение труда; и в сфере межнациональных отношений – расовая сегрегация и дискримина­ция; и конечно же, в сфере межличностных отношений.

И тем не менее ни одна этическая концепция Нового времени не обладала таким мощным зарядом социально-нравственного об­новления, как этика прав человека. Она по сути оказалась единст­венной действенной теоретической формой нарождавшегося в Новое время правосознания. На принципы этики прав человека прямо опи­ралась конституционная, законодательная практика ранних буржу­азных государств. Именно этика прав человека сумела зафиксировать и высказать такие принципы, которые в известном смысле приобрели “надвременной” характер. Жизненность принципов этики прав человека определяется жизненностью тех форм практической жизни, которые ими санкционируются, – институтов гражданского общества и правового государства, всей той конкретной культуры, психологии, политики, которые реализуют концепцию прав человека.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 442 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.