Дьюбойс назвал личность, обладающую характерными для данного общества чертами, модальной. Под модальной личностью понимается наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.
Групповой и личный опыт также включены в процесс социализации. Каждый человек, согласно Ч. Кули, строит свое «я» на основе воспринятых им реакций других людей. Кули определяет три стадии формирования зеркального «я»: наше восприятие того, как мы смотрим на других; наше восприятие их мнения; наши чувства по поводу этого мнения. Каждый личностный опыт уникален, потому что его невозможно повторить в точности. Картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует его, а интегрирует. На процесс социализации оказывают влияние две важнейшие среды: природная и социальная. Объективным условием социализации является социальная среда, элементы которой называются агентами социализации. Основными агентами социализации являются семья, общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои), общество в целом – все то, что включает в себя и окружает человека.
Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации – целенаправленного и ненаправленного воспитания.
Наиболее интенсивно процесс социализации осуществляется в детском и юношеском возрасте. К моменту достижения личностью своего профессионально-должностного статуса процесс социализации, как правило, достигает определенной завершенности.
Социализация взрослых отличается тем, что это главным образом изменение внешнего поведения, взрослые способны оценивать нормы. Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например, овладеть новой социальной ролью после ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса.
Важным процессом социализации является процесс идентификации. Идентификация – это процесс усвоения индивидом норм, ценностей и качеств той социальной группы, к которой он принадлежит либо желал бы принадлежать.
Лекция № 6. Девиантное поведение (1 час)
Цель – рассмотреть становление, формирование и развитие социологии девиантного поведения как специальной социологической дисциплины.
Основные понятия по теме: правила поведения, негативно и позитивно отклоняющееся поведение, индивидуальное и групповое отклоняющееся поведение, первичная и вторичная девиация, способы индивидуального приспособления, социальный контроль.
Социальная жизнь человека регулируется нормами и правилами. Деятельность людей превратиласьбыв хаос, если бы они не придерживались правил, определяющих поведение в соответствии с ситуацией.
Индивид не всегда конформен по отношению к обществу и принятым в нем нормам. Часто его установки и модели поведения не соответствуют социальным и культурным целям, существующим в обществе. Такое поведение называют отклоняющимся или девиантным.
Существует стереотип, в соответствии с которым девианты представляют некую угрозу стабильности и социальному порядку. Это не совсем так. К девиантам можно отнести не только преступников, наркоманов и алкоголиков, но и политических радикалов, художников-новаторов, выдающихся ученых, великих полководцев, государственных деятелей. Их поведение отклоняющееся.
Я.И. Гилинский различает негативно отклоняющееся поведение, наносящее ущерб обществу и препятствующее социальному развитию, и позитивные отклонения, к которым относятся различные формы социального творчества. В последнем новаторство неразрывно связано с преодолением, нарушением существующих норм, типов деятельности.
Проблема заключается не в отклонении поведения от существующих норм, а в отношении общества к нему. В этом плане отклонение может быть социально одобряемым или осуждаемым.
В западной социологии девиантность определяется как соответствие действий социальным ожиданиям. В этом плане бывает трудно определить, что является девиацией, а что нет. Например, убийство в целях самообороны или в ходе военных действий нельзя назвать девиацией. Другими словами, действия убийцы могут быть социально одобряемыми.
Характеристика девиантного поведения связана с неопределенностью социального ожидания. Например, использование нецензурных слов среди заключенных в исправительных учреждениях не является оскорбительным, а соответствующим нормам данной социальной группы.
Область, охватываемая понятием “девиантное поведение”, очень широка, и это иллюстрируют следующие примеры. Американский миллиардер Говард Хьюз был чрезвычайно удачливым бизнесменом. Он достиг успеха благодаря трудолюбию, оригинальным идеям и неожиданными решениям. Его деятельность в сфере бизнеса согласовывалась с основными ценностями, принятыми в западном обществе, придающем особое значение материальному вознаграждению и индивидуальным достижениям. Однако некоторые черты его поведения резко отклонялись от общепринятых норм. Последние годы жизни, например, он жил, почти в полной изоляции от внешнего мира, не покидая номера люкс, ставшего его домом, отрастил длинные волосы, отпустил неопрятную бороду и стал похож скорее на библейского пророка, чем на преуспевающего бизнесмена.
Хьюз был одновременно чрезвычайно преуспевающим и чрезвычайно отклоняющимся по своему поведению. Противоположным примером может стать карьера Теда Банди. Внешне образ жизни Банди соответствовал всем нормам поведения добропорядочного гражданина. Банди вел внешне не просто нормальную, но скорее высокодостойную жизнь. Например, он был активным членом общества самаритян, которое организовало двадцатичетырехчасовую телефонную службу для людей, находящихся в стрессе и близких к самоубийству. Это не помешало Банди совершить серию зверских убийств. Перед вынесением смертного приговора судья похвалил Банди за его способности (он сам подготовил собственную защиту) и заметил, как печально растратил тот свою жизнь. Судьба Банди наводит на мысль, что внешне нормальная жизнь может в то же время сочетаться с тайными чрезвычайно отклоняющимися действиями.
Отклонение бывает не только в индивидуальном поведении, но и в групповом. В качестве иллюстрации можно взять культ Кришны, поддерживаемый религиозной группой, верования и образ жизни которой очень сильно отличаются от образа жизни большинства живущих в Соединенном Королевстве. Культ возник в Нью-Йорке в 1956 году, когда Шри Прабхупада прибыл из Индии, чтобы распространять на Западе слово о Сознании Кришны. Послания были адресованы в основном молодым людям, употреблявшим наркотики, и провозглашали, что можно “постоянно пребывать в возвышенном состоянии и обнаружить источник вечного наслаждения”, если следовать учению. К танцам и песнопениям кришнаитов на улицах привыкли. Население относится к ним вполне терпимо, даже в том случае, если их взгляды воспринимаются как эксцентричные.
Кришнаиты являют собой пример субкультуры с девиацией. Сегодня их численность упала, но они сравнительно легко выживают в самых различных общественных условиях. Организация богата, она финансируется за счет пожертвований как своих членов, так и симпатизирующих. Ее положение прямо противоположно положению другой субкультуры с отклонениями - бездомных. Люди, потерпевшие поражение в жизненной борьбе, живут на улице, проводят время в парках или общественных зданиях (например, в библиотеках). Спят они либо на улице, либо в ночлежках. Множество бездомных кое-как перебиваются на обочинах общества.
Само по себе девиантное поведение является естественным и обычным, насколько обычным и естественным является его противоположность – конформизм. Социальные отклонения в обществе нередко связанны с зарождением новых социокультурных явлений и процессов. Разумеется, не всякая девиация приводит к возникновению прогрессивных культурных норм и моделей поведения.
Ч. Ламброзо установил зависимость между криминальным поведением и определенными физическими чертами человека.
У. Шелдон определил связь между предрасположенностью к девиантному поведению и строением тела человека, сделав вывод, что более близок к нему «мезоморф» - человек, чье тело характеризуется стройностью и силой, а в психическом смысле для него типичны беспокойство и стремление к активности.
В. Прайс пытался доказать, что большую склонность к девиации имеют мужчины, обладающие дополнительными хромосомами Y.
З.Фрейд полагает, что отклонения от социальных норм в поведении – это результат крайней формы противоречия между человеческим Я и бессознательным, между физиологическими потребностями индивида и социокультурным содержанием его среды. Однако, из этого объяснения вытекает вопрос: раз эти конфликты являются универсальными, почему далеко не все люди становятся девиантными?
Э.Фромм объясняет девиацию с социо-психологической точки зрения. Он утверждает, что девиантное поведение не регулируется врожденными, спонтанными, подсознательными и самонаправляющимися стумулами, а с действительными условиями жизни человека.
Э. Дюркгейм сделал вывод, что несоответствие поведения социальным нормам возникает во время резких перемен в жизни общества, отдельных групп, личности. Причем изменения могут касаться как самих норм, так и реакции индивидов на них. В подобных ситуациях люди теряют почву под ногами, нечто стабильное и привычное. Возникающая социальная дезорганизация порождает отклоняющееся поведение.
Р. Мертон создал функционалистскую теорию «аномии». По его мнению, основной причиной отклоняющегося поведения является противоречие, конфликт, разрыв между целями культуры и социально одобряемыми средствами их достижения. Иными словами, если люди ставят перед собой цель, которую нельзя достичь принятыми в данном обществе средствами, они пытаются найти другие средства, в том числе и социально осуждаемые, и это ведет к девиациям. Проблема заключается в том, чтобы определить, что это за средства, что это за социальные силы, которые заставляют человека искать социально неодобряемые пути достижения цели. Вероятно, это относится к агентам социализации – семье, школе, ближайшему окружению, трудовому коллективу и пр. Однако появление девиации не означает наличие этих факторов. Неблагополучие в семье гораздо сильнее и активнее способствует возникновению отклонений, чем благополучие. Эта тенденция отслеживается и в отношении других агентов социализации.
Вместе с тем, девианты появляются в благополучных семьях, классах и прочее. Таким образом, девиация представляет собой следствие комплексных воздействий многих факторов на личность и требует учета ее особенностей, воспитания, образования, склада характера, психологических черт, ситуации в обществе и в конкретной социальной среде.
Существуют различные виды типологии отклоняющегося поведения в таких отраслях знания, как социология, психология, криминология, судебная психиатрия и др. К типологии отклоняющегося поведения можно отнести:
Первичная и вторичная девиация. Первичная девиация – это нарушение некоторых социальных норм поведения, допускающееся многими людьми в повседневной жизни. Например, превышение скорости водителями там, где это не положено. Однако если их поймали с поличным работники правоохранительных органов и эти факты стали достоянием общественности, то возникает вторичная девиация, связанная с «наклеиванием ярлыка» (стигматизации) на девианта – «злостный нарушитель правил дорожного движения». В результате стигматизации человек начинает чувствовать себя девиантом. В данном случае стигма – это обвинение человека в каком-либо значительном пороке, за которым должно следовать суровое наказание.
Индивидуальные и коллективные девиации. Любая девиация проявляет себя как индивидуальная, и только после того как она многократно повторяется, может приобрести коллективный характер. В этом случае ее действие значительно усиливается. Например, рэкет в России в начале 90-х годов стад массовым и прибыльным занятием бизнеса.
Типология Р. Мертона. В работе Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура» (1957) уделяется внимание на типах приспособления к культурным целям и средствам людей, занимающих различное положение в социальной структуре общества. Им предложены пять типов приспособления (+ означает принятие, - отвержение, +- отвержение господствующих ценностей и замена их новыми).
Типология способов индивидуального приспособления
Способ адаптации | Одобряемые обществом цели | Одобряемые обществом средства |
Конформизм | + | + |
Инновация | + | - |
Ритуализм | - | + |
Ретритизм | - | - |
Мятеж | +- | +- |
Конформизм – это полная солидарность личности с общественными целями и с социально одобряемыми средствами их достижения. Этот тип поведения диаметрально противоположен девиантному.
Остальные типы поведения можно рассматривать как девиантные. Инновационный способ адаптации предполагает согласие с общественно одобряемыми целями и поиск новых средств их достижения. Ритуалистский тип поведения принимает общественно одобряемые средства достижения целей, но отказом от некоторых из самих целей (избежание опасностей и неудач посредством отказа от культурных целей и приверженности любому обещающему безопасность рутинному распорядку нормам). Ретритизм отмечается двумя отказами – от общественно одобряемых целей и средств их достижения (характерен для маргиналов – бродяг, наркоманов, которые создают собственную замкнутую субкультуру, которая чрезвычайно пассивна и не направлена открыто против общества). Мятеж (отрицание господствующих в обществе целей и средств и замена их новыми) характеризуется внутренней и внешней активностью его субъектов, готовностью изменить общество даже путем социальной революции.
Г. Тард ввел понятие «социальный контроль» как средство возвращения преступника к его нормальной жизни, а затем стал рассматривать его как фактор социализации личности.
Р. Парк рассматривал социальный контроль как целенаправленное действие общества на индивида в целях создания и обеспечения в обществе социального порядка.
Социальный контроль – это регуляция поведения субъектов социального действия с помощью нормативных механизмов и санкций. Социальный контроль имеет отношение ко всякому групповому либо индивидуальному действию, которое регулируется социальными нормами и правилами, ценностями, образцами и стандартами поведения. Социальный контроль – это часть общего процесса социализации, поскольку социализация способствует формированию «нормативного» поведения личности, соответствующего принятым в обществе правилам, нормам и обычаям.
Социальный контроль проявляет себя через давление и групповой контроль. В случае нарушения принятых норм и правил, обычаев и традиций, начинает работать механизм группового давления и группового контроля.
Социальный контроль проявляет себя в качестве принуждения, осуществляемого через санкции, которые могут применяться в рамках группового давления или через институциональные и социальные механизмы.
Н. Смелтер считает, что социальный контроль – это усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов или их исправление. В качестве мер принуждения приводятся следующие:
1. Изоляция – отлучение девианта от общества, не предусматривающее его реабилитации (пожизненное заключение в тюрьме);
2. Обособление – частичная (временная) изоляция девианта от общества;
3. Реабилитация направлена на восстановление места девианта в обществе (принудительный труд, психотерапия и др.).
Известно, что толерантность общества способствует снижению девиантности, в то время как кризисные ситуации не способствуют эффективности социального контроля. Активизация девиантного поведения в обществе и неэффективность социального контроля возникают тогда, когда его структуры используют экстремистские и догматические методы давления. Это усиливает маргинальность и ретритизм в отклоняющемся поведении, а в определенных обстоятельствах может привести к мятежу.
Социальный контроль выступает в форме формального и неформального социального контроля. Первая форма осуществляется уполномоченные законом организациями, а вторая форма реализуется небольшими неформальными группами. К неформальным группам относят награды и наказания, в виде улыбок, словесных поздравлений или недовольным тоном и взглядом и пр.
Лекция № 7. Социальные группы (1 час)
Цель – определение и типология социальных групп в различных социологических учениях.
Основные понятия по теме: социальная группа, толпа, классификация социальных групп, социальная динамика, социальная интеракция, стигматизация, идентификация, хабитуализация, первичная и вторичная социальная группа, формальная и неформальная социальная группа, референтная группа, объективные и субъективные группы.
Люди постоянно соединены в общности, являются членами групп – больших и малых, профессиональных и любительских, возрастных и половых, формальных и неформальных. Любое социальное действие индивида ориентировано на группу, на достижение целей, которые могут совпадать или не совпадать с групповыми целями. Мы причастны ко многим социальным группам, равно и как они – к каждому из нас.
Социальные группы рассматривались социологами как микромодели общества и притягивали их интерес. В этом заключался переход от макросоцилогической к микросоциологической парадигме.
В конце 19 века Г. Лебон изучал «толпу» как социальную группу, которая рассматривалась как разновидность большой и неустойчивой группы.
Ч. Кули впервые поставил вопрос об участии человека в нескольких социальных группах и классифицировал их «первичные» и «вторичные».
Л. Гумплович, характеризуя социологию как науку об изучении социальных групп, обращал внимание на их противоборство как естественное состояние общества.
В 1920-1930-х годах социальные группы рассматривались социологией и социальной психологией. Социологический подход к социальной группе заключался в выявлении объективных критериев для анализа многообразных социальных групп. Социальную психологию интересовало выявление специфики воздействия на личность конкретной социальной группы.
Исследования 1930-1940-х годов имели прикладной характер. Э. Мэйо разработал понятие «производственного коллектива» как разновидности основной социальной группы на производстве. В социальной психологии появилось направление социометрии. Э. Богардус и Дж. Морено ввели понятия «социального расстояния» и «социальной дистанции», определяющие психологические отношения внутри группы и между группами.
К. Левин разработал теорию групповой динамики, объясняющей функционирование малых социальных групп, законы формирования и развития их структуры, взаимоотношения групп с другими группами и социальными институтами. Два основных принципа теории групповой динамики заключались с том, что малые группы могут рассматриваться как целостное образование, а законы, характеризующие процессы в малых группах, могут экстраполироваться на общество в целом.
С. Стауффер проводил социологические исследования в армии США, и в 1949 году издал двухтомник «Американский солдат», в котором было дано определение «референтным группам», т.е. реальным или воображаемым группам, выступающим для индивида в качестве социального эталона, с которым он сравнивает себя, свое положение и поведение.
В 1950-1980-х годах в социологии внимание уделялось механизмам, связывающим социальную группу с социальной организацией (добровольным ассоциациям, харизматическим группам, бюрократии и др.). Изучение социальных групп перестает быть отдельным предметом изучения, а переплетается с изучением социальной организации.
Г.С. Антипина в книге «Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп» (1982) дает определение социальной группе как совокупности людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.
С.С. Фролов в книге «Социология» (1996) рассматривал социальную группу как совокупности индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
М.С. Комаров в книге «Введение в социологию» (1994) пишет, что социальная группа – это такая совокупность людей, которые объединяются на основе совместной деятельности, общих целей. Она имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, мораль, культуру и психологию, благодаря которым у индивида формируется особое чувство сопричастности группе «мы» - «группа».
Г.Е. Зборовский в книге «Общая социология» (2004) выделяет три основных признака социальной группы:
1. Совокупность индивидов, имеющих общие интересы, групповые установки и ориентации.
2. Нормативная регламентация деятельности группы.
3. Совместная деятельность членов группы в рамках собственного пространственно-временного континуума.
Энтон Гидденс в книге «Социология» (1999) определяет социальную группу как некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе. Эта регулярность приводит к появлению дружеского отношения, солидарности и общих привычек. Агрегат (социальная совокупность) - это набор людей (например, очередь на автобус), не имеющих общего чувства единства. Социальная категория - это статистическая группировка, когда в рамках классификации людей объединяют вместе на основе конкретных общих для них характеристик.
Таким образом, социальная группа – это объединение людей, основанное на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Признаки социальной группы являются наличие внутренней организации; общая (групповая) цель деятельности; групповые формы социального контроля; образцы (модели) групповой деятельности; и интенсивные групповые взаимодействия.
Определение социальной группы включает четыре основных момента:
• социальная интеракция - то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»);
• стигматизация - «наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (образ в массовом сознании) - стиль жизни данной группы;
• идентификация - отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы - другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе-выходе», а также через механизм социального контроля;
• хабитуализация - то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.
Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации отличают друг друга по удостоверению, а не-члены идентифицируют их по форме одежды.
Выделяются большие, средние и малые социальные группы. В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества, возрастные группы и другие. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов, как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы.
К средним социальным группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).
К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.
Любая организация состоит из множества разнообразных групп, которые можно классифицировать по различным основаниям:
• по принципу формальности: формальные и неформальные;
• по размеру: диада, триада, малая группа, большая группа;
• по длительности существования: временные и постоянные;
• по регулярности и частоте взаимодействия: первичные и вторичные;
• по степени сплоченности: группа и команда;
• по ведущей деятельности: учебные, спортивные, семейные, управленческие, производственные и другие;
• по факту существования: номинальные и реальные.
Большая группа отличается от малой наличием, как минимум, трех признаков: наличие большого количества членов, отсутствие обязательных личных контактов между членами группы, меньшая степень сплоченности и организованности внутри группы. Примеры больших групп – класс, нация, телевизионная, театральная аудитория и пр.
Большие группы имеют случайное и закономерное происхождение. Случайные группы – толпа, телевизионная и театральная аудитория. Закономерно появившиеся группы – социальный класс, национально-этническая группа, профессиональные, половозрастные группы.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Типичные малые группы – семья, школьный класс, студенческая группа и пр.
Ч. Кули ввел понятия «первичной» и «вторичной» группы. Под первичными группами он понимал группы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. Они являются первичными из-за того, что являются фундаментом для формирования социальной природы и идеалов индивида. Первичная группа формирует моральные нормы, которые человек получает в детстве и проносит сквозь всю жизнь, и выступает средством поддержки людей. Примеры первичной группы – семья, друзья, соседская общность и др.
Вторичная группа – это разновидность больших и формальных групп. В них чаще всего отсутствуют непосредственное взаимодействие членов группы. Так, для студента его академическая группа является первичной, а коллектив университета – вторичной группой. Главное отличие вторичной группы от первичной в том, что для вторичная группа ориентирована на достижение цели, а первичная группа – на установление взаимосвязи между ее членами.
Э.Мэйо ввел понятие «формальной» и «неформальной» группы. Формальным группам присущи правила организации, действия, в них «работают» запреты и дозволения, санкционированные обществом. Примеры формальных групп – социальные организации (школьный учительский коллектив). Главной функцией формальной группы является обеспечение высокой упорядоченности и управляемости действий при достижении ставящейся цели. В формальной группе благодаря принятым нормам четко заданы и распределены все позиции и роли ее членов.
Неформальная группа не имеет жесткой нормативности, поведение ее членов не регламентировано, что, впрочем, не означает отсутствия порядка и организованности. Диапазон неформальных групп огромен – от кружка друзей, любителей искусства до нации или иной этнической общности.
Г. Хейман ввел понятие о референтной группе, в основу которого были положены типы связей индивидов с группой. В его понимании, референтная группа – это реальная или воображаемая социальная группа, выступающая для индивида в качестве эталона, с которым он сопоставляет свое социальное положение, поведение и установки. В случае, если референтная группа является воображаемой, она относится к номинальной социальной группе (это могут быть группы по возрасту, месту жительства, ценностным ориентациям и пр.).
Группы могут быть объективными и субъективными. Объективные группы характеризуются тем, что их позиция задана, определена независимо от воли, сознания, желания или потребности (примеры, социальный класс). Субъективные группы возникают и существуют из-за того, что формируются сознательными действиями людей (примеры – политическая партия).
Лекция № 8. Социология семьи (1 час)
Цель – раскрытие понятия семьи, функции семьи, классификации семьи.
Основные понятия по теме: функции семьи, структура семьи, нуклеарная и расширенная семья, моногамия, полигамия, групповой брак, патриархальная и матриархальная семья, эндогамия и экзогамия, нелокальное, патриокальное и матриокальное местожительство, родословная.
Социология семьи является одной из социальных дисциплин, объектом изучения которой является социальный институт семьи.
Семья образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.
Вместе с тем, реализация основных функций семьи не есть следствие каких - либо биологических регуляторов или механизмов, а представляет собой результат специфических социальных процессов, происходящих в широком социальном контексте. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с историческими трансформациями в целом. В связи с этим, можно напомнить знаменитое отступление от марксизма одного из его основоположников Ф. Энгельса, который считал, что определяющим моментом в истории является "ступень развития" труда, с одной стороны, и с другой - семьи.