Вместо рода Сокола (у кайюга) у онондага — род Мяча. Состав фратрий иной, чем у сенека. Три рода в первой фратрии одни и те же, но род Медведя находится теперь вместе с родом Оленя.
У онондага нет рода Сокола, у сенека нет рода Угря, однако члены этих двух родов приветствуют друг друга при встрече, как братья, будто между ними существует связь.
Племена могаук и онейда имеют только 3 рода: 1) Медведь, 2) Волк, 3) Черепаха; не имеют фратрий. При образовании конфедерации 7 из 8 родов сенека существовали у различных племен, как это следует из учреждения в каждом из них должности сахема; но могаук и онейда имели тогда только 3 названных рода: они потеряли тогда целую фратрию и еще один род из оставшейся — если (!) предположить (!), что первоначальные племена некогда состояли из одних и тех же родов.
Когда племя, организованное в роды и фратрии, подразделяется, это может произойти по линии фратриалъной организации. Хотя члены племени совершешш перемешались вследствие браков, каждый род во фратрии состоит из женщин с их детьми и потомками по женской линии, которые образуют ядро фратрии. Они должны были иметь склонность оставаться вместе на одной территории и, таким образом, могли выделиться в отдельную группу. Члены рода мужчины, женатые на женщинах из других родов и жившие при своих женах, не могли влиять на состав рода, так как их дети не принадлежали к их роду. Роды и фратрии могут быть прослежены в каждом племени.
Ирокезское племя тускарора отделилось от главного ствола в неизвестную отдаленную эпоху; тускарора ко времени их открытия жили в области реки Ныос в Северной Каролине. Около 1712 г. они были изгнаны из этой области и, переселившись в страну ирокезов, были приняты в конфедерацию как шестой ее член.
Ирокезское племя тускарора. Две фратрии из восьми родов.
I фратрия. Роды: 1) Медведь, 2) Бобр, 3) Большая
4) Угорь. черепаха,
II фратрия. Роды: 5) Серый волк, 6) Желтый волк, 7) Малая
8) Бекас. черепаха,
Тускарора имеют шесть родов общих с кайюга и онондага, пять родов — с сенека, три рода — с могаук и онейда. Род Оленя, который некогда был у них, в настоящее время вымер. Род Волка теперь разделился на два, Серый и Желтый; точно так же род Черепахи разделился на Большую и Малую. Три рода в первой фратрии совпадают с тремя родами в первой фратрии сенека и кайюга, только род Черепахи разделен на два. Так как между отделением тускарора от родственных племен и их возвращением протекло несколько сот лет, то мы имеем здесь доказательство прочности существования рода. Как и у других племен, роды одной и той же фратрии называются родами-братьями, роды другой фратрии — родами-кузенами.
Различия в составе фратрий указывают на изменение их с целью приспособления к изменившимся условиям (в результате уменьшения численности или вымирания некоторых входивших в них родов и т. д.), чтобы сохранить известное равенство в числе фраторов в каждой фратрии. Фратриагъная организация существовала у ирокезов с незапамятных времен; она древнее конфедерации, основанной свыше четырех столетий тому назад. В общем различия в родовом составе фратрий незначительны; это доказывает прочность как фратрии, так и рода. Ирокезские племена имели 38 родов и в 4 из этих племен было всего 8 фратрий.
К. МАРКС
Функции фратрии у ирокезов были частью общественные, частью религиозные,
1) Игры обычно происходили во время собраний советов племени. Например, у сенека при игре в мяч фратрии играют друг против друга и бьются об заклад одна с другой за исход игры. Каждая фратрия выставляет своих лучших игроков. Перед началом игры члены противоположных фратрий ставят в заклад предметы личной собственности, которые отдаются под охрану особых лиц во избежание конфликтов.
2) На совете племени сахемы и вожди обеих фратрий обычно садились перед воображаемым огнем совета друг против друга, и ораторы обращались к двум противоположным группам, как к представителям фратрий.
3) Если совершалось убийство, созывался сначала совет рода убитого, а затем совет рода убийцы; но часто род преступника (если убийца и убитый принадлежали к противоположным фратриям) приглашал другие роды своей фратрии, чтобы общими усилиями добиться прощения преступления. Фратрия собирала тогда совет и затем обращалась к другой фратрии, к которой отправляла делегацию с поясом из белых раковин {«вампум»}, прося собрать совет фратрии и уладить дело миром. Семье и роду убитого предлагалось удовлетворение в виде выражений сожаления и ценных подарков. Переговоры между обоими советами продолжались до тех пор, пока не было достигнуто положительное или отрицательное решение. Влияние фратрии было больше, чем отдельного рода, и при обращении за содействием к противоположной фратрии прощение было более вероятным, особенно, если имелись смягчающие обстоятельства. Поэтому греческая фратрия (до периода цивилизации) взяла на себя главным образом ведение дел об убийстве, а также об очищении убийцы, если ему удавалось избегнуть наказания; на этом основании фратрия после учреждения политического общества взяла на себя обязанность преследовать убийцу судом.
4) При похоронах лиц, пользовавшихся почетом, функции фратрий весьма заметны (стр. 95, 96). В случае смерти сахема противоположная фратрия, а не его собственная, непосредственно после похорон посылала центральному совету в Онондога, официальный {знак власти} пояс-вампум умершего вождя как извещение о его кончине. Там пояс хранился до назначения преемника, которому и передавался как отличительный знак его должности.
5) Фратрия имела непосредственное отношение к выбору сахемов и вождей отдельных родов. После того как род избирал преемника своему умершему сахему (или избирал вождя второй степени), ожидалось как нечто само собою разумеющееся, что роды той же фратрии утвердят выбор; но иногда встречались возражения со стороны противоположной фратрии. Тогда вступали советы обеих фратрий.
6) В прежнее время у сенека были «колдовские вигвамы» — «medicine lodges», они играли выдающуюся роль в их религиозном культе; иметь «колдовской вигвам» значило соблюдать важнейшие религиозные обряды и отправлять важнейшие религиозные мистерии; у сенека было две такие организации, по одной в каждой фратрии; каждая была братством, в которое новые члены принимались путем формального посвящения.
В отличие от греческой фратрии и римской курии индейская фратрия не имела официального главы; она также не имела своих служителей культа особо от рода и племени.
Морган считает четыре «колена» {«lineages»} тлашкальцев, которые занимали четыре квартала пуэбло Тлашкала, именно фратриями (а не племенами, так как они жили в одном и том же пуэбло и говорили на одном и том же диалекте). Каждое «колено», или фратрия, имело особую военную