Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕедагогические идеи ¬. –атке




ќдним из основоположников педа≠гогики Ќового времени в √ермании был, несомненно, ¬ольфганг –ат≠ке (1571Ц1635), известный также под латинизированным именем –атихий или –атихиус. ќн родилс€ в небольшом го≠родке ¬ильстер недалеко от √амбурга, где окончил гимна≠зию. ѕосле этого ¬. –атке училс€ в лютеранском университе≠те в –остоке, изуча€ теологию и философию. ќднако его интересы очень скоро сосредоточились на изучении иност≠ранных €зыков и совершенствовании методов обучени€ им. ќн стремилс€ сделать обучение иностранным €зыкам лег≠ким и при€тным дл€ учащихс€. ќт методов обучени€ иност≠ранным €зыкам ¬. –атке перешел к общим вопросам органи≠зации школьного дела и дидактики, высказыва€ нередко соображени€ социально-политического характера.

¬ 1612 г. во ‘ранкфурте-на-ћайне, где он тогда жил, ¬. –атке обратилс€ к съезду немецких кн€зей и представите≠л€м местного городского магистрата с получившим широ≠кую известность в разных германских кн€жествах Ђ‘ранк≠фуртским мемориаломї (пам€тной запиской), в котором из≠ложил свои реформаторские замыслы, касавшиес€ школьного дела и даже проблем религиозной и политической жизни всех немецких государств того времени. ¬ своем Ђћемориалеї ¬. –атке выделил три группы вопросов: реформа обучени€ в школе €зыкам, реформа всего школьного дела, реформа политической и религиозной жизни в √ермании в целом.

¬. –атке выдвинул требование удел€ть в школах, по край≠ней мере на первых годах школьных зан€тий, основное вни≠мание обучению учащихс€ родному €зыку, сделав его €зы≠ком преподавани€ всех других предметов.   обучению учащихс€ другим €зыкам он считал возможным приступать лишь после того, как дети хорошо овладеют родным €зыком. ѕо≠ставив вопрос о приоритете в школах родного €зыка, ¬. –атке предложил методику одновременного обучени€ чтению и письму, что было дл€ того времени большим новшеством. Ёти идеи ¬. –атке, по существу, выходили далеко за рамки простого школьного обучени€: они были направлены про≠тив монополии церкви в школьном деле и создавали прин≠ципиальную основу дл€ придани€ школам во всех немецких кн€жествах единого, национального характера.

ƒалее ¬. –атке насто€тельно предлагал сделать Ђнемецкую школуї Ц школу родного €зыка Ц основой всей школьной системы, если о таковой в то врем€ можно было вести речь. ¬ этой школе должна была обучатьс€ вс€ молодежь, мальчики и девочки, овладева€ родным €зыком и изуча€ с его помощью все нужные Ђнауки и искусстваї.

Ќаконец, в Ђћемориалеї, говор€ современным €зыком, затронуты вопросы взаимоотношений школы и общества. «десь ¬. –атке набросал в общих чертах программу достиже≠ни€ национального, политического, культурного и религи≠озного объединени€ √ермании: в едином государстве долж≠ны быть общий €зык (на основе верхненемецких диалектов), единое правительство и едина€ церковь (на основе лютеран≠ской). ¬сему этому должна была предшествовать широка€ реформа образовани€ во всех немецких кн€жествах.

—овершенно очевидно, что все эти идеи ¬. –атке были встре≠чены далеко не однозначно: они были благожелательно прин€≠ты в кругах высшего бюргерства, среди части людей науки и некоторыми прогрессивно мысл€щими кн€зь€ми, покровитель≠ствовавшими распространению просвещени€; резко отрицатель≠но отнеслись к этим иде€м по вполне пон€тным причинам цер≠ковные де€тели большинства конфессий и основна€ масса кн€≠зей, не желавших иметь мало-мальски образованных подданных.

¬се это приводило к частым переездам ¬. –атке с места на место, временами к острым конфликтам с правител€ми, к не≠возможности на практике достаточно систематически реализо≠вать свои планы переустройства школы.  роме того, современ≠ники ¬. –атке отмечали его неуживчивость и подозрительность к окружающим, которые €кобы могли украсть его идеи. Ётим отчасти можно объ€снить в р€де случаев чрезмерную сжатость его высказываний.

—вои общедидактические и методические идеи ¬. –атке изложил в объемистой книге Ђ¬сеобщее обучение по способу –атихи€ї (1619) и дополнени€х к ней, частью школоведческого характера, а также в р€де учебников новых €зыков, логики, метафизики, —в€щенного писани€ и др. ¬о всех этих работах содержались предложени€ относительно как содержа≠ни€ образовани€ с акцентом на реальные знани€, так и но≠вых методов обучени€, новой организации школы в целом.

Ќесомненной заслугой ¬. –атке было создание на немец≠ком €зыке научных терминов, которые ранее использова≠лись только в латинском варианте.

»з практики использовани€ новых методов обучени€ род≠ному и иностранным €зыкам ¬. –атке сумел вывести важ≠нейшие общедидактические принципы, которые практичес≠ки одновременно с ним, но гораздо обоснованнее сформу≠лировал великий чешский педагог ян јмос  оменский.

Ёти общие принципы обучени€ ¬. –атке свод€тс€ к следу≠ющим основным положени€м, которыми должен руковод≠ствоватьс€ каждый учитель:

1) обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не наруша€ его;

2) обучение должно быть последовательным, нельз€ изу≠чать одновременно разные вещи;

3) в обучении следует посто€нно использовать повторение;

4) первоначальное обучение должно об€зательно вестись на родном €зыке учащихс€;

5) обучение должно вестись без принуждени€;

6) заучивать ученики должны только то, что ими пон€то;

7) в обучении следует идти от частного к общему, от из≠вестного к неизвестному;

8) в ходе обучени€ всегда нужно опиратьс€ на индукцию и опыт.

ѕоследнее утверждение, или принцип, ¬. –атке, по-видимо≠му, вытекает из философских идей его современников ‘. Ѕэко≠на (1561Ц1626) и –. ƒекарта (1596Ц1650), которые призывали не довер€ть силе авторитета, а опиратьс€ на достаточные дока≠зательства и опыт, пропущенные через собственный разум.

ѕедагогические идеи ¬. –атке получили заслуженную оценку много лет спуст€ после его смерти, в XIX в., и интерес к ним, как и ко всей его де€тельности, возродилс€ вновь к середине XX столети€.

ѕедагогические идеи я.ј.  оменского как составна€ часть его Ђ¬сеобщего совета об исправлении дел человеческихї

 

Ќачина€ с XV в. в различных част€х ≈вропы получили широкое распространение различные плебейско-кресть€нские сектантские движени€ протестантского толка выступавшие против католической церкви и поддерживаемых ею фео≠дальных пор€дков. Ќаиболее мощным среди них было дви≠жение гуситов на востоке империи √абсбургов, в „ехии.

¬ идейном наследии гуситов как наиболее характерные сле≠дует выделить требовани€ все≠общего равенства, ликвидацию наследственных привилегий, признани€ равноправи€ женщин, образовани€ детей на родном €зыке. ¬ XVIЦXVII вв. многие идеи гусизма сохран€≠лись в общинах „ешских (Ѕо≠гемских, ћоравских) братьев.

—ледует заметить, что прак≠тически дл€ всех антикатоли≠ческих, протестантских движе≠ний начина€ с эпохи средне≠вековь€ было характерно резко отрицательное отношение к схоластическому образованию, насаждавшемус€ католической церковью. Ёто в полной мере относитс€ и к общинам „ешс≠ких братьев, в которых очень большое внимание удел€лось воспитанию и обучению детей. ¬се члены этих общин долж≠ны были уметь читать и писать на родном €зыке, с детства всех мальчиков и девочек обучали сельскому хоз€йству и раз≠личным ремеслам.

 

 

Ўкола богемских братьев

 

Ќелишне вспомнить, что в ≈вропе XVЦXVII вв. вообще были распространены разного рода братства и коллегии единомыш≠ленников, стремившихс€ реализовать тот или иной из попу≠л€рных в ту эпоху утопических проектов реорганизации обще≠ства на разумных, по их представлени€м, началах. —тоит при этом упом€нуть Ђ”топиюї “. ћора, Ђ√ород —олнцаї “.  ампанеллы, Ђќписание республики ’ристианский городї ».¬. јндреэ, в которых значительное место отводилось рассмотрению вопросов рационального воспитани€ молодежи.

Ёти идеи не могли не повли€ть и на образ мыслей „еш≠ских братьев, в среде которых родилс€, вырос и сформиро≠валс€ в духовном отношении один из самых выдающихс€ педагогов-мыслителей ян јмос  оменский (1592Ц1670), в ла≠тинизированной форме  омениус.

ќчевидно, что не без вли€ни€ своих предшественников я.ј.  оменский посв€тил многие годы своей жизни созда≠нию Ђ¬сеобщего совета об исправлении дел человеческихї, значительную часть которого он отвел рассмотрению про≠блем воспитани€, изложив здесь все основные положени€ своей педагогической концепции в обобщенном виде.

ќднако это великое творение ге≠ниального чеха привлекло внимание ученых и политиков всего мира лишь в середине XX в. в св€зи с междуна≠родным празднованием 300-лети€ опубликовани€ Ђ—обрани€ дидакти≠ческих трудовї я.ј.  оменского (1657), в котором были собраны во≠едино все публиковавшиес€ при его жизни и оставшиес€ в рукопис€х части Ђ¬сеобщего совета об исправ≠лении дел человеческихї. ѕри жиз≠ни же я.ј.  оменский был широко известен в самых различных странах мира как автор лучших дл€ своего времени школьных учебников и ди≠дактических сочинений, совершивших переворот как в тео≠рии, так и в практике обучени€ и воспитани€.

ян јмос  оменский

я.ј.  оменский родилс€ в ёжной ћоравии, в местечке Ќивница, по-видимому, в довольно зажиточной семье. –ано лишив≠шись родителей, он училс€ урывками сначала в братской, по≠том уже в возрасте 16 лет в традиционной латинской школе. “о, что он так поздно поступил в латинскую школу, позволило ему осмыслить все погрешности организации, содержани€ и мето≠дов работы в ней. Ќедаром позднее я.ј.  оменский называл школьные годы потер€нным временем. Ћичный отрицательный опыт побудил его зан€тьс€ разработкой вопросов, св€занных с усовершенствованием организации и методов школьной рабо≠ты, содержанием школьного образовани€.

ѕроучившись некоторое врем€ в немецких университетах в √ерборне и √ейдельберге,я.ј.  оменский вернулс€ на ро≠дину, где и началась его педагогическа€ де€тельность. ¬ ходе начавшейс€ “ридцатилетней войны „ехи€ потер€ла свою независимость, а чешские протестанты, подвергавшиес€ жестоким преследовани€м, в конце концов были изгнаны за пределы родины.я.ј.  оменский вместе с частью общины „ешских братьев нашел пристанище в польском городе Ћешно, где он прожил 28 лет и создал большинство своих педа≠гогических трудов, получивших известность во всем мире.

¬ т€желый период потери „ехией национальной незави≠симостия.ј.  оменский хотел помочь своему народу сохра≠нить культурное наследие предков путем улучшени€ дела образовани€ и воспитани€ молодежи. Ќа это и был направ≠лен самый известный его теоретический труд по педагогике Ђƒидактикаї, т.е. обща€ теори€ обучени€. ѕервоначально он был написан на чешском €зыке, а потом в переработанном виде переведен на латинский €зык, международный €зык науки, под названием Ђ¬елика€ дидактикаї.

 роме того, за годы пребывани€ в Ћешно я.ј.  оменский написал первую в мире педагогическую книгу дл€ родителей Ђћатеринска€ школаї Ц о воспитании детей в семье, а также подготовил целый р€д учебных книг Ц Ђќткрыта€ дверь €зы≠ковї, Ђ‘изикаї, Ђјстрономи€ї. ѕерва€ из них была учебником латинского €зыка, где вместо обычных дл€ того времени таблиц склонений и спр€жений, правил и исключений дава≠лось описание реальной действительности и само обучение латинскому €зыку сопровождалось сообщением различного рода знаний. Ќи одна учебна€ книга ни до, ни послея.ј.  оменского не получила такого широкого распространени€ в странах ≈вропы и јзии, как Ђќткрыта€ дверь €зыковї. ѕо≠зднее в ¬енгрии, куда он был приглашен дл€ организации школьного дела в 1650 г.,я.ј.  оменский закончил еще один учебник Ц Ђћир чувственных вещей в картинкахї, который произвел подлинную революцию в учебном деле.

Ђћир чувственных вещей в картинкахї (лат. ЂOrbis pictusї) можно рассматривать как синтез педагогических воззрений я.ј.  оменского в их практическом преломлении: здесь он реализовал свои идеи о признании внешних органов чувств ребенка в качестве основных средств познани€ внешнего мира, о развитии у детей в первую очередь чувственного вос≠при€ти€ окружающих их вещей, о широком использовании в обучении нагл€дности. ¬ этой книге на практике было по≠казано, в чем состоит смысл дидактических правил перехо≠да в обучении от конкретного к абстрактному, от простого к сложному, от общего к специальному.

¬ Ђ„увственном мире в картинкахї особенно четко просле≠живаетс€ стремление я.ј.  оменского реализовать свою глав≠ную идею: дети в процессе школьного обучени€ должны полу≠чать реальное, и притом энциклопедическое, образование, ес≠тественно, соответствующее уровню их понимани€ и развити€.

¬се учебные книгия.ј.  оменского, как и все его дидак≠тические труды, пронизаны идеей пансофии Ц всеобщей мудрости, под которой он понимал знание всех вещей, ре≠ально существующих в мире.

¬нешне эта иде€я.ј.  оменского сходна с идеей энцикло≠педизма, распространенной в ≈вропе его эпохи. Ќа самом же деле иде€ пансофиия.ј.  оменского была гораздо глубже, она предполагала нечто большее, чем овладение общими сведени≠€ми из различных областей действительности. ѕансофи€ в по≠нимании я.ј.  оменского Ц это отражение в сознании человека реально существующего, а не выдуманного мира во всем его многообразии.

 

 

—траница из русского издани€ Ђћира чувственных вещей в картинкахї в переводе ј.ј.  расновского (1941)


ƒл€ понимани€ пансофических идей я.ј.  оменского, ко≠торые €вл€ютс€ краеугольным камнем его педагогической концепции в целом, необходимо иметь в виду его основопо≠лагающую мысль о пангармонии, согласно которой все в мире органически св€зано между собой и отдельные части целого отражают в себе черты общего.

»де€ пансофии рассматривалась в трудах я.ј.  оменского весьма многогранно, применительно же к его педагогичес≠кой системе она играла ведущую роль при решении вопроса как о содержании образовани€, так и об организации и ме≠тодах обучени€. ¬ упоминавшемс€ уже ранее всемирно извес≠тном труде Ђ¬елика€ дидактикаї я.ј.  оменский как раз и сформулировал цель воспитани€ подрастающего поколени€ на основе своей концепции пансофизма.

ќднако, остава€сь человеком своей эпохи, будучи глубо≠ко религиозным, к тому же проповедником в своей общине, я.ј.  оменский раскрывал цель воспитани€ в довольно ком≠промиссной форме: каждый человек должен быть подготов≠лен к существованию в вечной, загробной жизни, но при этом в своем земном существовании он должен быть разум≠ным созданием; человек должен, утверждал я.ј.  оменский в четвертой главе Ђ¬еликой дидактикиї, все исследовать и давать всему имена и все исчисл€ть, т.е. знать и иметь воз≠можность назвать и пон€ть, что находитс€ в мире. „еловек лишь тогда будет достоин называтьс€ разумным существом, когда он будет понимать основы устройства всех вещей.

Ѕыть владыкой всех созданий, поя.ј.  оменскому, Ц это значит использовать все вещи по их назначению, употреб≠л€ть их с пользой дл€ себ€, человек среди всех созданий дол≠жен вести себ€ с достоинством и св€тостью, понима€, где, когда и до какого предела нужно уступать ближнему, дол≠жен быть в состо€нии разумно управл€ть своими внешними и внутренними действи€ми.

Ќаконец, человек должен €сно представл€ть себе совер≠шенство своего прообраза Ц Ѕога.

ќтсюда у я.ј.  оменского следует, что истинные требо≠вани€, предъ€вл€емые к человеку, заключаютс€ в том, что≠бы он был: 1) знающим все вещи, 2) владыкою всех вещей и самого себ€, 3) чтобы он себ€ и все возводил к Ѕогу Ц источнику всех вещей.

≈сли эти требовани€ мы выразим трем€ хорошо извест≠ными словами, то получим, по я.ј.  оменскому:

I. Ќаучное образование.

II. ƒобродетель, или нравственность.

III. –елигиозность, или благочестие.

‘ормулиру€ эти три коренные задачи воспитани€, я.ј.  оменский конкретизировал свою основополагающую идею об универсальности воспитани€, имеющую в его педа≠гогической концепции и философское, и сугубо практичес≠кое значение.

»з этих положений я.ј.  оменского вытекало и его конк≠ретное требование, чтобы во вс€ком благоустроенном обще≠стве создавались и функционировали школы как воспитатель≠но-образовательные учреждени€ дл€ совместного воспитани€ подрастающего поколени€ независимо от пола, происхожде≠ни€ и рода зан€тий родителей.

¬ Ђ¬еликой дидактикеї я.ј.  оменский впервые в исто≠рии образовани€ предложил и стройную систему школ, ар≠гументиру€ ее разработанной им же самим возрастной пери≠одизацией развити€ человека от рождени€ до зрелости, по я.ј.  оменскому, до 24 лет.

ѕервой ступенью воспитани€ и образовани€ детей от рожде≠ни€ до 6 лет должна быть материнска€ школа Ц воспитание в семье под руководством матери. »нтуитивно €вл€€сь тонким психологом, проникшим в мир детских интересов, пережива≠ний и возможностей, исход€ из своей сенсуалистической гносе≠ологии, я.ј  оменский видел главную задачу воспитани€ детей этого возраста в развитии их органов чувств, обогащении пред≠ставлений об окружающей жизни, в развитии речи и первона≠чальных ручных умений. ƒетально все эти вопросы были рас≠смотрены я.ј  оменским уже в одном из его ранних педагоги≠ческих сочинений Ц Ђћатеринской школеї, благодар€ которому он с полным основанием рассматриваетс€ как родоначальник методики воспитани€ и обучени€ детей дошкольного возраста в современном смысле этого пон€ти€.

«а материнской школой у я.ј.  оменского следует школа родного €зыка дл€ всех мальчиков и девочек от 6 до 12 лет независимо от сословной принадлежности. ¬ отличие от мно≠говековой традиции вести обучение в школах только на ла≠тинском €зыке Ц €зыке католической церкви и схоластичес≠кой учености Ц эта школа должна была, пользу€сь родным €зыком, сообщать знани€ о вещах окружающего детей мира, совершенствовать владение общим дл€ всех народным €зы≠ком, который, по я.ј.  оменскому, €вл€етс€ средством ук≠реплени€ и сохранени€ нации как таковой.

¬ отличие от всех существовавших в эпоху я.ј.  оменско≠го школ эта школа должна была сообщать учащимс€ широ≠кий круг достаточно систематизированных, реальных знаний по арифметике, географии, истории, экономической жизни и государственному устройству, знакомить с различ≠ными ремеслами и, конечно, осуществл€ть религиозное вос≠питание на основе чтени€ текстов —в€щенного писани€, пе≠реведенных на родной €зык. ƒл€ каждого года из шести лет обучени€ в школе родного €зыка я.ј.  оменский предпола≠гал написать особый учебник. Ќесколько учебников он на≠писал, но все они погибли во врем€ пожара в г. Ћешно в 1656 г., да и сама иде€ создани€ школы родного €зыка лишь частично была реализована я.ј.  оменским при организа≠ции школ в г. Ўарош-ѕатаке (¬енгри€).

“реть€ ступень школьного образовани€, по я.ј.  оменскому, гимнази€ или латинска€ школа, должна была открыватьс€ в каждом городе, будучи предназначенной дл€ юношей 12Ц 18 лет, про€вивших склонность к зан€ти€м наукой уже в шко≠ле родного €зыка. Ќа первый взгл€д латинска€ школа я.ј.  оменского похожа на традиционную латинскую школу, суще≠ствовавшую на прот€жении нескольких веков: в ее учебном плане внешне по-прежнему сохран€лось изучение традицион≠ных Ђсеми свободных искусствї. ќднако при внимательном рас≠смотрении в нем обнаруживаетс€ р€д принципиальных нов≠шеств, которые сближают эту школу с общеобразовательной школой Ќового времени. «десь нар€ду с латинским €зыком, €зыком науки, большое место отводилось изучению реальных предметов Ц математики, физики, естествознани€; как само≠сто€тельные отрасли знани€ фигурировали истори€, этика, пре≠дусматривалось изучение новых €зыков. Ћишь потом, венча€ весь курс общего образовани€, должны были изучатьс€ рито≠рика и диалектика. »менно дл€ этого типа школы я.ј.  омен≠ский разработал целостную систему учебников Ц Ђѕреддве≠риеї, Ђќткрыта€ дверь €зыковї, Ђ«алї, ЂЎкола-играї, кото≠рые принесли ему широкую известность еще при жизни.

«авершающую ступень школьного образовани€ в системе я.ј.  оменского составл€ли академии Ц высшие учебные заве≠дени€ дл€ молодых людей 18Ц24 лет, про€вивших особые ум≠ственные даровани€. ¬нешне академии, которые, по замыслу я.ј.  оменского, должны были открыватьс€ в каждом государ≠стве или крупной провинции, оп€ть же напоминают существо≠вавшие с XII столети€ университеты с обычными факультетами. ќднако и на этом этапе образовани€, не раскрыва€ в детал€х его содержание, я.ј,  оменский имел в виду сообщение студентам пансофических знаний, т.е. всех обобщенных достижений наук.

“аким образом, я.ј.  оменский практически впервые в истории предложил стройную систему взаимосв€занных школ, позвол€ющую юношеству начина€ с раннего детства достигать высот научного образовани€.

¬месте с этим он разработал оригинальную дидактичес≠кую систему, получившую позднее название классно-уроч≠ной и сохран€ющуюс€ во многих своих чертах до насто€щего времени. ќн стремилс€ к такой организации обучени€, при которой было бы предусмотрено четкое распределение со≠держани€ всех видов школьной работы по годам, мес€цам и даже дн€м обучени€.

ѕри предлагавшейс€ я.ј.  оменским системе организации процесса обучени€ дети одного возраста и приблизительно одного уровн€ знаний под общим руководством учител€ дол≠жны были одновременно продвигатьс€ вперед к единой дл€ всех образовательной цели. “ак возникли классы с посто€н≠ным составом учеников, учебный год со строго определенны≠ми началом и концом, продолжительностью учебного дн€ Ц от четырех уроков в школе родного €зыка до шести уроков в день в латинской школе. ¬се это поразительно напоминает общую организацию обучени€ в школах многих стран мира, сохран€вшуюс€ на прот€жении трех с лишним столетий. ѕред≠принимаемые в XX столетии попытки перестроить все школь≠ное дело, организацию и методы образовательной работы пока что ощутимых преимуществ не показали.

я.ј.  оменский прекрасно знал и обобщил все положи≠тельное, что было достигнуто его предшественниками и со≠временниками в области методики обучени€. ≈го труды пес≠тр€т именами тех мыслителей, которые высказали какую-либо интересную мысль относительно организации и методов обучени€ или требований к ним.

ѕри обосновании тех или иных выдвигаемых им педаго≠гических положений я.ј.  оменский посто€нно ссылалс€ на параллели из жизни природы или хоз€йственной де€тельно≠сти человека, однако фактически все они опирались на мно≠говековой опыт обучени€ детей и юношества.

я.ј.  оменский был глубоко убежден в том, что в облас≠ти обучени€ и воспитани€ в целом действуют законы, об≠щие дл€ природы, а методы школьной работы должны на эти законы опиратьс€, т.е. быть природосообразными.

ћетод обучени€, предлагавшийс€ я.ј.  оменским, был достаточно прост и в целом характеризовалс€ р€дом призна≠ков, которые сам великий педагог изложил в р€де правил и основоположений, раскрытых в многочисленных его сочине≠ни€х, прежде всего в Ђ¬еликой дидактикеї. ¬ общем же требо≠вани€ к организации обучени€, сформулированные я.ј.  о≠менским, могут быть сведены к следующему: поскольку в школе нужно учить самим вещам, а не обозначающим их сло≠вам, обучение нужно начинать с наблюдени€ над этими ве≠щами, лишь после этого можно обсуждать увиденное. Ёто по≠ложение я.ј.  оменский резюмировал в своем Ђзолотом пра≠вилеї в главе XX Ђ¬еликой дидактикиї: Ђ¬се, что только возможно, предоставл€ть дл€ воспри€ти€ зрением, слыши≠мое Ц слухом, запахи Ц обон€нием, подлежащее вкусу Ц вкусом, доступное ос€занию Ц путем ос€зани€. ≈сли какие-либо предметы сразу можно восприн€ть несколькими чувства≠ми, пусть они сразу схватываютс€ несколькими чувствами...ї я.ј.  оменский посто€нно говорил о необходимости озна≠комлени€ детей с реальными вещами, но он прекрасно по≠нимал, что это возможно далеко не всегда. ѕоэтому он реко≠мендовал использовать в процессе обучени€ различные вспо≠могательные средства Ц картины, макеты, модели и т.п. ћожно с уверенностью утверждать, что именно благодар€ я.ј.  оменскому принцип нагл€дности в теории и практике обуче≠ни€ зан€л прочное место и входит в число ведущих дидакти≠ческих принципов до насто€щего времени.

ѕридава€ особое значение непосредственному ознакомле≠нию детей с изучаемыми вещами и €влени€ми, я.ј.  оменс≠кий удел€л особое внимание раскрытию причинных взаимо≠св€зей между €влени€ми внешнего мира, приучению учащихс€ к их обнаружению и анализу.

ћетод обучени€, пропагандировавшийс€ я.ј.  оменским, характеризовалс€ стремлением сделать весь педагогический процесс разумно организованным и целенаправленным: со≠держание, расположение и изучение учебного материала должны быть последовательными, переход€щими от простого к сложному, от близкого к далекому, от краткого к распро≠страненному. “еоретически все эти положени€ обоснованы во многих трудах я.ј.  оменского, особенно же подробно Ц в Ђ¬еликой дидактикеї. ѕрактически он опиралс€ на них в своих учебниках, которые уже упоминались выше.

ћетод обучени€, который предлагал я.ј.  оменский, в полную противоположность схоластической школе средне≠вековь€, должен был возбуждать у детей радость от овладе≠ни€ знани€ми, позвол€€ без скуки, без окриков и побоев идти по пути познани€.

ќднако эти мысли я.ј  оменского не следует понимать бук≠вально: он предполагал систематический учебный труд школь≠ников в классе, выполнение ими домашних заданий, но при учете уровн€ их развити€ и имеющихс€ знаний, их интересов, направленных на познание окружающего мира. ≈сли содержа≠ние и методы обучени€ будут отвечать возможност€м детей, т.е. будут им доступны, то и весь учебный труд будет воспринимать≠с€ детьми радостно, с искренним удовольствием.

“олько учитыва€ все это, побужда€ детей к накоплению личного опыта в процессе активной де€тельности, и можно будет реформировать школу, превратив ее в место, где фор≠мируетс€ человеческа€ личность.

√лавный педагогический труд я.ј.  оменского назван Ђ¬елика€ дидактикаї. ќднако следует иметь в виду, что сам автор и многие его современники трактовали термин Ђди≠дактикаї значительно шире, чем это делаетс€ в наши дни: в содержание этого пон€ти€ включались вопросы не только образовани€ и обучени€, но и де€тельности учител€, орга≠низации школы, различные аспекты воспитани€ Ц нравствен≠ного, трудового, религиозного и т.д. ¬ целом дидактика я.ј.  оменского охватывает практически все проблемы, ко≠торые €вл€ютс€ предметом рассмотрени€ в рамках современ≠ной педагогики.

¬ своих многочисленных трудах я.ј.  оменский посто€н≠но обращалс€ к причинам пороков человеческого общества и пут€м их устранени€, главным из которых он считал правильно организованное воспитание. »менно поэтому многие его дидактические идеи имеют самое непосредственное отношение к воспитанию, а само образование и обучение €в≠л€ютс€ фундаментом человеческой нравственности. ѕоэтому безнравственными, порочными людьми станов€тс€ те, кто или был лишен образовани€, или же получил образование неправильное, извращенное. я.ј.  оменский считал необхо≠димым воспитание у детей, укоренение в их сознании и по≠ведении таких общечеловеческих добродетелей, как мудрость, умеренность, мужество, справедливость, честность, вынос≠ливость в труде и т.п. ¬се эти качества личности должны раз≠виватьс€ у каждого ребенка с раннего возраста путем на≠ставлений, подкрепл€емых конкретными делами и поступ≠ками. ¬ процессе воспитани€ я.ј.  оменский решающую, может быть, роль отводил примеру самого учител€, а также примерам, заимствованным из истории и литературы.

 

¬ школьной работе я.ј.  оменский огромное значение при≠давал соблюдению дисциплины, пор€дка во всем Ц следова≠нию учащимис€ и учител€ми установленным правилам. ќб≠щеизвестна крылата€ фраза я.ј.  оменского: ЂЎкола без дис≠циплины Ц что мельница без водыї. ќднако его понимание школьной дисциплины, школьных пор€дков принципиально отличалось от традиционного дл€ того времени как с точки зрени€ трактовки их сущности, так и при рассмотрении средств их установлени€.

¬ традиционной схоластической школе того времени глав≠ным средством установлени€ пор€дка были наказани€. ќни примен€лись по любому поводу, в частности и дл€ Ђстиму≠лировани€ї учебной де€тельности школьников. я.ј.  оменский в противоположность существующей практике полагал, что подлинна€ дисциплина должна быть сознательным со≠блюдением учащимис€ школьных законов, норм человечес≠кого общежити€, своего долга.

¬ течение не одного столети€я.ј.  оменского считали про≠сто великим педагогом, и только в середине XX столети€ он был признан и оценен как великий мыслитель-философ, кото≠рый предложил четкую концепцию преобразовани€ человечес≠кого общества, изложенную в уже упоминавшемс€ выше труде Ђ¬сеобщий совет об исправлении дел человеческихї, который ему завершить не удалось.

Ётот его труд состоит из семи частей: Ђѕанегерси€ї Ц Ђ¬се≠общее пробуждениеї, Ђѕанавги€ї Ц Ђ¬сеобщее озарениеї, Ђѕансофи€ї Ц Ђ¬сеобща€ мудростьї, Ђѕампеди€ї Ц Ђ¬сеоб≠щее воспитаниеї, Ђѕанглотти€ї Ц Ђ¬сеобщий €зыкї, Ђѕанортоси€ї Ц Ђ¬сеобщее исправлениеї, Ђѕаннутеси€ї Ц Ђ¬се≠общее побуждениеї.

ѕервые две части были опубликованы еще при жизни автора. –укописи же остальных, не вполне завершенных час≠тей были найдены лишь в середине 30-х гг.XX в. и опублико≠ваны в 50-х гг.

Ђѕанегерси€ї €вл€лась введением ко всему этому капи≠тальному труду я.ј.  оменского. «десь изложено его понима≠ние сущности организации человеческой жизни: мудрость мысли, набожность сердца, соблюдение пор€дка. я.ј.  оменский полагал, что на практике все это отсутствует или, по крайней мере, не согласовано между собой: мудрость суще≠ствует только в книгах, религи€ вырождаетс€ в идолопок≠лонство и €вл€етс€ поводом дл€ распрей между людьми, раз≠лаженность гражданского управлени€ приводит к посто€н≠ным войнам. ¬се эти пороки могут быть исправлены только самими людьми.

Ђѕанавги€ї посв€щена философскому обоснованию всех пос≠ледующих рассуждений я.ј.  оменского, который полагал, что правильное поведение всех людей должно основыватьс€ на правильном понимании всего существующего. ѕользу€сь сво≠им излюбленным приемом сравнени€ и аналогий, я.ј  оменский утверждал, что дл€ понимани€ всего существующего че≠ловек должен опиратьс€ на божественную мудрость, природ≠ный разум и собственную волю. ј дл€ этого ему даны чувства, разум, вера.

¬ Ђѕансофииї я.ј.  оменский раскрыл свое понимание того, что должно быть предметом человеческого познани€. Ёто, по его терминологии, мир идей (мир прообразов), мир духовный, мир материальный, мир моральный, мир челове≠ческого труда, мир душевный, мир вечный.

ƒл€ педагогов наибольший интерес представл€ет четверта€ часть Ђ¬сеобщего совета об исправлении дел человеческихї Ц Ђѕампеди€ї, котора€ полностью посв€щена всем аспектам вос≠питани€ и образовани€ и синтезирует все педагогические идеи я.ј  оменского. ќсновное назначение этого труда, по мнению самого автора, состо€ло в том, чтобы указать люд€м, как сле≠дует готовить подрастающие поколени€ дл€ перестройки су≠ществующего, весьма несовершенного человеческого общества.

–азвива€ свои ранние идеи о воспитании,я.ј.  оменс≠кий в Ђѕампедииї высказал весьма продуктивную мысль о том, что вс€ жизнь человека должна быть школой. ≈сли в Ђ¬еликой дидактикеї он говорил о четырех школах Ц мате≠ринской, родного €зыка, гимназии и академии, то в Ђѕам≠педииї у него речь идет еще о школах зрелости и старости, в которых главным наставником и учебником €вл€етс€ сама жизнь. ћожно сказать, что в этих высказывани€х великого педагога-мыслител€ в зародыше содержитс€ ведуща€ иде€ современной концепции непрерывного образовани€.

ѕ€тую часть Ђ¬сеобщего совета об исправлении дел чело≠веческихї Ц Ђѕанглоттиюї я.ј.  оменский посв€тил про≠блемам €зыка, который €вл€етс€ практически единственным средством общени€ между людьми, средством их обучени€ и образовани€. ¬ услови€х слабо развитых в его эпоху нацио≠нальных €зыков сделать всех людей пансофически образо≠ванными представл€лось я.ј.  оменскому делом весьма труд≠ным, и он высказал идею создани€ нового €зыка, строго логичного по структуре, с хорошо отработанным словарным составом, который отражал бы саму сущность вещей. »де€ я.ј.  оменского о создании мирового, международного уни≠версального €зыка при всей ее утопичности была возрожде≠на в 80-е гг. XIX столети€ в очень похожей форме Ц в виде пропагандируемого до насто€щего времени искусственного €зыка, известного под названием Ђэсперантої.

¬ Ђѕанортосииї я.ј.  оменский рассматривает пути реа≠лизации своих идей реформировани€ человеческого обще≠ства в трех сферах Ц просвещени€, религии, гражданского управлени€. „тобы достигнуть этого, он предлагал создать р€д международных организаций:  оллегию света Ц собра≠ние виднейших представителей науки, которое заботилось бы о распространении истинных знаний, контролировало бы школы и следило за качеством издаваемых книг; ћировой суд, который следил бы за взаимоотношени€ми между госу≠дарствами и мирным путем решал возникающие между ними конфликты; ¬семирную консисторию Ц духовное управле≠ние, которое должно было бы заботитьс€ о чистоте христи≠анской религии.

—едьма€ часть всего этого монументального творени€ яј.  оменского Ц Ђѕаннутеси€ї Ц полностью не сохранилась, но из дошедших до нас набросков можно увидеть, что здесь автор предполагал изложить свои соображени€ о том, как можно по≠будить всех людей Ц частных лиц, философов, ученых, бого≠словов, государственных де€телей и политиков Ц прин€ть учас≠тие в реализации всего этого грандиозного плана переустрой≠ства человеческого общества.

¬ общем, рассматрива€ процесс развити€ педагогической мысли, можно сделать достаточно обоснованный вывод, что я.ј.  оменский €вл€етс€ не просто педагогом, заботившимс€ о совершенствовании школьного дела. ќн был и остаетс€ пока единственным педагогом-философом, увидевшим в воспита≠нии подрастающих поколений предпосылку дальнейшего про≠гресса человечества. “радиционное сведение его заслуг к фор≠мулированию узкопедагогических принципов и правил обуче≠ни€ не только принижает значение я.ј.  оменского в истории развити€ философско-педагогических идей как мыслител€, раз≠мышл€вшего о судьбах человечества, но и ограничивает роль воспитани€ и науки о нем в жизни современного общества.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 481 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

1294 - | 1236 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.062 с.