Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Менеджмент в сфере культуры. Могло бы не только способствовать привлечению допол­нительных источников финансирования, но и развить саму идею попечительства в отечественной сфере




могло бы не только способствовать привлечению допол­нительных источников финансирования, но и развить саму идею попечительства в отечественной сфере культуры.

Обобщая теоретические концепции зарубежных ученых, можно выделить общие особенности деятельности и управ­ления некоммерческих организаций культуры. Это приме­нение социального маркетинга, фандрейзинга, доброволь­чества и наличие контроля со стороны стейкхолдеров.

Помимо общих особенностей менеджмента некоммер­ческих структур, организации культуры имеют свою спе­цифику.

Ограничение роста производительности труда. Аме­риканские ученые У. Баумоль и У. Боуэн [W. Baumol & W. Bowen, 1966J (и позже американские исследователи Джеймс Хелбрун и Чарльз Грей [Heilbrun J., Gray Ch., 1993]) в качестве специфических особенностей менедж­мента некоммерческих организаций культуры выделяют проблемы измерения и роста производительности труда занятого в них персонала. Для обоснования данных осо­бенностей Баумоль и Боуэн приводят следующий тезис: «никто еще не нашел возможности сократить затраты исполнения 45-минутного квартета Шуберта, равные трем человеко-часам» [Baumol, Bowen, 1966. P. 162, 164].

Однако затраты исполнения 45-минутного квартета Шуберта включают не только время работы музыкантов, на которое указывают американские исследователи, но и трудозатраты обслуживающего, вспомогательного персо­нала (инженеров, контролеров, уборщиц и т. д.). В отно­шении исполнителей (музыкантов, актеров, певцов) и твор­ческих работников (художников, писателей, композито­ров) вопросы измерения и роста производительности труда лишены смысла. Можно ли оценивать производительность тРУДа художника с точки зрения количества написанных работ, а производительность труда оперного певца — с по­мощью числа данных концертов. Очевидно, что ценность деятельности исполнителей определяется не количествен­ным результатом, а творческим результатом работы.

Измерение производительности труда вспомогатель­ного персонала, на наш взгляд, не представляет пробле­мы, и рост производительности труда может быть полу­чен с помощью автоматизации производства, внедрения новых технологий, совершенствования рабочих процессов

!• СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ТЕХНОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА


и т. д. Таким образом, проблема измерения и роста произ­водительности труда в организациях культуры актуальна только для творческих направлений деятельности.

Особенности стимулирования труда. Другой пробле­мой менеджмента, которую выделяют Баумоль и Боуэн, является проблема материального стимулирования труда в некоммерческих организациях культуры. Сфера куль­туры, по мнению ученых, отличается невысоким уровнем заработной платы по сравнению с предпринимательскими структурами. По словам Баумоля, «заработная плата ис­полнителей не реагирует на общие изменения заработной платы в экономике в коротком периоде и даже в длитель­ном периоде растет более низкими темпами, чем в сфере производства» [Baumol, Bowen, 1966. P. 169]. (Данный эффект принято называть в экономической литературе «Болезнью Баумоля».)

Однако данное утверждение справедливо лишь для вспо­могательных видов деятельности, так как размеры оплаты творческого труда могут быть намного выше среднего уровня заработной платы в экономике (выступления известных исполнителей, живопись знаменитых художников и т. д.). Кроме того, наряду с низким уровнем оплаты вспомо­гательного труда, в некоммерческих организациях куль­туры отсутствует ясная карьерная перспектива, сравни­мая с той, которая имеет место в предпринимательских структурах. Это, в свою очередь, порождает кадровые про­блемы организаций культуры, проявляющиеся в трудно­стях найма квалифицированного персонала.

Для вспомогательных видов деятельности в сфере куль­туры своеобразной компенсацией низкого уровня зара­ботной платы и карьерного роста можно считать более высокую, чем в других отраслях, степень морального удов­летворения от работы. Баумоль и Боуэн называют это «психологическим доходом» (psychic income). Он форми­руется под воздействием таких факторов как свобода твор­чества, реализация личных идей, гибкий график работы, частичная занятость, высокий престиж в обществе и пр. Таким образом, сфера культуры компенсирует низкий уровень заработной платы вспомогательного труда высо­ким уровнем нематериального дохода.

Специфика финансового менеджмента. В связи с тем, что некоммерческие организации культуры в болыпин-

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

стве случаев имеют высокую долю постоянных расходов в их структуре и ограничены в возможностях экономии на затратах (в силу ограничения роста производительности творческого труда), главным условием их деятельности становится наличие постоянной внешней поддержки. Фан-дрейзинг в таких случаях не всегда может обеспечить необходимый объем финансирования, поэтому гарантом деятельности некоммерческих организаций культуры, как правило, выступает государство, выделяющее на долго­срочной основе бюджетные субсидии.

Таким образом, некоммерческие организации культу­ры наряду с общими особенностями менеджмента неком­мерческих организаций имеют ряд специфических ха­рактеристик. К специфическим особенностям менеджмента некоммерческих организаций культуры относятся про­блемы измерения и повышения производительности твор­ческого труда, которые затрудняют оценку конечных ре­зультатов деятельности. Отдельно выделяется проблема материального стимулирования вспомогательных видов деятельности, связанная с низким уровнем заработной платы и карьерного роста в сфере культуры и искусства, которая может быть решена за счет различных форм не­материального стимулирования. Большое значение уде­ляется специфике финансового менеджмента организа­ций культуры, связанной с ограниченными возможностя­ми экономии затрат и необходимостью привлечения государственных субсидий.

ОПЫТ И ИТОГИ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 798 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2456 - | 2138 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.