Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“рактовка культуры в трудах ‘. Ѕэкона




 

—реди мыслителей конца XVI в. Ч начала XVIII в., которые внесли существенный вклад в развитие культурологической теории, прежде всего следует назвать ‘рэнсиса Ѕэкона (1561Ч1626).

ќбычно, когда говор€т о ‘рэнсисе Ѕэконе, то вспоминают, что он был родоначальником английского материализма, последовательно отстаивающим идеи таких Ђстихийныхї материалистов - диалектиков ƒревней √реции, как Ћевкипп, ƒемокрит, ‘алес и др. ƒругие вид€т его заслугу прежде всего в том, что он заложил основы нового направлени€ философской мысли, которое впоследствии получило название Ђфилософи€ наукиї. “ретьи утверждают, что своей славой ‘рэнсис Ѕэкон об€зан разработке кардинальных вопросов методологии научного познани€, что его учение об Ђидолахї, т.е. об ошибках мышлени€, возникающих в процессе взаимодействи€ познающего субъекта и познаваемого объекта, стало базисом современной гносеологии. —ам ‘рэнсис Ѕэкон считал, что его вклад в сокровищницу человеческой мысли весьма скромен (например, он писал, что в отличие от “елезио и ѕатрици, он не предлагает никакой цельной теории, позвол€ющей объ€снить закономерности развити€ природы, общества и человека), однако потомки высоко оценили ту роль, которую он сыграл в развитии западноевропейской философии. ¬ частности,  арл ћаркс и ‘. Ёнгельс подчеркивали в Ђ—в€том семействеї, что у Ѕэкона Ђ... материализм таит в себе в наивной форме зародыши всестороннего развити€ї. ќни писали, что в работах английского философа Ђматери€ улыбаетс€ своим поэтически-чувственным блеском всему человекуї3.

Ќо как бы ни относились к ‘рэнсису Ѕэкону его современники, как бы ни оценивали его потомки, нельз€ не признать, что его творчество составило эпоху в истории европейской философской мысли, и многие наши представлени€ о природе и специфике научного познани€, о границах человеческого разума, о соотношении эмпирии и теории в процессе научного поиска уход€т своими корн€ми в его работы. ≈му мы об€заны и целой россыпью оригинальных идей, вошедших в арсенал современной культурологической мысли.

‘рэнсис Ѕэкон родилс€ в семье представител€ так называемого Ђнового двор€нстваї, которое начало по€вл€тьс€ в јнглии во времена √енриха VIII, проводившего жесткую политику на отрыв английской церкви от католического мира и установлени€ верховенства светской власти над властью церковной. √енрих VIII чрезвычайно нуждалс€ в союзниках, поддерживающих его внутреннюю и внешнюю политику. ќн сотн€ми создавал новых лендлордов, раздава€ за заслуги перед короной и продава€ за бесценок бывшие монастырские земли и вотчины представителей родовой знати, попавших в опалу или казненных по решению суда за государственную измену. ќдним из таких лендлордов был и отец ‘рэнсиса Ѕэкона, который превратилс€ в крупнейшего землевладельца, благодар€ милости корол€. ƒалеко не случайно ‘рэнсис Ѕэкон во многих своих сочинени€х восхвал€ет династию “юдоров, сумевших прекратить вывоз капитала из страны и добитьс€ духовной автономии от ¬атикана и экономической независимости от более развитых стран ≈вропы.

ЂЌовое двор€нствої в силу своего происхождени€ находилось в антагонизме с древними феодальными родами, и, даже облада€ реальной властью (подавл€ющее большинство мануфактур, корабельных верфей, доков, фабрик по выработке парусины и шерст€ных тканей, железоделательных заводов, банкирских контор и т.д. принадлежало выходцам из этого нового социального сло€), нуждалось в идеологах, обосновывающих сложившийс€ пор€док вещей, а также в хорошо образованных люд€х из своей среды, которые могли бы отстаивать их интересы на высших государственных постах. ќдним из таких людей и был ‘рэнсис Ѕэкон, который наследовал дело своего отца, занимавшего весьма значительное место в служебной иерархии.  стати, из этой среды вышел и ќливер  ромвель Ч будущий вождь английской буржуазной революции, который впоследствии сделал очень многое дл€ восстановлени€ монархии в јнглии.

ѕосле окончани€  ембриджского университета ‘рэнсис Ѕэкон был определен на дипломатическую службу и провел несколько лет в английском посольстве в ѕариже. ќднако после смерти отца он был вынужден возвратитьс€ домой. «десь он начинает заниматьс€ политикой и вскоре избираетс€ депутатом ѕалаты общин английского парламента. ¬есьма быстро молодой талантливый адвокат, обладающий редким даром красноречи€ и не скрывающий своих монархических убеждений, был замечен. Ќа него обратил внимание сам король яков I —тюарт, увидевший в нем человека, на которого можно положитьс€ в той ситуации перманентной конфронтации между парламентом и двором, что про€вл€лась достаточно часто не только в скрытых, но и в открытых формах. ѕредставление королю стало исходной точкой блест€щей и быстрой карьеры ‘рэнсиса Ѕэкона, который к 57 годам стал лордом-канцлером английского королевства, бароном ¬еруламским, виконтом —ент-јлбанским, обладателем многих поместий и замков.

ќднако судьба распор€дилась так, что вскоре его восхождение к вершинам власти было прервано. Ѕорьба корол€ и парламента в начале 20-х годов XVII в. резко обострилась, и, стрем€сь найти компромиссное решение, король решил пожертвовать р€дом высших должностных лиц, вызывавших наибольшую €рость городского плебса и мелких буржуа из-за последовательно и жестко проводимой ими политики на укрепление позиций королевской власти. —реди них был и ‘рэнсис Ѕэкон, которого парламент обвинил во вз€точничестве и казнокрадстве. «аключение в “ауэр закончилось дл€ ‘рэнсиса Ѕэкона более счастливо, чем дл€ “омаса ћора. ќн не лишилс€ головы на плахе, но его политической карьере был положен конец. Ѕолее он уже никогда не занималс€ политикой и остаток дней посв€тил научным зан€ти€м.

Ёто было благом дл€ философии, ибо именно тогда им были созданы наиболее известные работы, обессмертившие его им€, и среди них знаменитые Ђќ достоинстве и приумножении наукї, ЂЌовый ќрганонї и утопический социальный роман ЂЌова€ јтлантидаї, где бывший лорд-канцлер размышл€ет о принципиальной возможности создани€ гармоничного и справедливого общества, основой экономического могущества которого была бы наука и техника.

ƒл€ культуролога три названных выше работы имеют особое значение, ибо в них, по сути, излагаетс€ бэконовска€ концепци€ культуры, хот€ небезынтересными с культурологической точки зрени€ €вл€ютс€ и другие его сочинени€, в частности Ђќпыты и наставлени€ нравственные и политическиеї, написанные €вно под вли€нием бессмертного сочинени€ ћишел€ ћонтен€. —разу же необходимо сказать, что в своем понимании культуры ‘рэнсис Ѕэкон коренным образом расходитс€ с теми представлени€ми, которые были выработаны средневековыми мыслител€ми. ѕротиворечит он частично и своим предшественникам на философском поприще, принадлежащим к кругу гуманистов ¬озрождени€.

≈сли абсолютное большинство авторов до ‘рэнсиса Ѕэкона, говор€ о культуре и цивилизации, обращали свое внимание прежде всего на духовные аспекты и видели культурный прогресс в первую очередь в бурном развитии изобразительного искусства и литературы, музыки и архитектуры, в воспитании всесторонне развитого, гармоничного человека, способного к раскрепощению всех имеющихс€ у него потенций и задатков, то ‘рэнсис Ѕэкон переносит акцент на рассмотрение достижений в области науки, техники, промышленного производства, которые, по его мнению, наиболее €рко свидетельствуют о достижении той или иной нацией определенного культурного уровн€.

 ультура дл€ ‘рэнсиса Ѕэкона не только и не столько результат Ђвозделывани€ душиї, как считали древние греки и римл€не, а финал де€тельности по покорению сил природы, подчинению ее воле и интеллекту действующего индивида, опирающегос€ на мощь техники и данные опытной науки. ќна, по его мнению, возникает из взаимоотношени€ природы и человека и, по сути, есть не что иное, как Ђчеловек в его отношении к природеї.

ќ культуре того или иного общества, считал Ѕэкон, прежде всего необходимо судить по достижени€м в области естествознани€, по уровню сельскохоз€йственного и промышленного производства, по накопленной сумме знаний и масштабам внедрени€ научных открытий в практику. √овор€ другими словами, дл€ Ѕэкона критери€ми культурного развити€ €вл€ютс€ темпы научно-технического прогресса, глубина познани€ законов природы и их использование дл€ блага людей.

Ќа последнем моменте Ѕэкон акцентирует особое внимание. — его точки зрени€, объем накопленных знаний еще не говорит об уровне культурного развити€ того или иного общества. “олько их практическое применение позвол€ет судить о том, достигла ли та или ина€ система высот культуры.

 ультура, с точки зрени€ ‘рэнсиса Ѕэкона, не есть нечто данное изначально. ѕо его представлени€м, она развиваетс€, переход€ с одной ступени на другую. Ѕэкон считает, что европейска€ культура прошла в своем развитии три стадии, которые соответствуют культуре ƒревней √реции, культуре ƒревнего –има и культуре «ападной ≈вропы Ќового времени.

¬ —редневековье, с его точки зрени€, наблюдалс€ упадок культуры, выражающийс€ в засилье религии, пренебрежении к естественным наукам, схоластическом теоретизировании, которое ничего не давало дл€ овладени€ силами природы и облегчени€ жизни людей, вынужденных в поте лица своего добывать хлеб насущный. ѕосле того, как христианство стало одной из трех мировых религий, говорит Ѕэкон, большинство лучших умов р€д столетий посв€щали себ€ зан€тию теологией, что не могло не сказатьс€ на уровне культурного развити€ ≈вропы, котора€ постепенно погружалась во мрак невежества и обскурантизма. ƒостижени€ древних греков и римл€н были забыты, и только в эпоху ¬озрождени€ была восстановлена Ђвремен св€зующа€ нитьї. Ќовое врем€, по мнению Ѕэкона, есть врем€ возврата к античной традиции с ее пиететом по отношению к науке и человеческому разуму.

Ѕэкон считает, что культура Ч сложный феномен. ќна про€вл€етс€ во всех сферах де€тельности людей, но главными ее элементами €вл€ютс€ наука и искусство.

—ледует сказать, что в пон€тие Ђискусствої Ѕэкон вкладывает смысл, отличный от того, к которому мы привыкли. ѕод Ђискусствомї он понимает вс€кое практическое умение, необходимое дл€ овладени€ силами природы, основанное на знании ее свойств и законов.

»скусство, согласно Ѕэкону, суть квинтэссенци€ культуры. ќно призвано не исправл€ть природу, а раскрепощать ее. Ђѕрирода, Ч пишет ‘рэнсис Ѕэкон, Ч подобно ѕротею вынуждаетс€ искусством делать то, что без искусства не было сделано, как бы это ни называть Ч насилие и узы или помощь и совершенствованиеї4.

–азвива€ идею о взаимосв€зи культуры и природы, Ѕэкон приходит к мысли о том, что культура и природа не €вл€ютс€ противоположност€ми, а широко распространенное мнение о совершенном различии естественного и искусственного €вл€етс€ ошибочным.

ќн показывает, что искусственное возникает как качественно своеобразное €вление на почве универсального движени€ природы, в бесконечные модификации которого включена де€тельность человека. “аким образом, понимание культуры у Ѕэкона противоположно ее религиозно-схоластическому пониманию в философской мысли —редневековь€, где мир природы и мир, созданный человеком, воспринимались как противосто€щие и никаким образом не св€занные друг с другом.

Ќо вклад Ѕэкона в теоретическую культурологию не ограничиваетс€ констатацией факта взаимосв€зи культуры и природы и введением технического прогресса в качестве критери€ культурного развити€. »м был высказан еще целый р€д конструктивных идей, не утративших своего значени€ и до сегодн€шнего времени. ¬ частности, это относитс€ к идее о преемственности культуры как преемственности знаний. ќн подчеркивает, что Ђзнани€ и открыти€ мгновенно распростран€ютс€ и разлетаютс€ по всему свету, ибо передача знаний подобна бурно вспыхнувшему пламени, зажженному от другого пламениї5. «нани€, утверждает он, €вл€ютс€ нитью, св€зующей различные культуры.

»сследу€ проблему преемственности культуры, Ѕэкон вплотную подходит к мысли о том, что преемственность представл€ет собой процесс диалектического Ђсн€ти€ї, удержани€ всего позитивного, что было накоплено представител€ми предыдущих исторических эпох.

— его точки зрени€, чтобы достичь подъема культуры, нужно Ђсоблюсти такую меру, чтобы не отбрасывать то, что правильно положено древними, и не пренебрегать тем, что правильно принесено новымиї6. ѕолемизиру€ с представител€ми средневековой философской мысли, Ѕэкон отмечает, что схоластика тоже сто€ла на позици€х преемственности культурного наследи€ прошлых эпох, однако она не стремилась к дальнейшему развитию унаследованной культуры, вид€ свою главную задачу в приспособлении накопленного ранее знани€ дл€ осмыслени€ богословских проблем. ƒл€ Ѕэкона богатства культуры прошлых эпох Ч базис культуры насто€щего, котора€ по отношению к культуре канувших в Ћету исторических эпох €вл€етс€ более богатой и содержательной.

«аслуживает внимани€ и мысль Ѕэкона о противоречивости развити€ культуры. ¬оздав должное человеческому разуму, убедительно демонстрирующему свою мощь и способность создавать совершенные оруди€, обеспечивающие его владычество над живой и неживой природой, Ѕэкон обращает внимание на то, что средства, которые созданы человеком дл€ увеличени€ его могущества, зачастую используютс€ против своих создателей. “ак, применение технических изобретений и открытий в области естественных наук в военном деле способствует увеличению числа жертв различных конфликтов, провоцирует тех, кто обладает более совершенным оружием, нав€зывать свою волю более слабому в техническом отношении противнику. ѕрименение же открытий в промышленности ведет к обогащению тех, кто владеет оруди€ми и средствами производства, способствует развитию у них порочных наклонностей, аморализма и безудержной жажды богатства. »сточник противоречий культуры ‘рэнсис Ѕэкон видит в самой культуре, котора€, развива€сь, способствует не только возвышению человека, но и при определенных услови€х становитс€ средством его порабощени€.

“еоретическа€ культурологи€ об€зана ‘рэнсису Ѕэкону также идеей об изменении взаимоотношений между наукой и практикой как поворотном моменте в развитии европейской культуры.

јвтор ЂЌового ќрганонаї, опира€сь на многочисленные письменные источники и апеллиру€ к реальност€м своего времени, убедительно доказывает, что в XVII в. произошли кардинальные перемены в европейской культуре. — его точки зрени€, культура Ќового времени, будучи тыс€чами нитей св€занной с культурой јнтичности, качественно отличаетс€ от последней, ибо знание стало действительной силой.

¬озникновение непосредственного вли€ни€ науки на практику ‘рэнсис Ѕэкон рассматривал как свидетельство изменени€ базовых структур европейской культуры, характерной особенностью которой стало с XVII века сакрализаци€ науки и преклонение перед могуществом познающего разума.

»нтерес представл€ет и иде€ ‘рэнсиса Ѕэкона о тесной взаимосв€зи между культурой и свободой. —огласно его точке зрени€ человек существует в услови€х универсальной детерминированности, однако он вовсе не обречен на рабское подчинение природе и обществу. ‘рэнсис Ѕэкон считает, что по мере роста объема знаний, которыми владеют люди, по мере овладени€ Ђискусствомї, углублени€ представлений о природе и законах ее развити€ расшир€етс€ и Ђполе свободыї человека. ¬ пределах использовани€ законов природы, пишет автор ЂЌового ќрганонаї, Ђчеловек может все, если же такой возможности нет, он ничего не можетї7. √овор€ другими словами, свобода у ‘рэнсиса Ѕэкона есть результат овладени€ культурой. ѕредлага€ такое решение, он коренным образом расходитс€ со —пинозой, дл€ которого свобода есть свобода мудреца, познавшего необходимость поступать определенным образом и способного обуздывать свои страсти и желани€, повину€сь голосу разума. Ќа этот момент обращает внимание  уно ‘ишер: Ђ÷ель —пинозы Ч созерцание. ÷ель Ѕэкона Ч культураї8.

“аков в самых общих чертах комплекс культурологических воззрений, содержащихс€ в работах выдающегос€ английского мыслител€ Ќового времени ‘рэнсиса Ѕэкона, который внес весомый вклад не только в становление европейской философии, но и в формирование теоретической культурологии.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 613 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

1286 - | 1268 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.