Роллан. Ромен Роллан (1866— 1944) — французский писатель, в чьем творчестве дано осмысление человека и мира в героических тонах. Он родился в г. Кламси в Бургундии, образ которой запечатлен в повести «Кола Брюньон» и других его произведениях, в семье нотариуса. Будущий писатель учился в Высшей нормальной школе в Париже. Он занимался историей музыки и живописи, для чего Школа направила Роллана в Италию. Большое значение для творчества Р. Роллана имело знакомство с произведениями Гоголя, Гончарова, Тургенева и особенно Л.Толстого.
Литературный путь Роллан начал как драматург-неоромантик. Драмы «Людовик Святой» (1897), «Аэрт» (1898), «Настанет время» (1903) составили цикл «Трагедии веры». Однако уже в 1898 г. Роллан начинает работать над новым циклом «Театр Революции», в котором он переходит на позиции реализма. В цикл вошло 8 драм, написанных в 1898—1939 гг. Первая из них — «Волки» (1898) — на материале французской революции конца XVIII в. описывает ситуацию, близкую обстоятельствам дела Дрейфуса. Пьеса была запрещена сразу же после премьеры.
К 1900 г. Роллан окончательно порывает с неоромантиками и разрабатывает программу создания подлинно народного театра (сб. «Народный театр», 1903). Призыв к демократизации театра — важный вклад писателя в театральное движение эпохи. Наиболее значительное достижение Роллана в реализации программы народного театра — драма «14 июля» (1902), где персонажи растворяются в образе коллективного героя — восставшего народа.
Черты романтизма в значительной мере сохраняются в реалистических произведениях Роллана, ибо он одержим поисками утраченного в империалистическую эпоху героического начала. Эти поиски приводят его к анализу жизни великих людей («Жизнь Бетховена», 1903; «Жизнь Микеланджело», 1907; «Жизнь Толстого», 1911)'. Результаты этого анализа отразились в создании образа главного героя в романе-эпопее «Жан Кристоф» (1904— 1912), замысел которого возник у Роллана еще в конце XIX в. Гениальный немецкий музыкант, бунтарь в юности и мудрец в конце жизненного пути, Жан Кристоф напоминает героев романтических произведени й. Но в романе-эпопее на первый план выдвигается реалистический образ'Европы рубежа веков, равного которому по масштабу литература того времени не знала. Действие произведения начинается в Германии, затем переносится во Францию, Швейцарию, Италию. Почти накануне империалистической войны прозвучал голос Роллана, посвятившего свою эпопею «свободным душам всех наций, которые страдают, борются и победят».
В 1914 г. Роллан закончил повесть «Кола Брюньон» (опубликована в 1918 г.) — шедевр французской литературы, связанный с народной традицией и исполненный оптимизма. Действие повести происходит в 1616 г. в г. Кламси. Герой произведения, от имени которого ведется повествование-дневник, резчик по дереву Кола Брюньон, — подлинно народный персонаж, «галльский тип», по словам автора повести. На него обрушиваются всевозможные беды: война, чума, смерть жены, потеря всего имущества, но ничто не в силах сломить Кола, его веры в свое призвание, его оптимизма. Особое значение Роллан придавал 13-й главе повести, в которой Кола Брюньон размышляет о роли книг в жизни человека.
В годы Первой мировой войны писатель с позиций пацифизма, и гуманизма осудил политику враждующих государств (сб. «Над схваткой», 1915). Победа революции в России, которую Роллан приветствовал, и окончание войны знаменуют начало нового этапа в творчестве писателя — сближение с социалистическими реалистами (роман «Очарованная душа», 1922— 1933; и др.).
Роллан оказал мощное влияние на развитие литературы. В романе «Жан Кристоф» он подвел итог развития двух крупнейших направлений XIX в. — критического реализма и романтизма, синтезировав их лучшие, наиболее сильные черты, раскрыв новые возможности реализма, продемонстрировав ряд его новых качеств, характерных для XX в. (форма романа-потока и др.).
Джек Лондон. Джон Гриффит Лондон (1876—1916), взявший псевдоним Джек Лондон, один из всемирно признанных писателей США. Он внес в литературу тему повседневного героизма, воспел мужество простых людей как высокую духовную ценность. Джек Лондон родился в Сан-Франциско в семье обедневшего фермера. Начало его жизни было необычайно бурным: он сменил множество профессий, в какой-то период сидел в тюрьме за бродяжничество, жажда знаний привела его в университет, но после двух курсов он уехал на Аляску искать золото. Так и не скопив состояния, но обогащенный жизненными впечатлениями, Лондон в 1900 г. выпустил сборник новелл «Северные рассказы», который принес ему широкую известность. В нем сочетается описание сильных телом и духом людей с картинами суровой природы, требующей от человека большого мужества. К «Северным рассказам» примыкают сборники «Бог его отцов» (1901), «Любовь к жизни» (1907) и др.
В рассказе «Бог его отцов», давшем заглавие одному из сборников, повествуется о человеке, смело разорвавшем с цивилизованным обществом, в котором он испытывал унижения, и примкнувшем к индейскому племени. Мужество в экстремальной ситуации воспевается и в знаменитом рассказе «Любовь к жизни».
Среди романов Джека Лондона наиболее значителен «Мартин Идеи» (1909). Герой романа, матрос, порвавший со своим окружением и поставивший перед собой задачу прорваться в высшее общество, бесспорно, сильная и духовно богатая личность. Этому решению способствует его любовь к Руфи Морз, девушке из буржуазной семьи. Огромное впечатление на читателя производит то упорство, с которым Мартин Идеи овладевает культурными достижениями.
Идеи становится писателем. Но, пройдя путь от простого парня до человека выдающейся образованности, герой понимает, что культурность того общества, в которое он стремился войти, — лишь иллюзия. Миром правят не идеи и красота, а деньги. Пока он был беден, ему помогали только бедные люди — разбогатев, Мартин удостоился всеобщего внимания и преклонения, к нему приходит Руфь, прежде от него отвернувшаяся. Открыв истинное лицо буржуазного мира, герой не может справиться с охватившим его разочарованием и кончает жизнь самоубийством.
Джек Лондон стал не просто признанным писателем, а своего рода учителем жизни, утверждавшим стоическое сопротивление превратностям судьбы.
НАТУРАЛИЗМ
Натурализм — одно из важнейших направлений в литературе конца XIX в. Генезис натурализма связан с поражением европейских революций 1848 г., подорвавшим веру в утопические идеи, в идеологию вообще.
Принципы натурализма. Философской основой натурализма стал позитивизм. Литературными предпосылками натурализма послужило творчество Г.Флобера, его теория «объективного», «безличного» искусства, а также деятельность «искренних реалистов» (Шанфлери, Дюранти, Курбе).
Натуралисты ставили перед собой благородную задачу: от фантастических вымыслов романтиков, которые в середине века все более отходят от действительности в область грез, повернуть искусство лицом к правде, к реальному факту. Творчество Бальзака становится для натуралистов образцом. Представители этого направления обращаются к жизни низов общества, им присущ подлинный демократизм. Они расширяют область изображаемого в литературе, для них нет запрещенных тем. Если безобразное изображено достоверно, оно приобретает для натуралистов значение подлинной эстетической ценности.
Натурализму свойственно позитивистское понимание достоверности. Писатель должен быть объективным наблюдателем и экспериментатором. Он может писать только о том, что изучил. Отсюда — изображение лишь «куска действительности», воспроизведенного с фотографической точностью, вместо типичного образа (как единства индивидуального и общего); отказ от изображения героической личности как «нетипичной» в натуралистическом смысле; замена сюжета («выдумки») описанием и анализом; эстетически нейтральная позиция автора по отношению к изображаемом у, для него нет красивого или некрасивого; анализ общества на основе строгого детерминизма, отрицающего свободу воли; показ мира в статике, как нагромождение деталей; писатель не стремится предсказать будущее.
Натурализм испытывал влияние других методов, тесно сближался с импрессионизмом и реализмом. Значение натурализма для реалистического искусства связано со стремлением к правде, широким введением документов, фактов, художественным освоением новых пластов действительности, развитием ряда жанров (аналитический роман, очерк и т.д.).
Тэн. Основоположником эстетики натурализма был французский искусствовед Ипполит Тэн (1828—1893). Он учился в Высшей нормальной школе (Париж). С 1864 г. Тэн — профессор эстетики в Школе изящных искусств, с 1878 г. — член Французской Академии. В первом значительном труде «Французские философы XIX века» Тэн объявил величайшими философами позитивистов Конта, Милля и Спенсера. В очерке «Бальзак» (1858) закладываются основы натуралистической эстетики. Для ее формирования важнейшим событием было появление труда Тэна «История английской литературы» (1863— 1865). В о «Введении» к этому изданию Тэн изложил теорию «расы, среды и момента», ставшую краеугольным камнем натурализма. В его трудах сформулирован основной принцип натурализма: уподобление искусства науке.
Гонкуры. Братья Эдмон (1822—1896) и Жюль (1830-1870) де Гонкур — выдающиеся французские писатели, стоящие у истоков натурализма и импрессионизма во французской литературе. Они родились в семье провинциальных дворян. Вершина их творчества — роман «Жермини Ласерте» (1865). Жизнь служанки, ее трагедия стали предметом исследования писателей. Предисловие к роману — один из первых манифестов зарождающегося натурализма. Гонкуры разработали методику «клинического анализа» — новую разновидность психологизма: это своего рода «научное наблюдение» за скрытыми, часто постыдными сторонами внутренней жизни, которое проливает свет на, казалось бы, алогичные поступки героев.
Гонкуры создали импрессионистический стиль, фиксирующий мгновенные ощущения. Одним из решающих средств при этом стал импрессионистический пейзаж.
Школа Золя. В 1870-е годы во главе натуралистов встает Эмиль Золя. В теоретических работах он обосновал основные принципы натурализма. В его художественном творчестве переплетаются черты натурализма и критического реализма, и этот синтез производит на читателей сильное впечатление, благодаря которому натурализм, вначале отвергаемый читающей публикой, получает признание. Золя достигает триумфа, опубликовав в 1877 г. роман «Западня». Он сумел сплотить вокруг себя молодых писателей, составивших ядро натуралистской школы (А. Сеар, Л.Энник, О.Мир-бо, Ш.М.Ж.Гюисманс, П.Алексис и др.). Важнейшим этапом в ее деятельности стало создание книги рассказов «Вечера в Медане» (1880).
В 1880-е годы натуралисты пытались обновить театр (Э.Золя, П.Алексис, О. Метенье и др.). Золя не был крупным драматургом, но его теоретические работы, инсценировки его романов, ставившиеся на сцене передового Свободного театра и на многих сценах мира, образовали в рамках движения европейских драматургов за «новую драму» особое направление.
В эти же годы сказались слабые стороны натурализма: отсутствие глубоких обобщений, физиологизм, нагромождение деталей. Обнаружилось расхождение между натуралистами.
В 1887 г. после выхода романа Золя «Земля» натуралистская школа раскололась.
Натурализм в Германии. В немецкой литературе 1880-х годов натурализм занял видное место. Теоретики натурализма А. Хольц и Й.Шлаф разработали концепцию «секундного стиля», утверждая, что изображение мира должно быть подобным воспроизведению того, как падает лист, оторвавшийся от ветки. Законом искусства должно быть воспроизведение мелочей быта. Так же детально надо описывать поведение людей, вскрывая физиологические импульсы или болезненные отклонения психики, которые им управляют.
Гауптман. Герхарт Гауптман (1862— 1946) в своей первой пьесе «Перед восходом солнца» (1889) дал один из лучших образцов немецкого натурализма. Премьера пьесы сопровождалась скандалом: никогда еще на немецкой сцене обыденная жизнь не изображалась с такой степенью откровенности, выступая в самом неприглядном свете.
Семья Краузе, оторвавшаяся от крестьянских корней благодаря свалившемуся на нее богатству (на их участке был обнаружен уголь), живет самыми примитивными, низменными инстинктами. Богатство приводит к безделью и-абсолютной пустоте существования — скучающая от безделья мать начинает пристраивать своего любовника к собственной падчерице. Развившееся на той же почве пьянство поражает не только старшее поколение (отца, в пьяном угаре путающего свою дочь с проституткой), но и младшее (старшую дочь, расплачивающуюся за алкоголизм смертью своих детей). От младшей дочери, Елены, отказывается любящий ее репортер-социалист Лот, как только узнает, что эта неиспорченная, образованная девушка родилась в семье алкоголиков, и Елена кончает с собой.
Название пьесы символично, оно дает надежду на преодоление того мрака, которым окутана повседневная жизнь немецких обывателей.
В последующих драмах Гауптмана («Одинокие», 1891; «Ткачи», 1892; «Бобровая шуба», 1893) черты натурализма, прежде всего натуралистическое изображение деталей, соединяются с реалистическим воспроизведением действительности, с драмой идей. Однако в те же годы он пишет пьесы в совсем другой манере, близкой символизму («Вознесение Ганнёле», 1893; «Потонувший колокол», 1896). Это еще раз подтверждает, что в переходную эпоху границы различных художественных систем размываются, на смену единству приходит множественность, художественный плюрализм. Наиболее значительной реалистической драмой Гауптмана стала пьеса «Перед заходом солнца», задуманная в 1910 г., а завершенная в 1932 г.
Влияние натурализма вышло далеко за пределы Европы.
Золя
Эмиль Золя (1840—1902) — великий французский писатель, глава натурализма. Он родился в семье итальянского инженера. Учился в Эксе (город в Провансе, впоследствии изображенный Золя под названием Плассан), затем в Париже. Первый успех писателю принес сборник «Сказки Нинон» (1864), созданный под влиянием эстетики романтизма. Вскоре Золя знакомится с романом Гонкуров «Жермини Ласерте», с трудами И.Тэна. В отличие от Тэна Золя признавал право художника на субъективизм, защищал импрессионистов. Однако написанный им в этот период роман «Тереза Ракен» (1867) носит преимущественно натуралистический характер.
Теория экспериментального романа. В статье «Экспериментальный роман» (1880), вошедшей в одноименный сборник, Золя обосновал уподобление художественного метода методу научному: «...Романист является и наблюдателем, и экспериментатором. В качестве наблюдателя он изображает факты такими, какими он наблюдал их, устанавливает отправную точку, находит твердую почву, на которой будут действовать его персонажи и развертываться события. Затем он становится экспериментатором и производит эксперимент — то есть приводит в движение действующие лица в рамках того или иного произведения, показывая, что последовательность событий в нем будет именно такая, какую требует логика изучаемых явлений. <...> Конечная цель — познание человека, научное познание его как отдельного индивидуума и как члена общества. <...>»
«Ругон-Маккары». В 1868 г. Золя задумывает цикл романов. Об основной цели его он пишет в аннотации: «Изучить на примере одной семьи вопросы наследственности и среды... Изучить всю Вторую империю от государственного переворота до наших дней. Воплотить в типах современное общество подлецов и героев». Таковы первые наброски замысла главного труда Золя — 20-томной эпопеи «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» (1871 —1893). Работу задержали события франко-прусской войны и Парижской коммуны. Золя не принял Коммуны, но в дни ее разгрома резко осудил террор.
В 1870-е годы появились первые 8 романов цикла «Ругон-Маккары». Все они немедленно были переведены на русский язык и были очень популярны в России. Во Франции их встретили враждебно, и только роман «Западня» (1877) принес Золя признание. Писатель стал главой натуралистской школы.
Расцвет творчества Золя приходится на 1880—1887 гг., когда выходят романы «Нана» (1880), «Жерминаль» (1885), «Творчество» (1886), «Земля» (1887) и др. В критических работах («Экспериментальный роман», 1880; «Романисты-натуралисты», «Наши драматурги», «Натурализм в театре», 1881) писатель излагает свои теоретические взгляды, концепцию натуралистического романа и драмы. Споры вокруг романа «Земля» явились поводом для раскола французского натурализма. Но Золя не оставляет начатого и в 1893 г. заканчивает цикл «Рутон-Маккары» (последние романы — «Деньги», 1891; «Разгром», 1892; «Доктор Паскаль», 1893).
«Жерминаль». Этот роман, одно из лучших произведений Золя, повествует о судьбе одного из представителей линии Мак-каров — Этьена Лантье, устроившегося работать на шахту. Его история предстает на фоне жизни шахтеров, которых беспросветная нужда вынудила восстать против хозяев, что привело к самым печальным последствиям. В ряде писем Золя раскрыл свой замысел и выбранную романную форму. Так, в письме Жоржу Мон-торгею он писал: «Наши народолюбы — просто мечтатели, они не ушли ни на шаг дальше гуманистических бредней сорок восьмого года. Если народ так хорош, так совершенен, к чему хлопотать об улучшении его участи? Нет, он внизу, на самом дне, он прозябает в невежестве и в грязи, и наш долг — сделать все возможное, чтобы извлечь его оттуда». •
В письме к Эдуарду Роду Золя уточнил основную идею романа: «По-видимому, я недостаточно ясно выразил свою мысль; мне представлялось необходимым поставить над извечной несправедливостью классов извечную муку страстей». В письме к одному из издателей он еще раз подчеркнул: «"Жерминаль" — произведение, которое зовет, к состраданию, а не к революции. <...> Да, призыв к состраданию, призыв к справедливости — вот единственная цель, которую я ставил перед собой».
Другие романные циклы. Отрицание религии и прославление труда и науки содержится в следующем цикле романов — «Три города» («Лурд», 1894; «Рим», 1896; «Париж», 1898). Незаконченной осталась притчевая тетралогия «Четыре Евангелия» («Плодовитость», 1899; «Труд», 1901; «Истина», опубликован в 1903 г. посмертно; «Справедливость», не завершен).
Подлинный человеческий подвиг Золя — участие в деле Дрейфуса. А.П.Чехов писал о Золя: «В этом своем процессе он, как в скипидаре, очистился от наносных сальных пятен и теперь засиял перед французами в своем настоящем блеске. Это чистота и нравственная высота, каких не подозревали».
Золя оказал влияние на развитие натурализма во всем мире., Однако не меньшее значение имело его творчество для реализма. Писатель необычайно расширил предмет реалистического изображения, открыл новые приемы художественного исследования действительности. Он разработал новое жанровое образование — цикл романов, представляющий общество целой эпохи в «вертикальном» (историческом) срезе. В рамках этого историко-семей-ного цикла Золя создал особый тип романа, в центре которого оказалось предприятие, «экономический организм» (шахта в «Жерминале», рынок в «Чреве Парижа»).
Поиски правды в искусстве сочетались у Золя с личной честностью, позволившей А. Франсу назвать его «этапом в сознании человечества».