Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕожилой возраст, или старость




ѕодобно другим периодам жизненного цикла, начало пожилого возраста в разных обществах определ€етс€ по-разному. ¬ доиндустриальных обществах продолжительность жизни, как правило, невелика, и пожилой возраст начинаетс€ раньше.   примеру, один очевидец сообщал, что люди племени аравак из √айаны (ёжна€ јмерика) редко живут больше 50 лет и у мужчин от 30 до 40 лет и женщин даже более молодого возраста Увсе тело, за исключением живота, начинает съеживатьс€, жировые отложени€ исчезают и кожа свисает уродливыми складкамиФ. Ћитературные пам€тники также указывают на то, что в эпоху европейского ¬озрождени€ старыми считались мужчины в возрасте за 40 лет. ¬ насто€щее врем€ во многих западных странах возникает новое деление на Умолодых пожилыхФ и Устарых пожилыхФ. Ућолодые пожилыеФ Ц это люди, вышедшие на пенсию раньше прин€того возраста, они бодры, полны энергии, получают удовольствие от освободившегос€ времени, име€ возможность заниматьс€ общественной де€тельностью и самореализоватьс€ в новой сфере.   категории Устарых пожилыхФ относ€тс€ люди преклонного возраста, в том числе страдающие различными недомогани€ми и болезн€ми.

ќбщества различаютс€ по тому, насколько уважительно они относ€тс€ к старости. ¬о многих аграрных обществах, включа€ императорский  итай, пожилые люди пользовались особым почетом и уважением. ” жителей —еверной Ѕирмы долга€ жизнь почиталась за привилегию, дарованную тем, кто вел праведную жизнь в предыдущей инкарнации. Ћюди выказывали уважение к пожилым тем, что старались не наступать на их тень. ћолодые женщины искусственно УстарилиФ свою внешность, поскольку почет и привилегии были св€заны с возрастом. ѕо контрасту с этими культурными нормами в западных странах и в современной –оссии самым привилегированным возрастом считаетс€ молодость. ћы ограничили число социальных ролей, доступных дл€ пожилых, и выказываем им мало почтени€. ƒействительно, чем старше станов€тс€ люди, особенно если они достигают преклонных лет, тем больше распростран€ютс€ на них неблагожелательные стереотипы, укоренившиес€ в российском обществе. —тариков считают существами надоедливыми, капризными, обидчивыми и болезненными.

ѕожилой возраст влечет за собой расставание с некоторыми социальными рол€ми. ѕрежде всего и самое главное Ц пожилых ждет выход на пенсию. ѕо традиции считалось, что выход на пенсию имеет негативные последстви€ дл€ пожилых людей, поскольку статус работающего человека означает статус хоз€ина своей судьбы Ц основную точку опоры дл€ взрослой личности. ∆изнь человека на пенсии рассматриваетс€ как практически бесцельна€, поскольку основна€ и первоочередна€ задача пенсионера Ц решить, чем заполнить длинный и бессмысленный день. ¬ –оссии не существует успешной социализации людей пожилого возраста. —оциальных норм, которые бы определ€ли жизненные цели пожилых, очень мало, и они очень размыты. ƒело усложн€етс€ еще тем, что у пожилых слишком мало мотивов дл€ того, чтобы примиритьс€ со своей Убессмысленной рольюФ Ц социальным статусом, лишенным вс€кой значимости в обществе. ƒаже если бы четкие нормы, определ€ющие поведение человека пожилого возраста, и существовали, слишком мало людей пожелало бы следовать подобным нормам, исключающим их из числа претендентов на участие в общественной жизни и получение вознаграждений.

¬ последние годы негативный взгл€д на жизнь пенсионеров подвергаетс€ критическому пересмотру. ѕохоже на то, что мен€етс€ само отношение к работе и выходу на пенсию.  роме того, исследовани€ показывают, что на пенсии человек более всего страдает от нехватки денег, а в том случае, когда люди имеют гарантированный и достаточный дл€ удовлетворени€ их нужд доход, они не против выйти на пенсию пораньше. ¬ общем, когда люди здоровы и имеют достаточный доход, пенси€ не кажетс€ им чем-то ужасным. ћногие пожилые также сталкиваютс€ с потерей еще одной роли Ц статуса замужнего или женатого человека. —оциологические исследовани€ показывают, что чем выше уровень образовани€ и социально-экономический класс женщины, тем более дезорганизуютс€ ее личность и жизнь после смерти мужа. ќднако после того, как минует срок траура, у этих женщин по€вл€етс€ больше возможностей организовать свою жизнь по-новому. ¬ целом негативные долгосрочные последстви€ вдовства вытекают скорее из социально-экономических лишений, чем из факта вдовства самого по себе.

—мерть

ќсознание надвигающейс€ смерти требует от индивида приспособлени€ к новому определению собственной сущности. ѕон€тие УумирающийФ предполагает нечто большее, чем просто протекание каких-то биохимических процессов. ќно влечет за собой прин€тие социального статуса, при котором социальные структуры не просто сопровождают, но и формируют опыт соприкосновени€ со смертью. —тоит сравнить, к примеру, разницу в социальных значени€х, приписываемых 20-летнему индивиду, которому, по определению врачей, осталось жить 5 лет, и сохранившему хорошее состо€ние здоровь€ 80-летнему индивиду. ѕодобным образом больничный персонал вкладывает различное рвение в уход за пациентами исход€ из их подразумеваемой неодинаковой социальной ценности. »сследовани€ в одной больнице показали, что разные социальные критерии побуждали врачей и сестер страстно боротьс€ за жизнь маленького ребенка и внутренне прин€ть как должное смерть пожилой женщины. » наконец, хот€ смерть есть биологическое €вление, оно приобретает социальную реальность через посредство таких традиционных ритуалов, как прощание с покойным и похороны.

»зменени€ в медицинской технологии и социальных услови€х привели к тому, что теперь смерть св€зана с несколько иным опытом, чем раньше. —мерть в современном обществе часто оказываетс€ более длительным процессом, св€занным с формальными бюрократическими процедурами. ¬сего несколько поколений назад большинство людей умирало дома, и семь€ брала ответственность за ритуал прощани€ с покойным и подготовку к похоронам на себ€. ¬ последнее врем€ смерть стала окружатьс€ запретами, которые по большей части призваны скрывать умирающих от УпостороннихФ глаз. ¬ наши дни за смертельно больными людьми ухаживает персонал дома дл€ престарелых или больницы. ¬ морге готов€т тело к похоронам и организуют церемонию похорон или кремации останков. ¬ результате жителю развитых стран почти не приходитс€ сталкиватьс€ со смертью. ”мирающие и мертвые изолированы от живых и отданы в руки специалистов, дл€ которых контакт со смертью превратилс€ в повседневное и безличное зан€тие.

»нституциональный контроль за умирающими ограничил индивидуальную автономию. Ћичные потребности и желани€ зачастую подмен€ютс€ организационными. Ќа деле подход современных организаций к уходу за смертельно больными людьми оставл€ет желать лучшего. ќпросы общественного мнени€ показывают, что люди предпочитают быстрый переход от жизни к смерти. ќднако убеждение в том, что Учем быстрее человек отмучаетс€, тем лучше дл€ негоФ, противоречит изменившейс€ биомедицинской технологии, обеспечивающей пациентам Усамый длинный путьФ к смерти. ћногие люди очень бо€тс€ оказатьс€ в состо€нии между жизнью и смертью и влачить так называемое растительное существование исключительно за счет систем жизнеобеспечени€.

«а последнее дес€тилетие движению за создание хосписов удалось пробудить сочувствие в общественном сознании и убедить общество в необходимости более гуманного подхода к уходу за неизлечимо больными. ’оспис Ц это медицинское учреждение, в котором реализуетс€ программа по уходу за умирающими, стрем€щеес€ облегчить неизлечимо больным люд€м последние дни их жизни и сделать соприкосновение с приближающейс€ смертью менее эмоционально травмирующим как дл€ пациентов, так и дл€ их близких. —торонники хосписов говор€т, что врачам и сестрам в обстановке больницы трудно прин€ть неизбежность смерти. Ѕольницы предназначены дл€ лечени€ болезней и продлени€ люд€м жизни, следовательно, неизлечимые заболевани€ и смерть должны быть дл€ больниц чужеродными €влени€ми. ѕо этой причине сторонники хосписов настаивают на том, что дл€ контактов со смертью требуютс€ иные институциональные структуры.

«а последние годы Ёлизабет  юблер-–осс внесла весомый вклад в движение за возвращение достойного и гуманного отношени€ к смерти. ѕо ее утверждению, когда медицинский персонал и родные знают о том, что пациент умирает, и пытаютс€ скрыть от него правду, они возвод€т барьер, преп€тствующий всем сторонам должным образом подготовитьс€ к смерти. Ѕолее того, умирающий человек обычно живет надеждой и верит тому, в чем его убеждают врачи и семь€.  юблер-–осс считает, что возможность искреннего выражени€ чувств и должное уважение к этим чувствам принесут всем только пользу. ќпросы показывают, что четверо из п€ти человек предпочли бы узнать правду в случае неизлечимой болезни. ’от€ люди встречают смерть по-разному Ц как и живут по-разному,Ц  юблер-–осс полагает, что процесс примирени€ с неминуемой смертью обычно имеет п€ть стадий: отрицание человеком того факта, что он умирает; гнев, вызванный тем, что его жизнь скоро подойдет к концу; попытка выпросить у Ѕога или судьбы временную отсрочку от смерти; депресси€, или Упредвар€юща€ скорбьФ; примирение с фактом смерти. Ќе каждый человек проходит через все эти стадии, некоторые индивиды по многу раз возвращаютс€ к одним и тем же чувствам. Ќа умирающего человека оказывают вли€ние и многие другие факторы, включа€ пол, этническую принадлежность, личность человека, сопутствующие смерти обсто€тельства, характер самого заболевани€. —мерть можно до конца пон€ть только в контексте предыдущей жизни человека и текущих обсто€тельств. ¬ целом за последнее дес€тилетие общественное и профессиональное осознание важности переживаний умирающего человека резко возросло и дало толчок более гуманному отношению к смерти.

Ќазад —одержание ¬перед

–≈—ќ÷»јЋ»«ј÷»я

„то общего имеют женщина, только что ставша€ монахиней, и мужчина, который только что развелс€? ќтвет в том, что и он, и она проход€т процесс ресоциализации Ц усвоени€ новых норм, ценностей, мировоззрени€ и моделей поведени€. ¬ наиболее общей форме ресоциализаци€ происходит каждый раз, когда мы узнаем что-то, не совпадающее с нашим прежним опытом. Ќовый начальник, который требует работать по-иному, ресоциализирует нас. “ака€ ресоциализаци€ €вл€етс€ м€гкой и незначительной модификацией уже знакомых нам процедур. ќднако ресоциализаци€ может быть интенсивной; например, на людей, вступающих в ќбщество анонимных алкоголиков, обрушиваетс€ поток информации, котора€ свидетельствует о деструктивных последстви€х пь€нства. ѕоступа€ в университет после окончани€ школы, некоторые молодые люди сталкиваютс€ с интенсивным процессом ресоциализации, особенно в первые обескураживающие дни адаптации к новой среде. Ётот процесс еще более интенсивен при психотерапии или вступлении в религиозную группу, поскольку в этих случа€х люди подвергаютс€ воздействию идей, противоречащих их прежнему мировоззрению. ≈сли эти идеи прививаютс€, коренным образом мен€етс€ не только поведение индивида, но и его воспри€тие жизни.

Ќазад —одержание ¬перед




ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 373 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

1514 - | 1284 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.