Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕетрарка и его вклад в осмысление феномена




 ультуры

 

‘ранческо ѕетрарка (1304Ч1374) происходил из семьи потомственных тосканских нотариусов, которые на прот€жении нескольких поколений занимались (достаточно успешно) юридической практикой, выступа€ ходата€ми по гражданским и уголовным делам, скрепл€€ своей подписью и печатью акты о разделе и наследовании имущества, брачные контракты, договора, заключаемые владельцами торговых домов. Ќачальное образование ѕетрарка получил в доме деда, который был весьма начитанным и набожным человеком. ќн сумел привить внуку не только уважение к знани€м, но и любовь к великому наследию античной культуры, которую ѕетрарка пронес через всю свою жизнь.

ќднако вскоре семь€ покидает ‘лоренцию и перебираетс€ сначала в ѕизу, а затем в јвиньон, где в те годы была резиденци€ папы римского. ¬ дальнейшем вс€ жизнь семьи и ѕетрарки-младшего будет св€зана с этим городом, где причудливо переплетались различные культуры (италь€нска€, французска€, прованска€, немецка€), и где все течение жизни было подчинено распор€дку, по которому жил двор св€тейшего главы католического мира. ¬ јвиньоне ѕетрарка заканчивает школу, где получил представление о началах грамматики, диалектики и риторики, и вскоре поступает на юридический факультет в ћонпелье, но через некоторое врем€ переводитс€ в Ѕолонский университет, который считалс€ в те годы лучшим европейским университетом, готов€щим будущих служителей ‘емвды. ќднако ѕетрарка не заканчивает курс.  ак только предоставл€етс€ возможность, он бросает университет, возвращаетс€ в јвиньон и полностью сосредотачиваетс€ на зан€ти€х поэзией, к чему он чувствовал склонность с юношеских лет.  ак отмечают исследователи творчества ѕетрарки, в папской столице он вел жизнь, если можно так выразитьс€, Ђсредневекового дендиї, посеща€ различные празднества, увеселени€, нанос€ и отдава€ визиты многочисленным знакомым, без конца сочин€€ канцоны, мадригалы, сонеты в честь прекрасных дам. ¬скоре он становитс€ известным как тонкий лирик и мастер изысканных стихотворных форм. Ќемного позже к нему приходит слава лучшего поэта папской столицы, а также »талии и ‘ранции, где с ним в искусстве стихосложени€ не мог в то врем€ соперничать никто. Ѕлагодар€ своей известности, он становитс€ вхож в лучшие аристократические дома.

¬ начале 1341 г. ѕетрарка получает предложение от ѕарижского университета, несколько позже Ч от корол€ Ќеаполитанского и, наконец, от папской курии, котора€ сочла возможным короновать его лавровым венком.

—обытие, ставшее апофеозом всей жизни ѕетрарки, состо€лось 8 апрел€ 1341 г. Ёто был первый день ѕасхи, когда празднуетс€ воскресение ’риста. ѕо преданию, ѕетрарка сам назначил эту дату.  ак утверждает его первый биограф ƒжованни Ѕоккаччо, ѕетрарка видел особый смысл в том, чтобы его всемирное признание состо€лось именно в день возрождени€. ќн верил, что акт увенчани€ его Ч человека нового типа и склада характера, основоположника гуманизма и создател€ литературного италь€нского €зыка Ч начинает новую эпоху в истории не только его родной »талии, но и всей ≈вропы, котора€ будет действительно эпохой восстановлением прерванной цепи преемственности европейской культуры, своими корн€ми уход€щей в античность.

ќ своем воспри€тии событи€, свершившегос€ на  апитолийском холме в первый день ѕасхи 1341 г., ѕетрарка достаточно обсто€тельно говорит в письме своему покровителю Ч Ќеаполитанскому королю –оберту, одарившего его в знак признани€ его выдающихс€ заслуг перед поэзией пурпурной мантией, подбитой горностаем, наподобие тех, что в торжественных случа€х возлагались только на плечи монархов: Ђѕрими благую весть: заброшенные ћузы вознаградили мой талант... Ѕлагодар€ тебе –им и пустынный дворец  апитоли€ озарила необычна€ радость. ѕуст€ковое событие, скажет кто-нибудь, однако благодар€ своей новизне оно стало выдающимс€ и было отмечено аплодисментами и ликованием народаї10. ѕриблизительно также воспринимали факт увенчани€ ѕетрарки лавровым венков и его современники. ќб этом можно судить по трудам ƒжованни Ѕоккаччо, в которых неоднократно говоритс€, что именно с этого дн€ началс€ отсчет новой исторической эпохи, что будет им впоследствии названа эпохой ¬озрождени€.

ƒостижение вершины славы не вскружило голову ѕетрарки. ¬ последующие годы он продолжал интенсивно работать, выпуска€ в свет не только поэтические сочинени€, но и научные, а также религиозно-богословские трактаты, заметки об истории »талии. ќн пишет двенадцать эклог, известных под названием ЂЅуколическа€ песньї, трактаты Ђќб уединенной жизниї, Ђќ монашеском досугеї, Ђќ достопам€тных вещах и событи€хї, полемическое сочинение в защиту поэзии Ђ»нвектива против врача в четырех книгахї и свою знаменитую исповедь, которую он назвал ЂSecretumї, что в переводе означает Ђћо€ тайнаї. »звестность его перешагивает границы »талии. Ѕолее никто не сомневаетс€ в том, что он действительно €вл€етс€ подлинным королем Ђвсех образованных людей, поэтов и историковї, как было написано в тексте закона, торжественно прин€того —енатом –има в год его коронации. ≈го считают желанным гостем во всех столицах тогдашней ≈вропы. √осудари и владетельные кн€зь€ считают за честь провести в разговоре с ним не то что час Ч минуты. ѕапа расточает ему милости и благоде€ни€. ќднако в 1353 г., накануне своего п€тидес€тилети€, ѕетрарка покидает јвиньон и возвращаетс€ в »талию. «а право считать знаменитого поэта, ученого членом своей коммуны спорили многие города, в том числе и родна€ ѕетрарке ‘лоренци€, правительство которой даже пообещало вернуть ему имущество, конфискованное некогда у его отца как участника заговора против республики. Ќо ѕетрарка выбрал дл€ жительства ћилан, где при дворе архиепископа ƒжованни ¬исконти тогда сложилс€ кружок образованных людей, раздел€ющих идеалы гуманизма и увлеченность ѕетрарки культурным наследием античности. ƒругим мотивом, обусловившим его выбор, была надежда на то, что ¬исконти представл€ет собой человека, способного покончить с феодальной раздробленностью »талии и прекратить посто€нные междоусобицы между городами и отдельными владетельными феодалами. ќднако разочарование в правителе ћилана наступило достаточно быстро, и вскоре ѕетрарка уезжает в ¬енецию, которую тоже через некоторый срок покидает после нанесенного ему оскорблени€ некими философами-аверроистами, поставившими под сомнение его ученость.

ѕоследние годы жизни ѕетрарки прошли в ѕадуе и в јркве, маленьком селении на ≈вганейских холмах, расположенном среди оливковых рощ, кипарисов и виноградников. ќн продолжал работать до последних минут жизни. ѕо преданию, гениальный поэт и выдающийс€ ученый завершил свой жизненный путь 19 июл€ 1374 г., работа€ над очередной рукописью.

ѕетрарка оставил множество сочинений, из которых большинству людей, даже получившим неплохое образование, прежде всего известна его Ђ нига песенї, включающа€ в себ€ сонеты, мадригалы, канцоны, секстины, баллады, созданные им в честь его возлюбленной Ћауры. ћенее известны его научные работы, и практически неизвестны труды, где он исследует культурологическую проблематику. ¬месте с тем, круг данных вопросов весьма интересовал ѕетрарку, и есть весомые основани€ считать его одним из тех, кто закладывал фундамент культурологической теории.

≈сли анализировать теоретическое наследие ѕетрарки под данным углом зрени€, то прежде всего необходимо сказать о том, что он, по сути, открыл античность как новый тип культуры и обосновал его отличие от культуры предыдущей исторической эпохи.

ѕосле ѕетрарки говорить о культуре как некоем феномене, пребывающем вне времени и пространства, существующем с момента сотворени€ мира и до —трашного суда, уже было невозможно. Ќе будет большим преувеличением сказать, что ѕетрарка одним из первых применил принцип историзма в понимании культуры, показав, что культура античности, —редневековь€.и его времени есть ступени развити€ одного и того же феномена, но приобретающего различные черты на различных стади€х его существовани€.

¬ то же врем€ он более четко, чем ƒанте и многие из его современников, проводил разделение между культурой его исторической эпохи и культурой античности. ѕо сути, он заложил основы дл€ научного осмыслени€ –енессанса и более взвешенной оценки всех ренессансных теорий подражательности, которые были чрезвычайно распространены, особенно во времена “реченто.

ѕетрарка не только обосновал отличие своей культурной эпохи, но и выделил ее характерные черты, показав, что ренессансное миропонимание и мироощущение коренным образом отличаетс€ от средневекового и, весьма существенно, от миропонимани€ и мироощущени€ античного человека, который мыслил, чувствовал и действовал во многом иначе, чем гуманисты ¬озрождени€. ћожно утверждать, что от ѕетрарки идет традици€ рассматривать культуру —редневековь€ как теоцентричную, а –енессанса как антропоцен-тричную, которой придерживаютс€ сегодн€ практически все современные исследователи-культурологи как на «ападе, так и на ¬остоке.

ѕетрарка выдвинул и обосновал тезис, согласно которому творцом культуры €вл€етс€ свободна€, раскрепощенна€ личность, не испытывающа€ духовного и экономического гнета, обладающа€ чуткой душой, разносторонне образованна€ и гармонично развита€.

Ёта иде€ логически вытекала из его концепции индивидуализма, созданной им еще в авиньонский период, а затем совершенствуемой им всю жизнь. —огласно ее положени€м, мысл€ща€ личность обладает правом действовать прежде всего исход€ из своих интересов и потребностей, добива€сь почета и широкой известности. —лава, в понимании ѕетрарки, не грех, а самое утонченное из наслаждений, которое может быть даровано гениальному человеку. ѕетрарка, как подчеркивает ј. . ƒживелегов, первым додумалс€ до этого и первым из мыслителей ренессансной эпохи построил свою жизнь в соответствии с основополагающим постулатами своей концепции. ѕоказательно, что именно с позиций своей теории индивидуализма ведет ѕетрарка спор с јвгустином Ѕлаженным в знаменитой петрарковской Ђ“айнеї, однако не менее показательно и то, что защищаетс€ ѕетрарка от контраргументов јвгустина весьма неэффективно, ибо Ђон инстинктивно понимает, что главные аргументы индивидуализма не скажут јвгустину ничего, а на средневековой почве јвгустин неу€звимї11.

ѕетрарка нашел, описал и откомментировал многие рукописи античных авторов, которые были выведены из научного оборота почти на прот€жении дес€ти веков.

ќн первый проанализировал особенности €зыка —ократа, јристотел€, ÷ицерона и ¬ергили€, Ёпикура и “ацита.

≈му принадлежит честь создани€ литературной латыни, на которой вскоре заговорила вс€ образованна€ ≈вропа. ¬ известном смысле, его можно рассматривать как первого европейского филолога, предложившего способ интерпретации текстов, на который опираетс€ современна€ герменевтика.

Ѕолее того, как совершенно справедливо замечает –.». ’лодовский, Ђѕетрарка отн€л —лово у Ѕога и возвратил его человеку. ќн перестал считать слово знаком трансцендентного и увидел в нем наиболее непосредственное про€вление Ђчеловечностиї человека и создаваемой им гуманитарной культурыї12. —огласно концепции основоположника италь€нского гуманизма, речь тождественна внутреннему миру человека и не только зависит о состо€ни€ души человека и степени его развитости, но и сама вли€ет на душу и развитие индивида. »менно поэтому изучение как человека, так и творимой им культуры необходимо начинать с анализа его речи и того €зыка, который употребл€етс€ в том или ином обществе, причем изучение €зыка не может ограничиватьс€ только постижением премудростей Ђтехникиї €зыка, как считали средневековые схоласты, а прежде всего должно преследовать цель постичь его суть, внутренние закономерности, св€зь с типом культуры, родившей его.

ѕетрарка обосновал тезис о том, что основой единства нации выступает прежде всего €зык, и если представители различных этносов говор€т на различных €зыках, то это €вл€етс€ свидетельством того, что процесс формировани€ нации находитс€ в самом зародыше и пройдет немало времени прежде чем из этого конгломерата Ђвыработаетс€ї нечто единое, что можно будет назвать нацией. Ѕолее того, в его работах неоднократно повтор€етс€ иде€ о том, что наличие единого €зыка есть непременное условие существовани€ государственности. ¬последствии эта мысль будет использоватьс€ многими исследовател€ми культуры, в том числе и отечественными, причем, как прошлого времени, так и нашими современниками.

ѕетрарка первым среди гуманистов поставил вопрос о необходимости рассмотрени€ под иным углом зрени€ дихотомии Ђкультура-натураї, ибо, с его точки зрени€, противопоставление культуры природе, имевшее место в рассуждени€х античных авторов, не продуктивно.

„еловек тыс€чами нитей св€зан с природой и поэтому он должен жить в гармонии с ней, а не рассматривать ее только в качестве объекта приложени€ своей активности.

ƒостижение гармонии с природой ѕетрарка рассматривал в качестве идеала и всю свою сознательную жизнь стремилс€ к тому, чтобы он стал реальностью. »менно этим мотивом объ€сн€ет он выбор места дл€ своего посто€нного жительства не в јвиньоне, а в городке ¬оклюзе, наход€щемс€ в п€тнадцати тыс€чах шагов от папской резиденции. Ёта же причина побудила его в качестве последнего своего пристанища выбрать виллу ‘ранческо да  аррара, расположенную в живописнейшей местности недалеко от ѕадуи.

—ледует подчеркнуть, что гармонию между человеком и природой ѕетрарка рассматривал в качестве одного из главных условий человеческой свободы, что было нетривиальной мыслью дл€ того времени. ќб этом никто до ѕетрарки не говорил, в том числе и античные мыслители, к которым он относилс€ с огромным уважением. ¬последствии эта иде€ прозвучит в трудах идеологов ѕросвещени€, в частности, в работах ∆ан-∆ака –уссо, который, опира€сь на нее, создаст свою концепцию Ђестественного человекаї.

ѕетрарка, исход€ из своего понимани€ взаимоотношени€ человека и природы, первым дал критику городской культуры.

√ениальный италь€нский мыслитель и поэт, называ€ себ€ Ђгражданином рощї, писал: Ђ√орода Ч враги моим мысл€м, леса друзь€.... ¬ городе € другой человек, чем в деревне. “ут € повинуюсь природе, там Ч примеру.ї.13 ¬последствии эта иде€ станет одной из любимых дл€ многих видных культурологов, в частности ќ. Ўпенглера, который с по€влением мегаполисов и Ђкочевников больших городовї св€зывал кризис европейской культуры.

ѕетрарка первым обосновал идею о культурном единстве ≈вропы, котора€ сегодн€ определ€ет самосознание любого образованного европейца.

ќн показал, что, несмотр€ на различие €зыков, исторических судеб, народы ≈вропы могут рассматриватьс€ как суперэтнос, как носители одного и того же цивилизационного начала, ориентирующиес€ на схожую систему ценностей, в отличие от народов, принадлежащих другим цивилизационным системам, в частности, представител€м исламского и слав€нского миров.

ѕетрарка, как отмечают многие исследователи, был начисто лишен средневекового, муниципального патриотизма. Ѕесконечные войны, которые велись владетельными сеньорами с городами-коммунами, распри между городами, противоборство партий внутри городов воспринимались им всегда как общенациональные бедстви€, и в силу своих возможностей он стремилс€ погасить возникающие конфликты. —охранившиес€ документы говор€т о том, что ѕетрарка не раз и не два выполн€л дипломатические миссии, причем в качестве аргумента дл€ примирени€ враждующих сторон он неоднократно использовал тезис о принадлежности тех и других к единому христианскому миру и единой европейской культуре.

ѕетрарка положил начало исторической критике. ќн доказал неподлинность р€да исторических документов и рукописей, на которые посто€нно ссылались в своих работах представители средневековой схоластики.

¬последствии его метод был использован известным представителем второго поколени€ гуманистов Ћоренцо Ѕалла, который доказал подложность так называемого Ђдара  онстантинаї, грамоты, будто бы подписанной владыкой –имской империи, к тексту которой на прот€жении столетий апеллировали папы римские дл€ обосновани€ своих прит€заний на верховную власть не только в »талии, но и во всей «ападной ≈вропе.

ѕетрарка первым указал на ѕлатона как философа, достойного не меньшего, а, возможно, большего уважени€, чем јристотель.

»менно после публикации его работ труды ѕлатона начали изучать в европейских университетах, а знание его знаменитых диалогов Ђ“имейї, Ђѕротагорї, Ђ ритонї, Ђ√оргийї и других стало об€зательным дл€ любого образованного человека.

Ќаконец, ѕетрарка заложил основы подхода, в соответствии с которым проблема человека, проблема гуманизма и проблема историзма рассматриваютс€ как аспекты одной проблемы.

Ёта иде€ и до сегодн€шнего дн€ не утратила своей значимости, о чем можно судить хот€ бы по тому факту, что одной из наиболее представительных школ в современной культурологии €вл€етс€ та, где культура интерпретируетс€ как субъектный аспект истории.

—ловом, в лице ѕетрарки мы имеем гениального поэта, крупнейшего философа и ученого (так оценивал ѕетрарку  . ћаркс), внесшего весомый вклад в разработку основ культурологической теории. ћногие из его идей, высказанных более шести веков назад, сегодн€ воспринимаютс€ как постулаты, не требующие доказательств, и именно от них отталкиваютс€ при построении своих теоретических конструкций многие современные культурологи. ќн, как совершенно справедливо подчеркивает ј.  . ƒживелегов, Ђдействительно отец гуманизма. ѕо его сочинени€м учились целые поколени€ ученыхї14.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 499 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1469 - | 1309 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.021 с.