Социальная роль – совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе индивидов, в зависимости от их статуса (положения) или позиции и само поведение, реализующее эти нормы. Социальные роли усваиваются в процессе социализации. Сначала наблюдая за окружающими, а затем, подражая им, ребенок учится действовать так, как принято в данном обществе или группе, к которой он принадлежит. По мере взросления количество ролей, которые известны человеку, увеличивается. Интеграция социальных ролей осуществляется благодаря личности, которая вбирает их в себя и превращает в инструменты достижения целей и способы адаптации к социальному контексту. Социальная позиция – место индивида или социальной группы в социальной структуре. Ранг – формально признаваемое положение, занимаемое индивидом в иерархии той или иной социальной системы, которое гарантирует ему определенные права и обязанности (чин, персональное звание и т.п.).
Натуралистическая социология Х1Х века
Во второй половине Х1Х века появились школы социальной биологии, социальной физики, социальной механики. Их представители сравнивают социальные процессы с природными (физическими, химическими и т. п.) процессами. К натуралистическим школам относят: 1) Социал-дарвинизм (Т. Мальтус, У. Беджгот, Л. Гумплович). Т. Мальтус считается непосредственным предтечей социального дарвинизма, его работа «Опыты о законе народонаселения» (1798), в ней обосновывался тезис о борьбе за выживание сильнейшего в качестве важнейшего фактора социальной жизни. У Беджгот стремился применить идеи Дарвина к социальной теории. Он считал, что особенно важную роль естественный отбор в биологическом смысле играет в начальный период человеческой истории, сильнейшие убивали слабейших. Основным социальным законом является стремление одних наций господствовать над другими, одних социальный групп над другими внутри нации. Л. Гумплович акцент делал на роли конфликтов в социальной жизни. Взаимоотношение между группами – это бесконечная борьба и непрерывная борьба, которая может камуфлироваться, но не прекращаться. Если в начале истории, побежденные физически уничтожались, то в последствии они стали порабощаться и возникло государство. Внутри государства конфликты не исчезают, а приобретают форму борьбы между социальными группами и политическими партиями.
2) Расово-антропологическая школа (А. Гобино). Для Гобино расовое неравенство представляется наиболее фундаментальным, исходным, первичным. Из иерархии рас проистекают все остальные иерархии, поэтому она выдвигается на первый план в качестве движущей силы истории. Гобино подчеркивал интеллектуальное превосходство белой расы, но другие расы имеют превосходство в области чувств. Например, выше всех в сфере художественного творчества. В сфере смешения рас ищет ответ на проблему возникновения и гибели цивилизаций. Ведущую роль в процессе создания рас отводит белой расе, ей присуще «мужское начало». Все человечество делит на активные и пассивные расы.
3) Географическая школа (К. Хаусхофер, Ю.Челлен, Л.И.Мечников). Мечников объяснил неравномерность общественного развития под влиянием географических условий (водных ресурсов и путей сообщения). Именно эти факторы определяют историю человеческого общества в развитии от примитивных форм организации жизни к экономическим и социальным достижениям, покоящихся на кооперативных формах хозяйствования.
Структурный функционализм
Современную социологию характеризует полипарадигмальность - существование многочисленных школ, одной из которых является структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон, К. Дэвис, Н.Луман и др.). Структурно-функциональный подход предполагает: исследование элементов и зависимостей между ними в рамках социальной системы, допущение, что отдельные социальные явления выполняют определенную функцию в поддержании и изменении социальной системы. В 80-е годы социологи начинают говорить о «неофункционализме» как определенной устойчивой традиции в социологической науке. (См.: вопрос 6)
Социальная структура
Социальная структура – это совокупность социальных групп и институтов и отношений между ними. Причем совокупность социальных групп и отношений между ними составляет групповой срез отношений, а совокупность социальных институтов и отношений между ними институциональный. Социальные институты – это государство, партии, собственность, деньги, банки, семья и т.д.
В любом обществе наряду с явными элементами соц.с. существуют скрытые элементы: группы давления (лобби), клики, мафии, родственно-земляческие группировки. (См. вопросы: 16, 17, 19, 20, 39 и 50).
Структура социологии
Современная социология представляет разветвленную систему знаний. Уровни социологического знания представлены: теоретической социологией (создает теории, раскрывающие универсальные закономерности и принципы построения различных социальных систем), теории среднего уровня (призваны обобщать и структурировать эмпирические данные), эмпирическая социология (устанавливает и обобщает социальные факты). По объекту исследования выделяют:
- общую социологию (претендует на описание и объяснение функционирования общества в целом);
- частную социологию (изучает основные сферы (подсистемы) общества) – экономическая социология, политическая социология и др.;
- отраслевую социологию (изучает отдельные проявления социума) – социология семьи, социология образования, социология молодежи, социология города, аграрная социология, социология управления, социология молодежи и др. Например, социология молодежи – это самостоятельная отрасль социологического знания, исследующая молодежь как особую социальную общность (ее место в воспроизводстве общества, потребности, процесс социализации, адаптации и неформальные молодежные объединения и движения и т.д.).
Кроме того, различают макросоциологию – направление в социологии, ориентирующееся на изучение крупных (макро) социальных объектов, процессов, больших социальных групп и т.п. (общество, цивилизация, нация) и микросоциологию – направление, ориентирующееся на изучение социальных явлений и процессов в относительно небольших социальных системах (семья, бригада, звено и др.), отличающихся межличностным уровнем отношений.
По преимущественной ориентации различают фундаментальные и прикладные исследования. Фундаментальные ориентированы на решение научных проблем, связаны с формированием социологического знания и т.д. Прикладные ориентированы на решение актуальных социальных проблем, связаны с преобразованием изучаемого объекта.
Теории среднего уровня
Теории среднего уровня являются промежуточными между малыми рабочими гипотезами, которые во множестве развиваются в повседневной исследовательской практике и всеобъемлющими теориями, включающими в себя главную концептуальную схему, благодаря которой надеются выявить очень большое число эмпирически наблюдаемых стереотипов поведения (Р.Мертон). Р.Мертон считал, что главным направлением в развития социологического знания является создание теорий среднего уровня. Их функция – обеспечить гибкую связь между эмпирическим и теоретическим уровнями знания. В настоящее время понятие теории среднего уровня употребляется по аналогии с термином «специальная или частная социологическая теория», под которой понимают установление логико-эмпирических связей между отдельными группами изучаемых переменных. Теории среднего уровня раскрывают два основных вида социальных связей. Во-первых, между обществом и данной сферой общественной жизни; во-вторых, внутреннее взаимодействие, присущее данной сфере общественной жизни. Теории среднего уровня служат методологией познания отдельных социальных процессов, общностей и институтов, используются как методологическая основа конкретных социологических исследований. Теории среднего уровня условно можно разбить на три группы: 1) теории социальных институтов (политики, экономики, образования, права, религия, семья); 2) теории социальных отношений (малые группы, организации, слои социальные, этносы); 3) теории специальных социальных процессов (отклоняющееся поведение, социальная мобильность, урбанизация).
Социальные девиации
Поведение индивида (группы), соответствующее нормам, принятым в обществе, определяется как конформистское, а поведение, отклоняющееся от норм, как девиантное или девиация (девиантность). Различают одобряемые и неодобряемые отклонения в поведении индивидов и групп. К первым относят: гениальность, героические поступки, спортивные достижения и т.д. Ко вторым – поступки, которые наносят ущерб обществу (преступления и проступки). Неодобряемое поведение можно подразделить на следующие виды: 1) деструктивное поведение (причиняющее вред только самой личности); 2) асоциальное поведение (причиняющее вред личности и социальным общностям – семье, соседям и т.д.); 3) делинквентное поведение (нарушение как моральных, так и правовых норм и выражается в грабежах, убийствах и др. преступлениях). Девиантное поведение может выражаться в форме поступка (ударить по лицу); деятельности (заниматься проституцией, вымогательством); образа жизни (организация преступной группы). Социология выявляет причины девиантных поступков. (См. вопрос 40).
Литература к вопросам 41- 49 (основная):
1.Социология / Осипов Г.В. и др., 1995. С.216-231; 2. Самыгин С., Перов Г. Социология: 100 экзаменационных ответов… Ростов-на-Дону, 2000. С.53-60, 142-149; 3. Кравченко А.И. Социология. М., 2003.С. 171-179; 4. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2001. С. 20-21.
Литература дополнительная:
1.Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х –ХХ вв.): тенденции и теоретическое осмысление. //Под ред. Глинский Я., Афанасьев В., Бараева Н. и др. СПб., 2000.
2.Запрудский Ю.Г. Культура конфликта (к особенностям российской конфликтности) //МГУ. Сер. 18. Социология и политология 2002. №4. С. 74-101.
3.Щило И.Н. Конфликт как предмет социологии организаций //СОЦИС. 2000. №10. С. 27-30.
4.Степанов Е.И. Отечественная конфликтология: к вопросу о становлении и развитии //СОЦИС. 1998. №10. С. 50-57.
5.Анцупов А.Я. Конфликтология. М., 2002.
6.Костюк К.Н. Русская Православная Церковь и общество: //Полис 2002. №1.
7. «Кризис семьи и депопуляция в России» (круглый стол) // СОЦИС. 1999. № 11.
8. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995. С.127- 157.