Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒвижение за обновление школьного образовани€ и методов обучени€




ѕреобладание схоластической ортодоксии и формализма в содержании школьного образовани€ и методах обучени€ стало превращатьс€ к на≠чалу XVII в. в тормоз, который ме≠шал развитию естественнонаучных знаний, а также нацио≠нальных €зыков и литератур. »менно поэтому в √ермании, ‘ранции, јнглии и других странах «ападной ≈вропы нарас≠тала оппозици€ схоластике в образовании, котора€ все на≠стойчивее про€вл€лась в движении за переустройство школ. ѕри всем разнообразии оттенков этого движени€ в разных странах в целом его объедин€л поворот к обучению на род≠ном €зыке, к реально-практической программе образовани€, к решительному обновлению методов преподавани€. ¬ажную роль в этом процессе сыграло возникновение в рамках гос≠подствовавших в «ападной ≈вропе религий своего рода дис≠сидентских течений: в католицизме Ц €нсенизма, в протес≠тантизме лютеранского толка Ц пиетизма.

¬о ‘ранции, Ќидерландах, где особенно сильным был католицизм, движение за устройство по-новому организован≠ных школ наиболее €рко про€вилось в движении €нсенизма. “олчком к его возникновению послужили опубликованные в 1640 г. сочинени€ голландского теолога  орнели€ янсени€ Ц Ђ»споведьї, Ђќ граде Ѕожиемї об одном из Ђучителей церк≠виї средневековь€ Ц јвгустине.  . янсений искал в богослов≠ских трактатах јвгустина религиозное обоснование прав ин≠дивида и человеческого достоинства, про€вл€ющихс€ в актах мышлени€. Ётот подход, направленный против школьной практики и этических принципов иезуитов, в значительной степени приближалс€ к концепции философского рациона≠лизма –. ƒекарта (латинизированное им€  артезий), провозг≠ласившего верховенство разума над авторитетом.

–епрессии против €нсенистов, про€вл€вших стойкость перед деспотизмом правительства корол€ Ћюдовика XIV и иезуитской церковной политики, сделали €нсенизм привле≠кательным в кругах среднего сослови€ и даже некоторой ча≠сти французской аристократии. ќплотом €нсенизма во ‘ран≠ции стал расположенный в окрестност€х ѕарижа монастырь ѕор-–о€ль. —реди сторонников общины ѕор-–о€л€ были та≠кие известные ученые и представители общественной мысли ‘ранции того времени, как –. ƒекарт, Ѕ. ѕаскаль, ј. јрно, ѕ. Ќиколь,  . Ћансело, ∆. –асин и др.

ƒе€тели ѕор-–о€л€ организовали р€д интернатных учеб≠но-воспитательных учреждений, предназначенных дл€ маль≠чиков и девочек, так называемых Ђмаленьких школї, кажда€ из которых была рассчитана на 20Ц25 учеников, распреде≠л€вшихс€ между 4Ц5 учител€ми и воспитател€ми. ѕервые такие школы были открыты в ѕор-–о€ле в 1643 г. ѕо мере роста попул€рности и числа учащихс€ подобные школы от≠крылись в ѕариже и его окрестност€х. ќднако уже в 1660 г. в результате противодействи€ иезуитов эти школы были зак≠рыты по приказу ЋюдовикаXIV. «а неполные 20 лет суще≠ствовани€ школ ѕор-–о€л€ (1643Ц1660) обучение в них прошли около тыс€чи воспитанников.

Ќесколько позже педагогические идеи де€телей ѕор-–о≠€л€ были обобщены приверженцами и последовател€ми €н≠сенизма Ц ‘рансуа де ‘енелоном (1615Ц1715) в его сочине≠нии Ђќ воспитании девицї (1681) и Ўарлем –олленом (1661Ц 1741) в его Ђ“рактате об образованииї.

ƒе€тельность педагогов ѕор-–о€л€, как и де€тельность их современника я.ј.  оменского, испытывала значительное вли€ние различных философских учений. ѕри этом основные начала философии ‘. Ѕэкона, на которые опиралс€ я.ј.  оменский, и картезианской философии, ставшей дл€ €нсени≠стов основой решени€ ими педагогических проблем, были существенно сходны: центр т€жести обучени€ смещалс€ с объема запоминаемых знаний к рациональному методу их ус≠воени€, развивающему способность наблюдать и самосто€тель≠но мыслить. ¬следствие этого новый подход €нсенистов к за≠дачам школы обнаруживает немалое сходство с общепедаго≠гическими и дидактическими иде€ми я.ј.  оменского.

ѕедагоги ѕор-–о€л€ были во ‘ранции практически пер≠выми, начинавшими обучение детей не с латинского, а с родного €зыка. ќни рассматривали его в качестве основного €зыка обучени€, что в полной мере согласовывалось с идеей Ђшколы родного €зыкаї я.ј.  оменского. ћежду прочим, в школах €нсенистов впервые перешли от буквослагательного метода обучени€ грамоте к звуковому, т.е. начали знакомить детей с буквами по их действительному произношению. Ётот метод оформилс€ и получил распространение в школах ев≠ропейских стран только через 150Ц200 лет.

¬ руководимых €нсенистами школах детей 6Ц 12 лет учили прежде всего читать и писать на родном €зыке, считать и из≠мер€ть, а также сообщали им элементарные географические и естественнонаучные знани€. Ќа последующих ступен€х обу≠чени€ круг реальных и гуманитарных знаний расшир€лс€: вво≠дилось преподавание элементов естествознани€, математики, физики, всеобщей истории, риторики, логики и т.д. Ќар€ду с латинским изучалс€ греческий €зык, которые служили сред≠ством ознакомлени€ с наследием античной культуры. ѕрепо≠давались и новые €зыки, преимущественно италь€нский и ис≠панский, €зыки соседних с ‘ранцией стран.

ќпору на присущие дет€м любознательность и потреб≠ность в познании окружающего их мира €нсенисты рассмат≠ривали в качестве Ђестественного побудительного средстваї, позвол€ющего успешно воспитывать и обучать без насили€ и принуждени€. ѕоэтому в своих учебных книгах и руковод≠ствах педагоги ѕор-–о€л€ св€зывали формирование у детей €сных представлений с сенсорным воспри€тием. —оответ≠ственно они рекомендовали, подобно я.ј.  оменскому, при обучении все, насколько возможно, предоставл€ть чувствам ребенка, преподавать нагл€дно. ¬ €нсенистских школах ши≠роко использовались карты, картины и портреты знамени≠тых людей, изображени€ машин и оружи€ и т.п., а там, где это было возможно, Ц примеры из самой жизни.

¬ странах «ападной ≈вропы, где в результате движени€ –еформации утвердилс€ протестантизм, прежде всего в √ер≠мании, движение за обновление школы возглавили пиетис≠ты. ¬озникнув в √ермании во второй половине XVII в. как реакци€ на окостенение лютеранского богослови€, пиетизм (от лат. pietas Ц благочестие) стремилс€ к пробуждению, обновлению религиозного чувства, постижению личности с учетом ее индивидуальности. ѕоскольку содержание тради≠ционного школьного образовани€ и господствовавшие ме≠тоды обучени€ не соответствовали их религиозно-мировоз≠зренческим установкам, пиетисты создавали свои учебно-воспитательные заведени€. Ќаибольшую известность приобрели школы пиетистов, группировавшихс€ вокруг јв≠густа √ермана ‘ранке (1663Ц1727). ќни вошли в число пер≠вых школ, де€тельность которых была св€зана с усилением практической направленности школьного образовани€ и на≠гл€дности обучени€ в духе идейя.ј.  оменского.

¬ педагогической де€тельности ј.√. ‘ранке и его последова≠телей про€вилась демократическа€ сторона пиетизма. ј.√. ‘ранке совмещал должность университетского профессора восточных €зыков в г. √алле с об€занност€ми пастора церкви одного из беднейших районов пригорода. ¬ 1695 г. при этой церкви им была открыта школа дл€ детей неимущих родителей. Ѕлагодар€ его умелому и энергичному руководству эта школа стала образ≠цом дл€ других открытых им в г. √алле воспитательно-образова≠тельных учреждений, получивших наименование Ђучреждений ‘ранкеї. ќни содержались за счет пожертвований состо€тель≠ных граждан, сочувствовавших иде€м ј.√. ‘ранке. ѕопул€р≠ность Ђучреждений ‘ранкеї была настолько велика, что в 1708 г. их посетил король ѕруссии ¬ильгельм I. ¬ 1727 г. Ц в год смерти ј.√. ‘ранке Ц в основанных им школьных учреждени€х насчи≠тывалось более двух тыс€ч учащихс€. »з них более половины приходилось на начальные школы; 400 Ц на средние школы, в их числе воспитательное учреждение дл€ девочек; 134 Ц на детский сиротский приют и т. д.

ѕедагогические воззрени€ ј.√. ‘ранке изложены в его со≠чинении Ђ раткое элементарное руководство как воспиты≠вать детей к истинному благочестию и христианской мудрос≠тиї, в котором попул€ризировались многие идеи я.ј  омен≠ского, в частности требование €сности и нагл€дности в обучении, его св€зи с практической жизнью; закреплени€ ус≠военного повторением и упражнением и т.д. ј.√. ‘ранке обра≠щал внимание на значение в воспитательно-образовательной де€тельности личного примера учител€, взрослых членов се≠мьи и вообще всех тех, с кем дети вход€т в общение. ¬ соответ≠ствии с этими требовани€ми воспитатели Ђучреждений ‘ран≠кеї должны были подчин€тьс€ тому же режиму, что и дети. ”стран€лось также все, что могло пробудить в дет€х честолю≠бие, в том числе похвалы, награды, отличи€ за успехи в уче≠нии и т.д. —ам ј.√. ‘ранке совершенно в духе я.ј.  оменско≠го рекомендовал воспитател€м м€гкое, отеческое отношение к дет€м. Ќо на практике дисциплина в его учреждени€х была достаточно строгой и не исключалось даже применение теле≠сных наказаний. Ќеобходимыми средствами воспитани€ люб≠ви к ближнему, а также предупреждени€ отклонени€ ребенка от норм христианской морали ј.√. ‘ранке считал Ђхристиан≠скую катехизациюї, т.е. краткое и доступное дет€м изложение основ христианского учени€, чтение —в€щенного писани€, соединенное с религиозно-нравственными беседами, настав≠лени€ми, и приучение ребенка к искренней молитве.

¬ Ђучреждени€х ‘ранкеї большое место отводилось обу≠чению родному €зыку, сообщению реальных знаний, изуче≠нию детьми живой природы с целью подготовки воспитан≠ников к практической жизни. Ќеобычными дл€ того време≠ни €вл€лись систематические экскурсии учащихс€: элементы природоведени€ и мироведени€ сообщались дет€м вне класс≠но-урочных зан€тий Ц на прогулках, при осмотре музеев, а также мастерских с целью ознакомлени€ с ремеслами и раз≠личными видами трудовой де€тельности, о чем говорил еще я.ј.  оменский.

”чащиес€ средних школ изучали родной и латинский €зы≠ки, историю, географию, математику, физику, естествознание и р€д других общеобразовательных предметов. ѕри од≠ной из средних школ был даже устроен естественно-истори≠ческий музей. ¬ свободное врем€ воспитанники помимо фи≠зического труда в саду и во дворе занимались различными видами ремесленного труда.

— де€тельностью Ђучреждений ‘ранкеї св€зано возникно≠вение в √ермании первых реальных школ. ”же у ј.√. ‘ранке возник план организации особого училища дл€ подготовки к практическим професси€м. ’от€ этот план и не был осуществ≠лен, его частично реализовал  ристоф «емлер (1669Ц1740), живший также в √алле и занимавший место пастора в той же церкви, что и ј.√. ‘ранке, и должность доцента в том же уни≠верситете, где ј.√. ‘ранке был профессором. ¬ 1708 г.  . «емлер учредил училище, названное им Ђћатематической реальной школойї. ќ латыни здесь уже не было и речи. ”чебный план включал лишь предметы, изучение которых могло служить уча≠щимс€ дл€ лучшей подготовки к практической де€тельности: математику, физику, астрономию, рисование, черчение, гео≠графию, правоведение, агрономию, отечественную историю, родиноведение, экономику и т. д.

¬ 1747 г. »оганн √еккер, ученик ј.√. ‘ранке, бывший учи≠телем одной из его средних школ, основал в Ѕерлине Ёко≠номически-математическую реальную школу, котора€ вско≠ре приобрела широкую известность. ќна состо€ла из народ≠ной школы, игравшей роль подготовительного отделени€, собственно реальной школы, дававшей повышенное образо≠вание с профессиональным уклоном, а также средней шко≠лы Ц педагогиума, готовившей к поступлению в универси≠тет. ѕо образцу школ ». √еккера и  . «емлера в р€де немец≠ких городов были также открыты реальные школы.

ѕедагогические идеи пиетизма находили сторонников среди различных течений протестантизма во многих странах, однако уже во второй половине XVIII в. пиетизм утратил свое первоначальное вли€ние в значительной степени под вли€≠нием идей новых педагогических течений Ц филантропизма и неогуманизма, о чем будет идти речь несколько дальше.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 420 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

1418 - | 1279 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.