Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мировая система и процесс глобализации




Мировая система – общество, возникающее в результате установления всё более расширяющихся всеобщих контактов. Современная мировая система является итогом исторического развития и складывается из предшествующих ей «мини-систем», «мировых империй», «мирового хозяйства» (И. Валлерштейн). Глобализация – изменение всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости. Сегодня уже нельзя не принимать во внимание феномен всемирного расширения следующих ценностей: права человека, демократия, рыночное общество, материальное благополучие, потребительская культура, досуг и его осуществление. Следует учитывать диффузию западной цивилизации на Восток и распространение парадигм Востока на Западе.

В сфере экономики глобализация проявилась в образовании таких финансовых организаций, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также транснациональных корпораций; в сфере политики – в образовании таких организаций как ООН, ЮНЕСКО, а также появлении разнообразных военных блоков. А в сфере культуры – это прежде всего унификация стиля жизни вследствие развития средств связи.

Глобализацию трудно оценить однозначно. Положительным является то, что данный процесс помогает быстро и эффективно решать проблемы, возникающие в результате катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, дают людям доступ к благам о которых они ранее даже не знали. Отрицательным является то, что неповторимые культурные организмы теряют свою специфичность жизнь становится все более однообразной во всем мире, развитые государства под видом упрочения международных связей превращают другие государства в сырьевые придатки и источник дешевой рабочей силы.

Литература основная:

1.Социология / Осипов Г.В. и др., 1995. С.263-296, 548-637; Зборовский Г., Орлов Г., Социология. М., 1995. С. 215-217; Кравченко А.И. Социология. М., 2003.С.147 –168.

Социальные группы и общности

Социальная группа – совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Социальные группы характеризуются: устойчивым взаимодействием, относительно высокой степенью сплоченности, выраженной однородностью состава, вхождением в более широкие общности в качестве структурных элементов. Существует множество классификаций социальных групп: первичные и вторичные, малые и большие, формальные и неформальные, референтные. Первичные группы отличаются высоким уровнем эмоциональной близости, вторичные – носят обезличенный и формальный характер. Формальные носят социально-юридический статус, у неформальных он отсутствует. К малым социальным группам относят объединения людей, в которых все члены находятся в непосредственном контакте друг с другом (как правило, от 2 до 10 человек). Большие социальные группы являются социальными общностями классовыми, этническими, демографическими, религиозными, профессиональными и т.д., они действуют совместно в социально значимых ситуациях в масштабах государства. Социальные общности – это эмпирически фиксируемые совокупности индивидов и элементов природной и культурной среды, отличающиеся относительной целостностью и выступающие самостоятельным субъектом исторического и социального процесса – действия. Различают квазигрупповые и групповые общности. (См. вопрос 11.)

Виды общностей и групп

Различают квазигрупповые и групповые общности. Квазигрупповые характеризуются: аморфностью (рыхлой структурой); неупорядоченностью, случайным характером образования; ситуативным способом существования; открытостью, размытостью границ; межгрупповой природой (гетерогенностью). Примеры: аудитория, толпа, очередь и т.д.

Группы или групповые общности подразделяются на малые и большие. Групповые общности – общности, которым свойственны: целостность, органический характер, определённость и устойчивость границ (относительно высокая стабильность); способность осуществлять многообразные виды деятельности; выраженная гомогенность (однородность) состава (наличие признаков, присущих всем индивидам); вхождение в более широкие общности в качестве их структурного образования. Основные виды больших групп: демографические, этнические, социально-классовые, профессиональные, территориальные и др. Самой большой общностью современности является общество как мировая система.

Демографические общности в совокупности образуют демографическую структуру, составной частью которой является гендерная структура, отражающая социальные отношения между мужчинами и женщинами в обществе. Демографические общности – группы, различающиеся по полу, возрасту, семейному положению. Группы: мужчины, женщины, дети, молодёжь, взрослое население, старики.

Этнические общности – совокупность различных этносов. Этнос - совокупность индивидов, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, включая язык и психологический склад, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Этнические общности: этнографические группы, народности, племена.

Совокупность классов и классоподобных групп образуют социально-классовую структуру общества. Основания (признаки), по которым отличают один класс от другого: отношение к собственности (К. Маркс); отношение к власти (Р. Дарендорф); отношение к группе признаков – богатство – власть – престиж (М. Вебер).

Социально-территориальные общности – совокупность людей, объединённых единством отношения к определённой территории: двор (дом) – хутор – деревня (село, станица, аул), район (сельский) – город – область (край) – республика – регион – страна.

«Общество» и «цивилизация» являют примеры самых крупных общностей: супер-общностей, макро-общностей

Литература к вопросам 10 и 11 (основная):

1.Социология / Осипов Г.В. и др., 1995. С.99-101, 49-52, 164-165; Волков Ю., Мостовая И. Социология. М., 1998. С. 221-223; Кравченко А.И. Социология. М., 2003.С. 321-363.

Литература дополнительная:

1.Молевич Е.Ф. Количественная динамика полового состава общества и её закономерности //СОЦИС. 1999. №9.

2.Никольский С.А. Аграрная экономика, сельская общность и проблема социально-экономических укладов//Вопросы философии 2001. №12.

3.Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Как возможна социальная группа? //СОЦИС. 1996. №12.С.90-105.

4.Галтунг Й. Теория малых групп и теория международных отношений (исследование проблемы соответствия) //Социально-политический журнал 1998. №2.С.234-252.

5.Горяинов В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации //СОЦИС. 1997. №3. С.60-67.

Общность и личность

Общественное состояние – естественное состояние человека. На это указывал ещё Аристотель, определяя человека как «политическое животное». С рождения человек получает телесную ориентацию, в которой запрограммирована возможность его универсального социально-деятельного развития. Человек – это социальное или природно-социальное существо; индивид – это единичный представитель человеческого рода, семьи, общности; личность – конкретное выражение сущности человека, совокупность социально значимых черт, качеств, отношений индивида; индивидуальность – уникальное выражение личностных качеств. По К.Марксу, сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.

Компоненты социальной структуры личности:

1. Память – система знаний, интегрированных личностью.

2. Культура – совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в своей деятельности.

3. Деятельность – определяется образом жизни личности.

4. Убеждения – стереотипы или стандарты (образцы поведения), при помощи которых человек проявляет свои социальные качества. Стереотипы усваиваются под влиянием его социального окружения.

Обладание этими компонентами обеспечивается процессом социализации личности. Социализация личности – это процесс интеграции индивида в общество, в различные типы общностей. Общность – составляющая среды социализации. Механизм социализации состоит в усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей общности (общностей), которые окружают индивида. Культуры общностей (семьи, малой группы, класса, этноса и т.д.) выступают основой формирования социально значимых черт личности. В процессе социализации выделяют две фазы: социальная адаптация и интериоризация.

Социальная адаптация – приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам общностей.

Интериоризация – процесс превращения внешних требований (норм, ценностей и т.д.) во внутренние мотивы поведения человека внутри общности (общностей) – социальной среде.

Но личность не растворяется в социальной среде, модифицирует нормы и ценности культуры общностей своим индивидуальным их восприятием и наложением на них своего опыта. Возникает диалог личности и общности (общества). (См. вопросы: 25 и 28).

Литература основная:

1.Социология / Осипов Г.В. и др., 1995. С.136-164; Самыгин С., Перов Г. Социология: 100 экзаменационных ответов… Ростов-на-Дону, 2000. С.79-93; Кравченко А.И. Социология. М., 2003.С. 329-376.

Литература дополнительная:

1.Полищук Ю.Н. Разрушение и деформация личности под влиянием психологического воздействия СМИ// Журнал прикладной психологии. 1998, № 1.

2. Юдина Е. Насилие в документальной кинореальности // Высшее образование в России. 2002. № 3, с. 79.

3. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в ХХ веке // Общественные науки и современность 2001. №4. С.5-30.

4.Спасибенко С. Целостность человека как принцип структуирования его качеств // Социально-гуманитарные знания 2001. №2. С.91-105.

5.Бондаренко В.А. Эмпирическая модель воспроизводства социального статуса //СОЦИС. 2002. №4. С.126-135.

Малые группы и коллективы

Малые группы – группы людей, в которых общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов (Г. Андреева). Члены малой группы в течении определенного времени взаимодействуют друг с другом, удовлетворяя в ней свои потребности. Малая группа принимает различные формы: диада, триада, разветвленные и многоярусные образования(семья, компания друзей, студенческая группа, бригада, спортивная команда, рота, взвод и т.д.). В структуре малой группы выделяют: лидера, ядро (авторитетные лица), рядовых членов группы и аутсайдеров. Малая группа выступает как первичная организация людей. По характеру объединения людей в малые группы выделяют следующие их виды: диффузная группа (на основе личных симпатий, например, приятельский коллектив); ассоциация (на основе лично значимых целей, например, объединение охотников, рыболовов и т.д.); корпорация (на основе частно-групповых интересов, например, промышленники, банкиры и т.д.). Группы, сплотившиеся вокруг общих целей, общих ценностей, норм и традиций, становятся коллективами. Различают коллективы - первичные и вторичные: первичные обладают признаками малых групп, вторичные представляют разветвленную систему первичных коллективов.

Социальная организация

Большая часть групп существует в виде организаций. Организация – это система отношений, объединяющих некоторое множество индивидов для достижения определённых целей. Социальная структура организации – это целерациональное взаимодействие ее подсистем, индивидов и социальных групп, которые обеспечивают достижение ею цели, что свидетельствует о ее самоорганизационной природе. Формирование человеческих организаций – социальный процесс. Организация обеспечивает эффект приращения, концентрацию усилий в ходе совместной деятельности, который называют синергией.

Признаки организации (существенные): наличие цели, конкретно воплощаемые отношения общественной власти, совокупность функционирования статусов и ролей, иерархия, правила, регулирующие отношения между ролями, формализация значительной части отношений и целей. Функция организации – упорядоченность действий её членов. По формам различают: деловые организации (предприятия и учреждения), общественные союзы, промежуточные формы организаций (кооперативы), ассоциативные (семья, научная школа, неформальная группа), поселения.

Литература к вопросам 13 и 14 (основная):

1.Социология / Осипов Г.В. и др., 1995. С.206-296; Самыгин С., Перов Г. Социология: 100 экзаменационных ответов… Ростов-на-Дону, 2000. С.46-48, 140-141; Кравченко А.И. Социология. М., 2003.С. 204-286.

Литература дополнительная:

1.Кирдина С.Г. Социокультурный и институциональный подходы как основа позитивной социологии в России // СОЦИС. 2002. №12. С.23-32.

2.Анисимова Т. Политические партии и политики России как объекты классификации (по материалам их программ и публичных выступлений) //Власть 2003. №9. С. 31-42.

3.Лапаева В.В. Становление российской многопартийности: политическая социология //СОЦИС 1996. №8. С. 34-47.

4.Дорин А.В. Экономическая социология. Минск, 1997.

5.Орлов А.С. Социология рекреации. М., 1995.

6. Суртаев В.Я. Социология молодёжного досуга. СПб., 1998

Социальные движения

Социальные движения – совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе (Р. Тернер). Это определение объединяет: политические, религиозные, национальные, классовые (рабочее, крестьянское и т.п.), молодежные, экологические, антиглобалистские, феминистские и др. движения. Социальные движения обладают признаками квазигрупповой общности, проходят ряд стадий (беспокойства, возбуждения, формализации и институализации). Остановимся более подробно на феминистском движении. Феминизм первоначально развивался как суфражизм – борьба женщин за избирательное право и начало его возникновения восходит к эпохе буржуазных революций в Европе. Внимание историков женского освободительного движения привлекает ранний феминизм образованных представительниц женского социума: поэтесс, писательниц эпохи Возрождения и Просвещения, которые обратились в своих работах к теме угнетения женщин (Кристина де Пизан, Олимпия де Гуж, Мери Уоллстонкрафт, Абигайль Адамс и др.) В большинстве своём их критика является проекцией гуманистических и либеральных идей на положение женщин в обществе. Позже возникает, и параллельно развивается социалистический феминизм как составная часть учений К.Сен-Симона, Ф. Фурье, Р. Оуэна, который затем уже находит более углублённое теоретическое обоснование в социалистической парадигме К. Маркса и Ф. Энгельса.

К концу ХIХ в. феминизм, сохраняя свою фрагментарность, тем не менее, обретает качество социальной силы. На рубеже ХIХ–ХХ в. в индустриальных странах проявились первые итоги феминистских действий. Как отмечает С. Айвазова, в результате медленных «ползучих» завоеваний в конце ХIХ – первой половине ХХ в. женщинам удалось добиться права на образование; на равный с мужчинами труд и заработную плату; позднее – получить право голоса и право быть избранными, сначала в местные, затем в высшие эшелоны власти; право входить в профсоюзные организации и политические партии; право на развод; кое-где – на применение противозачаточных средств и на аборт; право на государственную помощь по беременности и родам, на отпуск по уходу за ребёнком и т.д. Правда, получить эти права удалось в основном женщинам развитых индустриальных стран (Запад и бывшие социалистические страны). В мусульманском обществе «восстание женщин» вероятно ещё впереди. Впрочем, в латентных формах оно, возможно, уже имеет место. Учёные женщины-мусульманки теперь начали подвергать сомнению дискриминационные по отношению к их полу толкования Корана, речений Пророка и ранней истории ислама. Писательницы, среди которых Азиза аль-Хибри, Амина Вадуд-Мухсин, Фатима Мернисси, Риффат Хасан, Лейла Ахмад, Айше Абдул-Рахман, Мерил Вил Дэвис и многие другие… начали внедрять подлинное равенство в мусульманское мышление и практику. С конца ХIХ до начала ХХI в. феминизм проявляет себя как довольно пёстрое и в идеологическом, и в организационном отношении движение, основу которого вначале продолжали составлять два ведущих направления: либеральное и социалистическое.

Либеральный феминизм был преимущественно выражением стремлений, ожиданий и действий женщин из состоятельных слоёв общества, представительниц среднего класса. Им удалось добиться признания за женщинами юридических, экономических и политических прав, которых у них ранее не было. Но ситуацию мужского доминирования это коренным образом не изменило: женщины показали, что они не хуже мужчин могут выполнять некоторые их роли (появились женщины не только в роли учителей, врачей, учёных, но и политиков). Однако социум продолжал оставаться мужским. Надев на себя маски преимущественно мужского социума, женщины автоматически обрекли себя на мужеподобие, даже при сохранении внешней привлекательности. Матрица патриархата неумолимо маскулинизировала их, актуализировала у них маскулинные черты, их «анимус», согласно юнгианской концепции. Некоторые женщины оказались даже более жёсткими в проведении маскулинной политики, чем мужчины (Маргарет Тэтчер, Мадлен Олбрайт и др.).

Социалистический феминизм, составной частью которого является и марксистский, оказал несомненное влияние на развитие женского движения: родилась социальная политика в области материнства и детства, женской занятости, предприняты опыты организации коллективного ведения домашнего хозяйства. Социализм как практику во всём её многообразии, т.е. и политику правящих социал-демократических (социалистических) партий, и попытки решения женского вопроса государственным социализмом (коммунизмом), следует считать частью опытов не всегда удачных.

Следует отметить появившееся в конце 60-х г. направление современного радикального феминизма. Объединяющими рамками этого направления, по мнению В. Брайсон, являются следующие положения: во-первых, женская суть данной теории (она для женщин и разработана женщинами) твёрдо базируется на собственном опыте женщин и их восприятии и не нуждается в компромиссах с существующими политическими точками зрения и повестками дня; во-вторых, данная теория считает угнетение женщин самой фундаментальной и универсальной формой подавления, поэтому стремится понять его и покончить с ним; в-третьих, женщины как группа имеют интересы, противоречащие интересам мужчин; эти интересы объединяют их в сестринство, которое выше разделения по классу или расе, и, значит, за собственное освобождение женщины должны бороться вместе; в-четвёртых, радикальная феминистская теория утверждает, что мужская власть не привязана к общественным сферам политики и оплачиваемой работы, но распространяется и на личную жизнь. В целом женское освободительное движение обнаруживает нарастание свого морального влияния на мир в целом.

Главным результатом деятельности современного следует считать распространение женских исследований: с середины 70-х г. под напором феминисток в западных университетах повсеместно возникают центры «женских» («феминистских») исследований с особыми программами. Основная задача таких центров – выявить и определить особенности – или отсутствие как таковых – женского «начала», женского взгляда на мир, женских ценностей.

Литература основная:

1. Фролов С.С. Социология. М., 1994. С. 195 – 212.

Социальное неравенство

Социальное неравенство – положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным ценностям. Неравенство отчетливо проявляется в более крупных и сложных обществах. В основе функционалистских теорий лежит идея о том, что некоторые виды деятельности общество ценит выше, чем другие. Сторонники конфликтологических теорий полагают, что неравенство вызвано более выгодным положением тех, кто контролирует общественное богатство. В европейской традиции было выработано несколько теорий социального неравенства. Наибольшую известность получили теория классов и теория элит. Понятие класса было введено и разработано экономистами и философами (А. Смит, К-А Сен-Симон, Ф. Гизо и др.) еще в XVIII в. Но подлинным смыслом его нагрузил только К. Маркс. Его теория объясняет социальное неравенство при помощи понятия конфликта. Один класс занимает господствующее положение и владеет средствами производства, а так же другим эксплуатируемым классом. Это положение вещей можно изменить, если сам эксплуатируемый класс объединит свои усилия и совершит революцию. В теории М. Вебера основное отличие от Маркса заключается в том, что класс не является субъектом действия и классы возникают только в капиталистическом обществе. Он не предложил четкой классовой структуры, но ее можно реконструировать: рабочий класс, лишенный собственности; мелкая буржуазия; технические специалисты и интеллигенция; администраторы и менеджеры; владельцы средств производства. Теория элит возникла и сформировалась как реакция на радикальные социалистические учения, прежде всего марксизм. Существуют два подхода к определению элит: 1) властный (элитой являются те, кто обладает властью) Ч. Миллс, Г. Моска); 2) меритократический (элита – это те, кто обладает особым достоинством и личными качествами, независимо от принадлежности к власти) В. Парето. (См. вопросы: 17, 18, 19, 20, 39 и 46).

Стратификация

Стратификационные модели являются одним из способов анализа социального неравенства в обществе наряду с социально-классовым анализом (К. Маркс). Восходят к методике М.Вебера. Вместо одного признака выделяет ряд признаков: богатство, престиж, власть и др. Основное понятие «страта» – слой. Общество уподобляется совокупности слоев (пластов) различной конфигурации. Страты обозначают в процентных соотношениях по вертикали доступности общественного богатства различные социальные группы: классы (низший, средний, верхний) и слои внутри каждого из них. В настоящее время все теории, описывающие социальное неравенство, принято относить к теориям стратификации, в том числе и социально-классовый анализ К.Маркса. Считается, что все они дополняют друг друга. Для определения принадлежности индивида к той или иной страте социологи предлагают самые различные критерии. Согласно П. Сорокину существуют три вида стратификации: экономическая (по критериям дохода и богатства); политическая (по критериям влияния и власти); профессиональная (по критериям профессиональных навыков). Основоположник структурного функционализма Т. Парсонс выделяет следующие группы признаков социальной стратификации: характеристики членов общества данные им от рождения (происхождение, родственные связи, половозрастные особенности); ролевые характеристики (образование, профессия, должность); владение материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, произведения искусства, социальные привилегии). В современной социологии как правило выделяют следующие основные характеристики социальной стратификации: доход, богатство, власть, образование, престиж. В историческом плане выделяю четыре основных типа стратификационных систем: рабство (форма социальных отношений, при которой один человек выступает собственностью другого), касты (жесткое закрепление, пожизненное человека за одной стратой по этническому, религиозному или экономическому признаку), сословия (юридическое закрепление человека за той или иной стратой) и классы (место в системе производства, владение собственностью, но не предполагается юридическое или какое-либо закрепление индивида за определенной стратой). (См. вопросы: 16, 18, 19, 20, 39 и 46).

Литература основная:

1.Социология / Осипов Г.В. и др., 1995. С.170-205, 49-52, 164-165; Волков Ю., Мостовая И. Социология. М., 1998. С. 183-229; Самыгин С., Перов Г. Социология: 100 экзаменационных ответов… Ростов-на-Дону, 2000. С.94-115; Кравченко А.И. Социология. М., 2003.С.

Литература дополнительная:

1.Голенкова З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России //СОЦИС. 1998. №10.

2.Голенкова З.Т., Игинханян Е.Н. Средние слои в современной России. Опыт анализа проблемы //СОЦИС. 1998. №7.

3.Тощенко Ж. Элита: кланы, касты или клики? Как назвать тех, кто нами правит? //Дружба народов 2000. №7. С. 140-149.

4.Диденко Д.В. Опыт исторической типологии российских интеллектуальных слоёв //Социально-политический журнал 1998. №4. С.226-233.

Социальная мобильность

Мобильность – перемещение людей из одной группы, общности, города, страны и т.п. в другие группы, общности и т. п. Социальная мобильность – изменения положения людей в рамках системы социальной стратификации. Понятие введено в научный оборот П.Сорокиным. Он выделял мобильности: вертикальную и горизонтальную. Вертикальная – предполагает переход из одного социального слоя в другой и имеет два вектора: вверх и вниз, поэтому различают восходящую и нисходящую (положительную и отрицательную) ветви социальной мобильности. Горизонтальная мобильность предполагает изменение социальных признаков в рамках одного слоя или класса. Различают также мобильность: индивидуальную и групповую. Современное общество предполагает подвижную систему стратификации и характеризуется высокими показателями социальной мобильности. Возможности социальной мобильности зависят как от социально-политической и экономической организации общества, так и от самого индивида, его способностей и личных качеств. Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью.(См. вопросы: 16, 17, 19, 20, 39 и 46).

Маргинальность

Феномен маргинальности находит выражение в пребывании индивида или социальной группы на грани двух общностей, как бы между двумя культурами, связан с перемещениями, т.е. с вертикальной и горизонтальной мобильностью. Маргинальность – положение индивида или группы, занимающих пограничное положение в слое, классе, обществе, а потому не полностью включенных в данное социальное образование (Р.Я. Паркер). (См. вопросы: 16, 17, 18, 20, 39 и 46).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 347 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2487 - | 2350 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.