1. Политическая идеология: генезис, сущность и функции.
2. Основные ценности идеологии либерализма
3. Идеология консерватизма. Неоконсерватизм.
4. Социалистическая идеология и две ее ветви – коммунистическая и социал-демократическая.
5. Религиозные идеологии. Политический экстремизм.
6. Государственная идеология Республики Беларусь.
І. Понятие «идеология» ввел в научный оборот французский ученый Дестют де Траси в самом начале ХІХ века. В его трактовке идеология означала науку об идеях, о их возникновении и эволюции, о их взаимодействии и переходе от одних людей к другим. Это соответствовало смыслу сочетания древнегреческих слов «идеа» – мысль, замысел и «логос» – учение, наука. Развитие общественных наук с течением времени серьезно изменило понимание сути этого понятия. Несмотря на образовавшееся расхождение между содержанием и вербальным смыслом термина «идеология», этот термин стал популярным.
Значительный вклад в популяризацию понятия «идеология» помимо своего желания внес Наполеон Бонапарт. Его, императора, который непреклонно и талантливо утверждал практическими делами величие Франции, посмели критиковать с позиций либеральной идеологии как диктатора и узурпатора власти какие-то теоретики-ученые. Наполеон стал энергично утверждать, что любая идеология не имеет ни содержания, ни смысла, а идеологов (теоретиков) он назвал лицемерами, оторванными от жизни болтунами и, вообще, пустыми и никчемными людьми.
В популярный термин новое понимание в значительной мере внесли К. Маркс и Ф. Энгельс. Они критиковали утверждение философа Гегеля за то, что мир будто бы является воплощением идей, а общественные отношения – это продукты сознания людей. Эту точку зрения они называли идеалистической, а все учение – идеологией. Отсюда делался вывод, что идеология является ложным, извращающим действительность учением. Материалистический же подход означал обратное: бытие, т.е. окружающая действительность, определяет сознание людей. Учение, которое опирается на материалистическую основу, будет уже не идеологией, а наукой. Последователи марксизма считали это учение подлинно научной теорией об объективном познании и революционном преобразовании общественных отношений. Отцы марксистского учения признавали существование идеологии как феномена (необычного, исключительного явления), присущего только классовому обществу с его неравенством, угнетением и обманом. Именно в этих условиях у каждой социальной группы, слоя, класса формируются и утверждаются свои ценности, интересы, идеалы и устремления. Затем они оформляются в соответствующие теории, адекватные их положению в обществе. С построением коммунизма, когда исчезнут классы и восторжествует справедливость, исчезнет и идеология. Вместо нее будет господствовать только наука.
В настоящее время в научной литературе и общественно-политической практике вполне утвердился подход к пониманию идеологии как формы выражения «интереса». В основе «интереса» всегда лежат «потребности» – материальные и духовные. Стремление к постоянному удовлетворению этих потребностей обычно приводит к столкновению с другими субъектами общества, имеющими подобные интересы. Это вызывает необходимость заранее объявлять о своих интересах, о своих правах и устремлениях, удовлетворять их.
Такие заявления преподносятся общественности как правило в облагороженном виде, одетыми в цинично приукрашенную оболочку – концепцию с целью замаскировать или смягчить содержащую в «интересе» выгоду, корысть, даже посягательство на чужое. Современное понимание идеологии представляется таким: идеология – это концептуальная совокупность идей, представлений и духовных ценностей, предназначенных для обоснования и защиты интересов ее носителей.
Носителями идеологии могут быть индивиды, группы, корпорации, партии, нации, религиозные конфессии, государства и даже цивилизованные объединения, т.е. все социальные субъекты, способные выработать сносное теоретическое (концептуальное) обоснование своих интересов и устремлений или приобщиться к какой-нибудь господствующей идеологии в конформистских, корыстных целях. Следовательно, в человеческом обществе идеология присутствовала всегда, хотя и не имела нынешнего названия. Она вроде бы «негласно» являлась весьма важным атрибутом человеческого сожительства, выступая духовным интегратором общностей.
Идеология является столь же древней, как и само общество. С развитием общества, когда шел закономерный процесс увеличения количества и умножение разнообразия социальных образований, соответственно развивалась и усложнялась идеология. Первобытнообщинное сожительство уже можно считать истоком генезиса идеологии, хотя она там присутствовала в виде своеобразного «эмбриона». В то время духовное общение людей определялось примитивными потребностями и возможностями, не выходило за пределы рода, племени. Этими рамками были ограничены их представления, мечты и идеалы, в этом маленьком мирке вращались и их интересы.
С возникновением имущественного неравенства, с образованием государства происходит отрыв общественного сознания от личного и группового внутриплеменного опыта. Возникает господствующее мнение, впитавшее некоторые ценности и традиции прошлых поколений, но уже выражающее в виде теоретических концепций интересы новых, более широких общественных образований. Это факт рождения «полнокровной» идеологии. Ее поддерживают и распространяют особые группы людей – специалистов (идеологов): жрецы, шаманы, философы, советники и др. Теперь уже господствующее мнение как идеология приобретает геополитический характер и начинает жить собственной жизнью, совершенствоваться, пополняясь сходными элементами от других концепций прошлого и настоящего.
Образовавшаяся политическая идеология охватывает большие группы людей в обществе со своими особыми, а порой даже противоположными интересами. Поэтому понятие «политическая идеология» – это, по сути, общее название разнообразных концептуально сформулированных интересов больших групп общества: партий, профсоюзов, корпораций, землячеств, этносов, наций, государства в лице его институтов. В этом ряду идеология государства или государственная идеология занимает особое положение, так как олицетворяет собою высшую степень духовного проявления политики в обществе. Во-первых, она является властвующей, господствующей идеологией. Во-вторых, государственная идеология предназначена выражать интересы не только государства как властной организации, но и всей политической системы того общества в целом, представителем которого это государство является.
В современных условиях государственная идеология немыслима без очевидного влияния на нее какой-либо мировой глобальной идеологии, без применения в политическом процессе ее концептуальных положений. Такими идеологиями являются: либерализм, консерватизм, социализм коммунистическая и социал-демократическая, а также мировые религиозные образования. Эти, можно сказать, классические или суперидеологии сложились исторически как концептуальная совокупность ценностей, интересов мировых политических сообществ и систем в виде философского обобщения культуры существующих цивилизаций, а также как результат длительного существования международных религиозных конфессий. Более подробно рассмотрим их сущность в следующих вопросах данной темы.
Политическая идеология выполняет в основном следующие функции.
1) Функция защиты материальных и духовных интересов и ценностей носителей этой идеологии. Так, если это идеология национального государства, то защитные меры должны быть направлены на сохранение и развитие национального языка, национальной культуры, государственности в национальных границах. В процессе реализации этой функции, как правило, осуществляется интерпретация реальной действительности в свою пользу. Обычно противопоставляются свои возвеличенные достоинства и ценности с приниженным качеством соперника, носителя противоположной идеологии. А в случае столкновения классовых, национальных или государственных интересов, эта конфликтная ситуация всегда сопровождается ожесточенной и бескомпромиссной борьбой идеологий субъектов вспыхнувшего конфликта. В данном случае идеологическая борьба преследует цель доказать свою правоту, дискредитировать ценности противника и вытеснять его идеологию, как ничтожную и вредную, из жизни общества. Эта цель оправдывает фактически любые доступные средства: обман, подлог, различного рода манипуляции. Ведь идеология побеждается только идеологией, а силовые или административные средства могут играть только вспомогательную роль.
2) Воспитательно-мобилизационная функция преследует цель умножить число своих сторонников, тем самым расширить социальную базу своих носителей. Эта проблема может быть разрешена только при условии распространения и внедрения своих взглядов и ценностей, приобщением к своим интересам как можно большего количества людей. Ради этого носители идеологий, в том числе и государство, стремятся овладеть и подчинить своим целям и задачам систему образования, массовые коммуникации, особенно СМИ. Осуществляется широкая, всеохватывающая агитация и пропаганда, всевозможно используются различные методы и формы манипуляции массовым сознанием. Особенно благодатным в этом деле является приспособление старых и придумывание новых стереотипов и мифов, так как они в наибольшей степени способны оказывать воздействие на эмоциональную сторону сознания человека.
Идеологическое воздействие на людей не исключает манипулирование их сознанием и даже зомбирование человека. Все это направлено на формирование необходимой жизненной позиции, которая вызовет активность в распространении усвоенных ценностей и идей, а также обеспечит мобилизацию людей на их защиту.
3) Очень важную роль играет интегральная функция. Она способствует сплочению социальной группы, нации, общества вокруг какой-нибудь идеи, отражающей общие интересы. Сторонники одной идеи как единомышленники быстро находят общий язык и поддерживают друг друга. Поклонники одной идеологии смотрят на мир как бы через единую призму оформленных и утвержденных в своей среде взглядов, оценок и стереотипов, превращая общность этих людей в духовно-монолитную глыбу.
Политическая идеология не содержит практических указаний, как действовать для достижения желанных целей в определенных условиях. Этим занимается политическая доктрина. Производная от идеологии, она не только содержит систему взглядов, она переносит эти «материнские» взгляды на язык конкретной политики, определяет направление, цели и средства политических действий. Это квит-эссенция, кумуляция идеологического обоснования и реализации интересов партии, нации или государства применительно к какой-либо конкретной ситуации. Одна идеология в зависимости от направлений интересов ее носителя может «рождать» соответствующие доктрины, особенно если эта идеология является глобальной.
Доктрина может быть выражена в краткой формуле. Например, «Америка для американцев» (доктрина Монро, США); «Остановить коммунизм» (доктрина Трумена, США); «Принцип ограниченного суверенитета» (доктрина Брежнева, СССР) и др.
Тщательно и детально разработанная доктрина с целью применения ее сейчас и в конкретной обстановке называется политической программой. Это уже продукт холодного расчета не только философов-теоретиков, но и политиков-практиков. В нем подробно излагается, детализируется во времени и пространстве стратегия и тактика достижения доктринальной цели.
ІІ. Либерализм является одной из ведущих классических мировых идеологий. Он детище европейской цивилизации, которая раньше всех вышла на путь буржуазного развития. Инициатором и носителем либерализма как идеологии была буржуазия. Вышедшая из городского населения, практичная и энергичная, она стремилась на простор предпринимательской деятельности, которую жестко сковывали феодальные порядки и мораль. Буржуазия стала оформлять свои партикулярные интересы в соответствующие им постулаты и концепции, центральное место которых стала занимать идея индивидуальной свободы человека. Успешному утверждению и распространению этой идеи способствовало сформированное христианской религией в массовом сознании европейцев понятие о ценности человека как личности. Ведь согласно священному писанию, человек был создан Богом «по своему образу и подобию» и хотя он имел «бренное тело», но в нем была «бессмертная душа», человек мог стать даже святым.
В то же время, католическая религия, как идеология феодального общества, бдительно охраняла его сословное деление; что человек является рабом Божьим; что власть короля и феодала «от Бога», а кто выступает против этой власти, следовательно, он совершает смертный грех; что духовная власть в лице папы Римского выше светской власти, так как папа является посредником между всевышним и людьми. Исходя из этих утверждений, папство централизовало свою власть и монополизовало право быть распорядителем и вершителем властных отношений в Западной и Центральной Европе.
По мере укрепления своего экономического веса в обществе буржуазия стала ломать феодальные рамки и оттеснять на «задний план» феодальную идеологию. Она инициировала «Реформацию», создав более демократичную, независимую от Ватикана, протестантскую конфессию. Она была ведущей силой в период эпохи «Возрождения», главным содержанием и смыслом которого был гуманизм, красота и величие человека. Затем последовавшая за Возрождением эпоха Просвещения внесла и обосновала в либерализме утверждение, что человек, овладевший современными знаниями, становится всесильным и свободным, способным создать справедливое общественное устройство. Над данной проблемой плодотворно работали великие умы этого времени: англичане Т. Гоббс и Дж. Локк, французы Ш. Монтескье и Ж–Ж. Руссо, американец Т. Джефферсон, наш белорусский знаменитый предок Лев Сапега, один из создателей «Статута Вялікага княства Літоўскага» высказал многие либеральные идеи еще в XVI веке. Великим разработчиком и апробатором идей либерализма стала Французская буржуазная революция 1789-1794 годов. Она провозгласила знаменитый лозунг «Свобода, равенство и братство», ликвидировала сословные привилегии, ввела право избирать и быть избранными для людей «третьего» (буржуазного) сословия.
Термин «либерализм» (от латинского слова «либералис» – свободный) отражал основную, главную идею либеральной идеологии. Он был понятным, а идеология привлекательна для большинства европейцев. Но его распространение было очень опасным явлением для феодальных государств. В крепостнической России «либерализм» толковался как зло, а подозреваемых в либеральных взглядах людей преследовали и третировали. Их называли не иначе как «либералы проклятые», приписывая им всевозможные отрицательные проявления: зловредность, разнузданность, разбойные устремления и даже национальную измену. Либерализм стал «страшилкой», пугалом на многие десятилетия для большинства россиян.
Вместе с тем, уже в конце ХVII столетия либерализм как идеология оформился в довольно цельную идейно-теоретическую систему, включавшую свои оценки и свои принципы относительно всех областей жизни общества.
1) В политической области. Центральной идеей либерализма является положение о свободе человека и обеспечении этой свободы. В «Декларации прав человека и гражданина», принятой во время Великой французской революции в 1789 году, в первой статье говорится: «люди рождаются свободными и равноправными и пребывают таковыми», что «свобода состоит в праве делать все, что не вредит другим». В этом выдающемся документе, ставшем мощным глашатаем сущности либерализма, провозглашались свобода слова, печати, совести, собраний и демонстраций.
Либеральная идеология предъявила жесткие требования к закону, который должен запрещать только то, что вредно для общества и ни в коей мере не регламентировать поведение людей. Обязанностью государства является строгое соблюдение презумпции невиновности. С целью ограничения исполнительной власти, стала проводится в жизнь идея о разделении властей на три равноправные ветви.
2) В экономической области утверждалось как неотъемлемое право граждан на частную собственность. Либеральный философ В.Ф. Гегель считал, что «императив собственности» является высшей формой демократического общества. Собственность – это свобода.
Еще одним важнейшим положением либерализма является свобода конкуренции и рыночных отношений, а также создание благоприятных условий для предпринимательства.
3) В социальной области либеральная идеология утверждает абсолютную ценность человеческой личности, равенство всех людей перед законом, признание прав человека на жизнь и на обеспеченное существование. Однако проблеме реализации последнего права, особенно низшим слоям общества, либерализм уделял очень мало внимания. Теоретики этой идеологии обосновывали необходимость прежде всего создания таких условий в обществе, которые не тормозили бы инициативу и деятельность каждого в стремлении жить в законном достатке и поощряли, вознаграждали трудолюбие и деловитость.
Главной проблемой либерализма являлось определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь человека. Увлечение правами человека по отношению к государству привело к тому, что роль государства в обществе была низведена до уровня «ночного сторожа», который должен охранять жизнь, права и имущество граждан и обеспечивать порядок в стане. Кроме этого ошибочного положения в процессе практического осуществления либеральных постулатов выявились и другие недостатки. Они порождали в обществе нежелательные последствия. Необходимо было вносить коррективы в либеральные доктрины. Появился модернизированный либерализм, получивший название «неолиберализма».
Новые либералы (Дж. Кейнс, Дж Милль и др.) уже возвеличили роль государства в обществе и увидели в нем могучее и универсальное средство регулирования экономических процессов, в разрешении социальных проблем и конфликтов.
В середине ХХ века неолиберальная идеология создала концепцию – доктрину под названием «государство всеобщего благоденствия» или «народный капитализм». Ее суть в следующем:
а) старый капитализм умер и родился новый. Он демократизировал собственность и государственную власть;
б) появилась возможность управлять обществом через рабочие коллективы. Сами рабочие могут стать акционерами своего предприятия и получать кроме зарплаты долю дохода. Это серьезно смягчает трудовые споры, предотвращает конфликты.
Реализация на практике этой доктрины в США в 1960–1970 годах дало положительный результат. Усиление роли государства в решении социальных проблем сказалось на повышении ассигнований на образование с 1 % бюджета до 4,5 %, а на здравоохранение – с 1 % до 10 %.
За весьма длительный период существования либерализм был не только идеологией, он постоянно присутствовал в мире как политическая практика. Либерализм стал источником и пропагандистом демократических ценностей, способствовал распространению и утверждению в современном мире норм и принципов демократии.
Либерализму принадлежит заслуга в теоретическом обосновании сути проблемы прав человека. Главным атрибутам политики любого демократического государства должно быть неукоснительное соблюдение этих прав.
III. Название этой идеологии происходит от латинского слова «консерво» – сохраняю. Общую краткую характеристику консерватизма можно свести к тому, что он резко отрицает идеи равенства, ратует за сохранение старого, устоявшегося: нравов, традиций, проверенных временем государственных порядков.
Консервативная идеология представляет собою не просто концептуальное оформление интересов уходящих с политической арены старых феодальных сил, это своеобразный антипод взглядам и действиям властвующей буржуазии. Негативные стороны практического применения либеральной идеологии во время французской буржуазной революции, особенно якобинский террор, явились сильным катализатором для быстрого и четкого концептуального оформления консерватизма.
Впервые наиболее полно систематизировал принципы консерватизма английский философ Э. Берк. В книге «Размышление о французской революции» он подверг критике идеи и практику либерализма, в частности те принципиальные положения и ценности, что были основанием борьбы с феодализмом. Практика бурных дней французской революции показала всю неприглядность индивидуализма, разнузданность и безнравственность всеобщей свободы и равенства, извращенность братских отношений. Берк считал, что либеральные ценности разрушают вековые нравственные устои, ведут к раздору и хаосу в обществе, проповедуют неограниченный эгоизм, безразличие и бездуховность, ожесточают людей в отношении друг к другу.
Консерватизму свойственно проповедовать и стремление утверждать следующие принципы своей идеологии:
1) Нравственный абсолютизм. Консерваторы считают, что свобода не должна освобождать людей от моральных предписаний. Несовершенство человеческой природы подвергает человека на всевозможные соблазны, поэтому необходимо укреплять морально-религиозный порядок. Деятельность государственных структур должна соответствовать нравственным стандартам, но это не исключает применения силы в интересах сохранения или восстановления утраченных ценностей.
2) Прагматизм. Это значит, что нужен трезвый расчет в политике ради выгоды. В политике не обязательно иметь постоянных друзей или врагов, но постоянными должны быть только государственные (национальные) интересы. Консерваторы выступают против резкого, кардинального реформирования в обществе, тем более они категорически против всякой революции. Необходимо, чтобы реформируемая часть общества в одно и то же время была во много раз меньше той, что остается неизменной. Они также против социального равенства, так как в природе не может быть людей равных по своим физическим, умственным и моральным качествам. Вследствие этого в обществе должна быть иерархия. Управлять в обществе и государстве должна элита, т.е. особо одаренные и способные люди.
3) Традиционализм. Этот принцип означает приверженность к устоявшимся принципам и традициям, из которых должны «вырастать» и совершенствоваться конституция (основной закон) и сопутствующие ей другие законы. В них непременно должен быть отраженным результат многовекового опыта поколений народа. Преемственность поколений обязательно должна отражаться во всех сторонах жизни общества, в том числе и в государственных делах.
В современных условиях консервативная идеология, несмотря на неестественное уменьшение феодальной знати, как своих традиционных носителей, но благодаря приспособлению к реалиям современной жизни, по-прежнему остается мировой идеологией, но только получившей название «неоконсерватизм». В настоящее время новые консерваторы Д. Белл, Р. Арон и др. также хотят иметь сильное государство и жестокое подчинение ему граждан, они против чрезмерных социальных программ, которые, по их мнению, порождают в обществе лень и иждивенчество. Одновременно современные консерваторы признают необходимость демократических процедур (выборов) в формировании государственной власти.
Неоконсерваторам принадлежит доктрина под названием «технократизм». Авторы ее считают, что в развитых странах мира уже произошла «мирная революция», в ходе которой власть от буржуазии перешла к менеджерам. Они как специалисты– профессионалы больше всего заинтересованы в развитии производства. Это гарантирует наемным рабочим занятость и высокие заработки, а собственникам – большую прибыль. Согласно этой доктрине, главная ценность людей – их высокий профессионализм и деловитость, что свойственно больше всего интеллигенции. Один из разработчиков теоретической основы «технократизма» Зб. Бжезинский сформулировал даже лозунг: «Интеллигенты всех стран – соединяйтесь!».
Для нынешнего времени весьма характерна периодическая смена власти элитами, разделяющими или либеральную или консервативную идеологию. Если продолжительное время находятся у власти либералы, то улучшается социальный климат и повышается жизненный уровень людей, но ухудшается работа экономики. После прихода к власти консерваторов происходит все наоборот.
IV. Возникновение социализма связано с многовековым желанием и мечтой широких народных масс о лучшей жизни, о социальной справедливости и социальной защите личности. Эти светлые надежды людей нашли отражение в фольклоре – сказках, мифах, преданиях, легендах. Даже ученые и писатели придумывали в виде «городов солнца» или «острова Утопия» проекты осуществления желаний о счастливой жизни.
Развитие промышленного капитализма сопровождалось бурным ростом численности наемных рабочих, подвергавшихся нещадной эксплуатации. Возникла острая необходимость защиты этого нового социального слоя общества. В отличие от феодалов и буржуазии, которые с целью защиты своих интересов создали свои идеологии, соответственно консерватизм и либерализм, наемные рабочие сделать это были не в состоянии. Социализм как идеология сперва возникла в виде теоретических концепций в головах интеллигентов. Они создавали свои идейные конструкции с ориентировкой на рабочих, которые представляли собой огромные массы людей. Рабочие овладеют этими идеями и превратят их в могучую материальную силу. В повестку того времени была поставлена проблема – замена капитализма социализмом, как крайне несправедливого строя на справедливый общественный строй.
Наиболее законченное учение о социализме возникло в середине ХIX столетия в лице марксизма. Основоположниками его К. Маркс и Ф. Энгельс теоретически обосновали предполагаемую идеологию рабочего класса с экономических, политических и философских позиций, а также определили пути ее реализации. Они считали, что социалистическое, а в перспективе – коммунистическое общество будет характеризоваться следующим.
1. произойдет утверждение общественной собственности на средства производства, что ликвидирует эксплуатацию человека человеком, нищету, а неграмотность миллионов уйдет в историческое прошлое.
2. научно-техническая революция, которая в капиталистическом обществе ведет к безработице, при социализме будет неуклонно повышать благосостояние народа. В результате сперва будет обеспечен принцип «От каждого по способностям, каждому – по труду», а в коммунистическом обществе «От каждого по способностям, каждому – по потребностям».
3. сложится социалистический образ жизни, основанный на социальной справедливости, коллективизме и взаимопомощи. Будут обеспечены условия для принципа о единстве прав и обязанностей для всех одинаково. Общество даст каждому своему гражданину уверенность в будущем.
Такие прекрасные перспективы не могли не привлечь к себе миллионы сторонников и последователей. Они практически не замечали или не обращали внимания на ряд противоречий и чисто доктринерского подхода к изучению исторических и социальных процессов. Социалистическая доктрина главную роль в развитии общества отводила государству и политике, а не личности и экономике, как это делал либерализм.
В начале ХХ столетия в социализме произошел раскол. Образовались две тактические, а затем и идеологические ветви – коммунистическая и социал-демократическая.
1) Коммунистическая ветвь, прежде всего в лице политической партии большевиков во главе с В. Лениным, стала на путь революционного преобразования общества посредством вооруженного восстания и установления «диктатуры пролетариата» как средства, орудия построения социализма. В 1917 году такая диктатура была установлена. Однако колоссальный и непробиваемый бюрократизм, естественно возникший из строго централизованной, государственной власти, да и еще помноженный на сугубо российские властные традиции азиатского деспотизма, привел к образованию в СССР командно-административной системы и установлению дикого и свирепого режима – сталинщины. Эта разновидность тоталитаризма очень сильно дискредитировала прельстительные идеи раннего социализма, особенно радикальной его ветви – коммунистической. В настоящее время идеология и практика коммунистических партий с развалом СССР фактически обанкротилась.
2) Социал-демократическая ветвь социализма отказалась от революции, как средства переустройства общества и стала ориентироваться на реформы, на эволюционный путь переустройства общества. Родоначальники этого направления в социализме Э. Бернштейн и К. Каутский, а в России – Г.В. Плеханов.
Современная социал-демократия придерживается новой концепции под названием «демократический социализм». Эта концепция отличается от «демократического капитализма». Капитализм, по мнению социал-демократов, развил огромные производительные силы, однако поставил права собственности над правами человека. Она также не может иметь ничего общего с «реальным социализмом», в котором коммунисты уничтожили свободу, создали новое классовое общество и неэффективную экономику, основанную на принудительном труде.
Составными частями концепции демократического социализма являются политическая, экономическая и социальная демократия. В политической сфере социал-демократы главным считают реализацию принципов свободы и демократии, а основным регулятором и примирителем противоречий в обществе видят государство. Оно же является главным органом в деле общественных изменений и прогрессивного развития. В экономической области социал-демократы выступают за многообразие форм собственности и за рыночные отношения под контролем государства. Признается принцип: «конкуренция – насколько возможна, планирование – насколько необходимо». В социальной части «демократического социализма» центральное место занимает борьба за более высокое качество жизни человека труда. Сюда входит свобода, справедливость, материальное благополучие, образование и здравоохранение, условия труда и отдыха, экология. Там, где социал-демократы длительное время находились у власти (Швеция, Австрия и др.), были достигнуты убедительные достижения.
Сегодня социал-демократия очень сильно сблизилась с неолиберализмом. Они шли навстречу друг другу через совершенствование своих доктрин. Отличие сохраняется лишь в том, что у социал-демократов преобладает деятельность по обеспечению социального состояния трудящихся и придание государству большего веса и значимости в обеспечении социальной справедливости и в регулировании жизни общества.
V. Религиозные верования, сам процесс их соблюдения и отправления еще в первобытном обществе начинал выполнять, пусть даже и в минимальном значении, идеологическую роль. Посредством религиозных обрядов, человек обращался к богам с просьбой о помощи в работе и на охоте, о спасении от болезней и от смерти. При любом исходе причины такого обращения религиозные деятели доступно все объясняли человеку и успокаивали его. Таким образом, уже тогда, именно на религиозной основе стали зарождаться главные функции идеологии: воспитательная, разъяснительная, интеграционная и др.
С возникновением государства необходимость в идеологическом обеспечении государственной власти резко возросла. Успешно выполнять роль идеологического института власти могла только ведущая религия. К этому времени религиозные деятели в соответствии со своими партикулярными интересами и духовными особенностями создали свои корпоративные структуры – конфессии, которые активно стали заботиться не только о духовности, но и о своих светских, в том числе и материальных интересах. Реализация этих интересов включала религиозные конфессии в политический процесс, и они очень быстро и повсеместно стали занимать ведущие места в обществе. Способствовало этому то, что они были хорошо организованы, обладали отличными, профессионально подготовленными кадрами проповедников и воспитателей (духовных пастырей), т.е. фактически кадрами идеологических работников. Кроме того, сама религия представляла собой в духовном плане безукоризненную идеологию. Она была уже вполне теоретически отработанным учением и весьма эффективным средством воздействия на сознание прихожан. Поэтому много столетий вплотную плечом к плечу руководили обществом государственная власть и религия. Практически у всех добуржуазных обществах религия бессменно выполняла функции государственной идеологии. РРЕРРРРРРрррррррррррррррррррррррррррррррррр
В современных демократических странах, как правило, религия отделена от государства и в государственной идеологии ее традиционные ценности играют лишь вспомогательную роль. Однако, в странах так называемого «мусульманского мира» влияние религии на государство и на жизнь в обществе очень велико, а в ряде теократических государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) религиозная идеология является господствующей. В этих странах вся жизнь регламентируется по канонам мусульманской религии (по шариату). Как правило, мусульманская идеология повсеместно включает кроме общеконфессийных, характерных для всей мировой религии ислама, еще и национальные традиции и ценности. Все это способствует стабильности мусульманства как религии и даже усилению тенденции к ее расширению.
Религиозные идеологии рождают собственные политические доктрины, преследуя не столько духовные, сколько светские, земные интересы: расширить свое конфессиональное влияние и приобрести больше возможностей для утилитарного обогащения. Из исторического прошлого известна доктрина католической церкви о «защите гроба господнего», которая осуществлялась в ХI – XII столетиях посредством привлечения из стран Европы многих тысяч рыцарей для крестовых походов в Палестину. Эти походы сопровождались кровавым разбоем и беззастенчивым грабежом. Не меньше беды и горя славянским и прибалтийским народам принесло стремление Ватикана «приобщить» эти народы к святой католической церкви. На протяжении ХIII – XIV веков крестоносцы огнем и мечом «приобщали» к католицизму язычников – прибалтов и православных белорусов. Наконец, выдающаяся победа наших предков в Грюнвальдской битве в 1410 году остановила эту агрессивную экспансию. Затем длительное время католический костел активно способствовал ополячиванию белорусов. Русская православная церковь была вдохновителем и покровителем великодержавных устремлений. Московского централизованного по восточным принципам деспотического государства, Именно она в ХVI веке предложила идею величать это государство «третьим Римом». На присоединенных к России территориях российские православные священники внесли очень весомую лепту в процесс русификации населения, особенно в Беларуси.
От мусульманской религии исходит доктрина «мир для правоверных», которую стремится реализовать наиболее воинственная и фанатичная часть верующих мусульман под руководством ортодоксальной ветви этой конфессии – ваххабитов. Об этом свидетельствуют события в Афганистане, Чечне и других местах.
В современных условиях многие религии, а точнее их догматы, наряду с марксизмом и фашизмом, стали своеобразным источником для теоретического обоснования такого распространенного в мире явления, как экстремизм. Понятие «экстремизм» исходит от латинского слова «естремус» (крайний). Оно означает крайние взгляды, крайние поступки и действия, превышающие необходимые меры, доходящие даже до абсурда. Политический экстремизм (или крайний радикализм) может быть присущ как личностям, так и группам, партиям, движениям и государством. Ему свойственен культ сильной власти, жесточайшая исполнительная дисциплина в организациях, фанатизм и жертвенность. Экстремисты стремятся достичь политических целей через массовое устрашение применением тактики террора. Невиданная жестокость террористических актов чаще всего к людям абсолютно не причастным к политике, массовое циничное и безжалостное убийство женщин, стариков и детей по идее террористов должно парализовать волю противодействующих политиков.
За последнее время террористические акты настолько участились в мире. И сильно подействовали на психику людей. Сегодня почти все ведущие страны мира объявили борьбу с терроризмом основным приоритетом своей внешней политики, особенно после событий 11 сентября 2002 года в США. Богатая, могущественная держава оказалась фактически бессильной против террористов, лишивших жизни более тысячи безвинных ее граждан в самом центре страны.
Экстремизм имеет свои корни, истоки.
– социальные истоки экстремизма выходят из городских низов, люмпенов и маргиналов, низших и обнищавших слоев интеллигенции, безработной молодежи, некоторой части студенчества. Активность этих слоев общества растет с ухудшением жизни в обществе.
– психологические истоки экстремизма тоже связаны с состоянием экономики. Их формирует экономический спад развития общества, когда резко ухудшаются жизненные условия. Это делает человека бессильным против невыносимых обстоятельств, озлобляет, делает его агрессивным. Такое психическое состояние представляет собой своеобразную форму защиты и компенсации за мучительно плохую жизнь. На основе этой агрессии идет сплочение с подобными чувствами людей в группы, организации. Затем эти группы идеологизируются, т.е. вырабатывают свою доктрину, программу деятельности, а, скорее всего, они присоединяются к какой-нибудь готовой экстремистской, чаще всего религиозного происхождения, доктрине. В этом случае появляются еще и аксиологические (ценное учение, теория) истоки. Сегодня наиболее распространенным идеологическим прикрытием для экстремистского использования политики и тактики является ислам.
Экстремизм различают «правый» и «левый».
«Правый экстремизм» обычно апеллирует к зажиточным слоям общества, к консервативно настроенному обывателю. Это неофашизм, шовинизм, различные политического направления религиозные организации и общества типа, «Аль-Каида», «Братья мусульмане» и др. Именно религиозность придает особый характер террору – он осуществляется смертниками (шахидами). Политический интерес лежит в основе террористических актов, проводимых членами сионистских и антисемитских организаций. С целью массового устрашения практикуется и государственный террор Израилем, Соединенными штатами Америки, Турцией, Российской Федерацией и др.
«Левый экстремизм» апеллирует к «простому» народу, к обездоленным, к «низам» общества, настраивая их против тех, кто живет в достатке. К нему относятся анархизм разных оттенков, троцкизм, «Красные бригады» и др. Левый экстремизм в государственном масштабе четко проявился в политике Китая в 70-е годы ХХ века, когда в основу внешней политики была положена доктрина «борьбы мировой деревни с мировым городом». Это значило, что Китай возглавляет борьбу слаборазвитых стран мира против высокоразвитых стран.
Такой неполный обзор и краткая характеристика религиозных идеологий и экстремизма, использующего довольно часто религиозные доктрины для прикрытия идейного обоснования своих действий.
VI. Республика Беларусь, как суверенное государство, существует с 1991 года. С первых дней независимости она заявила о своем стремлении войти равноправным членом в мировое сообщество, взяв на себя соответствующие обязательства в проведении внутренней и внешней политики. Белорусское государство стало создавать основные атрибуты своего суверенитета: национальную армию и внутренние силовые органы с целью развития национальной экономики, ввело свою денежную единицу и реорганизовало финансовую структуру, стало формировать национальное правовое поле и структуры внешнеполитических связей.
Однако эта первоначальная деятельность правительства Беларуси, его цели и задачи не приобрели необходимого теоретико-концептуального оформления, т.е. не были представлены в виде государственной идеологии. А государство без идеологии, – сказал Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, – как человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам. Он сравнил значение идеологии для государства с «иммунной системой» живого организма, которая стоит на страже его здоровья.
Опоздание с оформлением государственной идеологии Республики Беларусь более чем на десять лет объясняется рядом причин. Прежде всего, тем, что после распада могущественной державы – Советского Союза, менталитет большинства граждан Беларуси оставался в значительной мере советским, сформировавшимся за 70 лет под воздействием марксистско-ленинской идеологии. Этому менталитету характерно отрицание частной собственности, нетерпимость к предпринимательству, неприятие демократических стандартов жизни, а в условиях Беларуси еще и проявление в массовом сознании национального нигилизма. Остается также довольно сильным желание, особенно у старшего поколения страны, возродить СССР и тем самым, вернуть утраченную былую великодержавность. Ностальгические чувства по СССР во многом определили принятие на референдуме нового государственного герба и флага. А позднее и гимна Беларуси, которые являются фактически модернизированной символикой БССР.
Следует отметить, что такое сложившееся общественное сознание старательно поддерживалось и консервировалось коммунистической элитой, которая, как в никакой другой республике постсоветского пространства, длительное время занимала ключевые позиции во властных структурах Беларуси. Таким образом, менталитет, массовое сознание большинства населения республики не соответствовало реальному положению страны, получившей неожиданно, без напряжения всех сил и борьбы, без «родовых мук» национальную свободу. Очень многим было трудно осмыслить и оценить возникшую вокруг отличную возможность самостоятельно строить новую жизнь и совершенствовать свою национальную государственность.
За прошедшие более чем десять лет независимости в Республике Беларусь произошли значимые изменения. Введение во властные структуры доминирующего института президентства и особенно избрание на этот пост А.Г. Лукашенко, в стране постепенно установился стабильный режим власти. Это дало возможность государственной элите осознать положение страны как самостоятельного государства, определить приоритеты внутренней и внешней политики, разработать вместе с руководством Российской Федерации стратегию совместной интеграции и в перспективе создания единого союзного государства. Выработанная политическая определенность и направленность стала остро нуждаться в идеологическом обеспечении.
Вопрос о государственной идеологии Республики Беларусь поднял сам Президент 27 марта 2003 года в докладе «О состоянии идеологической работы и мерах по ее осуществлению». Президент А. Г. Лукашенко особое внимание уделил разрешению, в основном, двух важнейших задач. Это создание комплексной и гармоничной системы идеологической деятельности, способной обеспечить восприятие и осознание идеологических постулатов большинством населения страны, особенно молодежью. Решение этой задачи не представляет большой, особой сложности. Здесь проблема организационная и для ее преодоления у белорусского государства имеются необходимые ресурсы, в том числе и богатый опыт создания всеохватывающей системы идеологической работы в советское время. Только необходимо избежать повторения негативных сторон этого опыта.
Другой, но уже довольно сложной задачей является выработка и формулирование стройной идеологии современного белорусского государства. Эта идеология предназначена для укрепления государственной системы, создания своей государственной доктрины, формирования четких и понятных лозунгов и призывов. Новая идеология, по мнению главы государства, обязана включать общечеловеческие ценности и одновременно учитывать специфику Беларуси.
Президент Беларуси считает, что из трех мировых идеологий – марксизма (социалистическая идеология), консерватизма и либерализма для идеологии белорусского государства самой подходящей является марксистская в интерпретации и в практическом осуществлении коммунистической партией. С этой идеологией в двадцатом веке были одержаны великие победы – над нищетой, безграмотностью и нацизмом, с ней первыми в мире проложили дорогу в космос. Суверенной Беларуси подходят такие принципы прежней коммунистической идеологии, как коллективизм, патриотизм и социальная справедливость. Нам необходим высокий престиж образования, общественно полезный труд без расчета на материальное вознаграждение, формы морального поощрения людей. «Думаю, – сказал А. Г. Лукашенко, – все это должно органично входить в идеологический фундамент современного белорусского общества».
Далее, Президент остановился на том, что отдельные элементы идеологии консерватизма стоит позаимствовать, так как они нашли свое отражение в некоторых традиционных чертах белорусов, что уже «вошли в кровь». Это «добразычлівасць», «памяркоўнасць», «талерантнасць», «разважлівасць». А.Г. Лукашенко считает, что «идеологию консерватизма ни в коем случае нельзя отбрасывать», так как прежние поколения белорусов «жили, видимо, в условиях господства консервативного подхода».
Относительно либерализма Президент Республики Беларусь отметил, что эта идеология является сегодня доминирующей в мире. Некоторые ее черты должны быть присущи и белорусам. Это конкуренция, порождающая высочайшие образцы творчества и результаты труда, что человек должен рассчитывать на себя и сам обеспечивать свою семью. Однако идеология либерализма нам, белорусам, людям соборным, «меньше всего подходит, а точнее. совсем не подходит» – подчеркнул Президент. Эта идеология социального неравенства людей, наживы и индивидуализма. Она сегодня является «исключительно агрессивной» и о ней можно говорить как о «либеральном терроре». Президент также попутно высказал сожаление, что сегодня Россия перестает быть духовным и культурным оплотом восточно-евразийской цивилизации, да и в технологическом и экономическом плане не может считаться для Беларуси примером. Таким образом, мы, белорусы, должны ориентироваться в идеологии на свои собственные ценности, тем более что, по мнению А. Г. Лукашенко, в современных условиях «Беларусь выдвинулась, наверно, на великую роль духовного лидера восточно-европейской цивилизации».
Выработка и формулирование основ идеологии белорусского суверенного государства неизбежно поставит принципиально важный вопрос: какой субъект белорусского общества будет носителем этой новой идеологии, т.е. чьи интересы в концептуальном виде она будет выражать. Здесь четко и закономерно возникает альтернатива.
Если государственную идеологию рассматривать как «идеологию белорусского государства», то очевидно, что она принадлежит государству, а фактически, властвующей элите, обосновавшейся в институтах государственной структуры. В этом случае функционирование идеологии будет направлено на защиту партикулярных интересов и ценностей субъектов власти, в том числе и разрастающейся в стране бюрократии. Как показала практика, в такой ситуации идеология подвержена тотальному огосударствлению и по содержанию и формам работы. В итоге она отрывается от жизни, наполняется догматизмом и мертвым доктринерством, а государство превращается в самодовлеющий, никем и ничем не ограниченный элемент политической системы общества. Государственная идеология может совпадать или не совпадать с национальной идеологией. Однако в описываемом варианте идеология государства фактически отрицает национальную идеологию. Это именно тот случай, когда государство существует не для народа, а, наоборот, народ принуждается жить и работать для государства. Более того, в современных условиях довольно часто происходит смена властных элит, меняются режимы власти, что неизбежно вызывает изменение или даже вытеснение казалось недавно установившейся очередной государственной идеологии. А неустойчивая, кратковременная, не затрагивающая глубинных интересов и ценностей коренной, основной нации государственная идеология не будет способствовать духовному сплочению общества.
Другая сторона рассматриваемой альтернативы – «идеология белорусской государственности» имеет иной характер. Носителем идеологии государственности является не узкая бюрократическая элита (бывает даже коллоборантские или компрадорские элементы), а народ в лице ведущей титульной нации. Государственностью называется атрибутивное свойство, главный признак зрелости нации, когда она уже способна создавать свое государство для реализации своих национальных интересов. Здесь государство находится под контролем и управлением народа, а государственная идеология полностью совпадает с национальной идеологией. У такого государства нет и не может быть других интересов, кроме интересов нации. Очень характерно известное выражение У. Черчилля, что «Великобритании нет постоянных друзей и врагов, а есть только постоянные интересы». Однако полностью осуществимо такое положение лишь в условиях зрелой и сильной демократии, когда имеется сформировавшееся гражданское общество и правовое государство.
Для государственной идеологии в деле реализации и защиты национальных интересов необходима четко сформулированная национальная идея. Она аккумулирует основу, главную суть жизненного интереса нации. Это ядро национального сознания, в котором содержатся вопросы и ответы о смысле своего исторического существования, о перспективах и средствах реализации национальных целей и задач.
В течение последних двух столетий в белорусском национальном движении центральной задачей было создание национального государства. По сути, это был костяк, основа белорусской национальной идеи. Создание белорусского государства было тем главным звеном в цепи национальных проблем, ухватившись за которые можно было вытащить всю цепь, что означало прекращение интенсивной русификации белорусов, пресечение процесса постепенной денационализации их и растворения в соседнем, многочисленном с великодержавным менталитетом этносе. В процессе национального движения возник даже лозунг, национальный клич: «Жыве Беларусь!» И, чтобы жила и процветала Беларусь, тысячи ее верных сыновей и дочерей погибли на полях сражений, в тюрьмах и концлагерях.
Согласно данным академика Бабосова Е.М. 75 % опрошенных жителей Беларуси высказались о необходимости объединяющей национальной идеи, а против нее – только 5 %. «Самое главное, что всех нас объединяет, – сказал он, – это принадлежность к белорусскому народу». Национальную идею можно выразить одним словом – «беларускасць». А в расшифрованном плане это звучит так: «Беларусь жива, Беларусь живет, и будет жить как независимая суверенная страна».
Это предложение ученого-обществоведа высшие белорусские чиновники встретили довольно прохладно, отложив его для всестороннего обсуждения. Не исключено, что оно будет положено в «долгий ящик», так как реализация этой идеи сделает возможным нежелательную реанимацию националистического настроения у белорусского народа. Сегодняшняя государственная власть через свои средства массовой информации активно внедряет в сознание белорусов искаженную трактовку национализма, нарочно подменяя его характер и цели чертами злобного и агрессивного шовинизма, рисуя ужасные картины его проявления в Беларуси. Однако тысячелетняя история белорусского народа свидетельствует, что нигде и никогда не было и не могло быть проявления шовинизма со стороны белорусов к другим народам ни в политике, ни на бытовом уровне. Национальное чванство, шовинистические устремления начисто отсутствуют в менталитете наших соотечественников. Более того, сегодняшним белорусам остро не хватает даже обыкновенного национализма, который с лихвой присутствует всегда у каждой нации, особенно имеющей свою государственность.
Белорусы сегодня фактически беспомощны против интенсивно идущей глобальной денационализации. Чтобы выжить как нации, белорусскому народу нужен нормальный национализм, как необходимая доза лекарства для восстановления национального эгоизма. Ведущая роль в этом «лечении» должна принадлежать родному государству.
Как известно, белорусская государственная политика и идеология решительно отвергают национализм как огромную опасность для белорусского народа. По словам Президента националисты преследуют цель «отрубить белорусскую ветвь от общего духовного дерева с его славянскими корнями» и делают главным врагом белорусской государственности – Российскую Федерацию, а само понятие национализм «в сознании белорусов ассоциируется с фашизмом».
Согласно сформулированных Президентом А. Г. Лукашенком приоритетных ценностей в идеологии белорусского государства, она должна включать в основном свои белорусские исторические традиции и достижения.
1. В духовной жизни белорусского общества. Прежде всего, отсюда должен быть исключен национализм, порождающий сепаратизм и экстремистские тенденции. Должна также быть восстановлена подлинная, не искаженная национализмом, героическая история белорусского народа. Это дает возможность четко сформулировать и эффективно проводить в жизнь белорусскую национальную идею, воплощающую своеобразный и оригинальный синтез ценностей двух больших культурных регионов – восточного православно-византийского и западного римско-католического. Особое внимание в идеологическом процессе необходимо уделять воспитанию патриотизма и чувства славянского единства.
2. В экономической области. Здесь должна быть в полной мере раскрыта и обоснована белорусская модель экономического развития. Она включает опыт недопущения обвальной приватизации, ориентирование производства на внешней рынок, эффективное использование достижений отечественной и зарубежной науки, комплексное развитие сельского хозяйства и максимальная экономия сырьевых и энергетических ресурсов.
3. В социальной области утверждение подлинно социального государства, главными приоритетами которого является неуклонный рост жизненного и культурного уровня населения, комплексное строительство жилья и культурных объектов, надежная защита государством граждан и их законных прав от разного рода преступлений.
4. В области внутренней и внешней политики необходимо строго соблюдать основной закон государства – Конституцию, широко пропагандировать ее достоинства и возможности в совершенствовании жизни белорусского общества, укреплять вооруженные силы Республики Беларусь, развивать взаимовыгодные отношения и связи на международной арене.
Таким образом, государственная идеология Беларуси должна представлять собою весьма сложное, комплексное духовное образование, состоящее из разнородных, порой противоречивых традиций и ценностей. В связи с этим для удовлетворительного ее оформления как духовной ценности предстоит еще очень много трудится теоретикам – обществоведам, проверяя в сложных условиях нашего бытия жизненность тех или иных идеологических компонентов.