Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёмпирико - сенсуалистическа€ концепци€ воспитани€ и образовани€ ƒжона Ћокка




ƒ. Ћокк (1616Ц1704), английский философ, просветитель и государственный де€тель, был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познани€. ≈го жизнь и де€тельность совпали с эпо≠хой јнглийской революции XVII в. ¬ своих философских и социально-педагогических сочинени€х он попыталс€ теоре≠тически осмыслить происходившие в стране коренные изме≠нени€ в общественной жизни.

Ѕолее 30 лет жизни ƒ. Ћокка были св€заны с ќксфордским университетом, где в разные годы он преподавал греческий €зык, риторику, этику. — 1667 г. поселившись в Ћондоне, ƒ. Ћокк стал домашним врачом и воспитателем в семье лиде≠ра партии вигов графа Ўефтсбери, приобщилс€ к полити≠ческой де€тельности. ¬ педагогических взгл€дах ƒ. Ћокка на≠шли отражение его социально-политические и философские воззрени€, а также немалый педагогический опыт, накоплен≠ный им в качестве преподавател€ и домашнего воспитател€.

¬ эпоху становлени€ новых общественных отношений и формировани€ новой философии учение средневековых нео≠платоников о врожденных иде€х, которым обосновывалась правомерность сословных привилегий, стало предметом ост≠рейшей полемики. Ёто учение поддерживалось вли€тельной и весьма активной группой философов и богословов универ≠ситетов ќксфорда и  ембриджа. ¬ св€зи с этим нелишне на≠помнить, что даже такие крупные философы, современни≠ки ƒ. Ћокка, как –. ƒекарт и√.¬. Ћейбниц, признавали нали≠чие врожденных идей.

ќднако уже предшественник ƒ. Ћокка Ц ‘. Ѕэкон и его последователь “. √оббс развивали сенсуалистический подход к познанию реальных €влений мира природы, хот€ сам ме≠ханизм приобретени€, усвоени€ знаний индивидуумом ос≠тавалс€ неосмысленным.

Ќеобходимость теоретического обосновани€ возникнове≠ни€ знаний, идей из мира чувств была поставлена всем хо≠дом развити€ науки и общественной мысли. ѕути решени€ этой актуальной задачи рассматривались в фундаментальном труде ƒ. Ћокка Ђќпыт о человеческом разуменииї (1689).

 ритика ƒ. Ћокком учени€ о врожденных иде€х и разра≠ботанна€ в св€зи с этим концепци€ опытного происхожде≠ни€ человеческого знани€ стали краеугольным камнем как его теории познани€, так и системы педагогических идей.

»деи не врожденны, в том числе иде€ Ѕога и нравственные правила, они не рождаютс€ вместе с человеком. ќт рождени€ до приобретени€ личного опытаумребенка подобен чистому листу. ¬о внутренней структуре человеческо≠го опыта ƒ. Ћокк выдел€л два источ≠ника знаний, идей: первый Ц мате≠риальные объекты ощущений и обус≠ловленные ими идеи чувственно обоснованных качеств и представле≠ний. ќни составл€ют содержание так называемого Ђвнешнего опытаї; вто≠рой источник знаний составл€ют идеи так называемого Ђвнутреннего опытаї. — Ђвнутренним опытомї, или Ђрефлексиейї, св€зан акт мышлени€. ¬ итоге происходит процесс комби≠нировани€, объединени€ одних и других.

 

ƒ. Ћокк

 

Ёмпирико-сенсуалистическа€ концепци€ познани€ послужила теоретической основой дл€ выдвижени€ ƒ. Ћокком положени€ о том, что результаты сен≠сорного чувственного воспри€ти€ формируют опыт и при≠вычки и что поэтому от воспитани€ и обсто€тельств жизни зависит все развитие человека.

»значальное естественное равенство всех детей, ум кото≠рых от рождени€ Ц Ђнезаполненный чистый листї, неиз≠бежно нарушаетс€ в силу существующего неравенства инди≠видуальных способностей, различной степени прилежани€ и сопутствующих им внешних обсто€тельств. ¬се это, по ƒ. Ћокку, приводит к тому, что люди добиваютс€ разных ус≠пехов и приобретают имущество Ђразных размеровї. “аким образом, имущественное и социальное неравенство людей становитс€ как бы естественным €влением.

—ледует заметить, что ƒ. Ћокк одним из первых педаго≠гов-мыслителей поставил вопрос о пределах возможностей воспитани€, которые ограничены как индивидуальным по≠тенциалом, так и услови€ми жизни индивида. ¬о второй по≠ловине XVIII в. вопрос этот, впервые подн€тый ƒ. Ћокком, стал предметом оживленной полемики, развернувшейс€ меж≠ду французскими философами  .ј. √ельвецием и ƒ. ƒидро.

 онцепци€ воспитани€ и образовани€ детально изложе≠на ƒ. Ћокком в его трактате Ђћысли о воспитанииї (1693), где содержитс€ программа воспитани€ джентльмена, дело≠вого человека нового общества. ќтдава€ дань традици€м свет≠ского воспитани€ Ц обучению танцам, фехтованию, верхо≠вой езде и т.д., ƒ. Ћокк последовательно настаивал на практической направленности обучени€, так как это необходимо Ђдл€ деловых зан€тий в реальном миреї.

ќн выступил как подлинный реформатор, выдвинув на первый план развернутую программу реального образовани€, включавшую изучение естественнонаучных дисциплин, на≠р€ду с которыми предлагалось изучение истории, права, эти≠ки, а также стенографии и бухгалтерии. ƒл€ совершенствова≠ни€ разума ƒ. Ћокк считал также необходимым определить круг самосто€тельно изучаемой литературы. –екомендуемый им круг чтени€ содержитс€ в его Ђћысл€х о том, что читать и изучать джентльменуї (1703), которые €вл€ютс€ библиогра≠фическим дополнением к Ђћысл€м о воспитанииї. —юда он включил книги по истории, географии, логике, морали и философии, искусству управлени€, искусству правильного письма и речи и т.д. —амосто€тельное чтение, по определе≠нию ƒ. Ћокка, составл€ет Ђпоследний шаг в совершенствова≠нии разумаї.

ћожно утверждать, что в понимании задач образовани€ ƒ. Ћокк далек от узкого практицизма, утилитаризма. ≈го воспитанник должен был быть не только подготовлен к успеш≠ному ведению практических дел, но и осознавать свою граж≠данскую ответственность, быть приспособлен к Ђдобродетель≠ной жизниї, про€вл€ть интерес к изучению того, в чем он может быть полезен своей стране. ќбразование выступает, таким образом, и средством развити€ важнейших гражданс≠ких, нравственных качеств личности.

Ћокковска€ концепци€ нравственного воспитани€ была обусловлена отрицанием им врожденных идей и норм мора≠ли. Ђ≈стественный моральный законї, выдвинутый ƒ. Ћокком, был подчинен идее правового государства, которое должно обеспечивать реализацию стремлени€ людей к лич≠ной безопасности и свободному пользованию своей собствен≠ностью.

—ущественна также позици€ ƒ. Ћокка, предполагавша€ подчинение идеи Ѕога требовани€м разума: только здравый смысл должен служить регул€тором поведени€ человека. ¬ са≠моограничении и самодисциплине ƒ. Ћокк видел необходи≠мое условие разумного поведени€ и управлени€ человека со≠бой при различных обсто€тельствах жизни. ѕри этом нравственные нормы и правила поведени€ не должны оставатьс€ чем-то внешним, они должны стать его глубоко внутренни≠ми личностными качествами. ѕоэтому задача развити€ в лич≠ности внутренней потребности к активному утверждению в себе нравственных принципов рассматривалась ƒ. Ћокком в качестве главной цели воспитани€.

¬ общем, можно сказать, что цель и задачи воспитани€ человека ƒ. Ћокк трактовал в широком социальном и фило≠софском контексте взаимодействи€ личности и общества, выдвига€ на первое место становление гражданина, форми≠рование характера, нравственных качеств человека, способ≠ного реализовать высокие идеалы. “аким образом, во взаи≠модействии личности и общества приоритетное значение, по ƒ. Ћокку, принадлежало индивидуальному началу, кото≠рое, однако, должно быть св€зано с общественными инте≠ресами.

ƒ. Ћокк искал наиболее благопри€тные услови€ и Ђсамые легкие и краткие методыї реализации выдвинутых им целей и задач воспитани€. Ќовизна его подходов заключалась в том, что процесс становлени€ и воспитани€ человека рассматри≠валс€ им как единство физического и умственного развити€.

≈го трактат Ђћысли о воспитанииї открываетс€ разделом о физическом развитии и воспитании ребенка, и лишь после этого рассматриваютс€ содержание и методы умственного и нравственного воспитани€. ¬ заключительном разделе этого труда автор вновь возвращаетс€ к мысли о единстве, целос≠тности всех сторон жизни человека. ƒ. Ћокк полагал, что физический труд Ц различные виды ремесленных и сельско≠хоз€йственных работ Ц снимает усталость от учебных зан€≠тий, восстанавливает энергию, стимулирует познавательные силы, укрепл€ет здоровье, дает жизненную закалку.

  вопросу о социальном значении детского труда ƒ. Ћокк обратилс€ в составленной им записке Ђ–абочие школыї (1696) к проекту закона о бедных. ¬ этой «аписке ƒ. Ћокк предлагал создавать в каждой общине воспитательные учреждени€, предназначенные дл€ детей бедноты от 3 до 14 лет, своего рода соединение дошкольных учреждений и элементарных школ. ќбуча€сь здесь началам ремесел, распространенных в данной местности, дети должны были приучатьс€ к трудо≠любию и благонравному поведению и заодно возмещать из≠держки своего содержани€. Ётот составленный ƒ. Ћокком до≠кумент не был прин€т, предложение об учреждении в каж≠дой общине школы дл€ неимущих было по тому времени слишком смелым: закон о начальном обучении всех детей по€вилс€ в јнглии лишь в последней трети XIX в.

–азвива€ во многом педагогические идеи я.ј.  оменского, ƒ. Ћокк рассматривал гуманное отношение к ребенку как принцип, определ€ющий выбор педагогических средств. ƒог≠матизм обучени€ и подавление личности воспитанника им решительно отвергались: ребенок Ц существо, обладающее самоценностью и потому требующее к себе уважени€. —одержание и все средства воспитани€ и обучени€ должны соот≠ветствовать его возрастным и индивидуальным особеннос≠т€м. ƒ. Ћокк подчеркивал, что едва ли можно найти двух де≠тей, в воспитании которых можно было бы использовать со≠вершенно одинаковые методы и приемы.

 ак тонкий педагог и психолог, ƒ. Ћокк обращал внима≠ние на то, что дети ненавид€т праздное врем€препровожде≠ние, что им присуще естественное стремление к свободной и разнообразной де€тельности, в услови€х которой и рас≠крываютс€ их природные характеры, наклонности и способ≠ности. ѕоэтому, лишь опира€сь на естественные склонности детей, не подавл€€ их и не превраща€ зан€ти€ в брем€, пе≠дагог может руководить обучением. ¬ св€зи с этим ƒ. Ћокк задумалс€ над вопросом о стимулах и мотивации учебной де€тельности. ќтверга€ царившие в современной ему школе догматизм и зубрежку, он предлагал использовать методы обучени€, названные им м€гкими, ориентированные на раз≠витие интересов и положительных эмоций детей, их актив≠ности. ƒ. Ћокк рекомендовал пользоватьс€ в процессе обуче≠ни€, где возможно, игровыми приемами, примен€ть нагл€д≠ность, практически закрепл€ть приобретенные знани€ и умени€ и т.д.

Ќа первых этапах обучени€ ребенок должен получить €с≠ные представлени€ о реальных вещах и €влени€х, что €витс€ основой дл€ последующего развити€ логического мышлени€. ¬ трактате Ђќб управлении человеческим разумомї (1706), опубликованном уже после его смерти, ƒ. Ћокк предлагал специальные приемы и способы формировани€ суждений, развити€ мышлени€: каждый факт св€зывать с общим поло≠жением, учить видеть в совокупности все данные опыта (един≠ство целого и части), не допускать доминировани€ какой-либо иной комбинации идей (аналоги€, ассоциаци€), кроме той, котора€ вытекает из природы самих вещей, и т.д. » се≠годн€ не утратили своего значени€ мысли ƒ. Ћокка о том, что умение рассуждать делает ум, способным самосто€тельно приобретать знани€. —амообразование определ€лось им как важнейший способ усовершенствовать разум в полную меру его способностей. «адумыва€сь над вопросом о пределах воз≠можностей воспитани€, он полагал в то же врем€, что учет природной конституции ребенка и специфики индивидуаль≠ных способностей позволит воспитателю максимально рас≠ширить границы развивающего обучени€.

ƒ. Ћокк расширил представлени€ о педагогических сред≠ствах, рассмотрев не только методы обучени€, но и методы нравственного воздействи€. “елесные наказани€ им, по тра≠диции, не исключались, но признавались наименее пригод≠ной из всех мыслимых мерой, способной породить лишь Ђду≠шевную пришибленностьї ребенка. ќн обращал внимание на зависимость поведени€ от мотивов, этих Ђмогуществен≠ных стимулов душиї, и попыталс€ вы€вить механизм, уп≠равл€ющий ими.

‘ормальное заучивание правил поведени€ бессмысленно. ѕримен€€ идею нагл€дности обучени€ и к практике нрав≠ственного воспитани€, ƒ. Ћокк рекомендовал показывать де≠т€м на нагл€дных примерах, как им следует поступать и чего следует избегать. ѕрактика, повторные действи€, закрепле≠ние положительного опыта поведени€ и обусловленных этим рациональных привычек и черт характера рассматривались ƒ. Ћокком в качестве важнейших средств воспитани€.ќн счи≠тал также целесообразным использовать дл€ закреплени€ по≠ложительного опыта поведени€ повторные нравственные дей≠стви€. »скусство воспитани€, по ƒ. Ћокку, состоит в исполь≠зовании каждого благопри€тного случа€ в создании специальных ситуаций, побуждающих ребенка к повторным действи€м, укрепл€ющим положительную привычку.

ћетодику выработки у ребенка опыта нравственного по≠ведени€ ƒ. Ћокк св€зывал с развитием его нравственного сознани€, без чего возможность полноценного нравствен≠ного становлени€ личности представл€лась ему немысли≠мой. ¬ качестве важного метода нравственного воздействи€ он рекомендовал убеждение, обраща€ внимание на то, что дети хорошо воспринимают доступные их уровню понима≠ни€ доводы воспитател€, чувствительны к одобрению или порицанию, усваивают примеры поведени€ со стороны взрослых и т.д.

‘илософские, социально-политические и педагогические идеи ƒ. Ћокка составили целую эпоху в становлении педаго≠гической науки. ≈го мысли были развиты и обогащены пере≠довыми мыслител€ми ‘ранции XVIII в., нашли продолже≠ние в педагогической де€тельности ».√. ѕесталоцци и рус≠ских просветителей XVIII в., которые устами ћ.¬. Ћомоносова называли его в числе Ђпремудрых человечества учителейї. “рактат ƒ. Ћокка Ђћысли о воспитанииї был переведен в –оссии в 1759 г. Ќ.Ќ. ѕоповским, учеником и последовате≠лем ћ.¬. Ћомоносова, одним из первых профессоров ћос≠ковского университета. ¬ предисловии к книге ƒ. Ћокка Ќ.Ќ. ѕоповский счел необходимым обратитьс€ к читателю с весьма знаменательной рекомендацией: хот€ ƒ. Ћокк рас≠суждает здесь только о воспитании детей из знатных семей, однако и незнатные могут пользоватьс€ теми же правилами.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 877 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

1262 - | 1122 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.