животных. Мы не знаем, предшествовало ли возделыванию хлебных злаков выращивание одного или нескольких видов таких растений, как горох, бобы, репа, пастернак, свекла, squash
(вид тыквы у индейцев Массачусетса)
и дыня. Некоторые из этих растений имеют общие названия по-гречески и по-латыни, но ни одно из названий не является общим также и для санскрита.
Огородничество в восточном полушарии возникло, по-видимому, из потребностей скорее домашних животных, чем человека. В западном полушарии оно началось с возделывания кукурузы; оно повело к локализации и оседлому образу жизни в Америке; имело тенденцию, особенно у оседлых индейцев, занять место рыбной ловли и охоты. Благодаря хлебным злакам и культурным растениям человечество впервые ощутило возможность иметь пищу в изобилии.
С появлением мучной пищи исчезает людоедство; оно сохранялось как пережиток во время войны и практиковалось во время войн у американских аборигенов на средней ступени варварства, например, у ирокезов и ацтеков воюющими сторонами; но как общее явление оно уже исчезло. (В период дикости практиковалось в отношении пленных врагов, а во время голода и в отношении друзей и родичей.)
4) Мясная и молочная пища. Отсутствие в западном полушарии годных к одомашнению животных, за исключением ламы. Ранние испанские авторы говорят о «немой собаке», которая встречалась в одомашненном виде на Вест-Индских островах, а также в Мексике и Центральной Америке; они также говорят об индюках и другой домашней птице на американском континенте; аборигены одомашнили индейку, а племена нахуатлака — некоторые виды диких кур.
Это различие, а также видовое различие между хлебными злаками обоих полушарий обусловило значительную разницу в развитии той части их обитателей, которая достигла средней ступени варварства.
Одомашнение животных доставило постоянную мясную и молочную пищу; племена, которые обладали домашними животными, выделились из массы остальных варваров. Для оседлых индейцев это ограничение в существенном виде пищи было неблагоприятно; их мозг меньше по объему, чем был мозг индейцев, находившихся на низшей ступени варварства.
Преимущества арийцев и семитов благодаря разведению в большом количестве домашних животных. Греки доили овец, а также коров и коз («Илиада», IV, 433). Арийцы еще в большем размере, чем семиты {занимались скотоводством}.
Одомашнение животных — в восточном полушарии — постепенно привело к пастушеской жизни на равнинах Евфрата и Индии и в степях Азии; на окраинах одной из этих областей было впервые осуществлено одомашнение животных. Они {арийцы и семиты} пришли, таким образом, из таких местностей, которые не только не могли быть колыбелью человечества, но даже не могли быть обитаемы ими в то время, когда они были дикарями или варварами низшей ступени, для которых естественным местом обитания были лесные области. После того как они привыкли к пастушеской жизни, ни арийцы, ни семиты не смогли бы опять вернуться со своими стадами и отарами в лесные области западной Азии и Европы, не научившись предварительно возделывать некоторые хлебные маки, благодаря которым они могли бы прокормить животных вдали от степей. Весьма вероятно, что возделывание хлебных злаков возникло из потребностей
К. МАРКС
домашних животных, в связи с этими переселениями на запад, и что употребление данными племенами мучной пищи явилось результатом этого.
Аборигены западного полушария достигли большей частью низшей ступени варварства, а частью средней ступени без домашних животных, за исключением ламы в Леру, и только с одним хлебным растением, кукурузой, с добавлением бобов, тыквы и табака, а в некоторых местностях какао, хлопка и перца. «Кукуруза*, вследствие ее способности расти в гористых местах, что благоприятствовало ее непосредственному возделыванию, вследствие ее пригодности к употреблению как в зеленом, так и в спелом виде, вследствие ее высокой урожайности и питательности, была на ранних ступенях человеческого развития более богатым даром, способствовавшим прогрессу больше, чем все другие хлебные злаки взятые вместе; отсюда поразительное развитие, достигнутое американскими аборигенами без домашних животных; перуанцы производили бронзу, что непосредственно предшествует умению плавить железную руду.
5) Неограниченное количество пищи благодаря полеводству.
Домашние животные, дополняющие своей силой мускульную силу человека, — новый фактор величайшего значения. С течением времени производство железа дало плуг с железным лемехом и более совершенные лопату и топор. Благодаря этим орудиям, а также на основе существовавшего раньше огородничества, появилось полеводство, и вместе с ним впервые — неограниченное количество пищи. Плуг с животными в качестве тяговой силы; отсюда возникла мысль о расчистке леса и возделывании обширных полей (Лукреций, V, 1369). Стало возможным густое заселение ограниченных областей. До появления полеводства вряд либыловоз-можно, чтобы полмиллиона людей в какой-нибудь части света жили вместе и развивались под одним управлением. Там, где встречаются исключения, они могли явиться результатом пастушеской жизни на равнинах или огородничества, усовершенствованного благодаря орошению, цри особых и исключительных условиях.
Морган делит формы семьи следующим образом (стр. 27, 28):
1) Кровнородственная семья; групповой брак братьев и сестер; на этой форме семьи основана (и теперь служит доказательством ее существования) малайская система родства.
2) Пуналуальная семья; название происходит от гавайского термина родства пуналуа. Она основана на групповом браке нескольких братьев и их жен и групповом браке нескольких сестер и их мужей. Термин «брат», употребляемый здесь, включает кузенов первой, второй, третьей и более отдаленных степеней, которые все считаются между собой братьями; термин «сестра» включает кузин первой, второй, третьей и более отдаленных степеней, которые все считаются между собой сестрами. На этой форме семьи основаны туранская и ганованская системы родства. Обе формы семьи относятся к периоду дикости.
3) Синдиасмическая семья; от аа\Ъо61и> — соединять парами