Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Конспект книги Льюиса Г. Моргана «древнее общество» 285




организацию, особую одежду и знамя и своего верховного военачальника I (teuctli), который был ее главнокомандующим. В бой они шли по фратриям. I Организация военных сил по фратриям и племенам была известна гомеров­ским грекам. Нестор говорит Агамемнону:

«Построй людей по племенам, по фратриям, Агамемнон,

Чтобы фратрия помогала фратрии, племя — племени» (Гомер.

Шлиадаь II, 362—363).

Роды племени чоктавов соединены в две фратрии; первая называется «Разделившиеся люди», содержит четыре рода; вторая«Возлюбленные люди», содержит также четыре рода. Это разделение людей на две части по родам создало две фратрии. — Племя никогда не имеет меньше, чем два рода. Когда численность членов рода возрастает, то он делится на два рода; эти последние в свою очередь подразделяются и со временем опять соединяются в две или более фратрии. Эти фратрии образуют племя, и его члены говорят на одном и том же диалекте. С течением времени это племя, в результате процесса сегментации, распадается на несколько племен, которые в свою очередь вновь соединяются в союз. Так, из пары родов, через племя и фратрию, развивается союз племен.

Племя могиканов имело три первоначальных рода: Волк, Черепаха, Индюк. Каждый из них разделился, и подразделения стали самостоятель­ными родами, но они сохранили имена первоначальных родов как названия соответствующих фратрий, другими словами — подразделения каждого рода вновь организовались во фратрию. Это с полной наглядностью показы­вает естественный процесс, путем которого с течением времени один род распадается на несколько родов, а эти последние остаются соединенными во фратрию, что выражается принятием фратриального имени.

______ Племя могиканов первоначально состояло из трех родов: ____________

Волк, Черепаха, Индюк.

I фратрия Волка. 4 рода: ___________ 1) Волк, __________ 2) Медведь, ______

3) Собака, ________ 4) Опоссум. _______

II» Черепахи. 4 рода: 5) Малая 6) Болотная

__________________________________ черепаха, __________ черепаха,

7) Большая 8) Желтый

черепаха, угорь.

III» Индюка. 3 рода: __________ 9) Индюк,10) Журавль,

11) Цыпленок.

У американских индейских племен редко можно найти столь нагляд­ный пример сегментации родов с последующим образованием фратрий из соответствующих подразделений. Это показывает также, что фратрия основывалась на родстве родов. Как правило, имя первоначального рода, из которого образовались другие, неизвестно, но в каждом из упомянутых выше случаев оно оставалось именем фратрии. Дз 12 афинских фратрий нам известно имя только одной; фратрии ирокезов не имели никаких имен, кроме названия «братства».

ЧАСТЬ П. ГЛАВА IV. ИРОКЕЗСКОЕ ПЛЕМЯ

Американские аборигены распались на множество племен вследствие естественного процесса сегментации; каждое племя выделялось особым име­нем, особым диалектом, своей высшей властью, отдельной территорией, которую оно занимало и защищало как свою собственную. Диалекты были так же многочисленны, как и племена, потому что разделение не было



К. МАРКС


полным, пока не появлялись различия в языке. Морган полагает, что все многочисленные племена американских аборигенов (за исключением эски­мосов, которые не аборигены) произошли от одного первоначального народа.

Термин «нация» {nation} применяется ко многим индейским племенам, несмотря на их незначительную численность, из-за исключительного обла­дания определенным диалектом и территорией. «Племя» и «нация» не пол­ностью эквивалентны; при родовых институтах «нация» возникает только тогда, когда племена, объединенные одним управлением, сливаются в еди­ный народ, как четыре афинских племени в Аттике, три дорийских племени в Спарте, три латинских и сабинских племени в Риме. Федерация предпо­лагает наличие независимых племен, занимающих отдельные территории; слияние же, представляя собою более высокий процесс, объединяет племена на одной общей территории, хотя бы тенденция к локальному разделению по родам и племенам продолжала существовать. Конфедерация племен яв­ляется ближайшим аналогом народа.

Очень редки у американских аборигенов случаи, когда племя охва­тывает людей, говорящих на разных диалектах; такие случаи — резуль­тат соединения более слабого племени с более сильным, говорящим на близко родственном диалекте, как, например, соединение племени миссури после его покорения с племенем ото. Основная масса аборигенов ко времени их открытия представляла независимые племена; только немногие из них под­нялись до конфедерации племен, говорящих на диалектах общего языка. Постоянная тенденция к дезинтеграции коренилась в элементах родовой организации; она усиливалась тенденцией к образованию различия в языке, неизбежной при обширности занимаемой ими территории и общественном состоянии племен. Хотя устная речь замечательно устойчива по своей лексике и еще устойчивее по своим грамматическим формам, но она не может оставаться неизменной. Локальное разделение в пространстве вело с течением времени к появлению различий в языке; это приводило к обособлению интересов и к полной самостоятельности. Большое число диалектов и языков {stocklanguages} Северной и Южной Америки, проис­шедших, вероятно, — за исключением эскимосского — от одного перво­начального языка, требовало для своего образования времени, измеряемого тремя этническими периодами.

Новые племена и новые роды постоянно образовывались вследствие естественного роста; этот процесс заметно ускорялся благодаря большой протяженности американского континента. Процесс был прост. Из какого-нибудь перенаселенного географического центра, имевшего особые преимущества в отношении средств к существованию, происходил посте­пенный отлив населения. Это продолжалось из года в год, и таким образом на некотором расстоянии от первоначального местопребывания племени вырастало значительное население; с течением времени у переселенцев возникали особые интересы, чуждое прежнему племени сознание, наконец, различия в языке; за этим следовали разделение и независимость, хотя их территории соприкасались. Это повторялось из века в век как во вновь занятых, так и в старых областях... Когда рост населения вызывал недо­статок средств к существованию, избыточная часть населения уходила на новое место, где легко устраивалась благодаря совершенству организации управления в каждом роде, равно как и в любом числе родов, объединившихся вместе.

[Это было «организованной колонизацией»!]

У оседлых индейцев тот же самый процесс происходил в несколько изме­ненной форме. Когда деревня оказывалась перенаселенной, колония ухо-


КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 287

дила вверх или вниз по течению реки и основывала новую деревню; так как это повторялось время от времени, то возникало несколько таких деревень, каждая из которых была независима от других и представляла самоуправляющуюся единицу, связанную, однако, с другими в лигу или конфедерацию с целью взаимной защиты; наконец, появлялись различия в языке, чем и завершалось их развитие в племена.

Племена, образовавшиеся в результате деления первоначального пле­мени, имеют известное число общих родов и говорят на диалектах одного языка; они имеют известное число общих родов даже спустя столетия после разделения. Так, гуроны, ныне виандоты, имеют шесть родов с теми же названиями, что у шести родов сенека-ирокезов, по крайней мере через 400 лет после разделения. Потаватоми имеют восемь родов одноименных с восемью родами оджибве, тогда как у первых шесть, а у вторых четырна­дцать родов имеют различные имена; это показывает, что после разделения в каждом племени образовались путем сегментации новые роды. Еще более древняя ветвь оджибве, или общего для обоих прародительского племени— майями имеют только три рода, общих с первыми: Волка, Гагару и Орла.

Примеры, относящиеся к племенам на низшей ступени варварства.

Восемь племен по Миссури ко времени их открытия занима­ли берега этой реки на протяжении более 1 000 миль, вместе с берегами ее притоков, Канзаса и Платты, а также берега меньших рек Айовы и западный берег Миссисипи вниз по течению до Арканзаса. Их диалекты показывают, что до последних разделений у них было три племени, именно:

1) понка и омаха; 2) айова, ото и Миссури; 3) коу, осэдж, куапавы; их диалекты гораздо ближе друг к другу, чем к какому-либо другому диа­лекту языка дакота, к которому они принадлежат. Следовательно, с линг­вистической точки зрения необходимо допустить их происхождение от одного первоначального племени, подразделениями которого они являются. Они распространились из одного центрального пункта по р. Миссури вдоль ее берегов, вверх и вниз по течению; с увеличением расстояния между их поселениями произошло обособление интересов, за чем последовали различия в языке и, наконец, самостоятельность. Племя, расселившееся таким образом по прериям вдоль реки, могло разделиться сначала на три, а позже на восемь племен, каждое с вполне определившейся организацией. Разделение означало расчленение на части в результате естественного расселения племени по более обширной территории, приводившее к полной сегментации. Самое северное племя по Миссурипонка, обитавшее у устья р. Найобрэры; самое южное — куапавов, обитавшее при слиянии Арканзаса и Миссисипи; расстояние между ними составляет около 1 500 миль. Область, лежащую между ними, ограниченную узким поясом лесов вдоль Миссури, занимали остальные шесть племен. Это были чисто приречные племена.

Племена озера Верхнего: 1) оджибве, 2) оттава (= O-tä'-was) и 3) пота­ватоми — подразделения одного первоначального племени. Оджибвепервоначальное племя, ствол; они остались на первоначальном месте оби­тания, у выхода из озера, где находились большие рыболовные тони; два других племени называли их «Старшим братом», оттава называли «Средним братом», потаватоми«Младшим братом». Последнее племя отделилось первым, оттава — позднее, как это видно из относительного количества диалектальных различий, которых у потаватоми значительно больше. Когда оджибве были открыты, в 1641 г., они обитали у порогов, при выходе из озера Верхнего, откуда расселились по южному берегу озера до Онтонагона, по его северо-восточному берегу и вниз по течению реки Сент-Мзри, по направлению к озеру Гурон. Местоположение их территории было чрезвычайно благоприятно для добывания рыбы и дичи [они не



К. МАРКС


возделывали кукурузы и других растений]; с этим районом не может сра­вниться никакая другая местность в Северной Америке, за исключением доли­ны Колумбии. [Оджибве, как они теперь утверждают, изготовляли в старину глиняные трубки, кувшины для воды и другую посуду. Индейские гончар­ные изделия, которые в разное время выкапывались в Су-Сент-Мэри — работа их предков.] Такие преимущества безусловно способствовали образованию большого индейского населения, из которого выделялись одна за другой партии переселенцев, становившиеся независимыми племенами,

Потаватоми занимали область на границе между Верхним Мичига­ном и Висконсином, откуда их пытались вытеснить в 1641 г. дакота. В то же самое время оттава, первоначально обитавшие, вероятно, по реке Оттаве в Канаде, двинулись на запад и поселились затем на побе­режье залива Джорджиан-Бей, на островах Манитулин и у Макино, откуда распространились к югу по Нижнему Мичигану. — Разобщенность и отдаленность привели еще задолго до их открытия к образованию диа­лектов и к самостоятельности племен. Три племени, территории которых соприкасались, образовали союз в целях взаимной защиты, «оттавскую конфедерацию» (наступательный и оборонительный союз).

Еще до этих разделений другое родственное племя, майями, отдели­лось от оджибве — общего прародительского племени — и переселилось В средний Иллинойс и западную Индиану. За этим последовала миграция иллинойсов, другой и более молодой ветви того же ствола, которые позднее разделились на пеориа, каскаскиа, уеоу и пианкишоу. Их диалекты, как и диалект майями, находятся в наиболее близком родстве с диалектом оджи­бве, а затем — кри. [Диалекты потаватоми и кри обнаруживают почти одинаковые отклонения; вероятно, оджибве, оттава и кри говорили на одном диалекте после того, как от них отделились потаватоми.]

Расселение всех этих племен из центрального места обитания у боль­ших рыболовных тоней на озере Верхнем как естественного центра добы­вания пищи. Алгонкины Новой Англии, Делавэра, Мэриленда, Вирджинии и Каролины, по всей вероятности, произошли от того же ствола.

Каждая партия переселенцев представляла собой своего рода военную колонию, стремившуюся приобрести и удержать за собою новую терри­торию, но сохранявшую сначала, и насколько возможно дольше, связь с ма­теринским племенем; путем таких последовательных переселений они стремились расширить свои общие владения и затем отражать вторжения чужих в их пределы... Индейские племена, говорящие на диалектах одного и того же языка, обыкновенно занимают граничащие между собою области, как бы ни была обширна их общая территория. То же в общем относится ко всем племенам человечества, лингвистически связанным между собою... Расселяясь из одного общего центра, они сохраняли свою связь с родиной как средство защиты во время опасности и убежище в несчастье.

Для того чтобы какая-либо область сделалась исходным пунктом миграции вследствие постепенного образования избытка народонаселения, требовались особо благоприятные условия для добывания средств к существо­ванию. Таких естественных центров в Северной Америке немного, по суще­ству всего три. На первом месте долина р. Колумбии. Это была самая за­мечательная область на земле по разнообразию и обилию средств существо­вания, до того как началось возделывание кукурузы и других растений. Благодаря соединению леса и прерии местность была необыкновенно бо­гата дичью. В прерии произрастал камаш — разновидность хлебного кор­ня *, и притом в изобилии. Однако в этом отношении область не имела преимуществ перед другими областями. Ее отличительной особенность»

• Псоралея съедобная. Ред.


КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 289

был неисчерпаемый запас лососей в Колумбии и других реках побережья. Они кишели в этих реках миллионами, в сезон ловились легко и в вели­чайшем изобилии. После того, как их разрезали вдоль и высушивали на солнце, они складывались и доставлялись в деревни и служили главной пи­щей большую часть года. Кроме того, добыча моллюсков на берегу давала в изобилии пищу в зимние месяцы. Вдобавок климат был мягкий и ровный в течение всего года, подобный климату Вирджинии и Теннеси; это был рай для племен, не знавших еще хлебных злаков. С большой вероятностью можно утверждать, что долила Колумбии была колыбелью ганованской семьи племен, откуда шел непрерывный поток партий переселенцев, пока не были заняты обе части материка, и что обе эти части, вплоть ДО эпохи открытия Америки европейцами, продолжали заселяться из этого района. Обширные пространства прерий, которые тянутся непрерывно посредине материка с севера на юг более чем на 1 500, а с востока на запад более чем на 1 000 миль, составляли препятствие для сношений между Тихо­океанским и Атлантическим побережьями Северной Америки. Поэтому, вероятно, первоначальная семья, начав распространяться с долины Колум­бии и расселяясь далее под воздействием естественных причин, должна была достигнуть Патагонии раньше, чем Флориды. Открытие кукурузы не изменило существенно хода событий и не устранило влияния ранее действовавших причин. Родина этого американского злака неизвестна; но Центральная Америка, где развитие растений происходит чрезвычайно интенсивно, где кукуруза дает исключительно высокий урожай, где обна­ружены древнейшие поселения оседлых индейцев... вероятная родина куку­рузы. Из Центральной Америки возделывание кукурузы должно было распространиться сначала по Мексике, затем по Нью-Мексико, долине Миссисипи, отсюда на восток к берегам Атлантического океана; кукурузы выращивали все меньше по мере удаления от исходного пункта к окраинам. Эта культура могла распространяться независимо от оседлых индейцев благодаря стремлению более варварских племен приобрести новый источ­ник пропитания; но она никогда не проникала через Нью-Мексико в долину Колумбии, хотя ее возделывали миннитари и мандан на Верхнем Миссури, шайэны на Северной Красной реке, гуроны на озере Симко в Канаде, абе-наки Кеннебека, как и вообще все племена между Миссисипи и Атланти­ческим океаном. Переселявшиеся из долины Колумбии партии должны были теснить оседлых индейцев Нью-Мексико и Мексики, заставляя согнан­ные с места и раздробленные племена уходить в направлении Панамского перешейка и через него в Южную Америку, куда они могли принести с со­бою первые семена прогресса, развившиеся у оседлых индейцев. Повто­ряясь время от времени, это должно было дать Южной Америке население, которое стояло гораздо выше диких орд, переселявшихся раньше, за счет обедневшей таким образом северной части материка. Южная Америка, даже в менее благоприятных районах, должна была достигнуть высокого уровня развития, что, по-видимому, и имело место в действительности. Перу­анская легендао Манко Капаке и Мама Оэлло, детях солнца, брате и сестре, муже и жене, показывает, что группа оседлых индейцев, пришедших изда­лека, хотя не обязательно прямо из Северной Америки, собрала вместе дикие племена Анд а научила их более совершенным производствам, не­обходимым для жизни, в том числе возделыванию кукурузы и других расте­ний; легенда отбросила группу, сохранив только предводителя и его жену.

Второй (после долины Колумбии) естественный центр, из которого шло расселение: полуостров между озерами Верхним, Гуроном и Мичига­ном, место обитания оджибве и колыбель многих индейских племен.

Третий естественный центр, из которого шло расселение: страна озер в Миннесоте, родина современных племен дакота; есть основания



К. МАРКС


предполагать, что Миннесота составляла часть территории алгонкинов, прежде чем она была занята дакота.

Когда появилась культура кукурузы и других растений, это способ­ствовало локализации населения и обеспечению его достаточным коли­чеством пищи на менее обширных территориях, а также увеличению его численности; но возделывание кукурузы не привело к господству над кон­тинентом наиболее развитых племен оседлых индейцев, живших почти исключительно земледелием. Огородничество, распространившись среди глав­ных племен, стоявших на низшей ступени варварства, существенно улуч­шило их положение; ко времени открытия Америки они, вместе с племе­нами, не знавшими огородничества, занимали обширные пространства Северной Америки, и выходцами из их среды заселялся континент. Посто­янные войны между аборигенами; как правило, наиболее упорной была борьба между племенами, говорившими на разных языках, как, например, между ирокезскими и алгонкинскими племенами, а также между первыми и дакота. Напротив, племена алгонкинов и дакота жили в мире, О чем свидетель­ствует то, что они занимали смежные области. Ирокезы вели истребитель­ную войну с родственными им племенами: эри, нейтральным племенем *, гуронами и сусквеханноками. Племена, говорящие на диалектах одного и того же языка, могут объясняться друг с другом, улаживать свои споры и привыкнуть, в силу их общего происхождения, смотреть друг на друга как па естественных союзников.

Численность населения в пределах определенной области была ограни­чена количеством пищи, которое она доставляла. Когда рыба и дичь состав­ляли главный источник питания, требовались громадные пространства для прокормления небольшого племени. Когда прибавилась мучная пища, область, которую занимало племя, все еще оставалась большой сравнительно с численностью населения. {Штат} Нью-Йорк, при его 47 000 квадратных миль, никогда не населяло больше 25 000 индейцев, считая, вместе с иро­кезами, алгонкинов на восточном берегу Гудзона и на Лонг-Айленде, эри и нейтральное племя в западной части штата. Личное управление, основан­ное на родовом строе, не в состоянии было создать достаточно сильную центральную власть, чтобы управлять все возрастающим населением, если бы отдельные части его не оставались на не очень большом расстоянии друг от друга.

У оседлых индейцев Нью-Мексико, Мексики и Центральной Америки рост населения в пределах небольшой территории не задерживал процесса раздробления. Если несколько пуэбло были расположены вблизи друг от друга на одной и той же реке, то их население было обычно общего проис­хождения и входило в состав одного и того же племени или союза племен.

[Каждое пуэбло представляло обычно независимую, самоуправляю­щуюся общину.] В одном только Нью-Мексико было около семи языков, каждый из которых имел несколько диалектов. Экспедиция Коронадо (15401542) нашла многочисленные, но небольшие деревни. На каждом из языков сибола, тукайан, кивира и хемес говорило по семи деревень, а на языке тиге — двенадцать; были и другие группы деревень, обнаружи­вавшие лингвистическое родство между собою. Составляла ли каждая группа союз — неизвестно. Семь пуэбло моки (деревни тукайан по данным экспедиции Коронадо) в настоящее время объединены в союз, который, вероятно, существовал уже ко времени их открытия.

Процесс разделения племен, продолжаясь у американских аборигенов в течение тысячелетий, привел в одной только Северной Америке к обра-

* — Neutral nation; название дано европейцами в XVII веке племени, не участвовавшему в войне между гуронами и ирокезами. Ред.


КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 291

зованию 40 языков, и каждый распался на известное число диалектов, на которых говорило такое же число независимых друг от друга племен.

Нужно было всего несколько сот, самое большее несколько тысяч человек, чтобы образовать американское индейское племя и доставить ему почетное положение в ганованской семье племен.

Функции и атрибуты индейских племен (стр. 112121).

1) Обладание территорией и именем.

Территорияместность, где расположены поселения, а также окру­жающие земли, на которых племя бродило, занимаясь охотой и рыбной ловлей, и которые оно было в состоянии охранять от захвата другими племенами; далее шла широкая полоса нейтральной земли, которая отде­ляла его От ближайшего племени, говорившего на другом языке, а на обла­дание которой никто не претендовал; она была менее широка и менее точно отграничена, если они говорили на диалектах одного и того же языка.

Особое имя, которым с течением времени индивидуально выделяли каждое племя, очень часто носило случайный характер; так, например, сенека называли себя «Люди большого холма» и т. д. После того как в Се­верной Америке началась европейская колонизация, отдельные индейские племена получили имена, дававшиеся им другими племенами и отличав­шиеся от их собственных. Благодаря этому ряд племен известен в истории под именами, которых они сами не признают.

2) Обладание особым диалектом.

Распространение племени и диалекта по существу совпадает. Две­надцать орд (bands) дакота представляют теперь настоящие племена; но они были вынуждены преждевременно разделиться вследствие вторже­ния в их первоначальную область американцев, вытеснивших их в прерии. До этого они оставались столь тесно связанными, что успел образоваться только один новый диалект, титон, по Миссури; первоначальным их языком был язык Айсонти по Миссисипи. Несколько лет тому назад чироки на­считывалось 26 000 — наибольшее число индейцев, говорящих на одном и том же диалекте, какое было когда-либо обнаружено в пределах Со­единенных Штатов; в горных областях Джорджии появились небольшие различия в языке. Оджибве, которые в общем еще не занимаются огородни­чеством, насчитывают около 15 000 человек, говорят на одном и том же диалекте. Племена дакота — 25 000 человек — говорят на двух близко родственных между собою диалектах. Эти племена — исключение. В сред­нем племя в Соединенных Штатах и Британской Америке насчитывает менее 2 000 человек.

3) Право вводить в должность сахемов и вождей, избранных родами.

4) Право смещать сахемов и вождей.

В период дикости и на низшей, а равно и на средней ступени варвар­ства должность давалась пожизненно или на срок, обусловленный хоро­шим поведением.

Сахемы и вожди, избиравшиеся родами, стали, после образования племени, членами совета племени; поэтому за последним оставалось право введения их в должность; точно так же он имел право смещать их; после образования конфедерации племен это право перешло к совету конфедера­ции. Должности сахема и вождя были выборными повсюду к северу от Мексики; существующие свидетельства относительно других частей кон­тинента доказывают, что первоначально это было всеобщим явлением.

5) Обладание общими религиозными верованиями и культом.
«Американские индейцы были на варварский манер религиозным

народом» (стр. 115). Колдовской вигвам. Танцыформа культа.

6) Высшее управление в лице совета вождей.



К. МАРКС


Род был представлен своими вождями; племя было представлено сове­том, состоявшим из вождей родов. Совет созывался по поводу всем извест­ных обстоятельств, происходил в присутствии народа, был открыт для ' ораторов пз народа, действовал под непосредственным влиянием народа. Совет (племени) должен был блюсти и защищать общие интересы племени. Вследствие постоянных войн с другими племенами возникали вопросы и затруднительные положения. По общему правилу, совет был открыт для каждого частного лица, желавшего высказаться по общественному делу. Женщинам было разрешено выражать свои желания и мнения через изби­раемых ими самими ораторов. Решение выносилось советом. Единогласие в его решениях было основным законом у ирокезов. Военные операции обычно велись на основе добровольности. Теоретически каждое племя находилось в состоянии войны со всеми племенами, с которыми оно не заключило мир­ного договора. Каждому предоставлялась свобода организовать военный отряд и предпринять поход, куда ему было угодно. Свое намерение он объявлял посредством устройства военного танца и приглашения добро­вольцев. Если ему удавалось образовать отряд, состоявший из лиц, кото­рые присоединялись к нему во время танца, то они немедленно отправлялись в путь, пока энтузиазм был еще на своей высшей точке. Когда племени угрожало нападение, военные отряды для его отражения формировались почти таким же порядком. Когда собранные таким образом силы соеди­нялись в одно целое, то каждый отряд находился под командованием своего предводителя, а их совместные действия определялись советом этих пред­водителей. Это относится к племенам, стоявшим на низшей ступени вар­варства. Ацтеки и тлашкальцы выступали на войну по фратриям, каждая часть имела своего особого предводителя и отличалась одеждой и знаменем.

Конфедерации ирокезов и ацтеков были лучше всех других организо­ваны для целей нападения. У племен, стоявших на низшей ступени вар­варства, включая ирокезов, самые страшные опустошения производились незначительными военными отрядами, которые постоянно составлялись и предпринимали походы в отдаленные местности. Санкция совета для таких экспедиций не испрашивалась и не была необходима.

Совет племени имел право объявлять войну и заключать мир, посы­лать и принимать посольства, заключать союзы; сношения между неза­висимыми племенами велись через делегации из мудрецов и вождей. Когда племя ожидало прибытия такой делегации, для ее встречи и принятия решения по поводу соответствующего дела созывался совет.

7) В некоторых случаях имелся верховный вождь племени.

Именно какой-либо сахем выше по рангу своих товарищей. Совет собирался редко; и могли возникнуть безотлагательные вопросы, требо­вавшие предварительного решения их лицом, уполномоченным представ­лять племя, с последующим утверждением его действий советом. Это единственное основание для должности верховного вождя. Ирокезы не имели никакого верховного вождя, а их конфедерация — никакого должностного лица с исполнительной властью. У тех индейских племен, где такой вождь существовал, он был облечен столь незначительными полномочиями, что они не соответствуют представлению о должностном лице с исполни­тельной властью. Выборность вождя и возможность его смещения опреде­ляли характер этой должности.

Совет индейских вождей был правлением одной власти, которое господствовало повсюду у племен, стоявших на низшей ступени варвар­ства. Это первая стадия.

Вторая стадия: координированное правление совета вождей и глав­ного военачальника; первый выполнял гражданские, второй — военные функции. Эта форма правления возникла на низшей ступени варварства,






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 675 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2443 - | 2199 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.