Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—оциальные функции религии




Ќар€ду с удовлетворением некоторых психологических по≠требностей индивидов религи€ выполн€ет также важную со≠циальную функцию. ¬ работе Ђ Ёлементарные формы религи≠озной жизни ї (1912)

Ёмиль ƒюркгейм подчеркивал, что лю≠д€м легче верить в религию, св€занную с особым божеством и особыми ритуалами, чем признать власть Ђ общества ї над их жизнью. ѕоддержива€ власть общества, религи€ отражает его структуры и нормы.

Ђћы говорим на €зыке, придуманном не нами, пользуемс€ инструментами, которые изобрели не мы... Ёти блага цивилизации мы получаем от общества ї, Ц писал ƒюркгейм. Ќо поскольку каждое следующее поколение пол≠учает эти блага в готовом виде, а не создает их заново, ему невольно кажетс€, что существует нека€ высша€ сила, и ей, а не обществу, приписываетс€ божественность: Ђ¬еро€тно, че≠ловек невольно чувствует, что независимо от него существу≠ют активные силы, которые надел€ют его свойственными ему природными особенност€ми; они милостивы и оказывают ему покровительство, защищают его и гарантируют счастливую судьбу. » конечно, он стремитс€ возвеличить эти силы, так как высоко ценит блага, €кобы даруемые имиї. ƒюркгейм пришел к своим заключени€м на основе изуче≠ни€ тотемических религий австралийских племен. “отем Ц символ некого природного создани€ (например, змеи или кен≠гуру), считающийс€ св€щенным.  аждый тотем символизи≠ровал группу родственников или клан.  ланы были основны≠ми объединени€ми общества, тотем Ц своего рода гербом, сим≠волом единства клана, вместо поклонени€ самому клану его члены поклон€лись тотему. »х религи€ отражала структуру общества,в котором они жили. —огласно ƒюркгейму,

религи€ не только отражает струк≠туру общества, но и укрепл€ет его, концентриру€ внимание и надежды людей на общихверовани€х и объектах поклонени€.

Ёта объедин€юща€ функци€ нагл€дно про€вл€етс€ в испол≠нении ритуалов. –итуалы четко разграничивают св€щенное (св€занное со св€тыней или сверхъестественными силами) и мирское, обыденное (имеющее отношение к материальному, земному). Ќапример, среди племен, где получил распростра≠нение тотемизм, самое обычное растение или животное, счи≠тавшеес€ тотемом, разрешалось употребл€ть в пищу лишь при совершении специфического ритуала. ’ристианский ри≠туал приобщени€ св€тых тайн основан на том же принципе. ¬ино и хлеб Ц своего рода тотем. ќни символизируют кровь и тело ’риста. ќтведав их, христиане вер€т, что приобщаютс€ к св€тому духу ’риста. ѕодобные ритуалы поддерживают ценности и веровани€ группы и преп€тствуют нарушению господствующих в ней норм.

–итуалы упрочивают сплоченность группы и единство ее рели≠гиозных убеждений, регулируют поведение ее членов и ук≠репл€ют структуру общества.

√лубокий анализ ƒюркгейма пролил свет на взаимосв€зи между религией и обществом, но ему не удалось всесторонне объ€снить их. ‘ункционалистска€ теори€ не учитывает ис≠пользовани€ религии как средства эксплуатации масс; кроме того, она не объ€сн€ет радикальных социальных изменений, обусловленных религией,

—торонники теории конфликта утверждают, что религи€ укрепл€ет положение господствующих групп общества, угне≠тающих менее вли€тельные группы. Ёто осуществл€етс€ с помощью верований, предлагающих низшим классам надеж≠ду на лучшую жизнь в ином мире. Ёто отвлекает их внимание от проблем этого мира.

 ак мы уже знаем, согласно христи≠анскому учению, бедность считаетс€ добродетелью.  роме того, христиане считают грехом гнев и агрессивность, они со≠ветуют люд€м любить своих врагов и,получив по одной щеке, подставл€ть другую.

ћакс ¬ебер вы€вил взаимосв€зь между протестантскими веровани€ми и социальным устройством общества на раннем этапе промышленного развити€. ќн отметил, что рабочий класс примир€лс€ со своим уделом, поскольку в ином мире ему обещано счастье. ¬месте с тем от его внимани€ не усколь≠знуло, что

разные социальные классы обращают внимание на различные стороны религиозных вероучений Ц высшие клас≠сы усваивают религиозные убеждени€, оправдывающие их привилегии, а низший слой, средний класс и рабочие воспри≠нимают в религии то, что сулит вознаграждение скорее в бу≠дущем, чем в насто€щем.

—амое убедительное объ€снение религии с точки зрени€ теории конфликта предложено  арлом ћарксом; он считал религию орудием классового господства. ѕодобно ‘рейду, ћаркс считал религию иллюзией, мифом, принос€щим уте≠шение, когда жизнь уверенности не всел€ет. ћаркс полагал, что религи€ маскирует не только страх и тревоги, но и не≠справедливость эксплуатации при классовой системе. ћаркс считал, что класс капиталистов поддерживал миф о спасении души, внуша€ почтение к сильным мира сего и смирение, чтобы отвлечь внимание рабочих от борьбы против экономи≠ческой и политической системы, котора€ была причиной их страданий. ќн писал: Ђ –елигиозноеубожество есть в одно и то же врем€ выражение действительного убоже≠ства и протестпротив этого действительного убожества. –е≠лиги€ Ц это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного ми≠ра, подобно тому как она Ц дух бездушных пор€дков. –елиги€ есть опиумдл€ народа ї (ћаркс, 1844).

— точки зрени€ сторонников конфликта, религи€ Ц это си≠ла, способствующа€ социальным переменам.

–елигиозное рвение может радикально изменить общество. ќб этом свиде≠тельствуют событи€ в »ране Ц мусульмане-шииты под руко≠водством а€толлы ’омейни в 1979 г. свергли правительство шаха »рана и сделали попытку организовать повседневную жизнь иранцев согласно правилам мусульманского вероучени€.

»сторический анализ вли€ни€ религии на общество дан в классическом исследовании ћакса ¬ебера. Ќемецкого учено≠го заинтересовало воздействие кальвинизма (разновидность протестантизма, основанна€ на учении теолога конца XVI в. ∆ана  альвина).  альвинизм отличалс€ тем, что утверждал веру в предопределенность человеческой судьбы. —огласно этому вероучению, до рождени€ человека Ѕог решает, обре≠тет ли он спасение души. Ќекоторым суждено обрести спасе≠ние, другие будут гореть в аду. –азумеетс€, дл€ тех, кто ве≠рил в предопределенность судьбы, было важно знать, что они оказались среди Ђ избранных ї, которым уготовано спасение. Ќебесное покровительство наиболее ощутимо могло про€в≠л€тьс€ в том, что люд€м даровались материальные блага: ес≠ли на них снизошло благословение божье, их дела обычно процветали, конечно при условии упорного труда, дисципли≠ны и самоконтрол€ ї.  огда успех венчает благоразумие, уме≠ренность и поведение, подчиненное высокой цели, а не приобретению земных благ, это можно истолковать как знак Ђ божьего благословени€ ї, Ц писал ¬ебер.

Ётот тип поведени€ стал извесген как протестантска€ тру≠дова€ этика, и ¬ебер полагал, что она оказала основное воз≠действие на развитие капитализма. ƒобродетели, которые высоко ценили кальвинисты, действительно поощр€лись при капитализме: доходы не следовало тратить на ненужные ве≠ши или предметы роскоши, целесообразнее их снова вклады≠вать в производство.  онечно, триумф капитализма был ре≠зультатом не только вли€ни€ протестантской трудовой этики. ¬ебер отметил и другие факторы, например роль военного бюджета и высокий спрос на потребительские товары, способ≠ствовавший увеличению производства. ќн также признавал, что и общество могло оказывать вли€ние на религию, подобно тому как религи€ воздействовала на общество Ц экономиче≠ские и социальные перемены могли привести к изменени€м религиозных верований. “ак, под вли€нием протестантской –еформации изменились не только экономическа€ структура, но и множество других институтов общества, включа€ науку, право и образование.  омплекс изменений, возникших под вли€нием кальвинизма, преобразовал социальное устройство общества.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 556 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1487 - | 1323 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.