Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политическая мысль в Западной Европе в эпоху Возрождения и в Новое Время




Возрождение: великие географические открытия, активизация политической жизни.

Макиавелли, Никколо (Италия) – «Государь»: основной вопрос политики – вопрос о власти. За светскую власть монарха. Поскольку люди от природы честолюбивы, лживы, вероломны, неблагодарны, непостоянны, лицемерны, и пр. – им нужно государство как особый аппарат, с помощью которого можно установить порядок и мир. Ради укрепления государства считал возможным применять любые способы и средства: «Для достижения цели все средства хороши». Лживость и вероломство в политике называют макиавеллизмом.

Боден, Жан (Франция) – основатель понятия и теории суверенитета (независимости): «Государственная власть превыше всего на своей территории и не зависит от других государств».

Новое время: распад феодализма и зарождение капитализма, экономика – основа политики.

Гроций, Гуго: учение о справедливости, теория естественного права и общественного договора. Естественное право – принципы и нормы поведения, выработанные на основе инстинктов в процессе общения, предписания здравого смысла.

Гоббс, Томас – «Левиафан»: Люди – эгоисты, война всех против всех. Государство появилось в результате заключённого между людьми общественного договора для обретения мира и спокойствия. Люди переложили власть на единое лицо, представляющее каждого. Это – великий Левиафан, всемогущее чудовище – государство, «соединение всех в одно лицо».

Локк, Джон: общественный договор возник не из-за вражды, а из сотрудничества. За свободу личности, расширение конституционных прав и свобод граждан. За разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Монтескьё, Шарль: государство зависит не только от формы управления, но и от географических условий (климата, ресурсов, расположения и пр.).

Руссо, Жан Жак: за народное правление и раздел поровну частной собственности. Государство – продукт возникновения частной собственности и неравенства.

Развитие политической мысли Западной Европы в ХIХв.

1. Либерализм: за конституционную монархию и постепенный (не революционный) переход к демократической республике.

Гегель, Георг Вильгельм: Общество = множество отдельных личностей, государство = объединенный народ. Люди должны в соответствии со своими интересами объединяться в общественные группы и из них выдвигать своих представителей, которые будут регулировать все отношения между группами.

Бентам, Иеремия – теория утилитаризма: человек всегда стремится получать удовольствие и избегать страданий – т.е. получать пользу. В отношениях между людьми также нужно руководствоваться только принципом пользы. За свободу личности, частную собственность, невмешательство государства в экономику.

Де Токвиль, Шарль: торжество идеологии равенства ведет к усилению государственной власти, превращению отдельной личности в простой инструмент, используемый властью для достижения своих целей.

Идеология социализма (коммунизма): за обеспечение трудящемуся большинству достойных человека условий жизни, свободы от эксплуатации, свободы труда, справедливости и социального равенства.(Сен-Симон, Фурье, Оуэн).

3. Марксизм: политические отношения обусловлены экономическими отношениями и интересами. Государство происходит не от Бога и не является результатом общественного договора. Это – продукт классовых противоречий, служит интересам господствующего класса. Государство, выражающее интересы большинства, народа, учреждается через социальную революцию и в последствии перерастает в общественное самоуправление ( Карл Маркс, Фридрих Энгельс).

4. Расистские концепции: определяющий фактор возникновения политических институтов – борьба рас, естественный отбор, приводящий к господству высшей расы. (Чемберлен – биологическое превосходство; Ф.Ницше: высшая раса – интеллектуальная элита и люди, обладающие наибольшей волей к власти. Демократия – изобретение людей со слабой волей к власти, с помощью которого они подчиняют себе людей с сильной волей к власти. Цель развития человечества – формирование расы сверхлюдей.

5. Позитивистские концепции: Конт – «Новая политическая философия» – за изучение и анализ исторических фактов. Классовое деление – результат неравенства в способностях, естественное и неизбежное. Спенсер – Органическая теория общества: общество = синтез биологического и социального. Политический аппарат подобен растущему организму: правительство – мозг, чиновники – нервы, армия – мускулы; с развитием политический аппарат усложняется новыми частями для добавочных функций.

4. Теория насилия (Гумплович): политика – результат борьбы между социальными группами за главные жизненные интересы; в зависимости от исхода борьбы и устанавливается тот или иной государственный строй. Победители – правящий класс, порабощённые – класс рабочих и служащих.

5. Теория правового государства (Еллинек): политика – не теоретическая, а чисто практическая наука о достижении определённых государственных целей. Политика – служанка политических партий. Конституция должна изменяться в соответствии с развитием политических и правовых отношений в обществе.

 

6. Развитие политических идей в России.

11-12 вв первые памятники политической мысли – «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве». Основные идеи – обоснование независимости Руси от Византии В 15 в., после падения Византии и женитьбы великого князя Московского Ивана III на племяннице последнего византийского императора и провозглашения великого князя государем всея Руси В 16 в. русская политическая мысль приобретает светский характер (секуляризируется). За укрепление и централизацию царской власти, строгие законы, создание сильного постоянного войска. 19 в.: 1. Либералы (Сперанский): за конституционную монархию, разделение властей и создание парламента (Думы) при решающей воле монарха. Чичерин - за политическое равноправие при экономическом и социальном неравенстве. 2. Демократы (декабристы): Пестель – за замену монархии республикой, народовластие, равенство сословий, свободу личности. Муравьёв – за конституционную монархию, ограничение царской власти и союзное правление царя и народа. 3. Славянофилы (Уваров, Хомяков): за единство православия, самодержавия, народности (самобытности). Самобытность России делает невозможным прочные отношения с Западом и Востоком, политика должна быть ориентированной большей частью на дела внутри страны. За политическое обособление России. 4. Западники (Белинский, Герцен, Тургенев, Чаадаев): Россия должна развиваться в тесном взаимодействии с другими странами, прежде всего – с Западной Европой, усваивая её культуру и опыт внешней и внутренней политики. Против обособления и замкнутости России. 6. Революционеры-демократы (Герцен, Огарев, Белинский, Чернышевский, Добролюбов) призывали к решению общественных противоречий народной революцией, к созданию народной республики на основе крестьянской общины, к децентрализации. 8. Анархисты (Бакунин,Кропоткин) сочетали народничество и анархизм, боролись с марксизмом и отрицали государство и власть вообще, предлагая создание «свободной федерации» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций. 9. Марксисты (В.И.Ленин)выдвигали идеи классовой борьбы, пролетарской революции и диктатуры пролетариата, ведущей силы революции, но предложил идею возможности социалистической революции в одной, отдельно взятой стране. Его оппоненты Плеханов и Мартов доказывали, что Россия не готова к социалистической революции, и выступали за эволюционный путь, солидаризируясь с идеями европейской социал-демократии. 10. Последними крупными российскими политическими мыслителями были Николай Бердяев (за реформу православия, сведение политики до минимума, растворения её в религии) и Иван Солоневич (за «народную монархию»: царь опирается на народ и традиции без посредничества знати, дворянства и интеллигенции. Революции 1917 г. положили конец конкуренции идеологий и программ, приведя к установлению диктатуры большевиков и созданию тоталитарного режима. 20 век: 1. Евразийство (Вернадский и эмигранты): Россия – особая страна, сочетающая элементы Востока и Запада, но пошедшая при Петре I чужим путем. За Советы без коммунистов, одновременное существование государственной и частной собственности на землю, за объединительную роль православия. 2. В СССР политическая наука до 1989 г. отвергалась вообще. Сталин выдвинул концепцию обострения классовой борьбы по мере укрепления социализма. Это означало постоянное усиление борьбы с классовыми врагами, т.е. новые и новые репрессии. Политическая мысль была неотделима от марксизма-ленинизма и выполняла поставленные КПСС задачи: 1) разоблачала буржуазную политику Запада; 2) осуждала антисоветскую борьбу в странах Восточной Европы; 3) объясняла искажение коммунистической идеи в маоистском Китае; 4) обосновывала единство советского народа и отсутствие борьбы за власть и других явлений реальной политики в СССР. 3. Перестройка породила борьбу идей, но эта борьба идет в рамках традиционных течений – западничества (демократы), славянофильства (Солженицын и коммунисты), евразийства (центристы). Крупных политологов в российской науке сейчас не видно.

7. Эволюция политической мысли в Беларуси.

12 в: Общественно-политическая мысль находились в тесной связи с христианством (Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский). За укрепление феодальной власти, утверждение христианской религии, против княжеских междоусобиц.

14 в.: Полотчина получает название Белая Русь (вольная, свободная Русь). Формируется белорусская народность.

15-16 вв.: гуманистические течения. Франциск Скорина выделил 2 категории законов: 1) естественные, заложенные в природе человека; 2) написанные на бумаге – появляются тогда, когда люди преступают естественные законы и начинают воровать, убивать и т.п. Писанный закон призван положить конец преступлениям.

16 в.: правовые акты на древнебелорусском языке (Первый, Второй и Третий Статуты Великого Княжества Литовского – полный свод законов, «феодальная конституция»: права и обязанности разных сословий различны, но зависят не от чьей-то личной воли, а только от закона.

Большинство гуманистов придерживалось умеренных взглядов, выступало лишь за реформирование феодального общества: ограничение произвола магнатов, крепостников и католических церковников, за установление порядка и строгое соблюдение законов всеми сословиями, за правовое государство (Микола Гусовский, Сымон Будный, Лев Сапега). Часть гуманистов выступила за радикальное изменение существующего строя: уничтожение крепостного права, превращение городских плебеев и ремесленников в свободных собственников и равноправных граждан (Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц).

17-18 вв.: движение за освобождение Беларуси от Польши и воссоединение её с Россией (Симеон Полоцкий).

19 в.: революционно-демократическое направление общественной мысли: Франц Савич, Кастусь Калиновский – руководитель восстания против крепостничества и царского самодержавия, за создание самостоятельного Литовско-Белорусского государства, независимого от Польши и России. За крестьянскую революцию и демократическую республику.

В начале 20 в. было 3 основных политических течения: либерально-буржуазное, социал-демократическое, большевистское (коммунистическое).

 

 

8. Политика как общественное явление: понятие, структура, функции. Взаимосвязь политики с другими общественными явлениями.

Политика – 1) Наука о государственном управлении, искусство управлять государством. Все, что относится к государству, его делам: руководство, управление, участие в делах государства. 2) Борьба за власть: все явления, связанные с борьбой за завоевание, удержание и использование власти или с борьбой за ограничение власти. 3) Искусство управления людьми (Сократ). = Сфера отношений социальных субъектов по поводу использования государственной власти для выражения своих интересов.

Структура (форма) политики — это ин­ституты и нормы (правовые и организационные), позволяю­щие регулировать политическое поведение людей: государство, парти­и, общественно-политические организации, ассоциации и движения + законы, политические и правовые нормы.

Функции политики:

- формирование политической системы общества;

- организация его политической жизни, политических отношений;

- управление делами общества и государства;

- руководство органами власти и происходящими в обществе процессами;

- контроль политических и иных отношений;

- создание политического режима, государственного строя, типа правления.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 363 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2285 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.