Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Развитие олимпийского движения, проблемы гуманизации спорта высших достижений




Олимпийское движение занимает значительное место в соци­альной жизни, в культуре современного общества. Пьер де Кубер-тен и его соратники, стоявшие в начале этого движения, хотели, если не переделать мир, то создать такую сферу человеческой дея­тельности, которая была бы основана на сотрудничестве и обще­человеческих ценностях. Однако развитие олимпийского движе­ния шло противоречиво, и его история полна компромиссов и отступлений даже от собственных принципов, приобретя поисти­не планетарный масштаб. На XXVI Олимпийских играх в Атланте [2] участвовало уже более двухсот стран мира.

Несмотря на присутствующие в нем отрицательные моменты, олимпизм как социокультурное образование составляет духовную основу спортивного движения, в котором заложены гуманисти­ческие ценности: добрая воля людей, их стремление к миру, со-


 




трудничеству, взаимопониманию. Гуманистическая природа опре­деляет его сущностное содержание — служение человеку, личнос­ти, обществу.

Тем не менее сегодня олимпизм по своему содержанию неадек­ватен тем идеалам, с которых начиналось его возрождение [3].

Олимпийский спорт неуклонно развивается в сторону профессио­нализации, все откровеннее делая ставку на ценности успеха, ка­рьеры, денег. На этой основе изменились ценностные ориентации в сторону потребительских и прагматических направлений. Про­фессионализация, повышая результативность атлетов, вместе с тем приводит к противопоставлению олимпийского спорта другим его разновидностям, отдаляя его от массового спорта.

Коммерциализация олимпийского движения также порождает не­гативную ситуацию для его дальнейшего развития. Зачастую время и условия соревнований определяются уже не интересами спорт­сменов, не созданием оптимальных условий для достижения спортивных рекордов, а интересами телевизионных компаний, рекламодателей.

В олимпийском спорте стали нарастать антигуманистические традиции — жесткая конкуренция, враждебность, недружелюбие, допинг, махинации, которые вкорне противоречат идеалам олим-пизма. Можно полагать, что если они будут усугубляться, то обще­ственное мнение перестанет воспринимать сами олимпийские игры, отвергая «новые идеалы» олимпизма [4].

Современный спорт переживает кризис. Но в кризисном состо­янии находится вся современная культура. Кризис спорта не есть его разрушение. Обществу, специалистам нужно находить пути выхода из этого состояния, предлагать инновационные идеи, раз­рабатывать новые технологии, изменять приоритеты, одним сло­вом, выстраивать новую парадигму развития современного спорта.

Новейшая история олимпизма далека от священных миротвор­ческих традиций древних олимпийских игр и романтизма и люби­тельства Пьера де Кубертена. Социокультурная реальность диктует новые правила игры. Тем не менее создавшаяся в олимпийском движении кризисная ситуация может стать началом «выздоровле­ния» Олимпийских игр, если мы будем формировать олимпийс­кую культуру человека, формировать олимпийское сознание лю­дей. Только сформированная олимпийская ментальность современ­ного социума способна вывести современный спорт и олимпийс­кое движение из-под власти коммерциализации, профессионали­зации, допинга, нечестного судейства и прочих пороков, разру­шающих олимпизм.

Феномен олимпийской культуры представляет собой развиваю­щийся комплекс накопленных человечеством знаний, норм, цен­ностей, смыслов, образцов поведения, соответствующих идеоло­гии Олимпийской Хартии, философии олимпизма, на основе ко-


I торых формируется гуманистический образ жизни социума и стиль

I жизни личности. Благодаря этому феномену работает механизм

передачи по каналам культурной преемственности накопленных и

развиваемых человечеством олимпийских ценностей от поколения

< к поколению.

Для формирования олимпийской ментальности современного социума необходимо задействовать новейшие педагогические тех­нологии, использовать инновационные подходы в процессах со­циализации при условии создания олимпийской культуры челове­ка, социальной группы, олимпийской культуры общества. Только на основе знаний, идей и философии олимпизма, мотивации на активное освоение спортивной практики, двигательных умений и спортивных навыков формируется олимпийская культура школь­ника, студента, взрослого человека. Коллектив таких единомыш­ленников может формировать олимпийскую культуру социальной группы. Олимпийская ментальность общества — это результат фор­мирования олимпийской культуры данного общества. Очень важно помнить, что в рамках традиционного физического воспитания справиться с данной задачей чрезвычайно трудно.

Инновационность процесса формирования олимпийской куль­туры в отличие от физического воспитания заключается в его целостности и интегрированности, приоритетности культурно­го потенциала спортивной деятельности. Освоение спортивных умений и навыков происходит наряду с целенаправленным со­зданием гуманистических качеств личности. Построение новой воспитательной системы на основе формирования олимпийс­кой культуры создает предпосылки для решения проблемы вос­питания человека в единстве его физических, умственных и ду­ховных начал.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1495 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2272 - | 2125 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.