Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социально-философская линия реализма: Франс, Ибсен, Шоу




Франс. Анатоль Франс (1844—1924) — великий французский писатель, один из наиболее значительных представителей крити­ческого реализма рубежа веков. Франс (настоящее имя — Анатоль Франсуа Тибо) родился в семье букиниста. В 1860-е годы, занима­ясь журналистской деятельностью, примкнул к парнасцам.

Под влиянием парнасцев Франс писал стихи (сб. «Золотые по­эмы», 1873), затем увлекся учением И.Тэна, натурализмом (по­весть «Тощий кот», 1879, и др.).

Имя Франса становится известным в 1880-х годах (роман «Пре-; ступление Сильвестра Боннара», 1881). В эпоху переоценки духовных ценностей писатель апеллирует к разуму, к гуманности, при­зывает сохранить великое культурное наследие прошлого.

Франс обращается к вольтеровской традиции, возрождая жанр философского романа («Харчевня королевы Гусиные лапы», 1893; «Суждения господина Жерома Куаньяра», 1893). Борьба идей, а не характеров, скептический и философский тон повествования, вспомогательное значение сюжета определяют своеобразие жан­ра, избранного им.

1896 г. — год признания Франса. Он избран членом Француз­ской Академии. И именно в эти годы писатель проявляет особую политическую активность. Он включается в дело Дрейфуса. 7 фев­раля 1898 г. Франс выступает свидетелем защиты на заседании суда по обвинению Золя в оскорблении военного суда. А 29 июля, когда Золя был лишен ордена Почетного легиона, Франс отказы­вается от своего ордена в знак протеста.

В эти годы писатель создает тетралогию «Современная исто­рия» («Под придорожным вязом», 1897; «Ивовый манекен», 1897; «Аметистовый перстень», 1899; «Господин Бержере в Париже», 1901). Сила критического изображения французской жизни конца века, гуманизм, носителем которого является в тетралогии уче­ный-латинист Бержере, народность делают тетралогию вершиной критического реализма во французской литературе 1890-х годов. Франс становится ярким воплощением латинского гения в его собственном понимании (сб. «Латинский гений», 1913).

В 1901 г. был опубликован рассказ «Кренкебиль» — один из лучших французских реалистических рассказов. Для него харак­терны глубина социального анализа, критическое звучание, от­четливость авторской позиции.

В романе «На белом камне» (1904) Франс утверждает мысль о том, что социализм — это будущее человечества. Франс неодно­кратно выступал в поддержку первой русской революции, осно­вал Общество друзей русского народа и присоединенных к Рос­сии народов и после ее поражения испытал кризис мировоззре­ния. В гротескно-пародийном философском романе «Остров пин­гвинов» (1908) изложена концепция круговорота истории. Глав­ная мысль произведения — отсутствие подлинного прогресса. Од­нако в книге еще более усиливается критическое изображение современной действительности, приобретающей гротескные чер­ты. Это же касается романа о Великой французской революции «Боги жаждут» (1912) и сатирического романа «Восстание анге­лов» (4914).

В начале Первой мировой войны 70-летний писатель обращает­ся к правительству с просьбой призвать его в действующую ар­мию, пишет националистические статьи (сб. «На славном пути», 1915; «Что говорят наши убитые», 1916). Но вскоре он осознает ошибочность своей позиции.

В 1921 г. А. Франсу присуждается Нобелевская премия.

Франс придал критическому реализму рубежа веков особую философскую насыщенность.

Ибсен. Хенрик Ибсен (1828 — 1906) — норвежский писатель, один из крупнейших драматургов эпохи, создатель «новой драмы» («интеллектуальной драмы», или «драмы идей»). Его первые про­изведения носили романтический характер. Переходными к реа­листической драме идей стали драматические философские по­эмы «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867). В образах Бранда как воплощения абсолютной воли (его идея: «Быть самим собой») и Пера Гюнта как воплощения безволия, готовности жить по прин­ципу появляющихся в поэме фантастических троллей: «Быть са­мим собой довольным» явлены две противоположные точки зре­ния на предназначение человека. Обе позиции терпят крах: Бранд, осознав ущербность ригоризма, погибает в снежной лавине, а Пер Гюнт, прийдя к пониманию губительности самодовольства и по­ловинчатости, начинает меняться, и ему дается шанс сохранить свою личность — его гибель (символическая переплавка в оловян­ной ложке Пуговичника) отложена до следующего прихода Пу­говичника. Изменчивость характера и открытый финал — важней­шие драматургические нововведения, которые делает Ибсен в «Пере Гюнте». Зритель должен быть сотворцом пьесы, размышляя о ее идеях, героях и событиях после окончания спектакля, — та­кова мысль Ибсена.

Крупнейшее достижение -Ибсена — драма «Кукольный дом» ( 1879). Здесь он использовал целую систему художественных средств, разрабатывавшихся им в противовес развлекательной драматургии (ретроспективная композиция, основанная на тайне в прошлом героев, открытый финал, превращение пьесы в цепь дискуссий, которые продолжат зрители после окончания спек­такля, символика, мотив всеобщей игры и т.д.).

Героиня драмы Нора, к которой ее муж Хельмер относится как к очаровательной кукле (символика: кукла, кукольный дом; мотив игры в куклы как жизни «понарошку»), когда-то соверши­ла проступок — подделала подпись на векселе, спасая жизнь тя­жело больного мужа (тайна в прошлом героев) и проявив тем самым свою самостоятельность, «некукольность». Выяснение этой тайны составляет стержень драмы. В ней сталкиваются официаль­ные воззрения и естественные чувства. Сам конфликт возник за восемь лет до начала действия, но осознается только здесь, на сцене. Однако, в противовес традиции, финал не дает разреше­ния конфликта: Нора уходит из дома мужа, не придя к какому-либо решению, а Хельмер полон надежды на «чудо из чудес» — возвращение Норы. Исследовательница творчества Ибсена Г. Н. Храповицкая пишет: «Ретроспективная драма по отношению к драме с обычной композицией представляет собой кульминацию, которая возникла после предшествовавших ей событий и за которыми последуют новые события.... Стремление все современ­ные мнения подвергнуть пересмотру с точки зрения человечнос­ти превращало драмы Ибсена в ряд дискуссий. Современники Ибсена говорили, что новая драма началась со слов Норы, ска­занных Хельмеру: «Нам с тобой есть о чем поговорить»1.

В последующих драмах («Привидения», 1882; «Враг народа», 1882; «Дикая утка», 1884; «Росмерсхольм», 1886; «Женщина с моря», 1888) Ибсен развивает различные аспекты драмы идей. В поздних драмах («Гедда Габлер», 1890; «Строитель Сольнес», 1892; «Когда мы, мертвые, пробуждаемся», 1899; и др.) он обращается к теме искусства и судьбе художника в современном обществе. Усиление внимания к символам сближает позднее творчество Ибсена с сим­волизмом.

Благодаря деятельности Ибсена, а также норвежских писате­лей Бьёрнстьерне Бьёрнсона (1832—1910, драмы «Банкротство», 1874; «Редактор», 1874; «Король», 1877; «Свыше сил», ч. 1 — 1883, ч. 2 — 1895; и др.), Кнута Гамсуна (1859—1952, романы «Голод», 1890; «Мистерии», 1892; «Пан», 1894;' «Виктория», 1898; «Дети века», 1913; «Соки земли», 1917; и др., драматическая трилогия об Иваре Карено: «У врат царства», 1895; «Игра жизни», 1896; «Вечерняя заря», 1898; и др.), шведского писателя Августа Стринд-берга (1849— 1912, романы «Красная комната», 1879; «Одинокий», 1903; и др., драмы «Отец», 1887; «Фрекен Юлия», 1888; «Эрик XIV», 1899; «Соната призраков», 1907; и др.) литература сканди­навских стран заняла одно из ведущих мест в мировом литератур­ном процессе.

Шоу. Джордж Бернард Шоу (1856— 1950) — великий англий­ский драматург, реформатор английского театра. Он родился в семье знатного ирландца, вынужденного работать чиновником. Школа мало дала Шоу, свои познания он приобрел в основном самостоятельно. С 1871 г. он работал клерком в Дублине, затем переехал в Лондон, где сотрудничал в журналах. В социалистиче­ской печати Шоу опубликовал свои романы («Неразумный брак», 1880; «Неуживчивый социалист», 1883; и др.), не принесшие ему успеха, но научившие его систематическому литературному тру­ду, внимательному наблюдению жизни. Писатель увлекался соци­алистическими идеями и в 1884 г. стал одним из основателей со­циал-реформистского Фабианского общества.

Увлечение Ибсеном, о художественном мире которого Шоу написал книгу «Квинтэссенция ибсенизма» (1891), относится к следующему этапу его творчества, связанному с реформой анг­лийского театра. Сцену Шоу представляет как место для дискуссии, как площадку для столкновения идей, постановки проблем. Он отстаивает принципиально новую структуру драмы — «проблем­ную пьесу-симпозиум», тем самым ближе подходя к созданию «политической» и «философской» драм, которые займут большое место в его позднем творчестве. Шоу пользуется особым способом изложения проблем в «остраненном» виде — парадоксом. В отли­чие от Уайльда он делает парадокс идеологическим оружием. Па­радокс срывает романтические покровы с капиталистической дей­ствительности, свидетельствует о трезвом взгляде героев-«реали-стов» и автора на жизнь.

Три цикла составляют первый этап творчества Шоу-драматур­га: «Пьесы неприятные» (1898) — «Дома вдовца» (1892), «Серд­цеед» (1893), «Профессия миссис Уоррен» (1894); «Пьесы прият­ные» (1898) — «Оружие и человек» (1894), «Кандида» (1894), «Избранник судьбы» (1895), «Поживем — увидим!» (1895); «Три пьесы для пуритан» (1901) — «Ученик дьявола» (1896—1897), «Це­зарь и Клеопатра» (1898), «Обращение капитана Брасбаунда» (1899). Большим достижением драматургии Шоу первого периода яви­лись пьесы «Человек и сверхчеловек» (1901—1903), «Другой ост­ров Джона Булля» (1904), «Майор Барбара» (1905).

В 1913 г. Шоу создает наиболее популярную свою пьесу — «Пиг­малион». Тогда же он начинает работать над драмой «Дом, где разбиваются сердца» (1913—1919), которую справедливо считал своим лучшим произведением. Шоу продолжил плодотворную драматургическую деятельность и в последующие десятилетия вплоть до середины XX в.

Драматургия Шоу дала мощный толчок развитию английского театра, находившегося в состоянии глубокого упадка целое сто­летие (после Шеридана). Он один из вождей «новой драмы», пи­сатель, во многом определивший магистральные пути развития мировой драматургии в XX в.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1647 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2613 - | 2186 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.