Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социально-психологическая линия реализма: Мопассан, Мередит, Гарди, Джеймс, Драйзер




РЕАЛИЗМ РУБЕЖА XIX—XX ВЕКОВ

Перед писателями-реалистами на рубеже веков встала задача найти адекватные средства для глубокого анализа новой действи­тельности. Постепенное перерастание капитализма в империализм и связанное с этим обострение классовых противоречий — наи­более характерная тема, нашедшая освещение в реалистической литературе.

Философская мысль в этот период колеблется от позитивизма к иррационализму. Меняется и литературный фон. Реализм отста­ивает свои принципы не в борьбе с классицизмом или романтиз­мом, а полемизируя с натуралистами, символистами, разного рода декадентскими школами.

В критическом реализме выделяются четыре ведущие линии: социально-психологическая (Г.де Мопассан, Т. Гарди, Д. Голсу-орси, Г.Джеймс, Т.Драйзер, К. Гамсун, А. Стриндберг, ранний Т.Манн, Р.Тагор и др.); социально-философская (А.Франс, Б.Шоу, Г.Уэллс, К.Чапек, Акутагава Рюноске и др.); сатирико-юмористическая (ранний Г.Манн, Д.Мередит, М.Твен, А.Доде и др.); героическая ( Р.Роллан, Д.Лондон).

В целом критический реализм на рубеже веков отличается от­крытостью границ, испытывает влияние и вбирает в себя черты всех основных художественных методов эпохи, сохраняя главное качество — характер типизации. Глубокая внутренняя перестрой­ка реализма была связана с экспериментом, смелым опробовани­ем новых средств. Качественно углубляются основные достижения критического реализма предыдущих периодов — психологизм, со­циальный анализ, расширяется сфера реалистического отображе­ния, на новую художественную высоту поднимаются жанры но­веллы, романа, эпопеи.

Этот этап развития критического реализма выступает как пе­реходное явлени е, в котором закладываются основные отличия реалистической литературы XX в. от критического реализма XIX в.

Социально-психологическая линия реализма: Мопассан, Мередит, Гарди, Джеймс, Драйзер

Мопассан. Ги де Мопассан (1850—1893) — французский писа­тель, глава реалистического направления в литературе конца XIX в. Он родился в обедневшей дворянской семье. Детство и юность Мопассана прошли в Нормандии, образ этого края впоследствии воспроизводился во многих произведениях писателя. Обучение в университете было прервано франко-прусской войной. В 1872 — 1878 гг. Мопассан служил чиновником сначала в Морском мини­стерстве, затем в Министерстве народного просвещения.

Первый литературный успех Мопассана — новелла «Пышка», опубликованная в знаменитом сборнике кружка Золя «Вечера в Медане» (1880). Мопассан создал большое количество новелл, вошедших в сборники «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» (1882), «Дядюшка Милон» (1883), «Лунный свет» (1884), «Иветта» (1885), «Орля» (1887) и др. Они не составляют циклов в традиционном смысле слова, объединены, как правило, неким настроением, в чем сказывается влияние импрессионизма. Свои­ми учителями Г.де Мопассан считал Г.Флобера, И.С.Тургенева, Э. Золя. Под их воздействием формировалась «мопассановская» но­велла. Благодаря Мопассану в 1880-е годы новелла стала ведущим реалистическим жанром. Лежащий в основе новеллы единичный эпизод приобретает особое, обобщенное значение. В эпизоде рас­крываются ранее не известные, незаметные черты характера, дре­мавшие чувства («Заведение Телье»). Эпизод выступает эконом­ным средством изображения жизненной драмы («Ожерелье») или поворотным моментом в судьбе персонажа («Папа Симона»). Мо­пассан разрабатывает новые средства психологизма. «Непрямой» анализ (напоминающий чеховский подтекст) позволяет угадать тончайшие движения души. Структура новеллы принципиально меняется за счет углубленного, фиксированного, «точечного» на­блюдения, результатом которого оказывается предельная концен­трация отраженной действительности в единичных деталях. Но­велла Мопассана, как и чеховский рассказ, зачастую становится «маленьким романом». Мопассан и Чехов внесли выдающийся вклад в развитие «малого жанра», они глубоко изменили его ха­рактер, структуру и даже цели.

Значительны достижения Ги де Мопассана и в создании реа­листических романов. Среди романов писателя («Жизнь», 1883; «Милый друг», 1885; «Монт-Ориоль», 1887; «Пьер и Жан», 1887— 1888; «Сильна как смерть», 1889; «Наше сердце», 1890) особое место занимают «Жизнь» и «Милый друг». «Жизнь» — одна из вершин психологизма во французской литературе XIX в. Напро­тив, в «Милом друге» психологизм отступает на второй план, что связано с фигурой героя (точнее «антигероя») Жоржа Дюруа, чей духовный мир убог, внутренние побуждения ограниченны, на пер­вый же план выдвигается социальный анализ действительности.

Большое значение для характеристики особенностей реализма имеют теоретические суждения Мопассана, изложенные в пре­дисловии к роману «Пьер и Жан» («О романе»).

Реалистическое творчество Мопассана сложно и многогранно. Он испытал влияние натурализма. Стиль ряда его произведений носит импрессионистский характер. На его позднее творчество повлияли идеи декаданса.

Мередит. Джордж Мередит (1828 — 1909) — английский писа­тель-реалист, воспринявший традиции Диккенса и Теккерея, один из основоположников социально-психологической линии в реа­лизме рубежа веков. В 13 своих романах, среди которых — «При­ключения Гарри Ричмонда» (1871), «Эгоист» (1879), «Один из наших завоевателей» (1891), он тяготел к драматургическому по­строению, свойственному трагедии и комедии, чем предвосхи­тил «роман-трагедию» Т. Гарди. Своеобразным манифестом Ме­редита стало его «Эссе о комедии и использовании духа комиче­ского» (1877), где он определял перспективы романного жанра, видя их, в том числе, в его драматизации, в сближении эпиче­ского и драматического начал. Роман «Эгоист» имеет подзаголо­вок «Повествовательная комедия». В центре романа — образ баро­нета Уилоби Паттерна, эгоиста, девиз которого: «Я вовсе не тре­бую, чтобы мне угождали, — единственное, на чем я настаиваю, чтобы меня любили». Невеста баронета Клара Мидлтон оставля­ет его — таков итог столкновения эгоизма героя и душевной щед­рости девушки. Частному случаю Мередит придает социально значимый характер. Тяготея к принципу реалистического психоло­гизма, он одним из первых последовательно развивает психоло­гическую сатиру. Парадоксальное соединение психологизма и са­тиры — признак переходности в развитии литературного процес­са на рубеже веков.

Гарди. Томас Гарди (1840—1928) — один из крупнейших анг­лийских реалистов рубежа веков. Он родился в семье мелкого под­рядчика, детство провел в сельской местности, среди простых людей. Гарди проявил поразительную настойчивость в получении образования, изучил несколько языков, несколько лет занимался готической архитектурой. С 1871 по 1897 г. он написал 14 романов, объединенных в 3 цикла: «Романы изобретательные и экспери­ментальные», «Романтические истории и фантазии», «Романы характеров и среды». К последнему циклу относятся самые извест­ные романы Гарди: «Мэр Кэстербриджа» (1886), «Тэсс из рода д'Эрбервиллей» (1891), «Джуд Незаметный» (1896). В них писатель разрабатывает особую жанровую модификацию — «роман-траге­дию», что связано с его концепцией мира и человека. Гарди счи­тал, что осознание человеком естественного хода вещей делает его участником «великой драмы», порождая ощущение «траги­ческой вины», страдание от неосуществимости желаний, отчуж­дение от природы. Гарди глубоко раскрывает психологию геро­ев, при этом сохраняя и даже подчеркивая сюжетность своих произведений. Психологизм начиная с «Фьяметты» Боккаччо раз­вивался по пути уменьшения сюжетности, обеднения событий­ного ряда, и обращение к событийности в романе у Гарди (как у Мопассана в новелле) для раскрытия внутреннего мира челове­ка — достаточно новое, даже парадоксальное средство психоло­гизма.

Джеймс. Генри Джеймс (1843— 1916) в равной мере принадле­жит английской и американской литературе. Родившись в США, он уже в детстве побывал в Европе, а в 1875 г. принял британское гражданство и поселился в Англии. Героями его произведений (ро­маны «Американец», 1877; «Бостонцы», 1886; и др.) нередко ста­новятся американцы. Так, в романе «Женский портрет» (1881) героиня — американка Изабелла Арчер, приезжающая в Европу в поисках новых впечатлений и ощущений. Желая сохранить неза­висимость, она отвергает и английского лорда Уорбертона, и аме­риканского бизнесмена Каспара Гурвурда, выйдя замуж за Гил­берта Осмонда, жадного, эгоистичного, тщеславного человека, брак с которым не может принести Изабелле счастья. Писатель избегает подробного рассказа о событийной стороне ее жизни, основное внимание уделено тончайшим нюансам чувств, анализу внутренних побуждений героини. Джеймс — выдающийся мастер психологического романа. Огромное влияние на него оказал пси­хологизм русских писателей, прежде всего И.С.Тургенева.

Драйзер. Теодор Драйзер (1871 — 1945) — один из крупнейших американских писателей-реалистов. Пройдя тяжелую жизненную школу, он стал журналистом, а затем (во многом под влиянием чтения произведений Бальзака) — и писателем. Выступив против «мягкого», «розового» реализма, Драйзер в романе «Сестра Кер­ри» (1900) выбирает характерный для американской литературы того времени сюжет (простая девушка из провинции попадает в высшее общество и обретает там счастье и благополучие), но со­вершенно переосмысливает его.

Керри, мечтающая о богатой и счастливой жизни, приезжает в Чи­каго, где сталкивается с соблазнами большого города, нечестными дель­цами, отсутствием подлинно человеческих взаимоотношений. Ее мечта терпит крах. С трудом найденная работа на обувной фабрике разрушает ее здоровье. Связь сначала с дельцом Друэ, а затем с его другом директо­ром бара Герствудом, ради нее решившимся на разрыв с семьей, кражу и в конце концов разорившимся, не дарит ей чувства любви. Став опере­точной актрисой, познав успех у публики, Керри все более утрачивает изначальную чистоту, ощущает моральное опустошение.

Среди выдающихся произведений Драйзера — романы «Джен­ни Герхардт» (1911), трилогия «Финансист» (1912); «Титан» (1914); «Стоик» (опубл. посмертно, в 1946), «Гений» (1915), «Американ­ская трагедия» (1925). Сам писатель особенно высоко ценил ро­ман «Гений». В нем Драйзер касается проблем искусства, выводя в качестве центрального персонажа художника Юджина Витлу. Витла — человек, которому дано понимание красоты. Но воз­врат его к художественному творчеству стал для него возможен только после краха карьеры, неудачи в любви. Коммерциализа­ция искусства, утрата им морального стержня как результат без­духовности общества, показанные Драйзером в «Сестре Керри» еще достаточно фрагментарно, в «Гении» раскрыты с большой глубиной.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2285 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2333 - | 2132 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.